Главная страница
Биография и работы
Человек на Земле и в космосе

На странице представлены материалы, не все из которых прямо связаны с человековедением, но вытекают из его контекста и являются его футуристическим выражением. Как и оно само, картины будущего логически обоснованы и являются идеально-рациональным продолжением настоящего в развитии. Одной из задач материалов этой страницы является иллюстрация позитивных тенденций развития важнейших сторон и сфер деятельности человека такими, какими они видятся с позиций человековедения. Еще одна задача состоит в показе прикладной направленности человековедения и его возможностей. Наконец, как страница раздела сайта "Популярное человековедение", ее материалы предназначены для его популяризации. Раздел 3. "Научно-технический прогресс и будущее науки, техники и производства" опубликован в №49 за 2012 год электронного этико-философского журнала "Грани эпохи".

Человековедение и будущее

Рубрики:

1. Будущее человека и человечества

2. Будущее экономики

3. Научно-технический прогресс и будущее науки, техники и производства

4. Будущее педагогики

Введение

Особенностью материалов этой страницы является то, что они выстроены на логической и методологической основе человековедения (Чел) и его видения сущности человека, закономерностей развития и его действий - индивидуальных, в социуме и природе. Прогнозирование будущего человека и важнейших сторон его деятельности весьма непросто потому, что жизненные реалии дают поводы для сомнений в позитивном развитии в силу недостаточной разумности его действий и преобладания инстинктивного, чувственного и силового начал над духовным. Тем не менее, Чел опирается на высокий природный потенциал интеллектуально-волевых возможностей человека и обосновывает их поступательное развитие, благодаря которому он будет становиться лучше сам и улучшать свои действия во всех сферах, последовательно их рационализируя. Забегая вперед, хочется отметить высокую вероятность значительных, способных поразить воображение, перемен в человеке и его жизни, особенно тех ее сторон, которые теперь настолько проблематичны, что многим представляются раз и навсегда данными и неизменными. Чел считает, и это отражено во многих его материалах, что люди решат свои проблемы довольно скоро /в историческом масштабе/ по нескольким причинам и следствиям: 1) нарастания критической массы проблем, 2) осознания людьми своей социальности и необходимости общих усилий в решений проблем и общечеловеческих задач, 3) изменения жизненной ориентации-ценностей людей по мере их развития и повышения интеллектуально-духовного потенциала.

1. Будущее человека и человечества

1.1. Исходные посылки

Будущее человека представляется неоднозначным и альтернативным, - возможны и апокалипсис по Нострадамусу, как следствие нерациональных действий и потребительской ориентации людей, и светлое будущее при условии изменения их ценностных ориентиров в сторону разумного (природосообразного) развития и совершенствования. Ниже будут рассмотрены важнейшие аспекты будущего людей с позиций Чел.

1.2. Какие люди/человечество сейчас и какими могут быть?

Чтобы рассуждать о будущем, которое является продолжением настоящего, естественно опереться на него и формирующих его людей. При этом самое существенное в характеристике современных людей - большие различия как в развитии - физическом, интеллектуальном и нравственном, так и в мировоззрении и социально-имущественном положении, которые разделяют их и препятствуют созданию единого справедливого и развитого сообщества. Примечательно, что эти различия не волнуют людей в такой степени, насколько это важно и для нормализации индивидуальной и социальной жизни и для реализации крупных общечеловеческих проектов, например, обеспечения населения земли продовольствием, решения энергетических, транспортных и экологических проблем, освоения космоса. Причина этого - в господствующей жизненной ориентации людей на обогащение и власть. Естественно, на основе частной собственности из разнородного и в немалой степени некачественного материала, нельзя построить привлекательное для большинства и прочное здание лучшей жизни - социально-экономическую систему или организацию сообщества людей, народов, человечества, которое будет обеспечивать оптимальное решение задач существования каждого человека и улучшение его вида.

То есть, чтобы построить здание лучшего будущего, необходимо сделать материал-людей более качественным и однородным, а это непростая задача, предполагающая целенаправленные и немалые усилия по развитию и совершенствованию людей. Последнее затрудняется не только другой ценностной ориентацией людей, но и отсутствием единства в определении сущности человека, без которого его жизнь не может быть вполне осмыслена, а будущее достаточно определено. При таком положении вещей обоснованный и конкретный прогноз будущего человека вряд ли возможен и потому мы будем использовать вариантный подход и логику Чел. Рассуждая о будущем человека, будет логичным выделить несколько его периодов: ближайший - на несколько десятилетий, примерно до конца 21-го века, среднесрочный - на полтора-два века и долгосрочный - на третье тысячелетие. Последний, как и прогноз на еще больший период, практически затруднен по трем важнейшим причинам: 1 - человечество развивается по экспоненте, весьма стремительно и настолько, что легко ошибиться; 2 - минеральные топливно-сырьевые источники сокращаются и пока нельзя говорить однозначно о том, как это будет преодолено ибо возможны варианты; 3 - не исключен риск мирового катаклизма - социально-экономического или природного, если люди и их жизненные ценности будут оставаться теми же...

Почему так, а не иначе? Ну, что касается 1-й причины, то достаточно соотнести достижения человечества за последние сто лет с результатом предшествующего тысячелетия, чтобы вопросов больше не было. Для примера приведем книгу К. Сагала "Драконы Эдема" или нашу статью: "Возникнув среди звезд и к звездам не стремиться?..", в которой она цитируется. По 2-й причине важно то, что в 21-м веке будут истощены известные источники ископаемых топливно-сырьевых ресурсов и людям придется искать новые, среди которых возможны такие, которые могут оказать весьма существенное влияние на развитие человечества. Что касается 3-й причины, то она имеет консервативный характер и может определять будущее людей до тех пор, пока они и их ценности не изменятся в сторону развития и совершенствования, к чему пока нет серьезных предпосылок... Чел в своем прогнозе будущего человека исходит из позитивной исторической динамики, значительного потенциала развития человека и его разума и опирается на обоснованные им определения сущности и вытекающие из него категории жизненной необходимости и высшей пользы. Последнее при благоприятных обстоятельствах позволяет надеяться на лучшее будущее через постепенное улучшение человека и его жизни. Следует заметить, что в контексте Чел представляются абсурдными и досужими такие фантазии буржуазных авторов, как торжество роботов над людьми, мрачный автоматизированный, неэкологичный и агрессивный капитализм, наделенные разумом насекомые - "хищники", алчные и жестокие инопланетяне, звездные войны...

1.3. Прогноз до конца 21-го века

Прогноз ближайшего периода опирается на некоторые существенные обстоятельства и тенденции современной жизни - ускоряющийся научно-технический прогресс и накопление знаний и, к сожалению, неувеличение духовного потенциала и нравственности людей, наличие разных по развитию, уровню жизни и возможностям людей и народов и формирование объединяющих их сообществ и организаций, проявление религиозной нетерпимости и повышение толерантности между людьми с различными верованиями и убеждениями, военно-экономические экспансии и помощь нуждающимся странам со стороны более развитых. Одновременно имеют место тенденции в росте частных капиталов и их концентрации в некоторых странах при одновременном росте объема необеспеченных долговых обязательств, которые влияют на социально-экономические отношения всего мира. Весьма велик уровень производства вооружений и объем их использования при решении политических, экономических и религиозных конфликтов, которые говорят о наличии высокого уровня противоречий между людьми, странами и сообществами и их агрессивности, которая, будучи производной экономическим возможностям и культуре, адекватна их невысокому уровню развития. Довольно опасны транспорт и некоторые производства, люди не вполне защищены от природных катаклизмов и посягательств преступников, многие не уверены в будущем... Людей влечет космос, но это весьма дорогостоящее и опасное влечение предполагает соединение усилий и средств многих... Поскольку будущее вырастает из настоящего, нельзя не видеть его противоречий и альтернатив, - с одной стороны, идет мощное развитие технических средств, с другой - очевидно неразвитие, если не деградация немалого числа людей, с одной стороны, имеет место несовершенство социально-экономических отношений людей, порождающее имущественное расслоение и несправедливость, разобщение и конфликтность, с другой - проводятся разномасштабные, но, очевидно, недостаточные пока мероприятия по их смягчению и совершенствованию. От того, как и что возобладает, а определить это сложно в силу относительности и недостаточной рациональности действий людей, зависит их жизнь на Земле в 21-м веке и дальше...

Одним из вариантов и возможных катализаторов развития событий является вероятный дефолт госдолга США и глобальный кризис мировой экономики, который станет своеобразным катарсисом для многих стран, а его позитивным результатом может быть поворот к глубоким экономическим и социальным преобразованиям во всем мире. Важным фактором развития может послужить не менее вероятный мировой энерго-сырьевой кризис, выходом из которого будет появление новых видов и мощных источников энергии, равно, как и технологий производства без использования ископаемого сырья. Связанным с этим является и развитие транспорта, который сначала заполнит все дороги, а затем будет сокращаться и становиться все менее механическим и частным, использующим энергию сгорания ископаемого топлива и все более безопасным и быстрым, экологичным и оптимизированным в социальной инфрастуктуре. Социализация и демократизация жизни будут способствовать снижению неравноправия и несправедливости, повышению уровня и безопасности жизни людей. С повышением уровня жизни и рационализацией жизнеустройства будут связаны изменение жизненных акцентов, а впоследствии и ценностей в сторону развития людей и рационализации их жизни, познания мира и себя. Как следствие этих процессов, вероятны постепенные гуманизация и декоммерциализация жизни. Возрастет социально-нравственная роль педагогики, науки и искусства. Развитие средств коммуникации и связи будет способствовать улучшению информационной обеспеченности людей и созданию единого и свободного информационного пространства. Жизненные вызовы - социальные движения, производственно-транспортные и природные катастрофы, преступность и терроризм - будут побуждать людей доискиваться до корней-причин происходящего и постепенно устранять их, совершенствуя индивидуальную и социальную жизнь, а глобальные проблемы и задачи, - такие, как улучшение состояния окружающей среды и выравнивание уровня жизни разных стран на земле, демилитаризация жизни и освоение космоса, потребуют соединения средств и усилий многих, способствуя сближению людей и народов. Если наш прогноз развития оправдается и пойдет по лучшему сценарию, к концу 21-го века вероятно объединение-распад военно-политических блоков и организация единого мирового сообщества, которое будет способствовать ускорению и повышению эффективности развития человечества на новом историческом этапе.

1.4. Прогнозы средне и долгосрочный

1.4.1. Прогноз среднесрочный может иметь варианты, худший из которых реализуется, если социально-экономическое развитие человечества будет проходить при тех же ценностях и ускоряющемся научно-техническом прогрессе, а лучший вероятен при более осмысленной и рациональной эволюции людей на фоне гуманизации жизни, усиления социально-демократических процессов и повышения их организованности, изменения ценностных ориентиров. Если развитие пойдет по худшему варианту и 21-й век не принесет существенных изменений в сознании людей, то человечество ждет много испытаний и жертв прежде, чем будет осмыслен и избран другой путь, которому соответствует второй - лучший вариант развития. Последний может начаться раньше, если будут интенсивнее развиваться гуманитарные науки, будет, наконец, определена сущность человека и осознана выражающая ее жизненная необходимость /ЖН/ на пути осуществления которой человечество откажется от ценностей индивидуального обогащения в пользу достижения общей пользы и развития всех и каждого для достижения высшей пользы /ВП/ улучшения вида (информацию о ЖН и ВП см. в главе 1 Основ Чел). Чтобы это реализовать по классификации, обоснованной в Чел, человечество должно перейти от этапа корыстно-хозяйственных отношений с частной собственностью и социальной несправедливостью к новому историческому этапу, основными задачами которого являются развитие человека и социальных отношений, имманентных человеку разумному, сознающему себя индивидуумом и частью общества и природы и стремящемуся ко все более рациональной системной организации и интеграции всех сторон жизни.

Если развитие человечества пойдет по худшему варианту, то затянется период разобщения людей и преобладания своекорыстия в их отношениях, естественно-научной и технической ориентации развития и связанных с этим социальных несправедливости и конфликтов. Тем не менее, и в этом случае, но значительно медленнее, будет идти поступательный процесс развития человека и оптимизации его взаимодействия с социумом и природой на пути создания интегрированного мирового сообщества. Совершенствование энергетики и технологий, развитие науки и техники, новые задачи и вызовы времени будут способствовать повышению эффективности, социализации и интеграции экономики, организованности жизни и обеспеченности ресурсами и энергией большинства людей, снижению их разобщенности и повышению единства воли и энергии для решения общезначимых социально-экономических и научно-технических задач в интересах всех людей на Земле и в космосе. Более интенсивное развитие гуманитарных наук и Чел, в частности, могло бы способствовать более раннему наступлению нового этапа организованного развития человечества, соответствующего уровню "Homo sapiens" или человеку, разумно действующему индивидуально, в социуме и природе!

Улучшая организацию жизни и ее обеспеченность необходимыми ресурсами и энергией, - люди будут руководствоваться не удовольствиями и выгодой, а необходимостью развития и пользой совершенствования, сознавая которые, они начнут изменяться сами и воздвигать здание новой лучшей жизни. Если человек задумается о своей не просто пользе, а о ВП, то придет к мысли об общем благе или о жизни в гармонии с людьми и природой. Оптимизируя свои взаимодействия, люди получат значительные преимущества - не надо будет уделять столько времени и сил тому, что сейчас обеспечивает выживание и самосохранение, - улучшая организацию жизни, производство, распределение и использование жизненных ресурсов, можно будет значительно повысить уровень жизни и постепенно решить многие проблемы - индивидуальные, социальные и экологические. За счет рационализации жизни сократится время необходимого труда и решения бытовых задач, - люди смогут уделять больше времени своим здоровью и развитию, самореализации и самовыражению. Впрочем, сокращение рабочего времени для человека, живущего природосообразно - не самоцель, если трудишься для своей пользы, делаешь то и столько, сколько нужно и можешь!.. Рационализация жизни позволит оптимизировать не только ресурсы и энергию, но и пространство жизни людей, сделав доступным для каждого комфортное и функциональное жилье и сократив время на хозяйственные нужды и объем перемещений. Минимизация личного имущества и увеличение доли средств общего пользования, позволят существенно сократить объем используемых ресурсов и улучшить состояние окружающей среды, повысить индивидуальный жизненный потенциал и накапливать внутреннюю энергию разума, развития и совершенствования, которая лежит в основе позитивной видовой самореализации, воплощающей ВП человека!

1.4.2. Прогноз долгосрочный в значительной степени идеален и воплощает в себе представления Чел о человеке разумном и его позитивном будущем. Современное человечество разнородно и это его существенный недостаток, не преодолев который, оно не сможет уверенно двигаться вперед ибо это недостижимо без единомыслия и сложения усилий всех людей. Имея продолжительный период между полуживотным и собственно человеческим существованием, люди должны подняться над инстинктами своим разумом и начать в своих действиях руководствоваться критериями необходимости и пользы. В течение последующих веков они разумно-осознанно эволюционируют, поднявшись над естественным отбором и решив проблемные моменты организма и сознания, устранив рудименты и атавизмы, а также негативную наследственность, которые ранее мешали жить. Изменятся люди и вся их жизнь... Не станет частной собственности, как ненужной и нерациональной, а вместе с ней экономики и связанных с ней сфер - обращения-торговли, забудутся политика и государство, не будет СМИ. Все люди будут физически развиты, здоровы и образованы. Наукой или техникой, искусством или чем-то еще, необходимым для общества, люди будут заниматься по желанию и способностям, еще будет, - нет, не производство, которое никому не принадлежит, а средства производственной композиции, которыми по заданным программам может быть произведено все, что необходимо людям - еда и одежда, вещи и оборудование - было бы только из чего, то есть необходима какая-либо материальная субстанция, из которой продукт и композируется... Не будет складов, отходов и мусора, - все будет перерабатываться в первичное молекулярное сырье, из которого затем будет производиться необходимое для жизни... Все процессы - перемещения и преобразования, изменения температуры и вычисления, управление и композиция, требующие применения энергии, будут осуществляться на уровне управляемых взаимодействий элементарных частиц, как и производство энергии, которое станет возможно в любом месте и количестве с помощью небольших по размеру устройств. Линий электропередач, как и большого количества транспорта, также не будет за ненадобностью.

Разумеется, это не может не отразиться на людях, их отношениях между собой и окружающим миром - у всех будет все необходимое и потому им ничего не надо будет делить и что-то накапливать. Уйдут в прошлое неравенство: материальное и социальное, рутинные, вспомогательные и сервисные операции и необходимость выполнять их людям. Люди будут рождаться и воспитываться в оптимальных условиях, у них не будет серьезных физических или психических отклонений, разве, что небольшие различия, связанные с индивидуальностью и жизненным опытом. Ни у кого не будет преимуществ перед другими в стремлении к совершенствованию для пользы всех, поскольку их жизненные цели и ценности будут определяться достижением общезначимой ВП - улучшением вида. Их жизнь будет высокоорганизована и совершенна, делая все с воодушевлением, люди будут доброжелательны и дружелюбны. Разумеется, ни о каких серьезных противоречиях среди зрелых людей, а незрелые будут отделены от них и находиться под контролем взрослых, обучающих их пониманию и осуществлению ЖН, речи быть не может по той причине, что их объединяют общие цели и задачи. В своих действиях люди будут рациональны и целесообразны, о таких глупостях, как вредные привычки или мода, они забудут, помня о необходимом разнообразии - их одежда и интеръеры по желанию и в зависимости от обстоятельств будут менять цвет и дизайн. А вот о необходимости поддержания постоянно хорошей физической и психической формы они не только будут помнить, но и регулярно это делать, что позволит им жить очень долго и продуктивно. Телосложение людей будет совершенно, движения и действия координированы, точны и красивы.

Жизнь будет прекрасно организована и технически оснащена, каждый будет четко знать и выполнять свои обязанности и задачи, связанные с участием в совместной жизни с другими людьми плюс занятия наукой и техникой, участие в совершенствовании производства энергии и жизненных ресурсов и внешних взаимодействий. Социальной организации практически не будет, потому что не будет никакой иерархии и, что важно, необходимости кого-то заставлять делать что-то или распределять ресурсы. Все это будет учтено и отрегулировано системно без каких-либо преимуществ для кого-то, но оптимально для всех. Об отношениях полов следует сказать, что они, наверное, также будут отличаться от теперешних своей рациональностью, выполняя не просто природное предназначение в продолжении рода, но оптимально реализующего задачу видового совершенствования человека, а не случайного и практически неконтролируемого, как теперь. Исполнение распорядка жизни, как и всех прочих правил и инструкций, будет для людей не в тягость, имея силу непреодолимого закона, нарушить который ни одному зрелому человеку даже в голову не придет потому, что является производной совершенной организации системы жизни, выражением их ЖН и условием достижения ВП. Все это будет воспитываться в них с раннего возраста и входить, как говорят, в плоть и кровь... Будущее России теперь весьма неоднозначное и в обозримом будущем является таковым ибо для развития столь громадной по территории и сравнительно малонаселенной страны необходимы значительные и последовательные усилия по развитию и повышению культуры ее граждан, неординарные решения по территориальной организации и развитию хозяйства и жизни людей и значительно более умное, честное и организованное управление в сравнении с нынешним (см. материалы о России на посвященной ей странице сайта).

2. Будущее экономики

Представляется принципиально отличным от современного прежде всего повышением уровня ее социализации и сокращением связанных с ней сфер производства и особенно обращения за счет рационализации и технологического повышения производительности труда, сознательного отношения к труду и разумно справедливого распределения его результатов вследствие более высокого индивидуального развития людей и оптимальной организации их взаимодействий и социальных отношений. Ниже с позиций Чел будет рассмотрено вероятное будущее экономики как системы обеспечения людей продуктами потребления и средствами жизнеобеспечения, материальной основы развития науки и создания технических средств, способствующих рациональному развитию и совершенствованию людей для решения их задач существования.

2.1. Человек, социум и задачи экономики

Протекающие социал-демократические процессы способствуют сглаживанию противоречий и проблем, но не преодолевают их, - по-видимому, пока люди не вполне сознают существо этих противоречий и, что естественно, не знают способа и средств их преодоления... Чел связывает это с уровнем развития людей и имманентными ему жизненными ценностями, которые нельзя изменить революционно, как это пытались сделать в России, но которые будут эволюционировать по мере развития человека и его разума. Будущее экономики, ее суть и задачи изменятся, - частные интерес и выгода, из которых вырастает большинство современных проблем, будет постепенно вытеснены социальными интересами и пользой - рационально организованными для достижения общезначимых целей в обеспечении материальных и духовных потребностей людей. При этом важно отметить одно существенное обстоятельство: социализация и обобществление экономики, как и ее оптимизация, сообразуются с сущностью человека в развитии и предполагают более высокий уровень его самосознания и рациональной экономичности, организованности и ответственности в исполнении своих социальных прав и обязанностей. Последнее будет естественным в контексте реализации ЖН развития и совершенствования, осуществлению которой человека будут учить с детства до достижения зрелости. В отношении мотивации труда и его недостаточного количества и качества, следует сказать, что того, что было в СССР, не будет по двум причинам - и люди будут другими - более развитыми и организованными, и характер труда будет другим - более технологичным, производительным и творческим. Экономика перестанет быть частной, товарно-денежной, став более эффективной составной частью четко организованного социального механизма, обеспечивающего необходимые материальные потребности людей для их оптимального развития и совершенствования в процессе решения задачи улучшения вида. Впрочем, до этого еще очень далеко...

2.2. Что необходимо людям и как это реализовать?

ЖН человека в отличие от желаний и удовольствий, ощущаемых посредством органов чувств, определяется разумом, теперь в неодинаковой степени развитым у людей, что является их весьма большой проблемой. Отметив в предыдущем разделе возможность ее решения и связав с сущностью человека в развитии, мы руководствовались логикой Чел в его представлениях о будущем и отталкивались от некоторых несообразностей современной экономики и попыток их преодоления, оптимизируя алгоритмы которых, можно выйти на рациональные решения. Разумеется, не стоит ожидать и добиваться быстрых революционных решений-преобразований экономики, а расчитывать на постепенное развитие социально-экономических отношений, которое, впрочем, можно стимулировать опираясь на Чел и природосообразную педагогику, - главное, они-отношения должны созреть и быть реализованы естественно и разумно. Последнее - разумность и организованность являются решающим фактором развития человека и реализации новой социальной экономики. Представление о ней может быть сформировано на основе интерпретации важнейшей категории Чел - ЖН, которая определяет существенные действия человека. Глядя на современную экономику под углом зрения ЖН, можно увидеть много такого, что нельзя назвать разумным и самое неразумное в ней, безусловно, человек, - пока он таков, изменить что-то существенно не получится... Начнем с того, что у современной экономики две цели - удовлетворение потребностей людей, на котором держится предпринимательство, и стремление к обогащению, которое его мотивирует. При этом последнее нередко отрывается от предпринимательства и вульгализируется до обогащения любым путем, в том числе, преступным. Частный интерес не соотносится с общественным, порождая социальные проблемы - безработицу и преступность, демографические - недостаточное воспроизводство коренного населения и иммиграцию и экологические проблемы. Выгодно производить оружие, алкоголь и наркотики, чрезмерно раздута сфера обращения, в том числе непроизводительного посредничества, и велик объем перевозок товаров, раздуваются мегаполисы и концентрируются капиталы, нарастает капиталистическая экспансия в третий мир и, как следствие, обратная реакция, - террористическая угроза...

Можно еще расширить примеры достижения людьми максимальной выгоды, но важнее связать ее причины и следствия, чтобы увидеть пути преобразования экономики - от частной выгоды к общей или пользе всех. Что для этого необходимо? Прежде всего, понимание происходящего и его связи с сущностью человека в развитии, которое обосновало Чел. Человек стремится к свободе, а так называемый "свободный мир" отнюдь не является таковым, скажем, когда речь идет о неравенстве и несправедливости, роскоши одних и нищете других. И дело тут не в том, что одни лучше других, а в том, что в жизни важно другое - иметь больше денег, недоступное для всех. По-видимому, именно с этого и надо начинать преодоление современных проблем. Как? Ну, это уже делается, например, путем прогрессивного налогообложения, демократизации жизни и социализации экономики... Однако, все это - полумеры, и пока люди своим разумом не сумеют преодолеть животное стремление к обогащению и власти, существенно ничего не изменится. Но почему мы говорим о существенных, что означает революционных переменах? Ведь это уже бывало и не раз, и с ними были связаны серььезные конфликты и жертвы... Как же тогда? Ждать у моря погоды?.. Нет не ждать, а искать другие пути! У развития человека и человечества свои законы, - следовательно, надо их изучать и, только познав их, что-то осторожно предпринимать!.. И Чел это делает, определив сущность человека и сформировав систему природосообразного поведения, в которой во главу угла поставлены осуществление ЖН и достижение ВП человека, предопределяющие его существенные действия, в том числе, в экономике.

2.3. Экономика и ее будущее с позиций Чел

Чтобы сделать вышеизложенное и, особенно последнюю мысль более предметными, используем для этого понятия индивидуального жизненного цикла /ИЖЦ/ и индивидуального хозяйства жизни /ИХЖ/ человека, которые определены в Чел и для которых разработаны процедуры формирования. В ИЖЦ закладывается организационно-логическая или смысловая основа жизни человека, нацеливающая его на сообразное сущности поведение в осуществлении ЖН и достижении ВП, а в ИХЖ формируется функционально-ресурсная основа жизни и задаются ее важнейшие параметры. В Чел ИЖЦ и ИХЖ называются системными средствами-механизмами организации системы природосообразного поведения, благодаря которым оно становится относительно реальным и может осваиваться людьми практически, в том числе, в педагогическом процессе. Отсылая к главе 5 Основ Чел, где это описано подробно, обратим внимание на то, что механизм ИЖЦ является эффективным средством осмысления жизни, самоорганизации и повышения природосообразности поведения человека, а механизм ИХЖ предназначен для рационализации использования жизненных ресурсов и энергии и взаимодействия с социумом и природой. ИХЖ позволяет человеку относиться к себе, как к микроэкономическому объекту, который необходимо и возможно познавать и моделировать, детерминировать и оптимизировать. Когда люди осознают необходимость и научатся оптимизации индивидуального хозяйства жизни, начнет изменяться и социальное!..

Принципиальная особенность ИХЖ состоит в том, что в нем человек рассматривается системно в развитии и во всем многообразии его потребностей и взаимодействий как неотъемлемая часть социально-природного континуума. При этом в отличие от современных хозяйств, построенных на достижении максимальной выгоды, цель ИХЖ - осуществление ЖН для достижения ВП, что означает стремление к достижению не только его высокой экономической эффективности, но и к оптимизации внутренней среды, систем и элементов организма и сознания для поддержания здоровья и высокой работоспособности, нормализации самовоспроизводства и повышения эффективности самореализации, гармонизации внешних взаимодействий с людьми и природой. Потенциальная возможность соединения ИХЖ людей в социальное хозяйство и является оптимальным путем рациональных преобразований экономики! То есть будущее экономики зависит от того, насколько верно человек будет сознавать себя и свою сущность и насколько хорошо будет реализовать ее с помощью механизмов-процедур ИЖЦ и ИХЖ. Если воспитывать людей в таком ключе и выстраивать педагогический процесс на природосообразной основе, можно подготовить новых более разумных и совершенных людей, которые, перенося принципы рационального индивидуального хозяйствования на социальный уровень, могут изменить его и всю жизнь людей к лучшему!.. Соотнося экономический прогноз с прогнозами развития человека и общества, можно увидеть варианты будущей экономики в зависимости от того, как человек будет воспринимать себя и свою ЖН и как скоро осознает необходимость развития и совершенствования себя и социума, ИХЖ и экономики в целом. И все это в разуме человека!..

3. Научно-технический прогресс и будущее науки, техники и производства

Научно-технический прогресс - важная составляющая современной жизни и будущего развития человечества. Наука призвана способствовать улучшению жизни людей и в будущем повысятся ее роль и значение, расширятся масштаб и сферы приложения, существенно увеличатся количество ученых и число исследуемых проблем и решаемых задач. Естественно связанная с наукой и являющаяся ее продолжением техника станет поистине фантастичной, если представить, как изменились, например, теле-радио, вычислительная и звукотехника, связь и автотехника за последние пятьдесят и предположить, что может произойти за последующие пятьдесят-сто лет...

3.1. Научно-технический прогресс последних десятилетий и задачи на будущее

Научно-технический прогресс /НТП/ как наиболее видимое и значимое достижение человечества, преобразил жизнь людей, способствуя колоссальному развитию производства и энергетики, транспорта и коммуникаций, информатизации жизни и появлению многих новых технологий, улучшению качества и увеличению продолжительности жизни людей, освоению труднодоступных областей Земли и началу космических исследований и полетов. Однако, у современного НТП, как у медали, две стороны: лицевая, показывающая весьма успешное и ускоряющееся развитие естественных наук и техники, и обратная, свидетельствующая о том, что наука коммерциализирована и является сферой приложения сил сравнительно немногих людей, которым удалось проявить и реализовать свои способности в благоприятных условиях. При этом развитие науки и особенно техники показывает, насколько человек в сравнении с ними отстает и как это его мало волнует... Тот факт, что НТП происходит на фоне серьезных социальных и мировых катаклизмов показывает его односторонность, если не оторванность от важнейших проблем людей - социальных неравенства и несправедливости, свидетельствуя о его недостаточной гуманитарной направленности и эффективности...

Не вызывает сомнения тот факт, что развитие современных науки и техники следует рассматривать в контексте развития экономики, от которой они зависят материально и содержательно, ведь, как известно, кто платит, тот и заказывает музыку... Потому логика происходящего в науке и технике, которое иногда поражает воображение своими достижениями, говорит о том, что многие из них находятся не в русле решения кардинальных проблем людей и не способствуют их развитию и совершенствованию в массе. Уместно также подчеркнуть, что немало новых научных идей находят свое применение в военных разработках, которые не являются общезначимыми, а эффективные технологические и управленческие решения не могут рассматриваться как абсолютно позитивные ибо за ними стоят частные интересы, приводящие, с одной стороны, к повышению производительности труда и росту прибыли, а с другой - к снижению числа рабочих мест и росту безработицы. По-видимому, прогресс науки и техники должен быть более социально ориентированным?.. А кто этим должен заниматься? Владельцы средств производства? Вряд ли, их цели - увеличение прибыли и накопление капиталов. Может быть это задача общества? Наверное, только оно еще не настолько едино и организовано, чтобы ставить и решать такие задачи. Тогда, может быть, это функция государства? Увы, современное государство не в состоянии совместить интересы богатых и бедных и использовать частные капиталы в общих целях... Что ж, тогда лучше социализм? Возможно, но современная практика показывает, что капитализм более эффективен экономически и способен намного лучше финансировать науку и развивать технику, однако, что вполне естественно, в русле своего развития, а не для решения общезначимых проблем и, тем более, развития всех людей, которое для него не выгодно потому, что более развитые лучше знают свои возможности и права и могут захотеть их реализовать... От того, вероятно, так усложнено или запутано современное знание о человеке, его сущности и смысле жизни, которое при более глубоком рассмотрении и рационализации может способствовать преобразованию капитализма в более справедливую социально-экономическую организацию?..

Однако, как ни сильны, что не означает вечны, законы капитализма и безграничен НТП, человек, как его активная и созидательная часть, постепенно совершенствуясь в самосознании и миропонимании, развивается, впрочем, этот процесс идёт не так быстро и эффектно, как развитие техники, при этом наука, в частности, Чел и педагогика могли бы позитивно влиять на этот процесс, но пока этого не происходит по ряду причин. Важнейшая из них - отсутствие общепризнанного, цельного и объективного представления о человеке в развитии, из которого вытекает непонимание релевантной особенности его сущности - ЖН непрерывного развития и совершенствования физического и духовного начал, без которого он самоотчуждается и деградирует индивидуально и в социуме. Последнее, хочется надеяться, будет постепенно осознано людьми и они, благодаря науке и технике, смогут рационализировать сначала себя и свои индивидуальные действия, а затем и организацию социума в контексте достижения общей и ВП. На этом пути людей ждет немало трудностей и колоссальных достижений! Возможно ли себе представить, как изменятся наука и техника, если людьми будут двигать интересы и финансы не отдельных лиц и их частной выгоды, а совокупный общественный продукт и польза всех людей в индивидуальном развитии и оптимальной организации социума?! Вот, когда начнется действительный прогресс не только науки и техники, но всех людей и их жизни в едином рационализационном комплексе! Наука станет социально необходимым средством познания мира и совершенствования человека и его жизни, ею будут заниматься все, способные к этому занятию, направления исследований будут социально-значимыми, жизненно необходимыми и способствующими достижению ВП. Развитие техники будет подчинено интересам развития и совершенствования людей, - не будет гонки за рекордами мощности или скорости, высотности или размеров сооружений, уникальности, дороговизны личного имущества и роскоши интерьеров, но будет непрерывное стремление к совершенствованию техники и технологий и повышению производительности труда без риска безработицы, оптимизации условий труда и быта, расширению и рационализации пространства жизни и перемещений в нем, укреплению здоровья, повышению эффективности самореализации и увеличению продолжительности жизни людей!

3.2. Будущее производства, в том числе, жилья, транспорта и коммуникаций

Рассуждая о будущем, естественно опереться на современное производство и учитывать его экономическую основу, которая подчинена достижению частной или корпоративной выгоды. При соотнесении этого с ЖН человека, можно увидеть серьезные несоответствия и наметить пути развития и совершенствования производства, которое отражает уровень развития человека и его хозяйства и неоптимально по многим критериям и параметрам: используемым сырью, энергии и технологиям при несовершенстве номенклатуры выпускаемой продукции, нерациональных организации производственного цикла и использования результатов труда. Прежде всего должна измениться направленность или цель производства - от получения максимальной прибыли к оптимальному удовлетворению потребностей людей и предоставлению услуг, нормализации условий и повышению качества труда, рационализации его места в социально-природном комплексе. Этому должны предшествовать существенные изменения в ценностной ориентации и развитии людей и их разума, благодаря которому станет возможным системный анализ и рационализация ассортимента продукции и производственного процесса, используемого сырья, энергии и оборудования, сокращение трудоемких и рутинных операций, минимизация прямого и косвенного вреда продукции для потребителей и экологических последствий для природы и людей, живущих неподалеку. Параллельно будет проходить совершенствование и удешевление сырья и энергии, оптимизация технологий, а широкое применение композиционных материалов и программно управляемого высокопроизводительного и многопрофильного оборудования позволит существенно рационализировать производство и сократить его масштабы.

Со временем можно будет развязать предприятия и источники сырья и энергии, повысить потребительские качества и удешевить продукцию, сделав ее более доступной для людей, быстро перестраивать производство, а впоследствии и сделать его универсальным, способным производить (композировать) практически любую продукцию, необходимую людям. Впрочем, мы забежали очень далеко вперед и до этого надо еще дожить... Если бы такие предприятия появились сейчас, это сделало бы многих нынешних работников - рабочих и служащих - безработными и привело к резкому сокращению сферы обращения и транспорта и других связанных с ними сфер. Что за этим последовало бы дальше, трудно себе представить, но, благодаря этой фантазии, легче увидеть недостатки капитализма и вероятные трудности его совершенствования, которое жизненно необходимо!.. Теперь же, в случае кризиса или рецессии по какой-либо причине на крупных предприятиях увольняются тысячи работников, которые не всегда могут найти себе другую работу в этом или другом населенном пункте, в том числе, из-за проблем с жильем - его дороговизны, громоздкости и привязки к данному месту. Нередко крупные предприятия, например, металлургические, ориентированы на источник сырья - железной руды или металлолома и при их истощении вынуждены завозить его издалека, повышая транспортные издержки и усиливая нагрузку на окружающую среду. Наконец, при капитализме неизбежны безработица и значительные миграции населения, которые не могут быть признаны рациональными.

Продолжая рассуждать в рациональном ключе, заметим, что армия безработных и лиц, занятых непроизводительным трудом, - теперь очевидный негатив, с развитием людей и их социально-экономических отношений должен по обоснованию Чел перейти в позитив, как это бывает при обработке обращаемой кинопленки, ибо согласуется с сущностью и определяется огромным природным потенциалом разума человека... Если вспомнить о том, что сущность и определяемый ею смысл жизни человека состоит в развитии и совершенствовании, а у капитализма другие цели и задачи, то логика последующего развития человечества приведет к изменению жизненных ценностей от обогащения и достижения более высокого положения в социуме, недоступного всем, к развитию и совершенствованию всех в контексте достижения ВП! Когда это произойдет, а до этого еще далеко и приблизить это время - важнейшая задача науки, не станет богатых и бедных, безработных и нищих, голодных и больных по той простой причине, что не будет частных интересов и противоречий между людьми, но возникнет общий интерес в развитии и совершенствовании всех и каждого и эти право и возможность будут закреплены и обеспечены организационно и материально ибо такова разумная сущность человека! В будущем каждый человек от рождения, а рождаемость станет контролироваться, будет обеспечен материально всем необходимым для полноценного развития, а вместе с образованием получать две-три специальности по способностям и общественным потребностям, которые гарантируют их приложение.

Поселения и места приложения труда людей будут размещены по Земле равномерно, сообразно природным условиям и возможностям, в том числе, и в водной среде, их численность и структура будут оптимизироваться с точки зрения осуществления ЖН, вид и территориальная организация поселений будут выбираться в соответствии с природными особенностями, вкусами и интересами всех людей, их жилища будут иметь объем, планировку и средства коммуникации, обеспечивающие максимальный комфорт и оптимальную жизнедеятельность, в том числе выполнение многих социально и индивидуально значимых задач, которые теперь называются трудовой деятельностью. Перемещения между поселениями, в том числе по личным целям и настолько далеко, насколько это будет необходимо, будут осуществляться общественным транспортом, максимально быстрым, экономичным и безопасным. Впрочем, совершенство средств коммуникации в значительной степени сократит число необходимых встреч и перемещений людей, обеспечивая передачу не только аудио-видео компонентов контакта, но и других: температуры, запахов и проч... Жилище людей будет представлять собой комфортный жилой модуль, который будет сборным, мобильным и иметь автономные средства жизнеобеспечения, приготовления пищи и утилизации отходов, вследствие чего отпадет необходимость в канализации и других громоздких коммуникациях. Модуль будет содержать комплекс развития и нормализации жизнедеятельности человека, включающий средства контроля и поддержания здоровья и высокой работоспособности, совершенные средства коммуникации с возможностью взаимодействия с общим информационным полем, высоким быстродействием обработки информации и возможностью масштабирования изображений до размеров стены и т.д. Модульность и доступность жилья сделают более свободным перемену мест жизни сообразно необходимости и потребностям его хозяев и их произвольную компоновку между собой отнюдь не так, как это реализуется теперь в громоздких многоквартирных многоэтажках в огромных шумных городах с улицами, переполненными людьми и транспортом, коих в будущем не станет.

Впрочем, это - в мечтах, а в современной жизни с жильем у людей теперь немало проблем: и дорого, и не просто сменить место жительства, особенно когда теряешь работу... С транспортом, например, с самым массовым - автомобильным, дело сейчас обстоит получше из-за его меньших стоимости и размеров, но и с ним связано немало проблем, прежде всего из-за больших затрат на топливо, эксплуатационных расходов и экологических издержек, его чрезмерного количества и опасности для людей. Для рынка коммуникаций характерна еще большая в сравнении с транспортом доступность, особенно в части мобильной связи и интернета, однако, и здесь проблемы - преобладание коммерческой, конъюнктурной и развлекательной вплоть до примитивно пошлой информации при недостатке жизненно необходимой и полезной. Серьезным препятствием в использовании информации являются имущественные права и политические интересы, коммерческая и государственная тайны. Очевидно, будущее транспорта и коммуникаций, как и всего НТП, зависит от развития человеко-социума и экономики, в котором явно просматриваются тенденции к социализации и постепенно осознается ЖН рационализации всей жизни на основе достижения большей общей и в идеале ВП, а не частной выгоды. И наука и техника призваны этому способствовать! Изучение и освоение космоса станет общечеловеческой задачей, эффективное решение которой возможно только совместными усилиями людей. Организация научного процесса в сравнении с современной претерпит существенные изменения в сторону гуманизации и комплексирования научных исследований, а главное, подчинения их задачам развития и совершенствования человека и социума в контексте решения задачи улучшения вида. Научно-техническое будущее человека неразрывно с его жизнью и ее изменениями, помогая ее улучшению. Если сейчас нередки досужие фантазии о роботизации труда и быта людей, доходящие до возникновения противоречий между роботами и людьми и даже появлению человеко-роботов или робото-человеков, то первая их часть будет действительно реализована, только для этого не нужно будет много роботов-слуг... Благодаря науке и технике, жизнь и труд людей будут настолько рационально организованы и оптимизированы, что не понабится часто и много убирать грязь и пыль, мыть посуду или стирать белье, ремонтировать жилище или благоустраивать территорию и т.д. Грязь и пыль будут минимальны, а при появлении тут же улавливаться и отнюдь не пылесосами, а более совершенным электронным способом, мыть посуду или стирать одежду будет не нужно ибо и то и другое будет самочищаться, ну, а благоустройство жилища или территории перейдут в разряд архаичных занятий людей, поскольку станут свойством самих жилища или территории... Впрочем, это мелочи, - то ли еще будет, но прежде должны измениться люди!

4. Будущее педагогики

Будущее педагогики видится в изменении ее социального статуса и содержания педагогического процесса в сторону повышения его природосообразности. Школа должна давать учащимся не только знания, но и учить жить сообразно сущности, развиваясь и совершенствуясь индивидуально, в социуме и природе. Педагогика знаний должна быть преобразована в педагогику улучшения человека и его жизни! Ниже будут осмыслены особенности современной и задачи будущей педагогики и определены существенные моменты рационального педагогического процесса будущего.

4.1. О состоянии и особенностях современной педагогики

Когда ребенок рождается, с ним связывают большие надежды, но они не всегда оправдываются... Детям желают добра и хотят, чтобы они росли здоровыми, умными и счастливыми, однако, это удается не всем и не только из-за неблагоприятных жизненных обстоятельств, но и в результате неоптимальных воспитания и образования. Причин того немало: и жизненные и воспитательные задачи люди видят по-разному, и недостаточно занимаются с детьми для полноценного развития, и не приучают их к регулярным оздоровлению и труду. Для современной педагогики характерна ситуация, когда ребенка заставляют делать не то, что сообразно его сущности, а что желательно родителям, конъюнктурно выгодно или, что нередко для России, что спускают сверху чиновники от образования. Учителей и учащихся разделяют незримые барьеры отчуждения и разобщения, которые не способствуют повышению качества педагогического процесса. Научив ребенка грамоте и счету, затем ему дают некую сумму общих и практических знаний. Далее счет и грамоту совершенствуют и расширяют набор изучаемых дисциплин, - их перечень сложился за многие годы и, наверное, не случаен, хотя никто его и не обосновал научно... Учащихся заставляют заучивать большой объем различных знаний, немалая часть которых скоро забывается за ненадобностью при том, что далеко не все научаются работать со знаниями и, тем более, мыслить... Образование теперь мало связано с самими учащимися, как людьми, личностями и их формированием. Это происходит потому, что не развитие человеческих качеств и разума является его целью, а знание программы обучения. Учебно-воспитательный процесс в массе недостаточно эффективен, по-прежнему практикуется насилие учителя над учеником, пусть не физическое, а психическое, в то время, как было бы лучше всем, если бы у них были общие цели и интересы и учителей и учащихся сближало рационально организованное взаимодействие...

Но что может объединить учителя и учащегося, если не общая для тех и других задача развития и совершенствования для улучшения жизни! На этой основе она не только возможна, но и реальна, примером чему коллективный японский менеджмент и позитивный социальный опыт развитых стран Европы и других коллективов, в том числе, в сфере образования, где ставятся общие цели, возникает и поддерживается дух конгениальности, дружеского и делового единомыслия. Нынешние выпускники школ весьма различны в своих физических и психических качествах, выходя в жизнь отнюдь не всегда зрелыми, а нередко проблемными ибо по разным причинам не получают того, что жизненно необходимо и полезно каждому... Современное образование в целом, каким бы ни были его материальные, технические или педагогические возможности и достижения, не помогает учащимся становиться разумнее, а они в массе, "пройдя" его, не видят затем ни его, ни общих проблем жизни, а главное, не сознают, что жизнь у них одна и живут хуже и меньше, чем могли бы, если бы их разум помогал ее улучшать и удлинять!.. Собственно, в этом и состоит главная проблема людей и особенность современной педагогики, впрочем, далеко не всеми осознаваемая... Известно, что по мере духовного развития интересы и жизненные ориентиры человека изменяются от примитивного животного потребления к самосовершенствованию и творчеству, балансированию потребностей тела и духа /в стремлении к гармонии/ и взаимодействия с социумом и природой. Кажется, это давно известно и существует немало систем нравственного воспитания и духовного развития, но они не охватывают всех людей, а недостаток нравственности и духовности попадает в поле зрения общества лишь тогда, когда нарушается общественный порядок или происходит преступление... Допуская это, люди-социум как бы дают карт-бланш нарушителям и преступникам, чтобы затем их ловить и наказывать. Неужели, так сложно увидеть связь между плохим воспитанием и преступностью и усиливать не систему наказаний, которая недешева с ее судами, тюрьмами и полицией, а педагогическую систему, которая должна реализоваться как важнейшая социальная и общечеловеческая задача! Наверное, это не случайно и связано с развитием и жизненными ценностями, которые выражают превалирующие устремления людей и определяют способы, с помощью которых они могут быть удовлетворены, в том числе, нечестно или преступным путем?..

4.2. Задачи новой педагогики. О ЖН природосообразной педагогики и повышении ее роли в жизни людей

Кажется, при столь серьезных недостатках образования кому-то может показаться целесообразным, если не его революционное преобразование, то перестройка и он будет прав и не прав, - прав потому, что это действительно необходимо, а неправ потому, что это неразумно, ибо проблемы образования имманентны ему, как и людям и их жизни вообще, органической частью и отражением которой оно является. То есть, рассуждая о проблемах педагогики и путях их решения, надо помнить об их органической связи с ценностными устремлениями людей и сообразными им индивидуальными действиями и организацией социума и считаться с тем, что состояние, задачи и совершенствование того и другого взаимосвязаны, во-первых, и педагогика вторична по отношению к реальной жизни, как сознание к бытию, во-вторых. Из этого следует важный вывод: совершенствование образования должно быть постепенным, но последовательным и все более рациональным, его значение для людей должно повышаться в свете решения новых задач развития и совершенствования учащихся, как условия позитивной эволюции и улучшения жизни людей. Последнее должно быть осмыслено людьми, как и то, что не бытие должно определять сознание, а наоборот, впрочем, для этого человек должен стать намного разумнее и перевести этот процесс в разряд жизненно необходимых. Контекст ЖН, определяемый разумом, является той "живой водой", которая оживит учебно-воспитательный процесс школы, сделает его более рациональным и рационализирующим, и не только приблизит к жизни, но станет важнейшим средством ее улучшения!.. Не вдаваясь в детали (см. Основы Чел и другие материалы сайта), подчеркнем главное - целью рационального образования должно быть не накопление знаний учащимися и послушное поведение, а эффективное природосообразное развитие и совершенствование, в процессе которого они будут стремиться к тому, чтобы становиться лучше и максимально эффективно реализовать себя и свои способности индивидуально, в социуме и природе вместе с наставниками. Это отнюдь не означает девальвации знаний, но девизом школы должны быть - не знания, а эффективное развитие и лучшая жизнь!

Конкретизируя изложенное выше, сформулируем это иначе, - учащийся должен приходить в школу не за знаниями и оценками, а для того, чтобы учиться рационально жить в мире людей и природы, эффективно познавать мир и реализовать себя сообразно сущности и оперировать знаниями для своей и общей пользы, развиваться и совершенствовать свой разум. При этом объем знаний, теперь осваиваемых учащимися без особого смысла и впрок, будет значительно большим ибо их освоение будет позитивно мотивировано целями развития и совершенствования, достигаемыми вместе с учителями! Итак, главная задача современной педагогики - природосообразное воспитание и образование или обучение учащихся рациональным развитию и действиям. Это ни в коей мере не отменяет необходимости изучения счета и грамоты, всего того, что составляет минимум общих знаний о мире, но повышает значение и объем знаний о человеке и его сущности в системе социума и природы. Должна акцентироваться и постоянно оптимизироваться задача самоорганизации учащихся для осуществления самопознания и освоения ЖН. Не меньшее значение имеет задача интерпретации ЖН и ВП в задачах существования, самовоспроизводстве и самореализации, конкретных и регулярных практических действиях. Остается и еще более усиливается задача выявления и проявления способностей учащихся и закрепления их в конкретных социально значимых формах самовыражения. Наконец, целесообразно использование коллективных форм организации и самоуправления образовательного процесса для выработки социально активного поведения учащихся. Таким образом, задача образования будущего - давать знания, развивать интеллект и способствовать повышению природосообразности поведения учащихся через осознание и осуществление ЖН. Каким должен быть результат? В самом общем виде, - хорошее здоровье и работоспособность, трудолюбие и нравственное отношение к людям и природе, понимание своих жизненных задач и желание становиться лучше, наконец, зрелость как умение проявить себя наилучшим образом с пользой для себя и других, аттестат которой теперь выдается выпускникам школ, - не мнимой, а действительной зрелости мыслей и действий, выбора жизненного пути и своего дела, нацеливающей на эффективные самореализацию и самовыражение, индивидуальную и социальную активность и стремление к совершенствованию себя и социума, в котором живешь. Зрелость, как готовность к наилучшему решению задач существования и тому, чтобы как можно лучше прожить свою жизнь - единственную и неповторимую!

4.3. Важнейшие моменты рационального педагогического процесса

Опредеделив рациональное, как эффективно управляемое разумом поведение человека, необходимо раскрыть, что за этим стоит и как это лучше понимать? Чел обосновывает стратегический контекст рационального поведения человека, как следование его ВП, а оперативные действия, как наилучшее осуществление ЖН познания и реализации его сущности, вспомним о механизмах-процедурах ИЖЦ и ИХЖ, упомянутых выше (см. п.1 данного материала), с помощью которых это может быть постепенно реализовано. Чел доказывает, насколько лучше и полезнее для всех может быть поведение человека, если он будет эффективно реализовать то, что предопределено его сущностью! И здесь очень важно понять, что разум способен помочь человеку не только лучше управлять своими действиями, в том числе, и инстинктивными, приближая их к ЖН, но и улучшать их! При этом в достижении все большей пользы происходит совершенствование разума и улучшение вида человека! Осознание и реализация этой, присущей только человеку, возможности, - и есть то, что в значительной степени определяет его разумную сущность и кардинальную задачу педагогики будущего! Современное образование не связывается с улучшением жизни людей, о котором не только думали и думают люди, но и пытались и пытаются это делать. И это более, чем странно... По-видимому, то, что делается, в том числе, в педагогике, не вполне адекватно их сущности, потому ее нужно познавать и действовать сообразно ей. Одно из важнейших положений Чел состоит в том, что лучшая жизнь - это жизнь лучших, более совершенных людей! То есть, чтобы улучшать жизнь, надо становиться лучше людям, а этому их надо учить с раннего возраста, закладывая рациональную основу на всю последующую жизнь. В контексте рационализации воспитания важнейшая задача педагогики - помогать человеку, сохраняя индивидуальность, познавать и делать то, что необходимо и полезно, что улучшает и гармонизирует тело и дух, сближает с людьми и нормализует взаимодействие с природой, помогает формировать большие цели и желание жить лучше и дольше. Рациональная природосообразная педагогика должна помогать учащимся не только в познании мира, но и себя для наилучшей самореализации в мире людей и природы! Впрочем, это в идеале, а пока между людьми существуют нередко весьма большие различия в способностях и возможностях, которые, мягко говоря, затрудняют их отношения и взаимодействия...

Чел доказывает, что эти различия людей - не данность, а следствие их развития и различий в разумности, которые могут и должны совершенствоваться. В таком ключе будут постепенно преодолены не только различия, но и конфронтация людей, несправедливость и несовершенство их жизни! Чел не подменяет законов педагогики, но создает ее новую содержательно-нравственную основу, всесторонне охватывающую жизнь человека в единой системе природосообразного поведения. Предстоит выстроить новую систему воспитания и образования людей, которая научит их оптимально сочетать индивидуальные и общественные интересы, будет обеспечивать полноценное развитие и стимулировать эффективную самореализацию. Самопознание, освоение и осуществление ЖН станет контекстом образования и его важнейшим рационализирующим фактором, дающим навыки самоорганизации, осознания своих действий и оптимального управления ими. Это будет способствовать развитию интеллекта и повышению его активности, принятию оптимальных решений и использованию при необходимости вспомогательной информационно-логической поддержки - внешнего процессинга. Могут быть выделены несколько существенных моментов рационального педагогического процесса: 1 - содержание и структура процесса должны быть подчинены решению задачи формирования необходимого минимума знаний учащихся об их сущности и ее реализации в ЖН, который позволит им более объективно рефлексировать свои и чужие действия, в том числе, по отношению к социуму и природе, и более рационально организовать свое поведение. 2 - должен звучать валеологический мотив поддержания постоянно хорошего здоровья и высокой работоспособности, что предполагает повышение статуса физической культуры и ее ежедневности и изменение организации /рационализацию/ всего учебно-воспитательного процесса и развития разума человека в решении все более сложных задач с раннего возраста. 3 - природосообразное поведение строится на рационально организованных конгениальных отношениях людей без обмана и насилия, которые в его контексте излишни и вредны, негативно сказываясь на достижении общей пользы. 4 - необходимы регулярные /не только экскурсионные/ контакты учащихся с природой и всесторонний контроль их состояния и действий. 5 - важным и необходимым элементом педагогического процесса является поиск и закрепление наиболее эффективных способов самовыражения в конкретных формах труда, сообразно их наклонностям и способностям и социальным потребностям.

Возможны ли другие варианты улучшения поведения человека и его жизни? Вероятно, но что бы ни советовали любители добрых советов, ни проповедовали служители культа и ни обещали политические лидеры на очередных выборах и какой бы благоприятной ни была экономическая конъюнктура, без совершенствования людей и изменения ценностей их жизнь не может стать лучше... Не надо напрягаться, чтобы осознать - то, что сейчас делается реально, не соответствует ЖН человека. И задача и важнейшая цель обучения и педагогики - учить развитию разума, добру и вечному стремлению к совершенству, помогая людям в самопознании и осуществлении ЖН для достижения ВП, а не быть успешным и богатым, что теперь многими считается важнейшим условием счастья, сея зерна неравенства и раздора. Природосообразная педагогика будущего должна охватывать всю жизнь человека с момента сближения двух людей разного пола для создания семьи и продолжения рода. При этом родители должны быть здоровы и подходить друг другу, выбирать лучшие время и обстоятельства для зарождения, вынашивания, родов и последующего ухода и развития ребенка. Ребенку с самого рождения должны быть созданы оптимальные условия для всестороннего развития - при невозможности обеспечения этого родителями, что теперь не редкость, этим должны заниматься общество и квалифицированные специалисты. Детей надо воспитывать в специальных природосообразных развивающих школах, которые будут формировать зрелых и рациональных, образованных и квалифицированных, нравственных людей, стремящихся к развитию и совершенствованию - индивидуальному, в социуме и природе, ибо такова их разумная сущность, эффективная реализация которой является важнейшей задачей педагогики и условием улучшения человека и его жизни в будущем!

Заключение

Современная жизнь многообразна, несовершенна и полярна, порождая альтернативные варианты прогнозов будущего человека и человечества, экономики и техники, науки и педагогики. В любом случае, чтобы расчитывать на лучшее будущее, необходимы целенаправленные и немалые усилия по развитию и совершенствованию людей, которые теперь затрудняются не только из-за их иной ценностной ориентации, но и отсутствия единства в определении сущности человека, без которого его жизнь не может быть вполне осмыслена и рационализирована. Возникшее как альтернатива кризису неопределенности в философской антропологии Чел нашло подход к определению сущности человека, который позволяет системно, логически и диалектически оценивать его интересы и действия в историческом и футуристическом аспектах без претензий на абсолютность, но с уверенностью и оптимизмом. Даже, если развитие человечества пойдет по нелучшему сценарию, жизненные вызовы и проблемы будут побуждать людей доискиваться до их причин и постепенно преодолевать, совершенствуя индивидуальную и социальную жизнь и делая людей разумнее. Именно с разумностью человека и ее повышением Чел связывает лучшее будущее человечества, обосновывая возможность выхода из полуживотного состояния большинства людей и наступления нового исторического периода - человека разумного! Один из выводов Чел: лучшее будущее - это жизнь лучших, более совершенных людей! То есть, чтобы улучшать жизнь, надо становиться лучше людям, а этому их можно и нужно учить с раннего возраста, закладывая рациональную основу развития на всю последующую жизнь.

Предстоит выстроить новую систему воспитания и образования людей, которая научит их действовать сообразно сущности, будет обеспечивать полноценное развитие и стимулировать индивидуальную и социальную активность, стремление к совершенствованию себя и достижению гармонии мира, в котором живешь. Лучшее будущее - это разумная природосообразная жизнь более совершенных людей. Когда оно наступит, каждый человек будет рождаться здоровым, свободным и обеспеченным всем необходимым, эффективно развиваться и реализоваться сообразно сущности и общественным потребностям. Индивидуальные действия и социальное устройство будут подчинены одной цели - совершенствованию каждого для улучшения вида. В контексте достижения ВП все люди будут равны и свободны в самовыражении для наиболее эффективной самореализации, - не будет собственности и денег, но у каждого будет все необходимое и полезное. Не будет экономики и крупных производств, но будут способы и средства для осуществления ЖН каждого человека. Не будет огромных городов и множества улиц, зданий и транспорта, но будут оптимальные по размерам и планировке поселения с произвольно скомпонованными группами независимых модулей общего и личного назначения со всем необходимым для полноценных жизни, труда и отдыха, воспитания и самовыражения людей. Не будет несправедливости и несчастных людей, но будут счастливые, дружелюбные и трудолюбивые люди и организованная по законам разума жизнь, в которой самым ценным для всех будет человек и его единственная и неповторимая жизнь и ее совершенствование до пределов возможностей разума! /22.08.11/

Hosted by uCoz
[AD]