Главная страница
Биография и работы
Из первых работ
Основы человековедения

На этой странице представлены статьи из цикла 4: "Корень всех проблем" и цикла 7: "Черные дыры желаний и их преодоление", опубликована в №40 (зима 2009/10гг.) электронного этико-философского журнала "Грани эпохи", раздел 3.5 "Основ человековедения" 9-й редакции полностью и статья цикла: "Философские аспекты человековедения" - "Современное состояние и перспективы человековедения", опубликована в №51 (осень 2012г) этико-философского журнала "Грани эпохи".

Проблемы человека и человековедения

Цикл 4: "Что есть человек?"

Корень всех проблем

Введение

Что означают и откуда возникают проблемы людей? Какие они и есть ли в них что-то общее? Как можно и нужно понимать их и как и можно ли вообще их решить? Ключевой момент статьи - найти основную причину возникновения проблем существования человека. Может быть она в противоречивости духа и тела человека или трудности преодоления силы желаний и чувств? Вопрос этот весьма непростой и к его осмыслению надо подойти очень деликатно, серьезно и строго ибо в зависимости от этого находятся возможности и перспективы решения проблем людей на всех уровнях их существования. Сверхзадача статьи - найти и определить убедительные и действенные критерии самооценки человека в отношении разумности собственных действий, ну, как заповеди, что ли? Нет, даже нечто более сильное и однозначное...

1. Что означают проблемы людей?

Как из неправильных мысли или действия человека возникает ошибка, так из нескольких ошибок вырастает проблема. Что-то всегда мешает человеку и огромное количество и многообразие ошибок и проблем слились в клубок и, порождая одна-другую, представляют собой весьма сложное образование, называемое жизнью людей... Исследовать и решать проблемы трудно прежде всего потому, что для этого надо иметь разум, способный делать верный выбор между желанием, которое возникает в теле и завладевает человеком, порой безраздельно, и необходимостью, которую он может сознавать, но не всегда реализует. Последнее предопределяет существование двух групп проблем: тела и духа-разума. Суть первых состоит в том, что человек не может во-время или вполне удовлетворить одну или несколько своих потребностей и его жизнь ухудшается... Другие состоят в том, что человек не всегда способен сознавать свои потребности и желания, мысли и действия и верно оценивать их. Проблемы тела человека, как и животного, условны по той простой причине, что многие из них оно не способно решить само из-за отсутствия органа, принимающего решения. В некоторой степени эту функцию выполняет нервная система, но она не может влиять на условия и обстоятельства жизни живого существа и при их неблагоприятном с/течении ее возможности ограничены. То есть проблемы тела не существуют без разума, способного сознавать их и находить решение. Что же касается существа проблем тела, то они связаны прежде всего с условиями и ресурсами жизни человека, которые, с одной стороны, определяются его биологической сущностью, а с другой, в силу его социальности, зависят от его взаимодействия с социумом и природой.

Какие еще проблемы тела могут быть выделены и определены? Прежде всего - это проблемы его самосохранения, развития и продолжения рода. Естественно вспомнить о болезнях, как самых серьезных и важных его проблемах, например: заболевания сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Редкий человек избегает их, немало людей погибает от них, а сколько мучается или недомогает? Придумано много лекарств, но больных не становится меньше, - по-видимому, дело не в лекарствах, а в причинах болезней, которые воспроизводятся снова и снова. Но, как было отмечено выше, тело не может их знать - это функция разума, который должен это делать и помогать телу правильно функционировать. Можно констатировать, что проблемы-болезни тела, не возникают сами по себе - они производны разумности человека, благодаря которой он способен по крайней мере не мешать телу отправлять его потребности надлежащим образом. Духовные проблемы в меньшей степени зависимы от телесных, чем последние от первых, но в нездоровом теле редко бывает здоровый дух, тем не менее, они более автономны и специфичны. Как и у тела, самые большие проблемы духа-психики человека - это его болезни. На более низком уровне находятся проблемы развития психики, ущербности и бездуховности человека. От них зависят и здоровье тела и индивидуальный успех человека в жизни, они же - причина социальных и экологических проблем людей. Как и в случае тела, духовные проблемы человека производны его развитию с той лишь разницей, что, развитие тела требует меньше усилий, чем развитие психики. Кроме того, духовные проблемы человека связаны с его социальностью и предопределяются его положением в социуме и уровнем развития последнего. В конечном счете все проблемы людей производны их разумности. Последняя являются существенным признаком человека, который в отличие от животных способен сознавать и познавать себя, оценивать и корректировать свои действия. Нетрудно предположить, что именно степень разумности человека вообще и качество составляющих ее самосознания, самооценки и самоорганизации, в частности, являются и важнейшими причинами возникновения и решения всех его проблем.

2. Виды проблем и как их лучше понимать?

Связывая проблемы людей с рациональностью их поведения в различных сферах, естественно видеть их многообразие и одновременно общность. Выделив уже на начальной стадии анализа две важнейшие группы, мы лишь наметили их взаимозависимость и причины возникновения. Чтобы разобраться в этом лучше, необходимо анатомировать проблемы людей, ассоциируя их с ошибками или неверным поведением животных. Не менее, если не более, полезно структурировать проблемы сообразно сущности человека в индивидуальном и социальном аспектах и подвести к тому, что они производны его развитию или тому, насколько человек - животное или неразумен... Анализируя индивидуальные проблемы человека, естественно попытаться увидеть за ними его сущность, которую он в той или иной степени сознает и с которой соотносит свои действия. При этом важно отметить, насколько верны его представления о сущности, с одной стороны, и адекватны ей действия - с другой. Примечательно, что и то и другое отчасти находится под воздействием представлений и моделей поведения других членов социума. Социальные проблемы также имеют объективные условия возникновения и одновременно являются продолжением индивидуальных проблем человека, которые соотносятся с социальной составляющей его сущности. Ее интерпретацией является позиционирование человека по отношению к другим людям и жизненным ресурсам, которое очевидно зависит от степени его разумности. В животном мире каждой особи доступно столько жизненных ресурсов и возможностей, сколько она может их захватить и защитить от других. Жизнь человека в социуме во многом подобна законам джунглей, но чем дальше, тем больше она отличается от них все большей толерантностью и, что самое важное, сознанием необходимости и полезности взаимодействия с другими людьми для своего и общего блага. Нетрудно видеть, что социальные проблемы людей тем острее, чем ближе их жизнь к животной, то есть неразумной.

Общечеловеческие проблемы важны для всех без исключения людей, но осознаются лишь самыми разумными из них. Надо ли говорить, что их решение наиболее сложно и производно уровню развития и способности человека к осознанию самой важной задачи его существования - улучшению вида. От противного: чем лучше будут решаться общечеловеческие проблемы, тем скорее будут решены и социальные и индивидуальные, поскольку то, что способствует улучшению вида, необходимо и полезно и социуму и каждому человеку. Реально решение проблем идет и будет идти через отдельного человека и его самопознание и самореализацию сначала на индивидуальном, затем на социальном и только потом на общечеловеческом уровне. Чтобы лучше понимать содержание и структуру проблем человека, необходимо последовательно, глубоко и системно изучать его сущность, оперевшись на которую только и возможно видеть его индивидуальные, социальные и общечеловеческие задачи, рациональное решение которых приведет к снижению проблем всех уровней и видов. Самое же любопытное состоит в том, что несмотря на очевидную необходимость и полезность систематического самопознания и повышения эффективности самореализации человека, это не делается вполне, то ли в надежде на волю Господню, то ли на удачное расположение планет или счастливый случай... И это при том, что человек способен сознавать, что жизнь у него одна и неповторима и только он сам может знать и должен делать то, что поможет ему прожить без проблем лучше и дольше!

3. А не дурак ли я?

Существующие проблемы ставят под сомнение, если не разумность человека вообще, то степень ее или достаточность, пусть не у всех, то у некоторых из людей уж точно. Что же самое неприятное, у них на лбу не написано - я дурак, и другие люди не сразу могут разобраться, с кем имеют дело, особенно в том случае, когда дурак имеет большие полномочия. Безусловно, речь идет не о круглых дураках с полномочиями, а о недоразвитых или не вполне способных к оптимальным решениям людях, у которых достает, однако, хитрости или изворотливости для того, чтобы "пудрить мозги" другим и никогда не признавать своих ошибок и тем в большей степени, чем выше их должность... Можно не придавать этому значения или примириться с существующим положением, уповая на лучшее будущее и сознавая, что все имеет свои причины. Какие же это причины, если ни недостаточная разумность человека и его неспособность регулярно спрашивать себя: а не дурак ли я? Почему я делаю то, что хочется, а не то, что необходимо и полезно, и почему я не знаю ни себя, ни своей сущности и выражающих ее жизненной необходимости /ЖН/ и пользы, не говоря уже о высшей пользе /ВП/, к которой должен стремиться и которая определяет смысл жизни человека? А вспомним ребенка и его сто тысяч "Почему", - вот когда губится человеческое в человеке. И это печально, если не трагично потому, что ведет ко многим его проблемам...

Человек несовершенен и находится в развитии и это общая причина возникновения его проблем. Но одного понимания этого недостаточно, надо еще адекватно воспринимать и осознавать свои, чужие и общие проблемы. Если кто-то ошибается, например, думая только или больше о себе, то это скажется на других и бумерангом вернется к нему. И вот это и есть неразумность человека в натуральном выражении - думая о себе и делая что-то для себя, не забывай о других ибо ты - часть общности, от состояния которой зависишь, если не прямо и сейчас, то опосредовано и потом, но зависишь - потому, что такова человеческая сущность! И это еще не все... Будучи человеком, ты не перестаешь быть частью природы - без воздуха ты проживешь несколько минут, в холоде или на дикой жаре - несколько часов, без воды - несколько дней и так далее... Все это способен охватить человеческий разум и помогать человеку делать меньше ошибок и для этого нужно совсем немного - быть разумным или, что равноценно, сообразным своей сущности. Но как вести адекватно своей сущности и каковы критерии оптимальности поведения человека? Эти вопросы непросты и нужна наука - человековедение, которая должна помочь людям ответить на них. Почему ее нет или по крайней мере она никому пока не известна? Да по той же причине, которая порождает и проблемы людей. Что же так и будет?

Будем надеяться, что не всегда, если раньше люди не наделают столько ошибок, что жить станет невозможно. Не всегда и потому, что человек - развивающееся существо, наделенное разумом, потенциал которого столь же велик, как и энергия атомного ядра. Разум человека и наука о познании и реализации его сущности - есть то, что способно решить его проблемы, научив сознавать и осуществлять ЖН и, действуя все более адекватно сущности, стремиться к ВП. Вот и все, что нужно понимать и делать человеку, чтобы решить его проблемы. Впрочем, это также просто, как видеть звезды и не мочь долететь до них!.. Человек, как мыслящее существо, должен думать! о своих сущности и о том, как ее лучше познавать и реализовать. Он должен знать! свои сущность и ВП, желать! того, что необходимо для его развития, и, наконец, должен делать все это!.. Но почему и кому он должен? На этот вопрос есть очень простой ответ: человек никому ничего не должен, это - его ЖН, определяемая его сущностью и осознаваемая разумом!

4. Возможна ли жизнь без проблем и как их решить?

Некоторые считают, что жизнь без проблем неинтересна и однообразна, как размеренное и законопослушное существование без вредных привычек. Но разумная, сообразная сущности жизнь, отвечает ЖН человека и выражает его пользу во всех сферах существования! А это совсем не скучно и однообразно потому, что сложно и требует больших и регулярных усилий разума и тела, на которые, увы, способны не все, даже так называемые супермены и экстремалы. Самое же сложное препятствие на пути к жизни без проблем - это осознание и осуществление ЖН всеми людьми без исключения. Что надо знать и делать человеку для решения проблем? Прежде всего познавать и эффективно реализовать свою сущность, что и составляет ЖН человека по-крупному. А разве человек этого не делает? Делает, конечно, в меру своих сил и возможностей, но это сейчас неактуально и этому не учат. Далее: многие люди связывают решение проблем с исполнением своих желаний, однако, с желаниями связаны свои проблемы - люди не всегда желают и имеют столько, сколько необходимо и полезно, у них неравные возможности и права и не все одинаково хорошо работают и честны по отношению к другим людям. Эти отношения показывают важнейшие направления! решения проблем, но корень всех проблем человека - в его разуме и в том, как он представляет свои ЖН и пользу. Следовательно, самое важное, что надо знать и делать человеку для решения его проблем - познавать и наилучшим образом реализовать себя.

Как решаются проблемы сейчас? Если говорить по существу, то пока они не решаются, увы, а заслоняются удовольствиями и развлечениями, ради которых люди живут и умирают раньше срока. То, что называется решением проблем, например, здоровья и безопасности людей, - не что иное, как устранение внешних проявлений болезни или какой-то опасности, вместо того, чтобы разбираться с их причинами и пытаться устранять их кардинально. И это не самая большая проблема в решении современных проблем, корни которых зиждятся в сознании людей и прорастают в противоречиях их мыслей и устремлений, например, в попытке примирить непримиримое: частную собственность и демократию, индивидуализм и коллективизм, материализм и идеализм... Можно утверждать, что современные проблемы в рамках господствующих жизненных ценностей не будут решены никогда и от противного их решение возможно только при изменении жизненной ориентации людей, которая производна их развитию и разумности...

На вопрос: возможна ли жизнь без проблем и как их решить, следует отвечать - возможна, но для этого человеку придется отказаться от многих удовольствий и развлечений и заниматься тем, что способствует реализации его сущности. Заметим, что это совсем не скучно, но очень трудно в сравнении с развлечениями и удовольствиями, но, как ребенок становится взрослым, так и человек по мере своего развития будет находить для себя другие, более необходимые и полезные развлечения и удовольствия, которые не только его развлекают, но способствуют тому, что делает его единственную жизнь лучше, интереснее и продолжительнее. Разнообразие представлений людей о лучшей жизни, будучи само по себе примечательно, отнюдь не делает невозможным их сближение потому, что все это - различные проявления человека и его сущности в развитии и многообразии. Однако, для решения проблем недостаточно суммировать представления разных людей, - надо попытаться увязать их с сущностью человека и составляющими ее процессами. Для этого ее надо систематически познавать и, руководствуясь критериями сообразного сущности поведения человека, определяемыми человековедением, как необходимость и польза, все более эффективно реализовать в согласии с окружающим миром людей и природы. /28.10.07/

Цикл 7: "От желаний к необходимости"

Черные дыры желаний и их преодоление

Введение

Некоторые действия человека, вызванные сильными желаниями и острыми удовольствиями, так мало зависят от его сознания и так сильно увлекают, что очень напоминают притяжение космических черных дыр. Что же такое черные дыры желаний /ЧДЖ/ человека, как они проявляются и на что влияют? Каковы условия развития и существования ЧДЖ - объективные и субъективные. Существует ли связь ЧДЖ с отчуждением и разобщением людей. Можно ли и как преодолевать негативную энергию ЧДЖ? Задача статьи - определить так называемую ЧДЖ человека, которая существует от рождения и увеличивается, если у него недостаточно или вообще не формируется духовное человеческое начало, поднимающее его над инстинктами и удовольствиями и помогающее сознавать необходимость и полезность своих желаний.

1. Черные дыры в космосе и в жизни человека

Как известно из физики, черные дыры во вселенной - это области пространства, в которых гравитационное притяжение так велико, что ни вещество ни излучение не могут их покинуть. ЧДЖ человека - явление другого рода, имеющее сходные черты и свойства непреодолимости и большой энергии притяжения или проявления чего-то, например, инстинктов и потребностей, желаний и сопровождающих их исполнение удовольствий. Последнее имеет древнюю историю от Эпикура до современных гедонистов и весьма распространено среди людей. Однако, в отличие от неподвластных человеку и его разуму космических, ЧДЖ человека могут с помощью разума контролироваться и в той или иной степени преодолеваться, впрочем, вспоминая инстинкты, следует говорить не о полном, а лишь частичном /условном/ преодолении, а еще лучше - их нормализации. ЧДЖ человека явление, имеющее биологическую основу и связанное с гипертрофией или искажением его потребностей и выражающих их желаний. Это могут быть какие-то предпочтения в пище: соленое или жирное, горячее или холодное, злоупотребление напитками или чем-то еще, составляющем его жизненную необходимость /ЖН/ или то, без чего субъективно он не может существовать. Коль скоро мы говорим о ЧДЖ человека разумного, то естественно связывать их с его психикой и развитием, которые проявляются в выборе удовольствий или том или ином отношении к ним. В зависимости от этого он может в той или иной степени нормализовать или рационализировать свои потребности, допускать или нет чрезмерность желаний и удовольствий, смягчать или нет непреодолимость желаний или подниматься над остротой и самоценностью удовольствий, что в конечном счете позволяет ему управлять ими или владеть собой.

Пытаясь определить непреодолимые желания, как и вредные привычки, заметим, что они схожи в том, что обещают удовольствия, которым человек не может противостоять, даже сознавая, что они не жизненно необходимы. Непреодолимые желания чаще имеют негативный характер, но бывают и позитивными, например, когда человек привыкает к выполнению полезных для него процедур, например, зарядки утром или разрядки во время напряженной работы, а его лишают этого. Непреодолимые желания, как правило, слабо или вообще не контролируются человеком и перерастают в зависимости, которые являются основой вредных привычек. Примером таких желаний могут быть капризы ребенка, если ему потакают, или алкоголизм. Обсуждая и препарируя стремление к удовольствиям, имеющее очень большое распространение среди людей, трудно освободиться от мысли о его естественности, как и о том, что оно сопутствует проявлению инстинктивных потребностей человека. Вместе с тем, нетрудно видеть за ними и недостаточную рефлексию из-за неразвитости и низкой самоорганизации человека, вследствие которых это происходит, то есть дело тут в мере, которая, как известно, устанавливается разумом... Наиболее яркими проявлениями ЧДЖ являются гипертрофия желаний или нечто чрезмерное, например, потребление пищи, когда "живут для того, чтобы есть", а не наоборот, или их неисполнение/искажение, например, во внешности или одежде видят не функциональность, а возможность как-то выделиться, привлечь к себе внимание. К ЧДЖ можно отнести проявления эгоизма, ну, и конечно, наркоманию, как наиболее яркое проявление ЧДЖ человека.

Много ли ЧДЖ вокруг? Они - сплошь и рядом, огромные и поменьше, более того, они есть у каждого человека и люди не только их не всегда сознают, но еще и культивируют, вспомним на чем стоит наша жизнь - потребление... Ярким примером и потрясающим воображение сборником ЧДЖ является книга рекордов Гиннеса. Гораздо меньше людей с малым числом или небольшими ЧДЖ, да и как им не быть, когда все вокруг: наука и техника, СМИ и искусство, вся жизнь - подчинены задачам накопления, потребления и удовольствиям, сенсационности и ярким впечатлениям, а не чему-то другому. А за этим "другим" стоят рациональные воспитание и образование, развитие и укрепление здоровья, эффективная самореализация и решение множества проблем существования людей, которые затмеваются ЧДЖ... Наверное, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть прямую связь между количеством и масштабами ЧДЖ людей, с одной стороны и проблемностью их жизни - с другой, или говорить о необходимости развития и совершенствования людей как важнейших условии и средстве уменьшения размеров и числа ЧДЖ.

2. Как возникают и существуют ЧДЖ?

ЧДЖ не возникают, а лучше сказать, появляются вместе с человеком при рождении, когда он еще не имеет сознания и им безраздельно владеют инстинкты и желания. Можно говорить, что ЧДЖ находятся не в сознании, а возникают вследствие его отсуствия или недостаточности, - так будет точнее. По мере развития человека и того, в какой степени он контролирует и какие реализует желания, ЧДЖ варьируют или возникают новые, например, такие, как у детей ранняя тяга к курению или матерщине, алкоголю и сексу, а не к изучению того или иного предмета в школе, собственному развитию или исполнению каких-то общезначимых обязанностей?.. В более старшем возрасте это могут быть нежелание учиться и работать, формирование вредных привычек, антиобщественное или суициидальное поведение... В определенной степени существованию ЧДЖ способствует и то, что определяет нашу жизнь по большому счету - стремление к обогащению и власти над другими для получения максимума удовольствий, стрессы и гиподинамия, развитие масс-культуры и пренебрежение интеллектуальными и нравственными ценностями. Может быть все это нами придумано и не имеет смысла? Пожалуй, если забыть о том, на чем стоит этот мир, неисчислимых, старых и новых индивидуальных и социальных проблемах людей и не думать об их решении, - в противном случае имеет смысл использовать ценностный подход к анализу недостатков развития и несовершенству человека для их познания и рационализации.

Появляясь на свет вместе с человеком и имея животную, физиологическую и наследственную основу, ЧДЖ возникают и существуют, пока для человека самоценны желания и остры удовольствия и он совсем не или недостаточно контролирует их. Когда же нечто, доставляющее удовольствие, делают раз за разом, даже в ущерб ЖН и не ограничивают, то это означает лишь одно - это нечто овладело человеком. Поскольку для контроля желаний и удовольствий необходимы разум и его усилия, которым не все обладают, с одной стороны и на которые не все способны - с другой, можно уверенно говорить о наличии связи между существованием и развитием ЧДЖ и разумностью и волей человека. ЧДЖ формируются и закрепляются в детстве, когда в отсутствие собственного разума, желания ребенка не ограничиваются до разумной нормы родителями и воспитателями и они гипертрофируются, проявляясь нередко в весьма острой форме истерик. В случае, когда у человека не развивается разум и самокритическое начало и не возникают другие, духовные потребности и адекватные им удовольствия, способные противостоять потребительству, чувственности и желанию выделиться любым способом, он не идет дальше удовольствий тела и реализует полную программу удовольствий: курение и алкоголь, секс и наркотики. Более продвинутые к этому добавляют еще компьютерные и азартные игры, различные тусовки, в том числе, ночные, экстремальные и квазиполитические занятия, вроде гонений на инородцев или инакомыслящих. Практически каждое из подобных удовольствий вызывает привыкание, провоцирует злоупотребление и в той или иной степени сокращает человеку жизнь... Не имея разума и навыков самоанализа и саморганизации при отсутствии знаний и моральных норм, невозможно жить без ЧДЖ и, тем более, преодолевать их.

Итак, "механика" или суть развития ЧДЖ состоит в преобладании животных или инстинктивно-физиологических потребностей человека в виде труднопреодолимых желаний над духовными, реализация которых сопровождается острыми удовольствиями. Этому также способствуют недостаточные рефлексия и самоорганизация человека, а широкое распространение этого явления среди людей и их воздействие друг на друга, вспомним стремление к запретному плоду, особенно значимое в юном возрасте, является дополнительной подпиткой... Наверное, не так сложно понять, что для трансформации или ослабления ЧДЖ необходимы значительные интеллектуально-волевые усилия человека, которые следует целенаправленно развивать в процессе его воспитания и образования. Однако, по разным причинам, важнейшими из которых являются невысокий общий уровень духовного развития людей и их жизненные ценности, в которых удовольствия занимают важное место, современная жизнь отнюдь не способствует преодолению ЧДЖ, а скорее ведет к увеличению их негативной энергии.

3. О силе желаний и разума человека

Надо ли говорить, что у людей бывают очень сильные желания, которым невозможно противостоять, и бывают сильные духом люди, которые способны превозмогать их. Увы, первое бывает сплошь и рядом, а второе встречается гораздо реже... Такой расклад не случаен и отражает акценты и проблемы современного воспитания и образования людей, с одной стороны, и жизненные ориентиры и ценности, уводящие людей от этого, - с другой. Разумеется, это касается не всех людей и не распространяется на все их желания, но мотивация обогащения и достижения превосходства над другими подавляет разум и провоцирует использование силы для захвата возможно больших ресурсов во вне. Без большого допущения современные жизненные ценности людей можно условно рассматривать как своебразную ЧДЖ... Вследствие этого культивируются не польза и жизненная необходимость, являющиеся прерогативой разума, а сила и частная выгода. Последние - весьма сильные мотивы действий людей, реализация которых уж очень напоминает действия хищных животных, однако, если у последних это единственный способ существования, то у людей есть возможность выбора более необходимых и полезных действий. Увы, пока люди невполне рациональны в своих жизненных устремлениях, ограничиваясь примитивными удовольствиями и употребляя свои большие возможности на удовлетворение желаний тела и не всегда здорового духа... Тем не менее, успехов в науке и искусстве, бизнесе и спорте добиваются лишь те, кто обладает выраженным рефлексом цели, способен к решению сверхзадачи и преодолению многих преград, в том числе, многих своих желаний, слабости, лени!

На практике это чаще всего происходит в случайных формах и в зависимости от материальных возможностей и культуры людей, без какой-либо системы, - кто и как сумеет. Одни люди в этом более последовательны и постоянны, например, в собственном оздоровлении, и таковых сравнительно немного. Другие ограничивают свои желания или предпринимают что-то для преодоления вредных привычек время от времени, а третьи, и их большинство, иногда вспоминая об этом, на деле пренебрегают здравым смыслом или не ведают его и делают то, что желают и могут позволить, нередко во вред себе... Что тут сказать, если не то, что наша жизнь, а точнее, люди несовершенны и не настолько разумны, чтобы сознавать единственность и конечность своей жизни и целенаправленно делать ее лучше и продолжительнее?.. Надо ли говорить, что будучи частью социума и природы и потворствуя своим желаниям, люди вредят себе и другим, в том числе, своим детям и внукам... Вот, к чему ведут ЧДЖ. Естественно возникают мысли о необходимости преодоления ЧДЖ и о том, как это делать? Коль скоро ЧДЖ появляются вместе с человеком и сопровождают по жизни, их надо контролировать с помощью разума. Как? Соотнося их с ЖН. А что такое ЖН? ЖН - это тот разумно необходимый минимум потребностей и реализующих их желаний, сообразный сущности человека, который надо исполнять для его ВП. Разум, контроль, необходимость, польза, - как это сложно и сколько еще надо дополнительных действий для того лишь, чтобы не желать того, что если и не вредно, то нежелательно?.. И вообще, придумали какие-то ЧДЖ, - сдались они нам... И так далее и тому подобное. Увы, это логика хилого недоразвитого человеческого разума и если его нет или он слаб, то все разговоры о ЧДЖ, как говорят, "в пользу бедных". Но бедные всегда хотят жить лучше, - так, вот, чтобы жить лучше, надо быть разумнее и желать то, что необходимо, - иначе ЧДЖ будут по-прежнему владеть нами безраздельно...

4. Как уменьшать влияние или закрывать "черные дыры желаний?"

Отвечая на этот вопрос, можно наговорить массу рекомендаций и они выше, может быть не так явно, уже не раз звучали. Кстати, так поступают теперь все, кому не лень, в частности, консультирующие врачи или специалисты-аналитики по решению каких-то проблем людей. Более того, существует большое количество литературы "добрых советов", где подробно и детально рассматриваются многие из них и, кажется, бери, читай и выполняй наставления... И многие люди, и автор этих строк пытались делать это не раз, но, увы, или не хватало настойчивости дочитать до конца, не говоря уже о том, чтобы вести себя, как надо, или хотя бы настроить себя на серьезное отношение к читаемому, каким бы полезным и субъективно необходимым оно ни было. Освободиться от ЧДЖ также трудно, а может и труднее, чем делать каждое утро зарядку или регулярные очищения организма, соблюдать режим дня и вести здоровый образ жизни, найти себе дело по душе и партнера по жизни... И в этом и есть современный человек, для которого недостаточно консультаций и добрых советов, столь сложных и скучных рассуждений, как в нашей статье, - этому его надо учить с самого детства, чтобы оно входило в его плоть и кровь!..

Почему же этого не делают? Наверное, потому, что люди в массе своей не считают это необходимым и для них важно другое, а именно то, что порождает ЧДЖ. Вот те, раз... А, что делать, - такова жизнь! Ну, и как же быть с этими ЧДЖ? Может быть, а ну, их?... Что ж, как хотите, ведь именно так все и происходит вокруг. Зачем же мы тогда изощрялись в словесах и логике, если все так плохо? Нет, это неверный акцент, - не плохо, а так, как есть, но может быть иначе, лучше, если вести себя по-другому, а это возможно, если хотеть этого... А мы хотим или нет, вот в чем вопрос? А кто - хочет, а кто - нет, и тех, кто не хочет, больше, чем тех, кто хочет реально... Ладно, оставим разговоры и возьмем быка за рога, то есть продолжим наши рассуждения для тех, кому они интересны. Чтобы одолевать негативную энергию ЧДЖ, надо этого желать или захотеть, сознавая их вред для себя и видя большую пользу другого поведения, то есть для этого нужен активный и развитый разум. Получается, что эта тема для разумных людей. А разумность проявляется в том, что человек всегда хочет действовать и жить лучше - по природе, ведь это так естественно! И здесь ему на помощь приходит наука - человековедение, которая говорит: познавай себя, делай то, что сообразно твоей сущности, что необходимо и полезно, и избавишься не только от ЧДЖ, но будешь счастливо и долго жить!

Наверное, то, о чем говорилось выше, некоторым представляется какой-то отвлеченной, не нужной материей? Что ж, насильно мил не будешь... Однако, если быть серьезным и задуматься над этими вопросами, то придешь к таким или подобным рассуждениям и выводам. Они не из пальца и не из ничего, они витают над нашей жизнью и их сознают только те из людей, кто неравнодушен к происходящему во вне и в себе и видит его изъяны, кто хочет и способен подняться над сиюминутным и увидеть его несовершенство. Отталкиваясь от него, естественно искать способы преодоления, в данном случае ЧДЖ. И чтобы не говорили самые сладкоголосые и авторитетные властители наших дум, лучшее время для каких-либо воздействий на человека - детство, когда его следует учить правильно жить и желать необходимое. Конечно, эта задача не под силу многим родителям и ее должна взять на себя новая прогрессивная система воспитания и образования. Теперь она тоже старается давать детям все лучшее, но и педагоги и родители - плоть от плоти нашей жизни со всеми ее достоинствами и недостатками. Так, вот, надо помочь им, и это задача науки, понять и научить людей более природосообразному поведению, в котором не будет ЧДЖ. Понятно, что это произойдет не сразу, а постепенно и это нужно не кому-то там вообще, а каждому из нас. Если человек считает себя разумным, он должен сам стремиться быть лучше и свободнее от негативных ЧДЖ и помогать своим детям быть еще лучше и пойти еще дальше! /20.07.09/

Развитие человека и современные проблемы

Раздел 3.5 "Основ человековедения" 9-й ред.

3.5.1. Современные проблемы - производные развития человека

Если человек действует адекватно своей сущности и высшей пользе /ВП/, он находится в состоянии естественного развития и осуществления жизненной необходимости /ЖН/ и испытывает радость жизни. Это, созвучное первому закону И. Ньютона утверждение, можно вполне считать одним из основополагающих законов /постулатов/ жизни человека. И как на тело могут воздействовать другие тела, так и на человека могут воздействовать другие тела и как на многоуровневую сущность, другие индивидуальные, социальные и природные факторы. При этом, своим разумом он может сводить к минимуму действие негативных факторов, если осознает их вред и активно противодействовать им, но и сам может быть источником негатива, нанося вред себе, другим людям и окружающей природе. Этот вред является следствием самоотчуждения /СО/ человека и его разобщения /РО/ с окружающим миром. Обращаясь к проблемам современной жизни людей, естественно полагать, что они возникли и существуют не сами по себе, а являются производными неоптимальных индивидуального поведения и социальной организации. Кажется, далекие и не связанные между собой военно-политические и социально-экономические, экологические и ресурсно-энергетические, материальные и информационные, жилищно-бытовые и психофизиологические, национальные и нравственные проблемы предстают звеньями одной цепи несовершенства, которая пока сковывает и разобщает людей, порождая массу противоречий и ограничивая их возможности.

С жизненными проблемами сталкивается каждый человек независимо от его возраста и возможностей, - одни из них более остры, например, врожденные заболевания или последствия терроризма/войн, а другие - менее, - недостаточная зарплата, третьи в большей степени зависят от собственного поведения людей, - болезни и вредные привычки, четвертые - от неверных действий окружающих или природно-социальных обстоятельств, - преступность, техногенные и природные катаклизмы. Некоторые из них решить возможно или легче, скажем, организационно-технологические проблемы производства, транспорта, связи. Другие же, например, проблемы экологии, военно-политические, терроризма и преступности, безработицы и наркомании в современных условиях практически нерешаемы. Анализируя интересы, за которыми стоят потребности людей, невольно удивляешься тому, насколько они бывают не полезны, а вредны, например: многие дети не хотят учиться, агрессивны и разрушительны, курят и пьют, а не наоборот? Многие люди, зная о необходимости движения, мало двигаются и страдают от гиподинамии или, желая быть здоровыми, вспоминают о здоровье, когда его теряют?

А самая большая проблема состоит в том, что люди, желая лучшей жизни, не пытаются улучшать себя или, имея разум, не используют его в полную силу и примитивизируют свое поведение, культивируя инстинкты, уступая вредным привычкам, самообману или проявляя чудеса приспособления к реалиям современной жизни, сами идут на обман и насилие?.. Это ли не повод для того, чтобы вспомнить о братьях наших меньших с уважением потому, что они в отсутствие разума ведут себя однозначнее и целесообразнее, чем люди. А книга рекордов Гиннеса в значительной ее части - не похвала человеческой глупости? Рассматривая важнейшие аспекты современных проблем, мы явно или неявно связываем их возникновение с развитием и пониманием человека своих пользы и ЖН и выражающих их жизненных ценностей, которые определяют направление и мотивацию его усилий, характер производства и использования ЖРЭ, взаимодействия с окружающим миром. Наконец, они увязывают в систему весь комплекс современных проблем и являются основным критерием для их анализа и решения. Очевидно, проблема формирования жизненных ценностей, связанная с представлениями о ВП, - это сверхпроблема человечества, находящегося на определенном этапе развития, и с ее решением будут связаны немалые трудности.

3.5.2. Анализ важнейших проблем человечества

Оттолкнувшись от общих рассуждений, рассмотрим несколько важнейших общечеловеческих проблем: имущественное и социальное неравенство, безработицу и преступность, алкоголизм и наркоманию, болезни людей и нарушение экологического равновесия, военно-экономические конфликты и терроризм, низкую безопасность жизни. Это необходимо для того, чтобы попытаться найти их общую основу, определив которую, можно приблизить и их решение. Имущественное и социальное неравенство людей, столь долго существующее и кажется, незыблемое, наводит на мысль о том, что это некая данность и так было и будет всегда?.. Тем не менее, есть основания усомниться в этом и первое из них состоит в том, что далеко не всех это устраивает. Естественно возразить на это тем, что не все люди одинаковы по своему развитию, трудолюбию и другим человеческим качествам, а существующее неравенство просто отражает и закрепляет эти различия. В пользу неравенства людей можно привести еще несколько вроде бы убедительных доводов, связанных, например, с их различными индивидуально-волевыми и психо-физиологическими качествами, национально-культурными и даже природно-климатическими особенностями их жизни. Но можно найти и контрдоводы, разумеется, с позиций человековедения и говорить о разобщении и конфронтации людей, которые порождаются неравенством и лежат в основе таких проблем, как военные конфликты, преступность и терроризм. Мы не выделяем специфику имущественного и социального неравенства - в широком смысле они близки и переходят одно в другое. Исключение составляют родовые или сословные различия, но они постепенно утрачивают свое значение как архаизм и их перестают воспринимать всерьез. Хочется надеяться, что и неравенство когда-нибудь станет рудиментом прошлого, но оно исчезнет лишь тогда, когда люди своим разумом осознают его противоестественность и смогут в лучшую сторону изменить себя и свои взаимоотношения с другими людьми для достижения равенства...

Проблема здоровья, сопутствуя человеку в его жизни, сейчас весьма остра - в результате гиподинамии и сердечно-сосудистых заболеваний, стрессов и неврозов, нарушения обмена веществ и аллергии, рака и СПИД`а на Земле ежегодно умирают миллионы людей. При этом для многих людей характерно поразительно странное, легкомысленно-неразумное пренебрежение своим здоровьем и ожидание помощи извне, - врачей и лекарств. Современная медицина, безусловно достигла большого прогресса, но ее достижения не всем доступны, она коммерциализирована и ее цель не столько в том, чтобы сделать пациента здоровее, сколько в том, чтобы дольше лечить и взять с него больше денег. Крепкое здоровье - задача самого человека и производная разумности его поведения. Занимаются же своим здоровьем далеко не все люди, а уж вылечить себя, а лучше сказать, не болеть, мало кто способен. При этом вспоминается любопытная способность животных, живущих рядом с человеком, скажем кошки или собаки, - каким-то, давно не свойственным их хозяевам, чутьем находить нужную травку и лечиться самим, не говоря об отсутствии вредных привычек... Проблема сохранения здоровья имеет и социальный аспект, - общество в зависимости от уровня своего развития создает для каждого человека более или менее благоприятные жизненные возможности. Нельзя не видеть, и выше это было рассмотрено, двустороннюю взаимосвязь между уровнем СОРГ и использования ЖРЭ человека и экономикой и организацией социума и здоровьем и долголетием его членов. "Замечено давно", пишет В. Леви, "организм похож на государство. И наоборот, государство - на организм". Можно еще шире взглянуть на проблему здоровья, обратившись к оригинальным умозаключениям В. Леви:

"Болезней - нет. Есть разные способы существования. Болезнями называются некоторые из них.

Болезней - нет. Есть разные способы взаимоотношений - между нами и миром. Болезнями называются некоторые из конфликтов.

Болезней - нет. Есть гармония и дисгармония. Болезнями называются некоторые из дисгармоний.

Болезней - нет. Есть разные способы умирания, они же способы продления жизни".

Проблемы алкоголизма и наркомании, как болезней, сопутствующих несовершенству/примитивизации жизни людей и ее несправедливости, также имеет индивидуальный и социальный аспекты. С одной стороны - это легкий способ "решения" всех проблем, - задурманив или отключив свое сознание, человек как бы уходит от них. С другой стороны общество, осуждая алкоголизм и делая попытки решения этой проблемы, само же и воспроизводит его, не препятствуя, а то и прямо участвуя в извлечении коммерческой выгоды, вспомним государственную монополию на алкогольную продукцию. Налицо самообман и обман человека. Если наркомания все более распространяется, то за этим надо видеть, с одной стороны, человека, для которого самое главное в жизни - это уход от нее в удовольствие, быстрое и концентрированное настолько, что граничит со смертью, с другой стороны - это распространенный способ быстрого обогащения, которым не брезгуют и сильные мира сего. В наркомании переплелись извращенное стремление к удовольствиям одних и возможность сознательного бизнеса на несчастье людей других. И это противоречие - суть и основа не только этой проблемы, но и современной жизни вообще. В проблеме безработицы или ее не столь остром варианте - человеке "не на своем месте", явно просматриваются аспект РО людей или безразличия общества к его членам и, зависимый от него, индивидуальный аспект неэффективной СР и СО человека. Преступность, терроризм и социальные катаклизмы - следствие серьезных противоречий, проявляющихся в обществе несовершенных людей, у которых велико СО и РО. Начинаясь в человеке и выражая степень разумности его отношения к своему организму, ЖРЭ и организации среды существования, эти несовершенство и противоречия пронизывают индивидуальное поведение и переходят на социум, проявляясь скрыто или явно, в той или иной форме.

Если существует преступность и ее формы и масштабы значительны, следовательно имеют место серьезные несоответствия в представлениях людей о жизни, ее ценностях и способах их достижения. Если терроризм приобрел массовый и очень жестокий характер, значит в сознании человека и его жизни существуют для этого предпосылки и при определенных обстоятельствах они реализуются. Если периодически происходят военно-политические конфликты и перевороты, это зоначает, что люди определенного положения и возможностей считают допустимым для достижения своих корыстных целей применять насилие. Наконец, если начинаются войны, как продолжение политики другими средствами, то это говорит о том, что владеет умами сильных мира сего и на чем держится этот мир вообще... Можно было бы расширить спектр рассматриваемых проблем и это необходимо сделать при специальном их изучении, но в контексте раздела важно другое - все проблемы человека и социума гнездятся в его сознании, производны его представлению о ЖН и пользе, развитию и природосообразности поведения. Чтобы разорвать цепь проблем, опутывающих людей и имеющих общие корни, необходимо рационализировать потребности и возможности человека, строить жизнь с учетом индивидуальности и возраста, изучать и оптимизировать реализацию ОССЧ, повышать эффективность СР, расширять и нормализовать СВ. Не хочется думать о социальных и природных катаклизмах, подстерегающих людей в случае, если они не займутся всерьез решением своих проблем. Гораздо приятнее уповать на то, что человек сам вспомнит о том, что у него есть разум, и включит его на полную мощность ибо в этом и состоит самая суть разумной жизни и с ее реализацией связано решение всех его проблем.

3.5.3. Принципиальные условия решения современных проблем

А. В общем случае, чтобы решить проблему, надо понять причину ее возникновения, найти ее решение, выделить средства, сформировать энергию и начать действовать. Применительно к проблемам человечества надо заметить, и это не раз было сделано выше, что все они коренятся в сознании человека и производны его развитию и разумности. Из этого следует, что, пытаясь решить в принципе какую-либо из современных проблем, человек будет вынужден сознавать их самую суть, обращаться к своей сущности, думать о своей ВП и видеть несоответствие реалий ЖН. Своим разумом или с помощью других людей он может постичь их, как тут не вспомнить об образовательном Чел, но без согласия с окружающим миром, частью которого он является, никогда не сможет их решить. К сожалению, нельзя говорить о том, что общечеловеческая идея развития и совершенствования человека в единении с миром людей и природы стала актуальной и массовой, - вследствие преобладания инстинктивного, животного начала и выключенностью или пассивностью разума люди живут другим и весьма разобщены. Реальные жизнь и потребности поворачивают их к материальным благам, формируют стремление к обогащению и потреблению, власти и господству. Сила денег и власть силы завладевают людьми и, пренебрегая мыслью Сенеки: "сильнее всех владеющий собой", многие из них, считавшие и считающие себя свободолюбивыми, проявляли и проявляют чудеса приспособления к условиям существования, соглашаясь ради денег на добровольное "рабство" и делая то, что прикажет хозяин, производя или держа в руках оружие или наркотики, обманывая других, незаконно добывая природные ресурсы или выпуская запрещенную продукцию.

Современный капитализм, активизируя и культивируя корыстно-эгоистическое начало человека, подчиняет его действия материальной выгоде. Допуская и даже провоцируя насилие или обман одного человека другим, формируя противоречивую основу существования в социуме и природе и сопровождаясь кризисами и нерациональным использованием ЖРЭ, так называемый, свободный мир капитализма не обеспечивает действительно свободного и адекватного их сущности волеизъявления людей. Впрочем, это не означает необходимости его уничтожения по той простой причине, что придется уничтожать людей - носителей корястно-хозяйственных устремлений, что и имело место в новейшей истории... Последнее подводит к очень важному выводу, определяющему кардинальное направление решения современных проблем: необходимо систематизировать существующие представления о природе /сущности/ и поведении человека и создать их цельное системное знание. И чем оно - это знание о человеке /Чел/ будет полнее и конструктивнее, тем лучше люди смогут познавать себя, развиваться и рациональнее себя вести и тем ближе они будут к осуществлению ЖН и достижени ВП, взаимопониманию и решению своих проблем. Рассуждая об этих проблемах, следует говорить о несовершенстве человечества на раннем этапе развития цивилизации и необходимости включения разума и волевых усилий для его совершенствования. Однако, позиция современного человека неоднозначна и относительна его положения в системе господствующих жизненных ценностей, которые, как это не раз подчеркивалось выше, ориентируют его сначала вовне, где находятся ценности, которые надо взять, а потом на себя, которому они нужны. Это типичная и примитивная "логика" животного или неразумного пасивного существа, которого по жизни ведет инстинкт. При этом у человека ускользает из сознания, и этому нетрудно найти объяснение, исходя из нечеткого представления /или его отсутствия/ о его ВП и так называемом "детстве" цивилизации, что не в деньгах счастье и даже не в их количестве, а в состоянии равновесия, здоровья и удовлетворения жизненно важных и естественных потребностей в эффективной СР и НРСВ, которые не достижимы только за деньги.

По мере развития человека, а оно происходит объективно, естественно и в определенном темпе и ритме, он постепенно изменяет свои представления о ЖН и осознает то, до чего доходили своей мыслью некоторые умы и что поэтически еще в 1909 году выразил И. Бунин: "Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне", а не вовне. То есть в развитии и совершенствовании себя, в гармоничном внутреннем и внешнем единстве и равновесии, а не господстве над кем-то или подчинении кому-то, например, вожаку в стае, состоит высшая мудрость жизни, свобода и счастье человека, определяемые его разумной природой и ЖН. Человеку противоестественно господство над людьми или природой по той простой причине, что он является их органической частью. Осознание этого - еще одно важное условие, - нет не решения проблем, а более природосообразной жизни, в которой их не станет. Нетрудно видеть, что на это способен зрелый, разумный и правильно ориентированный в жизни человек и это - одна из важнейших задач развития и воспитания человека. Сознавая себя частью природы и общества, человек естественно должен думать и действовать не только для своего блага, потому что оно производно общему благу и социально-природному равновесию, которое может быть достигнуто в гармоничном сочетании индивидуальных, социальных и видовых интересов.

Б. Чтобы опуститься на грешную землю, перейдем от общего к частному и еще раз пройдемся по некоторым проблемам в свете важнейших условий их решения. В контексте решения проблемы здоровья человека прежде всего необходимо преодоление РО с людьми и природой и минимизация СО. Здоровье человека - это нормальное развитие, гармонизация тела и духа, улучшение СОРГ и СВР, - это непрерывные движение, развитие и совершенствование, оптимизация среды /пространства жизни/ и ЖРЭ, наконец, здоровье - это условие и производная эффективной СР и НРСВ, состояние единения с окружающим миром в ПСП. Как нельзя вылечить больного человека никакими лекарствами, если он себя неправильно ведет и сам себе вредит, так невозможно и радикальное решение проблем здоровья без устранения их существенных причин и нормализации жизни. Или могут ли быть решены проблемы безработицы, преступности, терроризма, как и экологические проблемы? Будучи следствием несовершенства человека на индивидуальном, социальном и видовом уровнях жизни, их решение станет возможным только тогда, когда люди сначала обратятся к своей сущности и СП, а затем и к РС в ЖН, научаясь более разумному - менее противоречивому поведению и сбалансированному взаимодействию с другими людьми и окружающей природой. Проблема безработицы - это проблема развития и ценностной ориентации и СР людей, как и отношения социума к своим членам. И человек и общество должны стремиться к наиболее эффективным СР и использованию ЖРЭ сообща, ведь это выгодно всем. Но как быть с издержками и кризисными явлениями капитализма? По-видимому, стоит думать об обновлении содержания процесса капитализации, поднимая его на более высокий качественный и организационный уровень. С этим естественно связаны и пересмотр представлений о жизненных ценностях, и новое понимание ЖН и задач существования человека, и постепенная трансформация представлений о капитале и направлениях использования ЖРЭ.

Проблема преступности - это, как и в случае с безработицей, следствие издержек развития и ущербности взаимоотношений человека и общества и их разобщения, с одной стороны и недостаточности внимания общества к тому, как формируются и реализуются все его члены - с другой. В жизни, которая строится на пересечении имущественных интересов людей, реализующих себя на самых низких /потребительских/ уровнях, невозможно избежать преступности даже при использовании самых совершенных средств борьбы с ней. Важно отчетливо представлять себе, что преступность, своеобразная и извращенная в негативных обстоятельствах форма СР человека и, чтобы бороться с ней, надо устранять эти обстоятельства, нормализуя социальную среду, условия жизни и поведение человека. Решение проблемы терроризма, состоящей в достижении политических и корыстных целей насильственными средствами, видится в необходимости обеспечения высокой степени безопасности каждого человека во всех его жизненных отправлениях, более строгом учете стратегических средств и ограничении производства и использования оружия в обществе, но прежде всего в его оздоровлении и консолидации. Как и в случае с преступностью, к терроризму человека ведут определенные обстоятельства и противоречия среды существования, - пока они существуют, будут происходить все новые акты, достигшие апогея 11.09.2001 года в Нью-Йорке.

Проблема экологического равновесия жизни человека - это проблема его взаимодействия с окружающим миром. По мере осознания себя неотъемлемой частью природы, человеку будет легче балансировать свой обмен веществ и следовать ее естественным ритмам, наконец, быть рачительным хозяином, а не господином в природе. Решение экологических проблем, как и других современных проблем человека, видится не в революциях и переворотах, а в постепенном развитии и совершенствовании его самого и его жизни. Колоссальный опыт человечества, стран и народов, сконцентрированный в Чел, позволит сформировать основу рационализации жизни человека и прежде всего определить его кардинальный жизненный интерес - улучшение вида. Его реализация нацеливает/ориентирует человека на улучшение всего, что он делает, будь то осуществление задачи самосохранения или продолжения рода. Все его помыслы и действия должны быть направлены на развитие и совершенствование его самого, его дела, его детей и взаимодействия с окружающим миром, частью которого он является, к единению с людьми в равновесии с природой потому, что это составляет его ВП. На основе изложенного выше, можно сформулировать несколько постулатов Чел, своеобразных канонов разумной жизни и важнейших условий решения современных проблем:

1) проблемы и несовершенство жизни человека производны уровню его разумности и совершенства в познании и реализации его сущности;

2) человек осуществляет свою ЖН, развивается и совершенствуется, если действует разумно, адекватно своей сущности;

3) если человек, имея разум, не включает его на полную мощь для осуществления ЖН и осознания ВП, он опускается ниже животного и его ждет вырождение;

4) желая улучшить свою жизнь и прежде, чем пытаться изменить мир, человек должен развивать и совершенствовать себя;

5) человеку противоестественно господство над людьми и природой потому, что он является их органической составной частью;

6) будучи частью природы и общества, человек не должен думать и действовать только для своего блага потому, что оно производно общему благу и социально-природному равновесию;

7) человек приближается к ВП, здоров и живет долго, если сознает неповторимость своей жизни и стремится к улучшению вида.

Наверное, пройдет еще немало времени прежде, чем человек сможет реально измениться к лучшему. Для этого ему надо познавать и реализовать себя в продолжительном индивидуальном жизненном цикле, время и пространство которого стремятся к бесконечности, а энергия и ресурсы к оптимуму. Последнее весьма непросто и людей надо с ранних лет учить разумной жизни, чтобы как можно раньше они вспоминали о своем разуме, включали и использовали его на полную мощность ибо только в этом и состоит потенциальная возможность решения всех их проблем. /22.12.97 - 29.08.03 - 28.08.09/

Цикл: "Философские аспекты человековедения"

Современное состояние и перспективы человековедения

Введение

Современное человековедение многообразно и неопределенно, как и представления о человеке. Стремясь прояснить ситуацию, мы обратились к данным разных наук, в частности, философской антропологии и истории, физиологии и психологии, кибернетики и педагогики, проанализировали многие произведения литературы. В результате их анализа, обобщения и интеграции была сформирована логически выверенная и взаимосвязанная система знания о человеке, его сущности и ее рациональной реализации - человековедение. Впрочем, в силу своеобразия и новизны его положений, не совпадающих с господствующими представленими о человеке, оно не получило распространения, оставаясь как бы "вещью в себе". Будучи уверенными в полезности и перспективности нашего человековедения, мы решили логически осмыслить факты его появления и разработки, некоторые важные положения и попытаться его верифицировать. В первом разделе статьи рассматриваются вопросы о том, что есть человековедение, в чем состоят его научные задачи и каковы вариации его учебных курсов и особенности авторского подхода. Во втором разделе анализируются предпосылки и условия формирования материала человековедения, его задачи и важнейшие положения. В третьем разделе рассматриваются релевантные положения человековедения, в частности, определение сущности человека, которое сопоставляется с представлениями зарубежных и отечественных ученых. В данном разделе реализуется одна из важнейших задач статьи - попытка верификации авторского человековедения с помощью логики, герменевтики и рефлексии для подтверждения его состоятельности и полезности. В заключении дается резюме статьи и рассматриваются перспективы человековедения, как науки и практики.

1. Что есть человековедение, - вариации и наш подход?

Прежде, чем говорить о том, что есть человековедение, было бы полезно найти подтверждение его необходимости и пользы. И оно есть и не одно, например, принадлежащее Л.Н. Толстому: "Я твердо уверен, что люди начнут разрабатывать единую, истинную и нужную науку, - как жить." Или Р.П. Уоррену: "Если бы человек знал, как жить, он бы никогда не умер." С человековедением связывают свою работу педагоги и философы, актеры и менеджеры. Но что есть человековедение и почему не человекознание? Есть мнение, что основанием для выделения человековедения на первом уровне типологизации наук может быть объект, предмет исследования. При этом нередко человековедение включают в блок обществоведения, что не соответствует ни объекту исследования (человек, а не общество), ни нарастающему числу гуманитарных наук, то есть человековедение - учение о человеке. Что же касается, ведения, а не знания, то знание предполагает некую определенность, точность, верифицируемость, а ведение допускает вероятностно-статистическое толкование, использование установок и концепций. Мы не разделяем представления о том, что в отличие от физики или химии, для которых важны объективные знания, в системе человековедения важны только подходы или субъективные позиции... И для человековедения важны объективные знания, пусть не такие точные, как в естественных науках, но определяющие человека во всей его полноте-целостности и во взаимодействии с людьми и природой. А по мере своего развития, накопления и систематизации знаний человековедение естественно преобразуется в человекознание. Ярким примером научного субъективизма является философская антропология, собравшая много индивидуальных философских позиций и подходов к определению человека и не сумевшая его определить, вследствие чего он предстает чем-то дисперсным, неясным и неопределенным, что есть нонсенс, из которого может быть сделано предположение об очевидных проблемах философии, в силу ли какого-то странного остолбенения исследователей человека перед мнениями философских авторитетов о природе человека либо зацикливании на различиях в индивидуальных проявлениях людей и нежелании видеть многое общее - существенное, что позволяет их лечить, учить и, объединяя в коллективы, решать масштабные общечеловеческие задачи.

Есть и еще один аргумент в пользу ведения, - обратившись к любой науке, мы найдем некий массив общих знаний, который может быть представлен, как ее базовая часть, доступная для восприятия и изучения представителями своей и других наук, особенно смежных, например, землеведение или общая геология, изучаемые географами. В этом смысле человековедение можно представить и, как общую часть знаний о человеке, составляющих основу гуманитарных наук, например, педагогики и истории, даже философской антропологии до тех пор, пока она не поднимется, если не до определения сущности человека или интеграции субъективных представлений о ней, то хотя бы до их классификации. Доселе существует немало вариаций человековедения и отсутствует сколько-нибудь устойчивое представление о нем. К человековедению относят литературу, вспомним прямое определение М. Горького, педагогику в представлении В. Сухомлинского, и театр по выражениям известных актеров - Г. Жженова и В. Коршунова, И. Климовой и И. Ясуловича... О человековедении упоминают в психологическом и астрологическом, эзотерическом и бизнес-практическом, оздоровительном и развлекательном аспектах, однако, до настоящего времени не сложились четкие представления о его содержании и задачах. Весьма показательны и различаются в этом отношении учебные курсы человековедения: одни из них в большей степени опираются на психологию, другие - на социологию и философию, но ни те, ни другие не дают новых знаний о человеке и не меняют ничего принципиально в педагогике. Очень немногие современные педагоги, например: Н. Аверин [6] с Украины и В. Жохов [7] из Челябинска, хорошо понимают задачи человековедения и применяют его на практике, добиваясь больших успехов. Однако, это лишь счастливые исключения, которые не делают погоды ни в педагогике, ни в научном человековедении.

О последнем можно судить по многочисленным институтам человека, существующим и закрытым, как, например, Институт человека РАН И.Т. Фролова, и работам в области философской антропологии - отечественных и зарубежных ученых, которые не привели ни к формированию цельного видения человека и его сущности, ни к появлению систематизированного и конструктивного знания этого предмета, которое могло бы послужить в качестве основы или точки отсчета для всех гуманитарных наук. По нашему мнению, это в значительной степени связано с отсутствием общих и объективных подходов к определению человека и его сущности и разнобоем в ее толковании, вследствие кризиса-устарения представлений о задачах и методах наук о человеке, о котором говорил М. Шелер. Такая ситуация не может быть бесконечной по нескольким причинам, во-первых, появляются все новые данные о человеке, расширяющие и углубляющие представления о нем, во-вторых, накопилось много проблем, порожденных человеком, понимание и разрешение которых невозможно без опоры на его разумную сущность в развитии, наконец, для изучения и определения человека формируются новые методологические подходы. Наш подход к определению сущности человека и содержанию человековедения сложился не сразу, и дело здесь не только в особенностях нашего мышления и мировоззрения, а в странно-тупиковом положении гуманитарных наук и философской антропологии, в частности, вследствие которого представления о человеке являются неоднозначными и неконструктивными. Без этого большой массив современных проблем человечества как бы повисает в воздухе, не имея причинно-следственных связей с сущностью человека и его разумом, которые их и порождают. Яркой иллюстрацией этого является название раздела III из Программы бывшего Института человека РАН И.Т. Фролова: "Человек и человечество перед лицом современных глобальных проблем"... [8]

Действительно, человек многообразен: он животен и духовен, принадлежит нескольким расам и многочисленным национальностям со своими языками, жизненным укладом и вероисповеданием. Люди отличаются уровнем развития и родом занятий, мировоззрениями и убеждениями, темпераментом и нравственностью... Можно еще продолжать перечисление различий людей, которое наводит на мысль, если не о невозможности, то немалой сложности их обобщения в некоем собирательном образе-определении сущности, разве, что все перечисленное и многое другое - это части целого - человека в развитии и во всем его многообразии, как ствол, ветви и листья одного дерева... Заметим, что индивидуальные различия не мешают людям успешно взаимодействовать и понимать друг друга, впрочем, не всегда и вполне, но не в силу различий в сущности, а в степени ее реализации и развитии... Человековедение не пытается увязывать и систематизировать разнородные представления о человеке, а ищет и находит то общее, что объединяет всех людей и является основой их индивидуального, социального и видового развития. Анализируя важнейшие отправления и действия человека и социума, наше человековедение обосновало их общезначимые системные критерии - необходимости и пользы, соотносимые с сущностью, следуя которым, человек оптимально развивается и способен с помощью разума, который также развивается (!) в этом процессе, к самосовершенствованию. Ну, и, что самое важное, человековедение [1] определило сущность человека и ее важнейшие основания и свойства, логически /системно/ и функционально взаимосвязанные между собой и предопределяющие его действия - индивидуальные, в социуме и природе. Последнее наполняет конкретным содержанием природосообразную педагогическую методологию, о которой говорил еще Я.А. Коменский, и может быть осуществлено в рамках системы природосообразного поведения человека, которую возможно и необходимо изучать, реализовать и оптимизировать для развития и совершенствования его природных и развиваемых качеств в педагогическом процессе!

2. Суть и важнейшие положения человековедения. Человековедение в системе наук

Семнадцать лет спустя трудно припомнить детали начала работы в человековедении, - разве, что в сознании остались некие опорные мысли-антитезы о современном человеке, для которого важнее желания, а не необходимость, делающие его "чужим самому себе", и человеке будущего, хозяине себя - разумном совершенном. Еще одна мысль-наблюдение состояла в том, что последнее столетие в истории человечества характеризуется исключительными научно-техническими и экономическими достижениями и одновременно самыми кровавыми войнами, социальными потрясениями и экологическими катастрофами... В этом ужасном противоречии естественного и духовного просматривается логическая связь, которая и доселе остается вне поля важнейших интересов людей и связана с их представлениями о сущности и смысле жизни. Если люди не поймут всей меры опасности и противоестественности сложившегося и усугубляющегося положения, их жизнь на земле может закончиться мировым катаклизмом и гибелью цивилизации. Без осознания этих проблем и формирования новых общечеловеческих ценностей, ни у кого не может быть уверенности в будущем, которое закладывается уже сегодня. Возникший и невосполненный пока разрыв между высоким уровнем развития экономики, естественных наук и техники и недостаточным развитием гуманитарных наук, не сумевших пока определить сущность человека и его рациональное взаимодействие с окружающим миром людей и природы, является первопричиной многих индивидуальных, социально-экологических и мировых проблем, без решения которых невозможно улучшение жизни людей и уверенное движение вперед. Важнейшим условием решения проблем и улучшения жизни людей является рационализация ее индивидуальной и социальной сфер на основе объективных знаний о сущности и сообразных ей эффективных развитии и самореализации человека, которые призвано дать человековедение и смежные гуманитарные науки.

"Основы человековедения" [1] формировались постепенно, подчиняясь внутренней логике своего развития. Усложняясь и уточняясь, они сложились по содержанию и основным положениям лишь в 3-й редакции. Заметим, что радость творчества и задача постоянного совершенствования материала высвободила мощную пружину авторского энтузиазма, которого хватило на многие годы, впрочем, теперь почти иссякшего... Выражением содержания и логики материала человековедения стала и его структура, которая в основном сформировалась в 6-й ред.. В последующих редакциях структура "Основ человековедения" существенно не изменялась, что не означает ее идеальности, при постоянных ее уточнениях и шлифовке содержания, которые будут продолжаться и дальше. Наше человековедение доказывает, что самая суть человека и основа научного представления о нем состоят в соотношении его желаний, связанных с удовольствиями прежде всего тела, и необходимостью, осознаваемой разумом. К сожалению, пока человек желает то, что ему приятно и выгодно, а не то, что необходимо и полезно, свидетельствуя о преобладании телесного животного начала над духовным и, как следствие, естественных наук над гуманитарными. В результате происходит его самоотчуждение и разобщение с окружающим миром, иначе говоря, нарушение индивидуального проявления сущности и взаимодействия с социумом и природой. В позитивном разрешении противоречия между желаниями и необходимостью человека посредством разума состоят важнейшие цель и задача человековедения! Чтобы помочь людям в развитии разума для осознания и осуществления жизненной необходимости, имманентной его сущности, человековедение дает системное определение сущности человека с ее основаниями и свойствами, процесса ее познания и реализации и релевантных категорий жизненной необходимости и высшей пользы. Для обеспечения оптимального развития каждого человека и организации социума, человековедение определяет принципы рациональных самоорганизации и производства и использования жизненных ресурсов и энергии.

Квинтэссенция и сверхзадача человековедения может быть сформулирована как осознание и осуществление жизненной необходимости человека для достижения высшей пользы улучшения вида! Наука разумной жизни человека призвана дать теоретическое обоснование и определить практические рекомендации по осуществлению жизненной необходимости на всех стадиях жизни человека: рождения и воспитания, образования и самореализации - индивидуальных, в социуме и природе. Человековедение рассматривает жизнь человека, как открытую систему, у которой есть свои имманентные целевые функции, алгоритмы взаимодействия подсистем и элементов и критерии рационального функционирования. Оно обосновывает оптимальный путь развития и совершенствования человека и его разума, который имеет конструктивное звучание и находит свое выражение в природосообразной педагогике! Являясь комплексной наукой, человековедение входит в блок гуманитарных наук и взаимодействует с ними, как одна из базовых дисциплин. Однако, в силу того, что человек материален, если вспомнить о метаболизме, очевидна связь человековедения и с естественными науками, например: биологией, химией, медициной. Анализируя действия и проблемы человека, становится ясно, что они системны и взаимосвязаны, а для их понимания и решения недостаточно методов отдельных наук и средств, - необходимы новые подходы и методы, привлечение комплексных данных и общие усилия. Формирование таких системных данных и методов предполагает новую научную методологию и реализующую ее комплексную научную дисциплину - человековедение. Как знания о природе составляют природоведение или естествознание, так и знания о человеке должны были складываться в человековедение и человекознание... Однако, с человековедением все не так просто - пока не сложились ни сколько-нибудь определенные и общезначимые представления о его предмете, ни о методах. И причина такого положения в неопределенности и многообразии представлений о природе-сущности человека вплоть до того, что у него нет сущности...

Рассматривая человека, как элемент универсума, наше человековедение поднялось над многозначностью представлений о нем, нередко поверхностных и индивидуализированных, и представляет его, как цельное системное и доступное для познания, детерминирования и рационализации биосоциальное явление. Через сущность человека человековедение интегрирует-связывает знания о нем и формирует основу системы общих знаний, на которую должна опираться любая наука о человеке, будь то медицина или педагогика, чтобы быть объективно-адекватной в его понимании и отображении. Как человек и его сущность складываются из подсистем - природных и психосоциальных, так и человековедение, а в последствии, по мере его развития и накопления знаний - и человекознание, должны представлять собой иерархическую систему взаимосвязанных знаний - естественных и гуманитарных. Как вывод, - развитие и изучение гуманитарных и естественных наук о человеке должно быть взаимосвязанным и давать людям цельное видение мира и человека! И связующим разные науки звеном призвано быть человековедение! На такой смысловой и методологической основе должно строиться здание общего и специального образования, ориентированное на человека и помогающее ему эффективнее развиваться и более адекватно сущности реализоваться. Человековедение необходимо и полезно всем людям, создавая основу гуманитарных знаний, придавая гуманистическую направленность их действиям и способствуя созданию более здоровой, насыщенной и продолжительной индивидуальной жизни, более справедливой организации социума и рационализации его взаимодействия с природой. Впрочем, не все так думают и человековедению еще предстоит стать востребованными наукой и практикой, преодолев скепсис и доказав свою состоятельность...

3. О необходимости и возможностях верификации человековедения

Что может вызвать в человековедении наибольшие сомнения? Наверное, его базовые положения и категории и прежде всего определение сущности человека и ее оснований и свойств, на которых строятся его теория и приложения. Многим они могут представляться спорными, но такова нынешняя ситуация, когда о природе человека можно говорить все, что угодно, смешивая единичное и всеобщее, когда сосуществуют религиозные и научные, общепринятые и частно-субъективные представления о человеке, нередко взаимоисключающие или весьма далекие друг от друга. Можно не принимать человековедения, которое в своих построениях опирается на развивающийся разум человека, и говорить об абстрактности категорий жизненной необходимости и высшей пользы, как и о том, что человек - есть некая данность и другим не будет. Наконец, в силу различий в разумности людей и сложности развития их разума, можно даже назвать человековедение идеей-фикс, но это ни на шаг не подвинет людей к решению их проблем и улучшению жизни... Увы, теперь каждое положение или определение человековедения, будь то сущность человека или ее основание/свойство, процесс реализации его сущности и развития, основы теории и система природосообразного поведения с ее организацией, алгоритмами и технологиями, несмотря на их логичность и системную взаимосвязь, могут быть оспорены в зависимости от точки зрения на человека и его природу. С другой стороны - в силу относительной простоты некоторых используемых понятий и категорий, например, жизненной необходимости или высшей пользы, они могут быть вульгаризованы и подвергнуты остракизму, особенно при рассмотрении вне контекста человековедения. И напротив, сложность системных кибернетических построений, необходимость использования моделей и алгоритмов жизненных процессов человека могут стать поводом для неприятия материала человековедения. Наконец, своеобразный авторский стиль изложения может также вызывать отторжение, - тут уж ничего не поделаешь, если не будет общего стремления к истине...

Сказанное выше делает затруднительным независимый и объективный анализ материала человековедения, потому, наверное, имеет смысл отметить существенные логические моменты и обстоятельства их выделения и формирования. Впрочем, и это может быть неубедительным для критически настроенных по отношению к нашему человековедению людей, но, думается, небесполезным, как для них, так и для человековедения, позволяя еще раз оценить верность и обоснованность его материала. Рассмотрим, например, инстинкты и разум. Они есть у каждого живого существа на Земле, самим фактом существования подтверждая иерархичность самоуправления и различное соотношение между ними у низших существ и высших. При этом инстинкты - это некие закрытые для изменения и быстрореализуемые рефлекторные схемы поведения, не всегда целесообразные, а разум - гибкое и способное к более оптимальным и не всегда быстрым, особенно в сложных ситуациях, решениям, средство управления поведением. Если инстинкты реализуют стереотипные поведенческие схемы для некоторых жизненных ситуаций и по мере их изменения заменяются, впрочем, далеко не сразу, то разум в процессе его реализации в новых и более сложных условиях совершенствуется по критериям необходимости и пользы, адекватным его сущности.

Камнем преткновения в понимании соотношения инстинктов и разума человека является специфика проявления инстинктов, живущих как бы своей скрытой жизнью и проявляющихся спонтанно и резко, и общая недостаточность и различия в развитии разума у людей, по-разному способных, а нередко неспособных к анализу инстинктов и своих действий. Человековедение обосновывает потенциальную, постепенно развиваемую возможность контроля инстинктов с помощью разума, как и преодоления дисгармоний и рудиментов в организме и сознании человека, о которых говорил еще И.И. Мечников [5]. При этом важнейшими проявлениями разумности, доказывает человековедение, являются процессы самоорганизации и рационализации жизненных ресурсов и энергии человека. С разумом связаны жизненные ценности людей, а с повышением разумности - их изменение и улучшение жизни. Безусловно, наиболее сложным для доказательства верности и логичности является определение сущности человека и ее оснований и свойств. В определении сущности человека (См. раздел 1.4 "Основ человековедения" [1]) можно усмотреть его чрезмерную сложность, многомерность и идеальность, можно даже усомниться в разумности сущности человека, если встать на генетические представления о сущности человека Ф. Фукуямы, не признающего ее энвироментальности, каковыми являются разум и социальность человека, или доказывать невозможность соединения тела и духа (Б. Паскаль). Можно говорить о том, что "природа человека существует как некая данность, но мы не можем представить ее конкретную расшифровку" (П.Гуревич) или писать, что "у науки недостаточно данных для ее выражения" (Б.Юдин), как и привести суждения о неопределенности сущности (П.Эрлих) или ее отрицании (Ортега-И-Гассет)...

В определении сущности, данном человековедением, нет тенденциозности, оно материалистично и рационально, опирается на фундаментальные свойства, интересы и действия человека, имеет свою внутреннюю логику и выражает эволюционно-историческую тенденцию его развития. Определение человековедения кибернетически выверено, рассматривая человека и его социум, как открытую самоорганизующуюся систему, и выражает общечеловеческие устремления к общности людей и их единению с природой. Наконец, в достаточно простых и доступных для понимания многими категориях жизненной необходимости и высшей пользы, увязанных с общеизвестными задачами существования человека, оно выражает высшую цель его существования - улучшение вида, которая в животном мире достигается посредством силы и естественного отбора, а у людей возможна в рамках разумной эволюции! Человековедение доказательно и непротиворечиво ибо еще никто не указал ни на одно из противоречий в нем и современно по стилю изложения, хотя местами и достаточно сложно. Прилагая к нему герменевтические правила Р. Элиэзера или Мальбима можно видеть, что человековедение в основном отвечает принципам логической индукции и построения основной посылки. Обращаясь к "Основам человековедения", являющихся фундаментом нашего человековедения, нетрудно убедиться в том, что изложение их содержания строится от более легкого к более сложному и строгому, от частного к общему, отвечая принципам логической индукции и используя общезначимые и связывающие разные стороны жизни человека понятия и соотношения, например, системы и контура взаимодействий или жизненной необходимости, которую составляют самопознание и реализация сущности, последняя из которых в свою очередь подразделяется на самовоспроизводство и самореализацию, предполагая рациональную самоорганизацию. "Основы человековедения" имеют ясную и содержательно обусловленную структуру, используют свою аксиоматику, а многие их теоретические положения могут быть приложимы на практике.

Таковы, например, категории-процедуры индивидуальных жизненного цикла и хозяйства жизни, представляющие собой информационно-логические конструкции, которые являются важнейшим средством описания и определения существенных сторон жизни человека и одновременно эффективным средством самоорганизации и рационализации жизненных ресурсов и энергии. На их основе возможна организация рационального индивидуального поведения человека и природосообразного педагогического процесса, в рамках которых может быть обеспечено значительное повышение эффективности развития человека и его разума, являющихся важнейшим условием улучшения жизни. Впрочем, сколь убедительными и неотразимыми ни были приведенные доводы в пользу человековедения, известны психологические особенности людей в негативно-консервативном восприятии и неприятии нового, с которыми также следует считаться. Тем не менее, обратимся к двум существенным вопросам человековедения и попытаемся рефлексировать их: есть ли у него свои предмет и метод и имеет ли оно право на существование среди наук (1) и что есть система природосообразного поведения и каково ее место и значение в человековедении и жизни человека, в том числе, для ее улучшения (2)? По первому вопросу можно привести немало высказываний о предмете человековедения, например, С.И. Каменского [3] или А.К. Сухотина [2], определивших его, как учение о человеке, однако, этого недостаточно, более того, они несколько расходятся с нашим видением предмета человековедения - познанием и реализацией сущности человека, и не ограничивают сферы его знаний. Как же быть, если познание сущности - предмет философской антропологии, которой следовало бы определить сущность человека, но она этого не делает?..

Пришлось сделать это в человековедении, хотя было бы естественно опереться на данные философской антропологии. Что касается реализации сущности, то это задача каждого разумного человека, науки и природосообразной педагогики, которые должны научить его этому, вспомним мысль Л.Н.Толстого в начале статьи и Дж. Локка, который писал об этом наряду с рефлексией [4]. Впрочем, природосообразной педагогику, как и другие гуманитарные науки, и призвано сделать человековедение, которое является своеобразным мостом-переходом от философии к гуманитарным наукам и практике. Система природосообразного поведения некоторым может показаться абстрактной и идеализированной, однако, в опоре на теоретический фундамент человековедения и его конструктивный потенциал, она становится органичной и реализуемой, например, в природосообразной педагогике. В рамках господствующих жизненных ценностей человековедение действительно может вызывать отчуждение и быть невостребованным, но, как только люди задумаются об улучшении жизни и попытаются сделать практические шаги в этом направлении, оно актуализируется и станет необходимыми и полезными наукой и практикой. Было бы самонадеянным утверждать, что человековедение объективно, потому что верно, как писалось о марксизме, который очевидно дискредитирован, как и говорить о его полном соответствии герменевтическим принципам или законам рефлексии, - необходимы время для его осмысления и приложения на практике. Но не сказать о праве человековедения на существование и пользе, которую оно несет людям, нельзя, как и забыть о том, что оно является одной из опорных точек-путей в определении и понимании человека для совершенствования его самого и улучшения жизни.

Заключение

Что бы ни думал автор о своей работе и какой бы она ни была, "все решается в совете человеческом" - писал Г. Лихтенберг и от этого никуда не денешься. К сожалению, теперь гуманитарным наукам и человековедению, в частности, не оказывается должного внимания, в силу ориентации людей на потребление и удовольствия. Это делает работу в человековедении маловостребованной, а ее результаты недооцененными, из-за чего оно не имеет необходимого приложения и развития. Последнее и послужило одной из причин появления данной статьи, как и критическое осмысление его особенностей, логический анализ существенных положений и попытка приложения правил герменевтики и рефлексии для анализа его содержания и структуры. Перспективы человековедения вообще, и определения сущности человека, в частности, теперь не вполне ясны. Тем не менее, как человек не может бесконечно оставаться неопределенным ибо без этого невозможны понимание и решение современных проблем, так и на смысловой и методологической основе человековедения может быть выстроено здание общего и специального образования, ориентированных на человека и помогающих ему эффективнее развиваться и более адекватно сущности реализоваться. Как метасистеме знаний о человеке и его социуме, человековедению еще предстоит углубление и уточнение, - являясь своеобразным переходом от философии к гуманитарным наукам и практике, оно призвано сделать более сообразными сущности человека педагогику и другие гуманитарные науки. Опираясь на высокий потенциал совершенствующегося разума человека, человековедение будет способствовать его рациональной эволюции в единении с людьми и природой для улучшения вида! /18.08.12/

Литература

1. В.И. Деревянко. Основы человековедения. 9-я ред., 2012.

2. А.К. Сухотин. Превратности научных идей. М., 1991.

3. С.И. Каменский. Аксиоматика человековедения.

4. Дж. Локк. См. "Википедия".

5. И.И. Мечников. Этюды о природе человека. Этюды оптимизма.

6. Н. Аверин. Обесчеловеченная школа, "Зеркало недели", №33(408).

7. А.Б. Коренная. О новой технологии школьного образования, "Грани эпохи", N48, 2012 (О В.И. Жохове).

8. И.Т. Фролов. Программа Института человека РАН.

*\ Примечание. Все материалы из списка имеются в интернете.

Hosted by uCoz
[AD]