На странице представлены первые работы автора: несколько
разделов из первой книги и одна из первых, но отнюдь не худших статей.
Для повышения содержательности материала к ним добавлена статья
цикла 3: "Камертон высшей пользы человека", опубликована в №42
этико-философского журнала "Грани эпохи", тональность и стиль которой
перекликаются с предыдущими. С "Сам себе - чужой?" началась наша
работа в человековедении, а статья "Парадоксы и относительность
жизни человека", опубликованная в №37 этико-философского журнала
"Грани эпохи", открыла разработку девяти исследовательских циклов.
Сам себе - чужой?
/Несколько разделов из рукописи/
Основные проблемы человека и общества
Осваивая Землю и развивая хозяйство, люди взаимодействуют между
собой и с окружающим их миром, как его активная часть, и это
взаимодействие определяется их потребностями, во-первых, и уровнем
развития, который предопределяет эти потребности, - во-вторых. С
ростом населения и развитием производительных сил это
взаимодействие видоизменяется, проходя определенные стадии. Каковы
человек и общество, таковы и их взаимоотношения между собой и с
природой. Когда в стремлении к своему успеху мы стремимся достичь
большего и выкладываемся для того, чтобы обойти
соперника-конкурента или попросту преодолеть свою лень или
неблагоприятные обстоятельства и выиграть очередной этап этой
бесконечной гонки жизни, в мелькании лиц и неба, земли и деревьев
мы просто не в состоянии видеть природу и себя, как ее часть, и
вольно или невольно отдаляемся от своей праматери.
Отчуждение от природы, в том числе от собственной -
естественная составляющая развития человека, которую он должен
преодолеть силой своего разума. Возникшее и все более
усугубляющееся нарушение равновесия в природе имеет свою оборотную
сторону: условия жизни людей начинают непредсказуемо изменяться и
не в лучшую сторону. Особенно остро это ощущают жители больших
городов, например Москвы, по шуму и загазованному воздуху улиц, по
навозному или мазутному привкусу водопроводной воды, по огромным
массам мусора и то химическим, то радиоактивным дождям... И
практически каждый из нас испытал это отчуждение на себе в виде
стрессов, аллергий, нервно-психических расстройств,
сердечно-сосудистых и многих других заболеваний... Если бы люди
были в состоянии адекватно оценивать свои действия по отношению к
природе, к себе самим, другим людям и оптимально строить свое
поведение, то и их жизнь была бы другой, соответствующей их природе
и более совершенной. Впрочем, совершенство достигается большим
трудом, постепенно и является производной разумности и активности
не только отдельного человека, но и всего общества...
А тем временем ухудшается экологическая обстановка, давно и
безнаказанно делают свое гиблое дело гиподинамия и рак,
распространяется по всему миру СПИД, уносят тысячи жизней
нескончаемые войны, терроризм и непобедимая преступность, делают
свое гнусное дело наpкотики и оболванивает людей массовая культуpа.
Если pассматpивать человечество, как некоторую открытую
самоорганизующуюся систему, а с течением времени объективно степень
ее организации возрастает, то его современное состояние весьма
далеко от совеpшенства и это очевидно и неоспоримо.
Можно много говорить о возможных причинах, но ключом к
пониманию этого несовершенства может быть представление о
несовершенстве самого человека и сравнительной "юности"
человечества. В таком контексте многое в его развитии может быть
естественно объяснено и со временем исправлено. Разумеется, нельзя
не видеть больших различий в уровне развития отдельных стран и
сообществ, неравномерности распределения энергии, материальных и
духовных ценностей внутри них и разобщающих их проблем, которые
дополняют картину несовершенства.
А, не дай Бог, возникнет реальная угpоза планетаpного или
космического масштаба: нечто вроде кометы Галлея или крупного
астероида, пересекающих траекторию движения нашей планеты, или
таяние льда Антарктиды, что не так уж невероятно, не говоря уже о
постепенно накапливающихся и могущих стать не менее опасными
угрозами существованию человечества, загрязнении окружающей среды и
разрушении озонового слоя атмосферы, достанет ли у людей сил и
сpедств, чтобы с ними спpавиться? Сумеет ли человечество
мобилизовать все свои ресурсы для противодействия угрозе?
Увы, накоплен огромный материальный и энергетический потенциал,
но человечество не сможет им воспользоваться в условиях нынешнего
разобщения народов, людей и капиталов, во-первых, и несовершенства
общественно-экономического устройства и государственных институтов,
во-вторых. Можно говорить об эффекте мировой бесхозяйственности -
природа едина, а хозяев много и никто в полной мере не отвечает за
свои действия - в результате мы имеем практически нерешаемые
экологические проблемы, недостаточно эффективное использование
природных ресурсов и энергии.
Человечество едино, но в условиях экономического и
политического разобщения практически никто по-настоящему не
занимается проблемами бедности, безработицы и связанной с ними
преступностью - это также своеобразная безхозяйственность, - у
общества не достает средств для решения именно этих проблем, а
столько людей не вовлечено в хозяйственный процесс и находится на
его иждевении... Практически то же самое имеет место и на уровне
отдельного человека, можно говорить об иррациональности
индивидуальной жизни человека, в ней есть, на первый взгляд
странная, бесхозяйственность по отношению к собственным здоровью и
судьбе, дисгармония тела и духа и недостаточные и неоптимальные в
целом самореализация и самовоспроизводство людей.
Уместно ставить вопрос о причинах этих явлений и способах их
устранения, однако реальное положение вещей вряд ли быстро
изменится - и человек и общество еще "дозревают" для постановки и,
главное, разрешения таких проблем. И человек и общество в основном
находятся в стадии решения своих материальных проблем ибо еще не
достигли необходимых уровня самовоспроизводства и справедливости
распределения жизненной энергии. Впрочем, некоторым людям, уже
решившим для себя эти проблемы, естественно попытаться сделать шаг
вперед, хотя бы для себя лично и почувствовать, как это заманчиво и
как непросто без согласия с своей природой и окружающим миром.
Там, где жизнь подчинена накоплению капитала в руках немногих,
а современный институт государства большинства стран выражает
прежде всего их интересы, в принципе не могут быть достигнуты ни
высокий уровень развития каждого человека и общества ни их
внутренняя и внешняя гармония с окружающим миром. Увы, и социализму
20-го века, ставшего трагедией для десятков миллионов людей, с его
общественной собственностью, то бишь, бесхозяйственностью, даже при
наличии гигантских природных ресурсов СССР и при более высоком
уровне социальной справедливости не удалось решить проблем
достижения внутренней и внешней гармонии человека. Низкий уровень
жизни в рамках жесткой административной системы и высокой степени
милитаризации, идеологической односторонности и политического
ханжества при явно недостаточной самореализации людей
предопределили его распад и показали, если не полную его
несостоятельность, то очевидную преждевременность.
И в том и в другом случае особенно реальная сила общества
оказывается ниже его потенциальной, а самореализация каждого его
члена в среднем ниже возможной. Отношения между людьми строятся не
на основе стремления к наилучшей самореализации, совершенствованию
и взаимопомощи, как необходимому условию решения задач
существования, а на противоречивых имущественных интересах, которые
направлены на индивидуальное накопление и потребление, не вполне
выражая природу человека. Незнание своей природы и неэффективная
самореализация лежат в основе большинства проблем людей и
несправедливости современной жизни, когда успех одних может быть
достигнут за счет других через насилие или обман, а интересы
общества и отдельной личности могут не совпадать.
Общество, в котором несовпадение интересов его членов может
выражаться даже в пропорции 4:1 для развитых стран или уж тем более
1:10 для развивающихся, как отношение количества богатых и
обеспеченных к бедным и нищим, закреплено в конституции и
реализовано в государственных институтах, не может, как единая
команда, победить в природных и общественных катаклизмах, решить
наболевшие проблемы, одолеть неизлечимые болезни и вредные
привычки.
Человек разумный примитивный и несовершенное общество
Увы, понимание и даже осознание великих истин для человека не
является еще руководством к действию. Логика всей человеческой
жизни и поступков, ее составляющих, неоднозначна и противоречива:
человек делает не то, что необходимо для счастья, а то, что хочется
в пределах того, что позволяют ему его психо-физические возможности
и жизненные обстоятельства. При этом его личные желания и
потребности могут входить в противоречие, как между собой, так и с
желаниями и потребностями других людей и общества в целом. Отдавая
свою энергию прежде всего необходимости получения средств к
существованию, то есть самовоспроизводству, современный человек в
большинстве случаев не выходит на уровень своих потенциальных
природных возможностей и ограничивается действиями, обеспечивающими
примитивное и часто не оптимальное самосохранение и продолжение
рода и руководствуется неполноценными ущербными идеалами.
Даже не слишком развитый человек может ощущать дисгармонию
своей жизни и пытаться ее преодолеть, однако используемые для этого
средства часто оказываются неадекватными ситуации и еще более
усугубляющими ее или, как наркотики, замещающие ее опасным
дурманом. Люди ищут опоры в жизни и многие естественно приходят к
потребительству, тем более, что большинство окружающих именно так и
живет,- хочется и надо иметь и то и это, деньги становятся
средством преодоления многих проблем, их добывание наполняет жизнь
смыслом, а количество является эквивалентом счастья.
Человеку естественно, и это отмечали апологеты теории разумного
эгоизма, стремиться к счастью через индивидуальное благополучие и в
этом состоит одно из проявлений природы человека. Однако, когда
человек не идет дальше своих личных интересов, ограничиваясь
уровнем неразумного эгоизма, для чего есть объективные предпосылки
- в обществе индивидуального обогащения нет и не может быть в
принципе единства коренных интересов, - не может быть, как это ни
покажется странным, достигнуто ни общее благополучие, ни
полноценное личное счастье.
Жизнь людей на Земле еще очень далека от совершенства, да иначе
сейчас и быть не может, когда логика жизни человека - не в
совершенствовании, а в обогащении. Вокруг нас много разных людей,
отличающихся полом, возрастом, материальными возможностями,
умственными способностями, нравственной позицией, жизненным кредо и
многим-многим другим, но, что всего важнее, людей хороших
положительных больше, чем плохих /так считает большинство/ и,
наверное, так оно и есть, ведь преступников в обществе сравнительно
немного. Люди в основном хорошие, а жизнь в целом далеко не
хороша?! Как же так получается? Прямо как у подростков: каждый в
большинстве своем вроде бы нормальный положительный человек, а как
соберется компания сверсников - все немного глупеют, то есть
суммируется дурное, а не хорошее. Что делает нашу жизнь такой?
Дурной пример заразителен? Конечно, ведь это не требует усилий и
позволяет быть "героями" своей среды.
А дети, что они копируют у взрослых? Всегда ли только
положительное, полезное? Увы, если бы это было так, ан нет.
"Запретный плод нам подавай, а без того нам рай - не рай" , едко и
точно отметил И.В. Гете устами Мефистофеля. Как тут не вспомнить
слова еще одного знаменитого немца Г. Лихтенберга: "если бы воду
сделали запретной, какой бы она стала вкусной". Люди сворачивают с
пути к счастью за тем, что владет многими, удовольствиям и
развлечениям, к привычным и общепринятым схемам жизни. Отказываются
от серьезных усилий по самореализации и совершенствования в пользу
реально доступных способов добычи средств к существованию и
обогащения, чтобы затем, вкусив плодов чужих и запретных, забыть о
своем предназначении и стать чужими самим себе.
Наши дети смотрят на мир ясными глазами, в большинстве своем
они чисты своими помыслами и привязаны к своим родителям,
бессознательно копируя их поведение. Что они берут от взрослых,
нетрудно догадаться, а вот, что они могли бы перенять, если бы
взрослые уделяли этому больше энергии и времени, сами были бы лучше
и передавали бы им самое лучшее?.. Не потому ли с кроманьонского
периода человек не прогрессирует в видовом развитии, что,
отказываясь от реализации своей естественной природы и
человеческого предназначения прежде всего в силу
социально-экономических причин, предпочитает ориентиры житейского
потребительского счастья, как более доступные и общезначимые.
Имеет место умственное и нравственное торможение, тем более,
что самосовершенствование требует больших усилий и не связано с
быстрым результатом, а человек нетерпелив особенно по молодости и
по невежеству. Так складывается установка на потребительство, а
деньги из всеобщего эквивалента превращаются в фетиш, подменяя
счастье. Этот процесс не так безобиден - стремление к обогащению
любыми способами входит в плоть и кровь людей с детства и
формирует, как положительно /через общественно-полезный труд/
направленные усилия, так и отрицательные, провоцируя на
преступление самых нетерпеливых и формируя культ силы и денег.
Таков подтекст капитализма и в этом одна из причин разобщения и
отчуждения людей. Даже в странах с самым высоким уровнем жизни, к
сожалению, не устранены условия воспроизводства негативных
социально-опасных явлений и главной предпосылкой этого являются
гипертрофированное накопление материальных благ с одной стороны,
недостаточные развитие и самореализация значительной части общества
из-за недостатка средств - с другой и общее стремление к быстрым
удовольствиям - с третьей. Современное демократическое общество
даже в лучших своих проявлениях не вполне выражает интересы
большинства и допускает накопление любыми средствами /деньги не
пахнут/.
Чего стоят библейские - не убий, возлюби ближнего своего, когда
громче и привлекательнее звучит: обогащайтесь! Чего стоят
технические, научные и культурные достижения развитых стран,
помогающих человеку и возвышающих его, когда параллельно действует
огромный эшелон грязного бизнеса, массовой культуры и индустрии
развлечений, оболванивающих людей и играющих на их низменных
чувствах. Не видеть этих и подобных им несообразностей нельзя, как
нельзя и одним махом через мировую революцию или в отдельно взятой
стране, например, в России, не считаясь с объективными законами
экономического и исторического развития человечества, но прежде
несовершенством самого человека, экспроприировать капитал и
получить в конечном счете царство социалистической
бесхозяйственности, которое затем придется перестраивать,
откатившись далеко назад.
Очевидное несовершенство жизни современного общества ослабляет
его перед возможными катаклизмами, от которых никто не застрахован,
тормозит прогресс, делает практически невозможным решение многих
социальных проблем и порождает новые. Однако, важно отдавать себе
отчет в том, что несовершенное общество - это общество
несовершенных людей, людей с примитивным разумом и неоптимальной
энергией жизни. Без совершенствования человека и выхода его на
более высокую ступень развития нельзя помышлять о более совершенном
обществе. Войны и революции - способы достижения интересов дикарей
или человеков примитивных...
Предпосылки решения важнейших проблем нашей жизни
Решение современных социальных и экологических проблем связано
с огромными усилиями и затратами, предполагающими наличие общности
людей и целей их существования. Какими бы консервативными ни были
современные отношения людей и чем бы они не определялись, жизнь не
стоит на месте и вследствие накопления материальных и
информационных ресурсов объективно меняет свои формы и содержание,
воздействуя на человека и расширяя его возможности и представления
о мире и о себе. Естественное стремление человека к
самосовершенствованию и индивидуальному самовыражению, подавляемое
необходимостью удовлетворения насущных жизненных потребностей и
многочисленными примитивными соблазнами плоти и духа, пока не
находит своего воплощения у многих наших современников ибо для
этого еще не сложились объективные условия и не обеспечена
положительная мотивация.
Накопление знаний и расширение общего информационного поля
пробуждают дремлющий разум человека и побуждают его к
рационализации своей жизни. Однако эффективная мобилизация
интеллектуального потенциала человека возможна только после
удовлетворения его физиологических и материальных потребностей и
достижения их гармонии. Барьер преобладания примитивных
потребностей человека и его материального начала над духовным может
быть преодолен только по достижении определенного уровня развития
производительных сил и снижения степени самоотчуждения и разобщения
людей. У человечества есть две основных альтернативы развития: -
рост отчуждения и разобщения и вероятная гибель или - расцвет
цивилизации через совершенствование человека и сближение людей для
преодоления складывавшихся веками стереотипов поведения, выхода на
более высокий уровень жизни и решение накопившихся проблем.
Сближение людей возможно и необходимо в любом здоровом
обществе, оно естественно для человека, жизнь которого, чем дальше,
тем все более зависит от других людей. Было бы ошибкой полагать,
что если все необходимое для жизни можно купить, то можно быть от
всего независимым и строить свою жизнь, не считаясь ни с кем и ни с
чем. Стоит иногда вспоминать о возможных стихийных бедствиях и
катастрофах, которые весьма опасны для людей, или экологических
проблемах, которые не решатся сами по себе, о здоровье, которое не
купишь, и о преступниках, которые могут нам или нашим близким
помешать счастливо прожить свои дни на земле... Наконец, надо
пытаться видеть огромные новые возможности, которые могут открыть
сотрудничество и взаимопомощь людей, чтобы рассматривать окружающих
не только, как конкурентов, но, как товарищей в беде и
единомышленников...
О необходимости разумных решений и действий
Рыночное хозяйство и частная собственность являются объективно
необходимым условием нашего существования и элементами
общественного устройства на данном этапе и вряд ли могут быть
насильно отменены, более того, они должны получить дальнейшее
развитие не только на уровне групп людей, но и на микро /человек/ и
на макро /человечество/ уровнях. Что же касается современных
отношений между людьми и института государства, то и из их
несовершенства вовсе не следует вывод о необходимости немедленного
и кардинального переустройства общества - всему свое время. А вот
осмысливать свою жизнь, искать пути ее улучшения никому и никогда
не вредно. И эти пути проходят через разрешение противоречий,
прежде всего индивидуальных...
Практика развитых стран Америки, Европы и Азии демонстрирует
хотя и медленное и неравномерное, но неуклонное повышение уровня
жизни людей и рост числа обеспеченных членов общества, достигавшее
по данным И. Бунича на конец ХХ-го века 80% /4:1/ населения США
против 10% /1:9/ в исламской республике Иран. Очевидно, что новое
более совершенное общество невозможно без изменения представлений
людей об их идеалах и счастье через осознание и реализацию природы
человека и задач его существования в новых условиях.
Практически же, пока существует современный институт частной
собственности, выражающий низший уровень природы человека, без
достижения ее более высокого уровня не могут быть и не должны
насильственно изменяться общественно-экономические отношения -
всякое дело должно созреть.
Впрочем, по мере развития человечества насилие, как способ
достижения интересов одного человека, группы или общества должно
исчезнуть, действительно, если интересы людей сближаются и, тем
более, совпадают, то зачем насилие? Но еще надо суметь выразить эти
интересы!.. В современных условиях для обеспечения прогресса и
решения общечеловеческих проблем нужны постепенные, разумные и
выгодные всем действия, построенные на основе единства и гармонии
интересов индивидуума, группы и общества. Такие действия очень
трудоемки и сложны, тогда как люди предпочитают жить, "не мурствуя
лукаво", по привычным схемам, а ведь за этим стоит самое важное -
их лучшая жизнь и счастье.
К сожалению, в нашей жизни сейчас еще очень много борьбы и
силовых решений, что является показателем незрелости человека и
общества, но есть немало примеров взвешенных и глубоко продуманных
действий, например, создание ООН, которая за десятилетия своего
существования достигла значительных успехов в разрешении локальных
конфликтов и ряда экологических, культурных и политических проблем.
В экономической практике и политической борьбе для достижения целей
нередко используются обман и некорректные приемы. Сферы и способы
бизнеса реально не ограничены и интересы отдельных влиятельных
групп могут входить в противоречие с интересами общества. В
современный бизнес вовлечены огромные силы и средства,
воздействующие на жизнь всего общества и его институтов.
При таком положении вещей многие проблемы человека и общества
практически не решаемы, они взаимосвязаны и имеют общие корни. Пока
торжествуют деньги и сила немногих (сила есть - ума не надо
/русская мудрость/), разум не может проявить себя в полной мере и
от этого хуже всем. Однако природа человека разумна и, если он не
будет действовать против своей природы, он не выродится и будет
последовательно идти к лучшей жизни. По мере развития людей и
материально-энерго-информационного пространства жизни сила будет
понемногу уступать разуму и дурить других, равно как и осуществлять
насилие над другими, будет все менее необходимо и возможно...
Самоотчуждение и миpаж ускользающего счастья
Многое в жизни животного мира неприемлемо для современного
человека - это и ее дикость, временами жестокость, и примитивность,
временами полная беззащитность перед силами природы и братом их
старшим... Но если животное дико, то такова его природа, если
животное иногда жестоко, то такова его природа, если оно примитивно
- на то оно и животное, не имеющее разума или имеющее примитивный
разум. А чем объяснить дикость, жестокость и примитивизм людей
иначе, как преобладанием животного начала? Но животное, например,
хищник в естественных условиях убивает потому, что это его способ
выживания и он не имеет оружия. Мудрость природы состоит еще и в
том, что нередко его жертвой становится ослабленное или
недоразвитое животное.
Человек же для достижения своих целей использует такие средства
/вы только вслушайтесь в название: средства массового уничтожения и
это плод человеческого разума /?!/, заметьте, не средства массового
возрождения, а у н и ч т о ж е н и я, которые стоили жизней многим
десяткам миллионов людей в прошедшем столетии и это в век
электроники, атомной энергии и космонавтики... А чего добились люди
ценой таких жертв?.. В природе все стремится к равновесию,
гармонии, к общему полю: складываются биогеоценозы -
животно-растительные сообщества определенных зон планеты, нечто
подобное есть и у людей, но, как это ни печально, - человек в
отношениях с другими людьми и с природой в целом оказывается более
диким и неразумным, чем животное...
Самоотчуждение и разобщение довели людей до
противоестественного состояния противоречия индивидуальных и
общественных интересов, из которого вырастают практически все
современные проблемы человечества и отдельного человека. Если бы
людей объединяли общность интересов и единство устремлений, для
разобщения не было бы почвы и люди не бежали от своей природы, а
шли к ней и вместе с другими людьми находили свое счастье.
Мы сейчас, в начале 21-го века, странные, чужие себе люди,
нередко творящие невесть что. Мы - рабы своих желаний и, чтобы их
удовлетворить, готовы на все, мы можем вредить себе и другим,
иногда не подозревая об этом и продолжаем вредить, даже зная о
возможном вреде, потому, что это нам сейчас выгодно или очень
хочется, не говоря о постоянно действующей на нас инерции жизни. Мы
часто лишены возможности делать то, что для нас естественно и
необходимо потому, что или не знаем или не можем себя полноценно
реализовать и воспроизвести. Несоответствие наших естественных
потребностей реальным возможностям или невозможность их полноценной
реализации формирует в сознании чувство неполноценности, побуждая
нас искать ему компенсацию в посильных и доступных удовольствиях.
Мы стремимся к успеху, пытаясь вскочить на
подножку "поезда желаний". Чтобы добиться хотя бы небольшого успеха,
обещающего удовольствия для тела и духа, мы готовы заплатить
любую цену - даже забыть себя и поступиться не только
принципами, но и человеческим достоинством. Так и катится
поезд наших желаний от одного удовольствия к другому, часто
дешевому и примитивному, реже дорогому и изысканному, но по сути
одинаково наркотическому и мы никак не можем им насытиться и
остановиться. За возбуждением удовольствия следует депрессия
насыщения или даже пресыщения - потом снова удовольствие, если
повезет, и так проходит вся жизнь... Впрочем, далеко не у всех так
много удовольствий в жизни. Еще немало мест на земле, где жизнь
такова, что лучшего удовольствия, чем своевременное удовлетворение
естественных и самых простых потребностей и отправлений и не
придумаешь, но и в этом случае человек живет удовольствиями и
стремится к ним.
И хорошо, если за свои удовольствия приходится платить не самую
большую цену. Хорошо, если наши удовольствия не вредят нам самим и
окружающим. Хорошо, если они оставляют хоть что-то в нашем
сознании, помогающее не растрачивать жизнь до конца. И хорошо, если
то, что было нашей радостью, не оказалось миражом ускользающего и
недосягаемого образа, который мы принимали за счастье. И хорошо,
чтобы однажды, остановившись на мгновенье в этой бесконечной гонке
жизни, мы не осознали - то, чем мы жили, отняло у нас часть жизни,
если не всю жизнь, безвозвратно. А ведь жизнь конечна и
многообразна и она может много дать человеку, ищущему в ней не
удовольствия, а свою пользу...
Странная логика человека в отношении его собственной жизни
Несмотря на сословные, имущественные и другие различия у
каждого из нас есть своя собственность, маленькая частица природы,
называемая жизнью. От того, как мы распорядимся этой своей
собственностью, зависит наша судьба. Хороший хозяин добивается
успеха даже тогда, когда это другим не под силу, плохой -
растрачивает свой жизненный капитал даже если он очень велик, -
такова логика жизни. Впрочем, логика жизни понятие емкое и
своеобразное: одних она ведет к вершинам жизни, других - на ее дно
и что самое странное: среди тех, кто сейчас царит на вершинах,
немало достойных ее дна и наоборот. Такая неоднозначность не от
игры слов, а от несовершенства нашей жизни.
Часто еще бывает так, что люди обанкрочиваются не только
потому, что они плохие хозяева, а потому, что им мешают стать
хозяевами своей судьбы те, кто строит свое благополучие их руками.
Консервирование этой несуразности чревато для всех, в том числе и
для сильных мира сего, опасными последствиями, если не устранить в
этой жизни то, что разобщает людей и отчуждает их от природы, друг
от друга. Однако, было бы странным, если бы социально-экономическое
и политическое устройство жизни не было продолжением или выражением
самой сути современного человека, если бы материально-экономические
проблемы не были самыми важными для него и если бы то, что для чего
человек трудится, не позволяло ему удовлетворять свои желания и
иметь посильные для него удовольствия.
Для большинства современников эти удовольствия, как правило,
состоят в потреблении произведенных другими не всегда
доброкачественных продуктов и, как это ни покажется странным, в
растрачивании своих жизненных ресурсов. Этот круг потребления и
формирует те самые тупики лабиринта жизни, в которые попадает
большинство людей и который оказывается непреодолимой преградой на
пути к истинному счастью. Человек, который живет, фигурально
говоря, чтобы есть /потреблять/, а не ест, чтобы жить, не может
подняться до понимания высоких человеческих ориентиров жизни,
оставаясь на примитивно-животном уровне инстинктивных потребностей
и соответствующих им удовольствий. Мозг /о разуме в данном случае
вряд ли стоит говорить/ позволяет сделать его удовольствия более
изощренными и часто извращенными, но не отказаться от них. В
результате получается то, о чем мудрая М. Шагинян сказала так:
"Удовольствиями сокращаешь жизнь", то есть неразумное отношение к
собственной жизни.
Даже, если человек и осознает в какой-то степени негативность
удовольствий и многих своих пристрастий, ему не достает разума и
энергии для того, чтобы не только отказаться от них, но знать меру.
И в этой диспропорции человеческой жизни самая большая ее проблема
- люди не знают точно, чего и сколько им необходимо при явном
приоритете материальных потребностей. Можно выразить
эту мысль иначе: человек неразумен в своих потребностях и это дает
проекцию на всю его жизнь. Впрочем, в зависимости от индивидуального
уровня развития личности и уровня общественных отношений мера
неразумности может варьировать, но в той или иной степени характерна
для всех.
Вот такие мы хозяева своей жизни. А может ли быть счастливой
судьба у таких хозяев? Пока человек не решит своих материальных
проблем и не разберется с тем, что для него главное, а что
второстепенное, у него не может быть достаточной степени свободы
для изменения существующего положения и тем более его улучшения.
Неоднозначность человеческих потребностей предопределяет
достаточную сложность задачи самопознания и корректировки
потребностей, но не ее невозможность. Главное, в ее решение должен
включиться разум, без которого не может быть изменена логика
человеческой жизни и сформирована необходимая энергия перемен, и
без которого нет человека - хозяина своей судьбы.
О самом главном в жизни человека
Человек не был бы человеком и в этом его принципиальное
отличие от животных, если хотя бы изредка не пытался осознать себя,
понять свою настоящую, реже прошлую жизнь и представить себе свое
будущее. Вероятно, не найдется человека, который не хотел бы лучшей
жизни и не пытался сделать шаг ей навстречу. Однако, в отличие от
пчелы, которая строит свои совершенные соты, лишь руководствуясь
инстинктом, даже самый плохой архитектор сначала пытается
представить себе /моделирует/ сооружение и лишь потом строит. Чем
лучше модель и чем ближе она к реальности, тем результативнее,
эффективнее любая деятельность.
Чтобы лучше распорядиться своей судьбой, надо стать ее
архитектором, а чтобы перестать быть себе чужим и преодолеть свои
проблемы, надо сделать ревизию своей жизни и стать ее хозяином и
менеджером. Чтобы чего-то добиться в жизни, надо ее любить, надо
надеяться на успех и верить в себя, свою природу, в свои силы. И
никто, кроме самого человека, не сможет найти кратчайшего пути к
своей сущности и выражающей ее высшей пользе и раскрыть ее.
Впрочем, как не все архитекторы в состоянии построить Кельнский
собор, так и не все люди в состоянии оптимально распорядиться своей
судьбой по той простой причине, что не одинаково разумны и у них
разные жизненные возможности и обстоятельства, и все в той или иной
мере испытывают самоотчуждение и разобщение с людьми и природой.
В мире не прекращаются войны, накапливаются экологические
проблемы, неотъемлемой частью жизни стали преступность, терроризм и
наркомания. Можно не думать об этом и даже прожить жизнь, не зная
этих и подобных им проблем, если повезет, а если не повезет?
Впрочем, пока у человека все хорошо, ему и думать о чем-то плохом
не хочется. А вот обществу о решении таких проблем думать
приходится, как и тем людям, которых эти проблемы коснулись или
которым хочется чего-то лучшего. Нерешаемые кардинально проблемы
подобны запущенной болезни, они имеют свойство накопления,
усугубления и расширения /метастаза/, когда их преодоление
становится еще более сложным, если вообще возможным.
Но, пока человек - раб своей плоти, его разум дремлет и не
осознает опасности, более того, наркотичность некоторых и, чем
дальше, все большего количества удовольствий, так велика, что люди,
опьянившись ими, не могут верно воспринимать действительность и
оценивать объективно свое состояние и свои действия. Недооценивать
социальную опасность этого явления просто недопустимо и если
общество не станет заниматься всерьез этой проблемой, то ему грозит
еще и вырождение.
Причины многих несчастий людей и их самоотчуждения ведут в
детство и дальше к родителям и их отношениям в прошлое, которое в
значительной степени определяет современную жизнь. Человеческая
природа не так примитивна и низменна, как это представляется
некоторым, а высока и мудра. У новорожденного она предстает в
чистом виде - беспомощный, он защищен от многих болезней, рожденный
для жизни в воздухе, он не погибнет и в воде, наконец, у него нет
ничего чуждого, лишнего, только естественные потребности и
вырастающие из них желания, удовлетворение которых необходимо для
нормального развития, которое полностью зависит от родителей и
общества, их намерений, возможностей и действий.
Отмеченное выше главное в жизни ребенка напрямую соотносится с
тем, что составляет основу жизни и приближает счастье человека -
развитие. Действительно, без развития нет жизни,- если
останавливается развитие, начинается стагнация и деградация. Это
касается и отдельной мышцы, органа человека и всего человека, это
характерно и для групп людей и общества в целом. Логика развития
по-видимому и должна стать главной организующей основой
совершенствования человека и общества будущего, при этом необходимо
встречное движение и прежде всего человека к обществу. Как сказала
добрая и мудрая Ж. Санд: "хочешь, чтобы было чище на улице, подмети
перед своим домом". Наверное, другого пути решения таких проблем и
нет. К сожалению, это не утратившее до сих пор своего значения
утверждение, высказанное более 150 лет назад, пока ничего не
изменило...
Мы многое понимаем, например, вред курения, но продолжаем
курить. Человека всегда влекло пространство, ему хочется быть
свободным, он вообще не любит быть зависимым, но в жизни все
наоборот: человек - раб своих желаний, он пленник привычек и
стереотипов поведения, он ищет зависимостей, если они связаны с
хорошими деньгами, наконец, он идет на преступление ради денег и
власти.
И есть ли нечто такое, что может изменить сложившийся порядок
жизни и побудить человека вести себя иначе? Да, есть и это -
познание самого себя и своей высшей пользы, непрерывное движение,
осуществление жизненной необходимости и развитие?. И что же оно
возникнет само по себе? Разумеется, нет, хотя возможно, что и да
/вот уж поистине прихотлива человеческая логика!/, но со временем и
как следствие развития разумного начала в человеке.
Для того, чтобы в жизни возобладала логика развития и человек
захотел настоящего истинного счастья, он должен суметь подняться
над своим животным началом и силой разума постигать и реализовать
свое предназначение.
От человека примитивного к совершенному
Современная жизнь с ее императивами индивидуализации и
своекорыстия все более разобщает людей между собой и природой,
делая их чужими самим себе. Люди начала 21-го века зашли в своем
отчуждении так далеко, что, как говорят в России, уже "без поллитра
не разобраться". Действительно, занятые добыванием средств для
жизни, мы забываем свою природную первооснову, перестаем осознавать
свою общность с другими людьми, став конкурентами друг другу. Мы не
можем понять других, не смирив гордыни, не перешагнув через личные
амбиции или интересы, не выпив чего-нибудь для сближения.
И не в общественном устройстве тут дело, хотя можно и поспорить
на эту тему, а в нас самих... Нужна не мировая революция, как того
хотели последовательные коммунисты, а индивидуальная бескровная
эволюция человека, его обращение в свою природную суть, ее познание
и эффективная реализация и непрерывное развитие и
совершенствование. Эта задача, разумеется, под силу человеку
средних способностей, однако практически пока она трудно
осуществима - у него просто желания, времени и энергии не хватит,
ведь потребуется полная перестройка всей жизни, ее энергии и
пространства.
Большинство людей привыкло добиваться большего меньшими
усилиями и жить короткими циклами: небольшое усилие - быстрый
результат. Но только те достигают в жизни серьезных успехов, кто
готов ради большой цели на значительные усилия в продолжительном
жизненном цикле. При этом, человек, которому что-то нужно,
занимается этим без принуждения и каждое упоминание о важном для
него является дополнительным стимулом. Чтобы действовать с большей
пользой для себя и долго, надо перестать быть себе чужим и стать
хозяином собственной жизни. Говорят, хозяевами не рождаются - ими
становятся, тем не менее, своим имуществом каждый из нас худо-бедно
распоряжается, а вот главной своей собственностью - жизнью далеко
не всегда и это более, чем странно, - ведь она у нас одна и самое
дорогое на свете!?
В повседневной суете мы потеряли ориентиры во времени и в
пространстве своей жизни, утратили представления о ценностях
истинных и мнимых. Накапливая отчуждение, мы отдалились от своей
природы и вырождаемся, иногда умирая задолго до своей
физиологической смерти. Перестать быть себе чужим - это значит
преодолеть самоотчуждение и, повернувшись к своей природе,
эффективно по-хозяйски ею распорядиться. И в этом нет игры слов,
манипулирования понятиями, подмены представлений ни, тем более,
выражения чьих-то корыстолюбивых, идеологических или политических
устремлений.
У каждого процесса или явления есть своя логика, свои фазы и
уровни. Имеющие один корень и являясь детьми одной природы,
населяющие Землю племена и народы, несмотря на рассовые и
национальные отличия, это части одного целого, подмножества единого
множества. Их общность и принадлежность к одному виду, как и
возможность полноценного и эффективного развития не вызывает
сомнений, а отсталость некоторых племен - аборигенов Африки,
Австралии, Америки и Азии от цивилизованных народов не так уж
велика... Разумеется, нельзя не видеть различий в уровне культуры,
жизненного комфорта и других сторонах жизни, но они не позволяют
говорить о явных преимуществах современной цивилизации перед
естественной жизнью аборигенов, - цивилизация много дала людям, но
и много забирает через отчуждение и разобщение. Может статься, что
она отнимет у людей и саму жизнь. если человечество не сумеет
решить свои проблемы,
И для примитивных племен и для цивилизованных сообществ
характерны неравенство и иерархии: имущественные и родовые,
религиозные и идеологические, партийные и профессиональные. Однако,
есть нечто более общее и важное, что объединяет и различает людей -
их биосоциальная природа и выражающая ее высшая польза /ВП/
человека. Под углом зрения ВП оказывается, что многие представители
цивилизованного мира, несмотря на кажущееся превосходство над
дикарями в сложности решаемых задач, развитости потребностей и
многообразии используемых вещей и средств, ушли от них не так
далеко, как может показаться, и могут быть поставлены рядом или на
близкие ступени в иерархии самореализации и видовых возможностей
человека.
С точки зрения реализации этих целей естественно говорить о
несовершенстве человека и человечества в целом и довольно низком
уровне и темпе его развития. Действительно, самосохранение и
безопасность человека пока достаточно примитивны и не обеспечены
настолько, чтобы не бояться природных катаклизмов или транспортных
катастроф, терроризма и преступности, экологических бедствий и
многочисленных болезней. Продолжение рода несовершенно, - прежде
всего этот процесс случаен и не контролируется людьми в достаточной
степени хотя бы для оптимизации этой весьма важной стороны жизни,
улучшения генофонда человека и сокращения негативной
наследственности. Улучшение вида, являясь общечеловеческой
категорией, вообще не входит в число актуальных задач общества и
тем более находится вне поля зрения отдельного человека.
Определение "Homo sapiens", человек разумный - очень условно,
оно скорее мобилизующее, чем соответствующее действительности и
людям еще предстоит дорасти до этого уровня. В силу того, что
современный человек в большинстве случаев не может преодолеть свою
животную сущность и разумом достичь внутренней гармонии духа и
тела, по тому, как он реализует себя, как ведет себя по отношению к
обществу и природе, можно говорить о преобладании телесного,
силового начала, о его примитивизме и необходимости уточнения
приведенного выше определения, как "Homo sapiens primitivus",
человек разумный примитивный, которое более подходит для него.
Вместе с тем, на этом фоне нельзя не видеть отдельных
проявлений разумности и даже совершенства некоторого небольшого
числа людей, усилия которых определяют направления экономического
развития и научно-технического прогресса и которых условно можно
отнести к очень малочисленной и дисперсной категории людей,
характеризуемых, как человек разумный. И очевидно, делом будущего
является появление совершенных людей, реализующих свою высшую
пользу, совершенных физически и духовно, рационально организующих
свою жизнь и использующих ее ресурсы в непротиворечивом
взаимодействии с окружающим миром людей и природы, которых можно
будет называть "Homo sapiens perfectum" - человек разумный
совершенный.
Выводы и заключение
Как бы человек не научился "влиять на людей и заводить друзей",
что, вообще говоря, очень важно для его индивидуального успеха, или
какое бы душевное здоровье благодаря религии, дианетике Р.Хаббарда,
аффирмациям Л.Хэй или чему-либо другому он ни обрел, без чего также
невозможна нормальная жизнь, сколько бы рецептов и различных
средств достижения успеха он ни знал, а без успеха не может быть
самоуважения, - если он будет вредить своей природе и не будет
знать своего предназначения, все его усилия не принесут счастья, а
значит будут, если не бессмысленными, то неоптимальными в принципе.
Система здоровой жизни Поля С. Брегга, оригинальные подходы к
оздоровлению Н. Амосова, К. Ниши, и П. Иванова или работа со своей
психической энергией Л.Хэй, А. Свияша и В. Жикаренцева,
многое-многое другое из известного сейчас могут существенно
улучшить здоровье и жизнь человека, но это - еще не все, - в
определенной степени опираясь на природу человека, они не
затрагивают всего комплекса задач существования человека, смысла и
счастья его жизни, то есть, нужны наука и система здоровой и
счастливой жизни, охватывающие и тело и дух и всю жизнь человека в
целом во взаимодействии с другими людьми и окружающей средой.
Существующее многообразие представлений о мире, о человеке и
его месте в этом мире, отражая интересы социальных слоев, групп и
отдельных личностей, к сожалению, не позволяет сформировать
сколько-нибудь позитивную концепцию преодоления накопившихся
экологических, социальных и индивидуальных проблем людей и
свидетельствует об определенном отставании их развития и
гуманитарной деятельности от естественно-практической. Попытки
революционных социально-экономических преобразований на
теоретической базе марксизма оказались безуспешными. Жестокий
социалистический опыт 20-го столетия показал явную
преждевременность идеи обобществления собственности и
несоответствие принципа диктатуры пролетариата задачам освобождения
человека и улучшения его жизни, отбросив страны победившего
социализма далеко назад.
Авантюрный примитивизм коммунистов показал прежде всего их
полное пренебрежение индивидуальными интересами человека и
вторичность общества по отношению к человеку. Как можно построить
справедливое и более совершенное общество из несовершенных людей,
как можно реализовать моральные принципы коммунизма, не обеспечив
высокого уровня и справедливости жизни людей? Эти и подобные им
несообразности реального социализма послужили причиной его
двойственности, агрессивно-кровавой сущности и в конечном счете
привели его к гибели. Оперируя фактами этого изощренного насилия
над человеком и соотнося их с практикой современного мирового
сообщества, естественно приходишь к осознанию объективности
происходящего и недопустимости чьего-либо вмешательства в жизнь
людей без особой осторожности. Вместе с тем, продолжающееся в
других формах насилие, накапливающиеся экологические и социальные
проблемы, трагические судьбы многих современников не могут никого
оставлять равнодушными и побуждают к поиску других средств решения
этих проблем.
Совершенно очевидно, что эти проблемы нельзя решить быстро
/революционно/ и через насилие /изменяя количество/ для перехода в
другое, лучшее состояние /качество/. Происходящие изменения
количества и качества человеческих разума и энергии, гораздо более
медленные, а главное, естественные по своей логике и соотношениям,
ведут к постепенным и эволюционным изменениям в жизни отдельных
людей, а затем и общества, но не наоборот. Рассматривая жизнь
современного человека, нельзя не увидеть многочисленные
зависимости, которым он часто добровольно подчиняется - так ему
легче, выгоднее, удобнее жить, но эти зависимости столь же часто и
мешают ему жить, входя в противоречие с его природой. Они ставят
человека перед необходимостью выбора - или освобождение от
многочисленных противоестественных зависимостей и реализация своей
человеческой сущности и движение к счастью или животно-примитивное
блуждание в лабиринте зависимостей и самоотчуждение.
Понятие природы вообще и человеческой, в частности, - основное
в мировоззрении человека и его осознание определяет смысловое
наполнение жизни, индивидуальное видение целей и задач
существования. Степень осознания своих задач существования, выбор
целей жизни и форм самореализации фактически определяют
индивидуальную меру разума и в конечном счете жизнь человека.
Важнейшим показателем разумности можно считать количество и
продолжительность жизненных циклов, - чем продолжительнее жизненный
цикл, тем значительнее должны быть его цели и результаты.
Человеку естественно стремиться к эффективной самореализации и
расширенному самовоспроизводству, гармонизации личности и
достижении оптимума физических и интеллектуальных возможностей при
полном удовлетворении потребностей тела и духа. Имея огромные, в
значительной степени нереализуемые, потенциальные физические и
интеллектуальные возможности, люди часто не подозревают о том, как
сравнительно просто их мобилизовать и использовать для своего же
блага. Однако, между желанием и реализацией возможностей находятся
разум и энергия человека. При этом степень ее мобилизации зависит
от индивидуальной меры его разума, определяющего целесообразность и
величину усилий /внутреннюю энергию/ этого процесса.
Достижение внутренней гармонии человека, как необходимого
условия индивидуального счастья, предполагает знание некоторых
правил и следование определенным принципам поведения, которые
составляют новую дисциплину - человековедение, раскрывающую основы
разумной жизни и научающую разумному поведению человека через его
индивидуальное хозяйство жизни. Человековедение выводит основные
логические соотношения между природой и существованием человека,
его жизненной энергией и совершенством, параметрами жизненного
цикла и общими свойствами пространства, времени и энергии жизни и
устанавливает возможность и необходимость достижения оптимума
энергии в расширяющихся /стремящихся к бесконечности/ пространстве
и времени.
Смысл жизни человека, не всегда и вполне осознаваемый им самим,
тем не менее, можно определить по количеству и направлению
расходуемой им энергии. Обеспечение разумных материальных
потребностей практически не требует всей энергии человека, а лишь
некоторой ее части, которая с развитием производительных сил
уменьшается, высвобождая энергию для повышения эффективности
самореализации, благодаря совершенствованию. Следуя науке жизни,
человек постепенно придет к пониманию того, что успешная
самореализация в сочетании с расширенным самовоспроизводством -
неотъемлемая составная часть всей его жизни /цикла/ или некоторой
ее части /подцикла/ и ее цель, достижение которой предполагает
следование своей сущности и жизненной необходимости, гармонизацию
духа и тела и их совершенствование, формирование эффективного
хозяйства и его интеграцию в социальное хозяйство, развитие разума
и единения с людьми и природой.
Природа человека социальна и вектор его индивидуальной
жизненной энергии, исходя из общих задач существования, в конечном
счете поворачивается в сторону общества, формируя его совокупную
энергию, которая также стремится к оптимуму, да иначе и быть не
может. Впрочем, прежде, чем социальная энергия достигнет своего
оптимума, она, как и индивидуальная энергия человека, должна
обеспечить решение сугубо материальных проблем и, выйдя на уровень
расширенного воспроизводства, превзойти его. Только в этом случае
она будет достаточной для решения современных социальных и
экологических проблем и создания совершенного общества.
Очень многое из того, что человек делает в своей жизни,
подчинено его желаниям, а не необходимости /целесообразности/, и
это его сильно и не в лучшую сторону отличает от животного.
Расхождение того, что он делает, с тем, что надо делать /многие
это, если не осознают, то чувствуют/, не может не вызывать у людей
непонятно-неприятные ощущения обмана /самообмана/, опустошения и
иногда безысходности этой жизни и мысли о существовании иного -
чистого, истинно-верного, вечного и справедливого мира где-то во
вне, в другом измерении, может быть даже в другой жизни...
И так естественно, будучи не в состоянии справиться со своими
проблемами самому, связывать их решение с помощью извне и
обращаться к религии и ее Божествам. Кому-то это помогает и пусть
они будут счастливы. Как показывает жизнь, для многих естественнее
и привычнее накапливать деньги, имущество и все то, что приближает
к достижению устоявшихся жизненных целей, существующих ценностей.
Какие это ориентиры и ценности, мы рассмотрели и теперь знаем, что
за этим стоят самоотчуждение и разобщение людей, практически
нерешаемые социально-экологические проблемы и потенциальный мировой
катаклизм.
Что необходимо людям, чтобы преодолеть эти проблемы и избежать
мирового катаклизма? Очевидно, делать то, что способствует снижению
степени самоотчуждения и сближает людей. Абсолютно ясно, что это не
социализм-коммунизм Маркса-Ленина и не дальнейшее обогащение
немногих и накопление капитала. Абсолютно ясно и то, что неразумны
революции и насилие для улучшения человеческой жизни, как и то, что
нельзя стать счастливым и через религию. В интересах всех: имущих и
неимущих, верующих и неверующих, старых и малых, черных, желтых и
белых - одинаково достойных своего человеческого счастья -
обратиться к своей природе и, познавая ее, накапливать то, что
имеет абсолютную и непреходящую ценность для человека, что
возвышает его над животными, что способно сделать его счастливым и
возвысить до небывалых высот, - его разум.
Однако, разум - это не только ум, не коэффициент интеллекта,
хотя и предполагает его достаточность, разум это способность и
степень понимания человеком своих сущности и задач существования,
разум - мера постижения человеком своих природы и предназначения,
наконец, разум - это то, что делает человека человеком и то, что
поможет ему, достичь оптимума жизненной энергии и стремиться к
расширению пространства и увеличению продолжительности своей жизни.
Очевидно, самым важным выводом этой работы следует считать
необходимость непрерывного самопознания и развития человека, а
самым важным направлением деятельности - совершенствование процесса
воспитания и развития человека. Имея конструктивную направленность,
тем не менее, материал вряд ли может быть использован, как
непосредственное руководство, его следует рассматривать скорее, как
философско-методологическую основу воспитания, развития и
совершенствования личности. Являясь попыткой выражения
общечеловеческой мечты о счастье и справедливости, настоящая работа
представляет собой твердо опирающийся на реальные возможности
человека взгляд на современную жизнь и ее вероятные перспективы,
маркетинговый учет которых может иметь весьма большую конкретную
пользу для развития отраслей и производств, прежде всего
информационного, коммуникационного и вычислительного направлений, а
также, направлений, связанных с практическими аспектами жизни
человека.
Логика автора подводит читателя к представлениям о новых
общеловеческих ценностях и формах организации индивидуальной и
групповой жизни людей, предполагающей хозяйское отношение к
индивидуальным и общим ресурсам жизни и оптимальное их
использование, как единственно возможное и эффективное решение
современных социальных и экологических проблем. Задачей настоящей
работы было создание новой познавательной основы человековедения,
которая с одной стороны восполнила бы существующий недостаток в
мировоззренческой информации, а с другой - послужила прецедентом
для более широкого и строгого исследования, практической и
методической проработки этого материала с доведением его до
широкого круга читателей. Стараясь быть последовательным и стремясь
к совершенству, автор вполне осознает, насколько он далек от него и
как много недостатков свойственно ему и, наверное, присуще работе,
потому он будет признателен всем, кто сумеет конструктивно указать
на ошибки и имеет свое видение затронутых проблем. /05.10.98/
Цикл 1: "До самой сути"
Парадоксы и относительность жизни человека
Введение
Вершина эволюции - человек в своей повседневной жизни, кажется,
только внешне и вещно отличается от братьев своих меньших, - как и
животное, он живет потребностями тела, стремится занять более
высокое положение в стае-обществе и иметь большие и лучшие ресурсы
для жизни. Но ни одна популяция живых существ, распространенных на
земле, не была вооружена такими мощными средствами достижения своих
целей, например, средствами массового уничтожения, и не была столь
вредоносной для себя, как человечество...
Увы, далеко не все, что человек хочет, - необходимо, а то, что
делает, - полезно для него. И это приводит к отчуждению от своей
сущности, разобщению с миром и неоднозначности бытия. Многие
пытались понять, а некоторые и изменить жизнь людей, но судя по
тому, что число проблем не уменьшается, можно заключить, что
человек или "не способен постичь соединение духа с телом, а между
тем это и есть человек", - как утверждал Б. Паскаль. Или
противоречив, если такой гигант, как Л.Н. Толстой, мог писать о
том, что "если допустить, что жизнь человеческая может управляться
разумом, то уничтожится возможность самой жизни" и мечтать, что
"люди начнут разрабатывать единую истинную и нужную науку, как
жить"?
О чем думает и что знает, желает и делает человек?
Преуспевая в экономике, естественных науках и технике и
расширяя пространство жизни, человек гораздо менее активен в
познании себя. Подменяя незнание верой, он предпочитает сложные и
трудоемкие действия более простым и привычным, например, верит в
Бога и не перестает грешить, хочет быть здоровым и вредит себе,
хочет жить лучше, но не улучшает себя?.. Жизнь человека
относительна и несообразна его сущности, которая не столь очевидна,
сколько угадывается: надо двигаться, а он сидит, надо преодолевать
вредные привычки, а он не хочет или не может? Наконец, надо бы
реализовать необходимость и искать свою высшую пользу, а он
стремится к обогащению и власти, оборотной стороной которых
являются его самоотчуждение и разобщение с людьми и природой.
Чтобы лучше понять и осознать то, что одновременно просто и
непостижимо, необходимо и не вполне востребовано, обратимся к
некоторым особенностям жизни людей, которые иначе, как парадоксами
и не назовешь. Приведем несколько групп парадоксов, касающихся
каждого человека и отражающих важнейшие аспекты его жизни -
мышления, знаний, желаний и действий.
Итак, парадоксы мышления - 1) человек не вполне использует свой
разум, уступая чуствам и "включая" его, когда "гром грянет"; 2)
думает не о том, что необходимо и как это лучше реализовать, а о
том, что приятно и выгодно и как больше заработать; 3) мыслит не о
том, как овладеть своими чувствами и желаниями, а как им лучше
отдаться, нередко возводя это в культ; 4) думает не о преодолении
инертности и стереотипов мышления и поведения, а прибегает к ним
для прикрытия своих недостатков; 5) "безумным горе от безумья, а
умным горе от ума" - А. Грибоедов.
Парадоксы знаний - 1) человек стремится больше знать о том, как
больше иметь, а не о том, как лучше жить; 2) знает больше о том,
что приятно и выгодно и меньше о том, что необходимо, не зная при
этом своей высшей пользы и подменяя незнание верой; 3) не знает и
не понимает сути проблем своей жизни, доверяя в этом авторитетам,
которые его нередко обманывают, или уповая на волю Божью; 4)
некоторые люди погибают за то, что "много" знают...
Парадоксы желаний - 1) человек желает то, что приятно или
выгодно, пренебрегая необходимостью, при этом он хочет больше, чем
может, предпочитая приятное выгоде, - приятное же нередко более
вредно, чем полезно, а выгода относительна; 2) хочет быть
свободным, но безоговорочно принимает власть силы и денег; 3)
желает жить лучше, но не улучшает себя; 4) хочет быть выше других,
не пренебрегая для достижения этого обманом и силой.
Парадоксы действий - 1) делает то, что хочется и выгодно, а не
то, что необходимо и полезно, 2) преуспевает в числе немногих
способных и удачливых, пробивных и неразборчивых в средствах людей
и ведет серое существование в своей массе; 3) будучи существом
биосоциальным и зависимым от других, пренебрегает своими
социальными обязанностями и стремится быть выше других; 4) будучи
органической частью природы, пытается господствовать над ней.
О чем говорят эти парадоксы? Не нужно напрягаться, чтобы видеть
то, что выражено практически одними и теми же словами - человек
знает, думает, желает и делает то, что ему приятно и выгодно, а не
то, что необходимо и полезно. Но необходимость можно рассматривать
и как то, что приятно и выгодно, тогда как?.. Тогда все - и этот
безумный,.. безумный мир с его бесконечными проблемами, и эта
жизнь, в которой одним везет, а другим - нет, есть некая данность,
которую следует принять и не помышлять ни о какой другой...
Для тех немногих, кто ее не принимает или хочет понять лучше,
заметим, что с парадоксальностью поведения человека связана
относительность взаимодействия его духа и тела. Плоть неразумна, а
разум бессилен, если они не согласованы в достижении жизненно
необходимых для человека целей. В отличие от животного, поведение
которого жестко ограничивается инстинктом, действия человека
определяет более мощное, хотя и имеющее потенциальный характер,
средство организации поведения - разум. Чем менее оно эффективно,
тем более человек парадоксален в своих поступках, а его жизнь -
относительна.
Могут быть выделены три положения относительности жизни
человека: между его телом-силой и духом-разумом, между человеком и
социумом и между человеко-социумом и природой. Они предопределяют
важнейшие отношения его жизни - чем разумнее индивидуальное
поведение человека, оптимальнее его взаимодействие с окружающим
миром людей и природы и использование жизненных ресурсов, тем менее
относительна жизнь и тем большими /до бесконечности!/ могут быть ее
энергия, пространство и время...
Может ли человек понять свою жизнь?
Об этом задумывались и находили свои ответы мудрецы всех
времен, вспомним хотя бы, что говорил великий Леонардо: "Человека
можно считать счастливым, если он хочет то, что может, а может то,
что должен". История знает и немало попыток улучшения жизни людей,
- их объединяет то, что все они были связаны с насилием... Но разве
можно силой решать проблемы в мире, в котором все взаимосвязано?
Оттолкнемся от важнейших учений и явлений современности,
формирующих сознание людей и влияющих на их поступки. Начнем с
религии, в частности, христианской. Она объясняет противоречивость
человека его первородным грехом и происками дьявола, которые он
может одолеть, следуя Христовым заповедям и смиряя свою гордыню.
Немногим это удается и древняя мудрость Библии, кажется, вобравшей
всю глубину и неоднозначность бытия человека, пасует перед напором
жизни и парадоксальностью религиозной практики, которая вмещает и
самозабвенные служение и подвиги христиан, и крестовые походы -
средневековую инквизицию - преследования инакомыслия, и молитвенное
самоуничижение одних и своекорыстие других...
Многообразие и полярность философских учений отражает их
большие различия в понимании сущности человека и оценках его
поступков. За этим просматривается важнейшая проблема философии -
отсутствие общей теории развития человека и природы, как единого
организма, и интеграции ее направлений - ветвей одного древа
познания. Эта проблема объективна и ее корни надо искать в
несовершенстве человека и его разума вообще и гуманитарных знаний,
в частности, из которого следует необходимость их углубления и
синтеза с другими науками в качественно новом и цельном знании о
человеке и его жизни.
Может быть экономические отношения и изучающие их науки
объясняют существо парадоксов? Увы, нет. Они их скорее выражают,
помогая человеку лучше реализовать его ближайшую пользу-выгоду.
Бытие определяет сознание, и экономика - сфера, в которой
реализуются доминирующие интересы человека, естественно связана с
политической надстройкой его жизни. Идеологически и организационно
поддерживая сложившиеся социально-экономические отношения,
государственные институты изощренно камуфлируют существующие
противоречия, декларируя народовластие и свободное волеизъявление
людей. Псевдодемократия и квазисвобода, совсем неравенство и отнюдь
не братство современной жизни показывают, что за последние двести
лет эти противоречия, как и расслоение общества, изменились, разве
что, по форме.
Вспоминая третьи позиции парадоксов желаний и действий и говоря
о естественном желании людей жить лучше и что-то делать для этого,
нельзя не видеть, мягко говоря, парадоксальную, а если называть
вещи своими именами, неразумную стратегию поведения людей по
улучшению жизни. Если кто-то и пытается это делать, то за счет
других или внешней энергии, не улучшая себя. А там, где действуют
противно естеству, не обойтись без обмана и насилия, которые до
поры до времени помогают совмещать несовместимое и примирять
непримиримое - богатство и бедность, честность и бесчестие,
трудолюбие и тунеядство, эгоизм и альтруизм...
Ярким примером парадоксальности являются культура и искусство.
Как и философия, они многообразны и неоднозначны в представлениях
людей о мире и его реальном и сюрреальном, рациональном и
иррациональном, экспрессивном и импрессивном отражении...
Парадоксальны массовая культура, как средство достижения корыстных
целей и развлечения, и высокое искусство, высекающее в человеке
искру сомнения, из которой возгорается пламя исканий и стремления к
разумному, доброму, вечному...
Но высокое ли искусство движет большинством людей? И способен
ли человек понять и изменить это? Наверное, если осознает, что его
жизнь единственна и неповторима и прожить ее надо, как можно
лучше... А для этого ему необходимы объективные знания своей
сущности и неординарные усилия в ее реализации.
К чему подвигают человека парадоксы его жизни?
Парадоксы, как вершина айсберга неразумности в океане
относительности жизни, подвигают человека к необходимости
самопознания и поведения сообразно его сущности. Но что
представляет из себя человек и какова его сущность? Ответ на этот
вопрос составляет самую суть человековедения: человек органичен в
системе природы и биосоциален. Он добр и дружелюбен, пока его
жизненная необходимость не уступит напору желаний и силы,
порождающих зло, как негативную составляющую своекорыстия и
противостояния. Построенная на силе, жизнь как бы консервируется и
закрывается для развития, - в таких условиях объединяющая и
организующая функция разума реализуется неэффективно. Когда
жизненные ресурсы людей используются для индивидуального обогащения
и достижения господства, не может быть единой воли к позитивному
развитию и непротиворечивому взаимодействиию людей между собой и
природой.
За свою историю существования люди накопили колоссальный опыт и
знания, но, "если бы человек знал, как жить, он бы никогда не умер"
- говорил Р.П. Уоррен. Парадоксальность современной жизни
подтверждается еще и тем, что при относительной достаточности опыта
и знаний, одним они не доступны, а другими - не востребованы. В
отсутствие определенных, принимаемых всеми, представлений об их
природе люди, выбирая между желаниями и необходимостью, делают это
не всегда разумно, без вреда для себя и окружающего мира. Так
необходимое человековедение призвано помочь им в выборе, опираясь
на объективное представление об их сущности. А с этим связано
немало проблем.
Нас не удивляет, что умению читать и считать, производить
товары и продукты, делать бизнес и воевать, работать в науке и
искусстве человека учат, а умению жить в согласии желаний и
необходимости, в гармонии с людьми и природой, - нет. Стремительное
развитие науки, техники и экономики ХХ-го века и глобальные военные
и социальные катаклизмы показали очевидную парадоксальность
происходящего природе человека и его жизненной необходимости. А
ведь еще Вольтер, отмечая непросвещенность человека и отчужденность
от самого себя, полагал, что человечеству надо знать гораздо больше
о себе и о мире, чтобы перейти грань немоты и отчаяния.
Для преодоления парадоксальности жизни ее надо понять и
объяснить, и это - задача науки. Современная наука о человеке
должна не только предложить систему объективных знаний, но и
определить ценностные ориентиры и важнейшие принципы взаимодействия
с окружающим миром. Само собой, она должна стать одним из важнейших
предметов изучения в школе и практическим руководством
природосообразного поведения человека, обеспечивая его
положительную мотивацию, превосходящую негативный потенциал
удовольствий и выгоды.
Парадоксы и относительность жизни свидетельствуют о том, что
человек находится на некотором этапе своего развития-движения от
примитивного выживания к совершенной видовой самореализации. Его
противоестественно ускорять извне - люди сами должны осознать
жизненную необходимость рационализации своей жизни и ее ресурсов.
Наверное, пройдет еще немало времени прежде, чем человечество
станет лучше, разумнее, - а все, выше сказанное, можно
рассматривать, как еще один парадокс, наводящий на грусную мысль о
том, что человек - животное с большим мозгом, который позволяет ему
иногда порассуждать о высоких идеалах и быть самым опасным хищником
на Земле...
Тем не менее, только разум, а не сила /насилие, революции/,
может подвести человека к изменению его жизненных устремлений к
накоплению внешних ресурсов и господству над миром на увеличение
внутренней энергии своего развития и совершенствования и единение с
окружающим миром людей и природы. Как бы нам ни хотелось повлиять
на этот процесс, следует исходить из того, что он имеет свои
внутренние логику и ритм, которые нелегко изменить. А всякое
изменение жизни людей должно созреть и стать насущной задачей, если
не всего человечества, то значительной его части! /14.12.03-02.01.08/
Цикл 3: "От общего к частному"
Камертон высшей пользы человека
Введение
Задача статьи, опереться на представление о высшей пользе /ВП/
человека, разработанное человековедением, и попытаться сформировать
нечто, подобное камертону в музыке, настраивающее человека на ее
достижение. Разумеется, камертон ВП - понятие условное, не
являющееся прямым мотивом действия, а лишь создающее логическую
опору для лучшего жизненного выбора человека. Под камертоном ВП
подразумевается мысль или ощущение, которые будут помогать человеку
действовать сообразно его сущности. В статье анализируется и
обосновывается категория ВП, процесс ее достижения и его
составляющие. Рассматриваются вопросы выбора жизненного пути и
приближения жизненных ценностей человека к его ВП, осознаваемой
разумом. Чем в большей степени человек сумеет проявить свой разум,
тем громче будет звучать голос его природы, радость жизни - лучший
камертон ВП!
1. К чему стремится человек?
Большие различия потребностей и возможностей делают жизнь людей
сложной и противоречивой. Далеко не всем удается прожить свободно и
счастливо, многие люди влачат жалкое существование, а некоторые не
доживают до момента своей естественной смерти... Уже с самого
рождения многие имеют меньшие в сравнении с другими людьми
возможности и не могут участвовать в жизни на равных. Во многих
случаях они не слабее других, но сократить изначальный разрыв
практически невозможно. Надо ли преодолевать эту несправедливость?
Наверное, но как, ведь для этого придется изменить мир? Эта мысль
приходит каждому, кто задумывается о жизни и хотел бы ее
улучшить... Но почему мир, а не себя, ведь мир таков, каков он есть
и какой ты есть? А насколько мы вправе судить о мире и, тем более,
пытаться изменять его?
Не суди, да не судим будешь, - гласит заповедь, а вот кто тебе
судья? Бог, совесть или польза? А может быть твой разум, который
все это вмещает?.. Если человек - творение Господа, тогда он ему и
судья, - живи, как он сказал. Если человек творение природы и
существо социальное, то он сам себе судья и свободен настолько,
насколько сможет прожить без других людей и природы и насколько
они, если не помогают, то не мешают ему в этом.
Каждый человек идет своим путем и ему постоянно приходится
делать выборы направления, - увы, не всегда он бывает свободен в
своем выборе, ориентируясь на мнения других людей или свои желания,
которые не всегда выражают его пользу. В любом случае - для каждого
человека есть лучший и худший выбор. Существуют ли критерии выбора?
Безусловно, и они прежде всего определяются его потребностями и
жизненной необходимостью /ЖН/. В современной жизни большинство
потребностей людей, кажется, можно удовлетворить за деньги, - может
быть, умение делать деньги и есть то, что определяет правильный
выбор? Возможно...
Но, ради денег люди нередко идут на обман и
насилие. А сколько людей оказываются в этой борьбе вне конкуренции
и пополняют армию безработных, нищих и преступников? Ну, а те, кому
повезло, разве они ничего не теряют в этой гонке за деньгами и
властью? В первом приближении, кажется, что нет? А при ближайшем
рассмотрении - потерять можно все... Если, делая деньги, человек
наносит кому-то или чему-то хотя бы минимальный вред, то в силу
всеобщей взаимосвязи явлений это может повредить ему или его
близким, если не прямо, то опосредовано, не сейчас, так в будущем.
Нанося себе вред, человек самоотчуждается, действуя противно своей
природе. "Мы умираем раньше срока, так как нам не достает
здравомыслия" - говорил Пол Брэгг.
Свою пользу, а значит и лучшую жизнь, каждый человек
представляет по-своему, в меру разумности, развития и возможностей.
Выбирая между желаниями и необходимостью, он самореализуется тем
эффективнее, чем лучше осознает себя и свою ВП. Поскольку человек
социален, в его выборе должны присутствовать и социальные мотивы. А
по мере развития человека и его социума и осознания высших
человеческих ценностей к ним должны присоединиться и
общечеловеческие мотивы. Очень сложно? В этом-то все и дело...
Человеком движет то, что он считает более важным и полезным для
себя, что определяется его разумом и находится между его желаниями
и необходимостью. Этот выбор труден не только потому, что не
вписывается в привычные рамки сложившихся норм и стереотипов
мышления и поведения людей, но и потому, что ставит человека один
на один с самим собой и вынуждает становиться хозяином своей
судьбы. И только от разумности, энергии и природосообразности
поведения будет зависеть его успех - это ли не возможность
воплощения давней мечты каждого здравомыслящего человека о лучшей
жизни и счастье?
2. К достижению ВП человека
ВП - категория идеальная, определяющая смысл существования
человека. Разумеется, прежде, чем стремиться к ней, она должна быть
осознана и определена. В первом приближении ВП можно представить,
как сумму полезности всего того, что способствует и собственно
реализует свободное и эффективное самоосуществление человека в
развитии и оптимальном взаимодействии с окружающим миром людей и
природы. То есть ВП - это, осознаваемая разумом и определяемая его
сущностью, ЖН свободного развития и взаимодействия с окружающим
миром для снижения энтропии системы его жизни и ее непрерывного
улучшения. Коль скоро ВП - категория формируемая разумом человека,
процесс ее познания, определения и достижения может быть
детерминирован и это делает возможным научное изучение и
практическое применение категории ВП всеми людьми. Однако, в силу
больших различий в развитии и разумности людей, эта задача сейчас
не имеет однозначного решения, более того, можно предположить, что
этот процесс будет продолжительным и непростым, зависимым от того,
как люди будут сознавать и осуществлять свою ЖН.
Что представляет собой ЖН человека? В первом приближении она
складывается из самопознания и реализации потребностей,
определяемых его сущностью или короче - познания и реализации
сущности. Надо заметить, что этим занимается каждый человек, но с
разным успехом в зависимости от многих обстоятельств - условий
рождения и жизни, материальных возможностей и образования,
индивидуальных усилий и жизненных ценностей, которые являются
отражением развития и разумности людей и задают направление
преобладающих усилий. Фактически жизненные цели и ценности и есть
тот неявный камертон жизни людей, который настраивает их сейчас на
делание денег и стремление к власти. Должно быть очевидно, как
непросто людям преодолевать мотивацию обогащения и следовать голосу
своей природы, который заглушается эгоизмом и своекорыстием и тянет
их назад в джунгли.
Задача человековедения - науки о познании и реализации сущности
человека - определить новый камертон жизни людей, который будет
помогать им в достижении, если не ВП, то все большей пользы и тем
самым способствовать улучшению их жизни. Решение этой задачи
представляет собой активизацию и развитие разума для преодоления
инерции жизни и силы желаний людей, чреватых для них тем, о чем
давно говорят религиозные и светские мудрецы - апокалипсисом или
мировым катаклизмом. Сделать это непросто и, чтобы найти в себе
силы усомниться в действующей системе ценностей и начать делать то,
что полезнее, нужно опереться на знание своей сущности и
осуществлять ЖН. Чтобы это происходило более эффективно, людям
необходимо средство, которое способствовало бы удержанию их в
направлении ВП и помогало в ее достижении. Разумеется, речь идет не
о некоих волшебной палочке или стимуляторе разума, а базируется на
знаниях и позитивных мыслях и чувствах человека. Поскольку люди
различаются по силе разума и чувств, это средство не может быть
одинаковым для всех, наводя на мысль о том, как непросто, что не
означает невозможно, двигаться к ВП при такой неоднородности
человечества.
Как росток с неиссякаемой энергией жизни, пробивается в самых
сложных условиях через камни и тернии к свету и радости жизни или
ребенок, сначала совершенно беспомощный и неразумный, растет и
постепенно сознает себя и мир вокруг, приспосабливается к нему и
самопроявляется, так и человечество, развивается и по мере
осознания своей большей пользы движется к лучшей жизни.
3. Аккорды радости
Человек вышел из природы - уж очень многое в его жизни
напоминает о животном происхождении - и обмен веществ и борьба за
ресурсы, и продолжение рода и положение в обществе-стае. Самое
любопытное и немного печальное состоит в том, что эта общность
слишком велика ибо в отличие от животных люди имеют разум с
огромными возможностями, которые они в большинстве своем, увы,
используют слабо. Более того, разум, кажется, даже мешает людям
быть цельными, предопределяя некую их двойственность и
противоречивость во взаимодействии тела и духа между собой и с
окружающим миром. Впрочем, дело не в самом разуме, а в его
развитии: неразвитый мозг, как бы ненужный довесок тела отвлекает,
мешает человеку лучше слышать звуки тела и его потребностей, чтобы
лучше их удовлетворить.
Другое дело - развитый разум - с ним человек способен не только
хорошо слышать и распознавать сигналы тела, но и формировать
оптимальную дисциплину их обработки с учетом его положения в
социуме и природе с максимальной пользой для всех. Однако, не надо
быть проницательным, чтобы догадаться о том, что человек слышит то,
что его интересует в данный момент. Голодного интересует пища,
холодного - одежда и кров, одинокого - общение и поддержка,
зависимого - свобода, алчного - деньги... Впрочем, разум, и чем
лучше он развит, тем в большей степени, позволяет человеку
подниматься над своими текущими потребностями и видеть свою пользу
шире и глубже, сообразно своей сущности. То есть любой человек
слышит то, что созвучно его состоянию и способен слышать то, что
составляет его ЖН.
Предел возможностей человека, как абсолютный слух музыканта, -
слышать то, что выражает его ВП. Само собой, это требует выдающихся
способностей и одновременно позволяет предположить, сколь велики
возможности и задачи человека в познании и реализации его сущности!
Разумеется, как ВП человека трудно определима и, тем более, трудно
достижима, будучи многообразным выражением его сущности, так и
камертон ВП - это не металлическая вилка или какое-то более
совершенное устройство, задающее чистый звуковой тон для настройки
музыкального инструмента, это некая опора для разума и тела
человека, ориентирующая его на достижение высших интересов и
направляющая на осуществление ЖН.
Если исходить из того, что ВП человека интегрирует полезность
движения и пищи, режима жизни и труда, проявления индивидуальности
и единения с людьми и природой, рационализации жизненных ресурсов и
свободного развития, наилучшего продолжения рода и улучшения вида,
то есть всего того, что определяется его сущностью и ЖН, то
многообразие жизненных отправлений и процессов, кажется, должно
существенно усложнить задачу ее определения и достижения. И это
действительно так, поскольку ВП человека - идеал, определяющий
высший смысл его существования, к которому, как к абсолютной
истине, он будет стремиться, пока жив человеческий род. Тем не
менее, как в реальной жизни, вдалеке от ВП, людям удается жить и
радоваться жизни, так и на пути к идеалу людей ждут отнюдь не
только тернии.
Человек разумен, и чем в большей степени он сумеет проявить
свой разум для достижения ВП, чем громче будет звучать голос его
природы, тем лучше и радостнее будет жизнь. Если с разумом, ВП и
ЖН, хочется думать, нам более или менее ясно, то с голосом природы
и радостью жизни надо бы определиться. Применительно к телу это
понять не трудно, когда вспоминаешь о еде или сексе, но сущность
человека это и психика с ее потребностями и, если не голосом, то
сознанием необходимости чего-то или его отсутствием, вспомним,
радость познания и муки творчества, потребность в общении с людьми
и единении с природой. Получается, что голос природы это и голос
тела со всеми его отправлениями и проявления духа в виде мыслей,
чувств и представлений, его состояний и целых мировоззрений.
Без преувеличения голос природы человека - это целый оркестр,
состоящий из множества различных инструментов, каждый из которых
нужно настраивать своим камертоном, а произведение - жизнь человека
- своеобразная партитура радости, объединяющая их под управлением
дирижера - разума. Когда человек реализует свою ЖН, звучат аккорды
радости жизни, которые и есть лучший камертон
ВП! /21.05.06-14.10.07/
|