Главная страница
Биография и работы
Из первых работ
Основы человековедения

На странице представлены дополнительные материалы 9-й ред. "Основ человековедения": вводные разделы - от автора, предисловие к 9-й ред. и введение. Затем следуют расширенная структура, заключение и список литературы. В тексте главы, в виду многократного повторения, используются аббревиатуры, полный список которых и некоторые соотношения понятий собраны на странице содержания книги справа от перечня глав.

От автора

Человек и его жизнь развиваются, изменяются и, кажется, к лучшему, но не для всех, не во всем и к лучшему ли?.. Все больше веществ и энергии производится и используется человеком для удовлетворения расширяющихся потребностей, все более изменяется окружающая природа и все более насыщенной становится его жизнь, но вместе с изобилием одних товаров или продуктов становится недостаточно других и с приобретением новых вещей и возможностей человек неудержимо теряет что-то очень необходимое и полезное... Современная жизнь несовершенна и неоднозначна, чему подтверждением и, часто вульгарные и нездоровые интересы и поведение немалого числа подростков и молодежи, нерациональные действия родителей с их детьми, поступки и движения зрелых людей, формирующих этот мир, прекрасный и безумный, полный возможностей и проблем, - мир удовольствий и обмана, труда и насилия, - мир, дающий людям веру, надежду, любовь и мудрость, если они ищут их и стремятся к ним...

За многотысячелетнюю историю существования человека накоплено столько знаний, что думается, их должно было бы хватить для решения любых жизненных проблем?.. Но времена меняются, а проблемы не только остаются, но и пополняются новыми, еще более серьезными. Естествен вопрос: те ли это знания и доступны ли они для всех, соотносятся ли они с сущностью человека и помогут ли улучшить его жизнь? Наконец, что означает - улучшить жизнь, и можно ли это сделать без опоры на сущность, разум и действия человека? Обращение к истории показывает, что задача улучшения жизни не нова, но ее содержание люди представляют по-разному в силу больших различий в развитии и разумности, интересах и действиях, а решение затруднено негативными стереотипами мышления и поведения, отсутствием цельных и объективных знаний о жизни и ее несовершенством. Более того, важнейшие жизненные мотивы людей сейчас определяются их насущными, индивидуальными потребностями и к решению социальных и, тем более, общечеловеческих задач они не готовы. Многочисленные и весьма полезные руководства по улучшению индивидуальной жизни и преодолению отдельных недостатков людей, так называемая литература добрых советов, не может помочь им принципиально решить важнейшую задачу - улучшения жизни потому, что это невозможно сделать, не соотнося свои интересы и действия со своей сущностью и не согласовывая их с окружающим миром людей и природы. Этому очевидно мешает отсутствие общезначимых мотивов развития и совершенствования, равно как и единого и цельного представления о сущности человека и способах ее познания и реализации.

Чтобы изменить это положение, необходимо опереться на огромный позитивный опыт человечества и его идеалы и интегрировать их в науке о познании и реализации природы-сущности человека, которая должна указывать ему важнейшие цели существования и принципы рационального поведения. Естественно полагать, что улучшение жизни должно быть результатом развития и совершенствования человека, не ограничиваемого внешними жизненными обстоятельствами, которые сейчас у одних людей лучше, а у других - хуже. От этого теряют все и настоящая работа является полигоном для их исследования и рационализации. Понятно, что для этого многое должно измениться: и человек и общество и их взаимодействие между собой и с окружающим миром, - процесс неоднозначный и сложный, протекающий в пространстве и во времени, имеющий объективную основу - сущность человека и жизненную необходимость ее познания и реализации. Мне всегда было не по себе от несправедливости, неоптимальности и в конечном счете неразумности происходящего во мне и вокруг. Мне всегда претили власть силы и денег, привелегии адептов господствующих идеологий и ценностей и отнюдь не всегда честные способы достижения частно-корыстных целей. Мне всегда не хватало уверенности в своих действиях и удовлетворения от их целесообразности, которую я не вполне сознавал и реализовал. И одновременно за происходящим во мне и во вне виделось нечто большее и общее, о чем так или иначе говорили и говорят мудрые властители дум и чувств людей, но не могут преодолеть инерцию мышления и сопротивление материала и раскрутить спираль неопределенности и парадоксальности человеческого существования в определенную и понятную людям систему знаний об их сущности и задачах существования.

Нет никаких сомнений в необходимости создания новой комплексной науки о человеке - человековедения и ее практического применения для оптимизации его поведения, о чем свидетельствуют работы других авторов /см. Б.Г. Ананьев, В.П. Казначеев, И.Т. Фролов и др./. Человековедение должно занять свое место в системе знаний и обеспечить значительный прогресс человека в решении кардинальных проблем его жизни за счет систематического познания и реализации его сущности, повышения разумности, осознания и совершенствования общезначимых жизненных интересов и ценностей, формирования позитивных установок и природосообразных схем поведения. Логика исследования и определения предмета нашей науки, специфика материала и авторского стиля изложения, предопределившие своеобразие его содержания и структуры, подчинены некоей внутренней объективной сути человека и его жизни, которую хотелось и в какой-то степени удалось увидеть и отразить. Большие объем и широта охвата тематики человековедения определяются сложностью предмета исследования, необходимостью в наилучшей степени обосновать и систематизировать материал, сделать его максимально понятным и пригодным прежде всего для педагогического приложения. Вместе с тем использование аппарата кибернетики и вычислительной математики для более строгого описания системы сообразного сущности человека рационального поведения, нетипичное для гуманитарных работ, требует определенной подготовки для его полноценного восприятия. Вполне отдаем себе отчет в ограниченности своих возможностей и недостаточности усилий, как и необходимости углубления, развития и популяризации этой тематики. Просматриваются непроработанность некоторых положений и недостаточность привлеченных материалов и возможности улучшения содержания и структуры книги. Стараясь это делать в каждой новой редакции, мы тем не менее, твердо уверены в логичности, полезности и перспективности такого подхода к исследованию и улучшению жизни человека.

Специфика "Основ", состоящая в их естественно высоком уровне обобщения, предопределяет и соответствующие ему стиль изложения и содержание материала, которые, начиная с 3-й редакции, когда это было акцентировано, становятся все более конструктивными и конкретными. Последнее в немалой степени зависит от глубины и качества проработки материала, которые, хочется надеяться, также постепенно возрастают. Важное место в последних редакциях "Основ" занимает их приближение к педагогике и практике жизни, на которые они опирались и для улучшения которых в значительной степени создаются. Сожалея о том, что удалось далеко не все, что хотелось и нужно было бы сделать, полагаем, что наши многолетние усилия были не бесполезны и являются посильной составляющей объективного процесса развития и совершенствования этой безусловно самой важной и нужной человеку науки, без которой его жизнь еще долго будет сопряжена со множеством проблем, неразрешаемых столетиями и тормозящих улучшение его жизни. /15.01.2012/

Предисловие к 9-й редакции

За два года, прошедшие после разработки 8-й редакции Основ человековедения /Чел/, были осмыслены и потребовали уточнения некоторые важные положения и понятия Чел, изменилось видение некоторых его задач и содержания отдельных разделов и глав. Главная задача настоящей, 9-й редакции Основ, - уточнить и углубить определение сущности и ее оснований и свойств, скорректировать связанный с ними материал, усилить и акцентировать системный подход в Чел. Вторая задача - еще более приблизить Основы к педагогике и жизни, подчеркивая, что их важнейшая задача - способствование повышению разумности человека, о решении которой еще никто не говорил как о систематическом механизме развития духовного-разумного начала в человеке и его реализации в образовании. Третья задача, связанная с первой, - уточнить предмет и задачи Чел и его место в гуманитарном и общем знании, конкретизировать понятие разумности и уровень разумности людей, методы и средства ее определения и повышения. От предыдущих к 9-й редакции перешла задача более строгого обоснования процесса и механизмов самоорганизации человека и организации социума и их соотношения, оптимизации содержания и характера изложения основ теории природосообразного поведения и особенно вопросов организации и реализации системы природосообразного поведения. Кроме того, в 9-й редакции, как и в 8-й, были актуальны задачи увязки научного и образовательного Чел, теоретической и практической частей образовательного курса Чел, которое теперь видится как природообразная педагогика на основе Чел, и повышение его прикладного потенциала.

Наше Чел постоянно совершенствуется и адаптируется к уровню и особенностям восприятия современного человека, постепенно приближаясь к тому, чтобы стать актуальной для людей прикладной наукой со своими теорией и практикумом, образовательным курсом и инструментарием. Конструктивность, которая должна быть присуща любой науке, органично вплетена в ткань материала Основ и любые тема или положение Чел имеют возможность приложения или применения, делая нашу науку все более конкретной и детерминированной, создавая основу человекознания. За немалый период разработки Основы Чел сложились в законченную систему кардинальных знаний о человеке и его сущности с определенными и логически выверенными структурой и содержанием, которая имеет теоретическое и практическое значение и право на место в гуманитарном и общем знании. В работе над 9-й редакцией Основ имели место некоторые содержательные и структурные преобразования материала. Были уточнены и углублены многие положения и понятия, в частности, определение сущности человека, сокращено число и уточнены определения ее оснований и свойств. Сделаны важные акценты и дополнения, устранены повторы и сокращены длинноты в тексте 1 - 6-й и 8-й глав, переработаны и изменены названия нескольких разделов, существенно переработаны содержание и структура раздела 6.6 "Педагогические аспекты Чел". Все это привело к уменьшению общего объема Основ на 14 кб/тысяч знаков. Изменений могло быть и больше и они будут сделаны при необходимости, которая, наверное, возникнет в бесконечном процессе познания и совершенствования человека. Настоящие "Основы человековедения" являются относительно законченной по содержанию и форме работой и могут быть рекомендованы как теоретическая и конструктивная база изучения, развития и совершенствования человека и его социума, благодаря которым только и возможно разумное переустройство и реальное улучшение жизни на Земле без социальных потрясений и катаклизмов. /15.01.2012/

Введение

Человек все больше узнает об окружающем его мире и расширяет свои возможности, все более совершенствуется в способах обогащения и достижения власти над людьми и природой, заглядывает все дальше во вселенную и находит все меньшие субстанции вещества, наполняет жизнь все большим числом вещей и удовольствий и до сих пор не знает - какой он, в чем состоят его сущность и предназначение и как оптимально себя вести? Самые важные для человека вопросы остаются пока без ответа и, кажется, никого это особенно не волнует, как и то, что жизнь, построенная в немалой степени на насилии и обмане, а такова современная жизнь на Земле, весьма напоминает происходящее в животном мире и сопряжена со множеством серьезнейших проблем. Что это - сон разума и торжество силы /животного начала/, недостатки развития или проявление житейской суетности человека? А может быть в этом - самая его суть?.. Имея разум, человек может и должен найти ответы на эти вопросы, чтобы действовать разумнее и приближать такое будущее, в котором будет меньше насилия и несправедливости, преступлений и войн, техногенных и экологических катастроф, в котором жизнь будет самым дорогим не только для него самого, но и для других людей, сознающих себя органической составной частью единого социально-природного континуума и реализующих общие интересы, как свои, не потому, что это кому-то выгодно или хочется, а потому, что такова сущность человека и это жизненно необходимо и полезно всем. Впрочем, иметь разум - еще не быть разумным... Действительность показывает, что люди недостаточно разумны вообще и неодинаково разумны, в частности, по-разному понимая свои жизненные задачи и правила их решения, - в результате возникает немало проблем их взаимодействия и имеет место то, что называется несправедливостью и неравноправием.

С давних времен лучшие умы пытаются постигать человека и его сущность, которая видится одним биологически-материальной или психологически-идеальной, другим - гедонистической или экзистенциальной, третьим - божественной или эзотерической, четвертым - индивидуалистической, пятым - общественной и многое другое... Накопленный мировой опыт, "сын ошибок трудных", герменевтически отраженный в философской антропологии, не дает пока сколько-нибудь цельного, а главное, конструктивного понимания жизни человека и ее движущих сил, будучи не в силах выйти за пределы господствующих жизненных ценностей и стереотипов мышления, преодолеть инерцию поведения и подняться над индивидуальным, идеологическим и политическим многообразием людей и групп. А люди, не вполне сознавая себя и свои действия в реальной жизни, живут насущным и сиюминутным, верят в чудеса и пророчества, надеясь на лучшее, ждут апокалипсиса, и не улучшают себя. Религия, вобравшая в себя страдания и радость человека и, кажется, отразившая весь мир с его мудростью и несовершенством, уже много веков пытается воздействовать на его не всегда податливое сознание, но не может на одной только вере во спасение души вне органической связи с его дуальной, в том числе, материальной, сущностью отвратить от греховных дел и направить на путь истинный, утешая и примиряя с несправедливостью и насилием...

ХХ-й век с его колоссальными научно-техническими достижениями и экономическим подъемом, с одной стороны, и глобальными социальными катаклизмами - с другой, показал очевидное несоответствие жизненных ценностей и действий человека его сущности и задачам существования, равно как, и недостаточность развития, комплексности и системности гуманитарных наук. Существующее материальное и социальное неравенство и разобщение людей, привычное, несправедливое и, кажется, незыблемое, шлейфом тянущееся из прошлого, наводит на мысль о превосходстве желаний и силы над необходимостью и пользой человека, как некоей данности или следствию недостаточной разумности его действий. Допустимые при меньшей численности населения и при более низком уровне развития производительных сил, теперь они входят в противоречие с жизненными задачами человека и проявляются серьезными индивидуальными и социально-экологическими проблемами, которые становятся не только тормозом развития, но и ощутимой угрозой его существования. Сам факт нерешаемых десятилетиями проблем безработицы, преступности, терроризма, негативного воздействия человека на среду его жизни, известные и новые опасные болезни подтверждают сказанное выше и являются весьма серьезным основанием для анализа причин и поиска оптимальных способов и средств их решения. И такие попытки на основе представлений о добром и умном правителе или утопическом "городе солнца", масонских "свободе, равенстве, братстве" и капиталистическом свободном мире потребления, марксистско-ленинском коммунизме и современной социал-демократии предпринимались и продолжаются теперь, не принеся людям желаемых результатов.

Ошибкой многих мыслителей и деятелей прошлого было связывание проблем жизни людей с личностями их правителей или с социально-экономическим устройством и стремление революционно-силовыми средствами преодолеть социальную несправедливость и улучшить жизнь людей. Множества жизней стоили торопливость реформаторов-авантюристов и фанатическая приверженность красивым, но преждевременным или недоношенным идеям, миллионы людей пострадали от насилия и неадекватных сущности человека или, что одно и то же, неразумных действий политиков и вождей... Чтобы реально улучшить жизнь человека, недостаточно изменить социальное устройство или отношения собственности, - необходимо, чтобы изменился сам человек! А для этого следует не только хорошо знать его сущность, способы и средства ее оптимальной реализации и стремиться делать это, - надо, чтобы каждый человек захотел развиваться и совершенствоваться вместе с другими людьми, действуя сообразно своей сущности и выражающей ее жизненной необходимости! Только и всего-то?.. Но для этого люди должны осознать, что их отличает от животных и, действуя по-человечески - разумно, реализовать свою сущность со все большей пользой! Начавшие складываться несколько веков назад капиталистические отношения связывают через корыстно мотивированную целесообразность возможности, интересы и действия людей. Несовершенные и противоречивые, допускающие /если не стоящие на них/ насилие и обман или по выражению К. Маркса - отчуждение работника от продуктов его труда, они и, это уже не по Марксу, производны развитию и представлениям людей о жизни и ее ценностях и будут совершенствоваться вместе с ними.

Чтобы не повторить происшедшее в ХХ-м веке и найти бескровное и оптимальное решение накопившихся проблем, достойное человека разумного, следует говорить об изменении его поведения сообразно сущности, которая должна познаваться и эффективно реализоваться всеми без исключения людьми. Пора начать переосмысливать свою жизнь и переносить акцент активности с животного инстинктивного начала /не пренебрегая, а управляя им или одухотворяя его!/ на человеческое разумное, отказываться от насилия и перестраиваться с производства средств массового уничтожения, многих продуктов и товаров широкого потребления и культуры, примитивизирующих их жизнь, экономически выгодных и одновременно несущих отчуждение и вред людям, на сообразное сущности развитие, минимизируя противоречия с окружающим миром. А для этого необходимо формирование и развитие нового цельного знания о человеке и его сущности, во-первых, и серьезной перестройки мышления и поведения людей, во-вторых. Таким образом, мы подошли к определению важнейших целей и задач Чел, которое призвано объяснить человеку: в чем состоят его природа /сущность/ и выражающая ее жизненная необходимость и как их познавать и разумно реализовать, чтобы жить со все большей пользой во взаимодействии с людьми и природой!

Вполне отдаем себе отчет, насколько трудна эта задача и, что наша работа - одна из первых попыток систематического обоснования ее решения, которое многие считают невозможным, исходя из неопределенности и неоднозначности человека, как и не вполне реализуемого им разумного начала. Однако, если бы разум был простым придатком силы, а жизнь людей - закрытой системой, мы бы не наблюдали медленного, но непрерывного спонтанного процесса развития и интеграции людей, повышения толерантности их существования, роста жизненного уровня и рационализации индивидуальной и социальной жизни, некоторых развитых стран и их сообществ. Впрочем, жить разумно, сообразно сущности, - это познавать и реализовать себя, действуя все более организованно и рационально используя жизненные ресурсы и энергию, эффективно развиваясь и гармонизируя свои дух и тело в их взаимодействии между собой и с окружающим миром людей и природы, осознавая свои предназначение и место в мире и подчиняясь тому, что выражает высшую пользу человека, - улучшению вида. Ориентируя человека на осознание и осуществление жизненной необходимости и достижение высшей пользы, Чел призвано помочь ему в формировании природосообразных жизненных ценностей и интересов и рациональной самоорганизации для наилучшего решения важнейших задач существования.

Так необходимая для всех наука разумной жизни должна определить содержание и элементы процессов самопознания и реализации сущности человека, обосновать его рациональное взаимодействие с окружающим миром, способствовать увеличению продолжительности жизни за счет повышения и реализации потенциала разумности. Чел дает людям принципиальную информационно-логическую основу свободного и эффективного развития и природосообразного поведения в индивидуальной, социальной и общечеловеческой сферах жизни. Оно должно помогать человеку в выборе соответствующих его сущности жизненных целей и оптимальных средств их достижения, которые не противоречат целям и средствам других людей и законам окружающей природы, а сближают и объединяют их, выражая общечеловеческие интересы в адекватно воспринимаемой и реализуемой всеми жизненной необходимости. Настоящая работа представляет собой девятую редакцию материала, являющуюся серьезной модернизацией 8-й ред., которая была реализована в 2011-2012гг.. Предшествовавшие ей 1-я редакция "Основ человековедения" - 1999г, затем 2-я /2002г/ и 3-я /2004г/ редакции "Начал человековедения", снова 4-я ред. /2005г/, 5-я ред. /2006г/, 6-я ред./2007г/, 7-я ред. /2008г/ и 8-я ред. "Основ человековедения" /2009г/, существующие в электронных копиях, являются созидательными ступенями человековедения и заслуживают внимания как предварительные варианты и составляющие процесса его развития. /15.01.2012/

Основы человековедения. 9-я редакция, 2012. Расширенная структура

Содержание

От автора и предисловие к 9-й редакции

Введение

Глава 1. Сущность и разумное существование человека

Глава 2. Познание и реализация сущности человека

Глава 3. Развитие человека и социума

Глава 4. Ресурсно-энергетические аспекты жизни человека

Глава 5. Основы теории природосообразного поведения /ПСП/ человека

Глава 6. Прикладные аспекты человековедения

Глава 7. Организация и реализация системы ПСП

Глава 8. Теоретические и гуманитарные вопросы человековедения

Заключение

Глава 1. Сущность и разумное существование человека

1.1. Человек, социум и природа как единая система

1.1.1. О происхождении и развитии природы и человека

1.1.2. Человек, социум и природа - элементы и контура взаимодействий

1.1.3. Человек, социум и природа как единая система

1.2. Реальное и рациональное поведение человека

1.2.1. Поведение современного человека, особенности и мотивы

1.2.2. Содержание и составляющие поведения человека

1.2.3. Рациональное поведение человека

1.3. О свободе и необходимости познания и реализации сущности человека

1.3.1. О необходимости и взаимозависимости познания и реализации сущности человека

1.3.2. Свобода и жизненная необходимость /ЖН/ человека

1.4. Рассуждение о сущности человека и ее определение

1.5. Основания и свойства сущности человека

1.5.1. Обмен веществ, энергии и информации человека как основа его единства с природой и общности с людьми

1.5.2. Ритмы и циклы жизни

1.5.3. Инстинкты и желания, потребности и действия человека

1.5.4. Единство тела и духа. Разум, ЖН и польза человека

1.5.5. Социальность человека как имманентное его сущности и формируемое качество

1.5.6. Самовоспроизводство /СВ/ и самореализация /СР/ человека

1.5.7. Развитие человека и продолжение рода /жизни/

1.5.8. Совершенствование человека и улучшение вида

1.6. Высшая польза /ВП/ человека. Определение и достижение

1.6.1. Разум и польза человека

1.6.2. Определение ВП человека

1.6.3. Осознание и достижение ВП человека

1.7. Начала концепции разумного существования /КРС/ человека

1.7.1. ВП, смысл и общие задачи существования человека

1.7.2. ЖН и частные задачи существования человека

1.7.3. Логическая основа разумного существования человека

Глава 2. Познание и реализация сущности человека

2.1. Познание сущности человека, содержание и элементы

2.1.1. Предпосылки самопознания /СП/ человека

2.1.2. Задача СП человека

2.1.3. Основное содержание и элементы процесса СП человека

2.2. Реализация сущности /РС/ и ЖН человека

2.2.1. Реализация сущности - важнейшая задача и ЖН человека

2.2.2. Основное содержание и элементы процесса РС человека

2.3. Самовоспроизводство и самореализация человека

2.3.1. Содержание, специфика и единство СР и СВ

2.3.2. СР, СВ, поведение и развитие человека

2.3.3. Проблемные вопросы СВ и СР человека

2.4. Сферы РС человека

2.4.1. Три ипостаси человека

2.4.2. Индивидуальная сфера РС

2.4.3. Социальная сфера РС

2.4.4. Общечеловеческая /видовая/ сфера РС человека

2.4.5. Соотношение сфер РС в жизни человека и его развитие

2.5. СП и РС в жизни современного человека

2.5.1. Уровень СП современного человека

2.5.2. Содержание РС современного человека

2.5.3. Современная жизнь - производная СП и РС человека

2.5.4. О смысле жизни и счастье человека

2.6. Рациональная организация жизни человека

2.6.1. О необходимости самоорганизации человека

2.6.2. Задачи и критерии рациональной организации жизни человека

2.6.3. Уровни организации жизни человека. Возможности и перспективы рационализации жизни человека и социума

Глава 3. Развитие человека и социума

3.1. Развитие человека - содержание и уровни

3.1.1. Развитие человека как эффективная РС

3.1.2. Развитие человека - содержание и важнейшие элементы

3.1.2.1. Общие моменты развития человека

3.1.2.2. Содержание и важнейшие элементы развития человека

3.1.3. Уровни-этапы развития человека

3.1.4. Развитие человека и его взаимодействие с людьми и природой /о добре и зле/

3.2. Развитие человека и социума, взаимосвязь и оптимизация

3.2.1. О соотношении частного и общего в человеке

3.2.2. Развитие человека и социума и их взаимосвязь

3.2.3. Оптимизация развития человека и организации социума

3.3. Ресурсные аспекты развития человека

3.3.1. СВ, развитие и ресурсное обеспечение жизни /РОЖ/ человека

3.3.2. Очевидное и невероятное в ресурсном обеспечении и развитии человека

3.3.3. Развитие и взаимодействие человека, социума и природы

3.4. Негативные аспекты развития человека

3.4.1. Развитие и самоотчуждение /СО/ человека

3.4.2. Проявления СО и важнейшие способы его минимизации

3.4.3. Разобщение /РО/ людей и его преодоление

3.5. Развитие человека и современные проблемы

3.5.1. Современные проблемы - производные развития человека

3.5.2. Анализ важнейших проблем человечества

3.5.3. Принципиальные условия решения современных проблем

3.6. Об улучшении жизни современного человека. Возможно ли оно без насилия?

3.6.1. Надо ли улучшать современную жизнь и почему?

3.6.2. Как реализовать изменения жизни человека к лучшему?

3.6.3. Можно ли улучшить жизнь без насилия?

Глава 4. Ресурсно-энергетические аспекты жизни человека

4.1. Ресурсно-энергетические аспекты /РЭА/ жизни человека - общие положения и основные соотношения

4.1.1. РЭА жизни человека - общие положения

4.1.2. Развитие человека, разум и ЖРЭ

4.1.3. Ресурсно-энергетические контура /РЭК/ и РОЖ человека

4.2. Материально-энергетическая основа жизни человека и ее рационализация

4.2.1. Материальность жизни как проявление целостности и единства мира и человека.

4.2.2. Жизненная энергия человека, ее производство и распределение - общие положения

4.2.3. О необходимости рационализации материально-энергетических процессов жизни человека

4.2.3.1. Материальные процессы жизни человека

4.2.3.2. Энергетические процессы жизни человека

4.2.4. Обоснование ресурсно-энергетических контуров человека

4.3. Информация в жизни человека и ее связь с другими РЭА

4.3.1. Значение информации в жизни человека

4.3.2. Управление жизнью человека и социума и информация

4.3.3. Информация и РЭК

4.4. Пространство и время жизни человека, их связь с другими РЭА

4.4.1. Пространство жизни человека /ПЖЧ/ и его характеристики

4.4.2. Организация и рационализация ПЖЧ

4.4.3. Продолжительность жизни человека и ее увеличение

4.4.4. Связь пространства и времени с другими РЭА

4.5. Ресурсные проблемы человека и их решение

4.5.1. О ЖН рационализации РОЖ человека

4.5.1.1. Общие положения и принципы рационализации РОЖ человека

4.5.1.2. Индивидуальные, социальные и общечеловеческие аспекты рационализации РОЖ человека

4.5.1.3. О реализации процесса рационализации РОЖ

4.5.2. Об обеспечении высокого качества среды жизни

4.5.3. О рациональном взаимодействии человека и природы

4.6. Рационализация РЭА жизни человека

4.6.1. О ЖН рационализации РЭА жизни человека

4.6.2. Рационализация РЭА - сверхзадача существования человека

4.6.3. Концепция разумного природосообразного существования человека

Глава 5. Основы теории природосообразного поведения человека

5.1. Введение в теорию ПСП человека

5.2. Основы теории /ОТ/ ПСП

5.2.1. ПСП человека - основное содержание, цели и задачи

5.2.2. Состав и взаимодействие элементов ПСП

5.2.3. Важнейшие механизмы организации ПСП

5.2.3.а. Формирование Иидивидуального Жизненного Цикла

5.2.3.б. Формирование Индивидуального Хозяйства Жизни

5.2.3.в. Особенности организации и реализации ПСП

5.3. Принципиальные моменты /ПМ/ реализации ПСП

5.3.а. Реализация ПСП и необходимость выделения ПМ

5.3.1. Адекватизация поведения человека его сущности - повышение разумности человека

5.3.2. Формирование жизненных ценностей и целей ПСП

5.3.3. Обеспечение жизни человека необходимыми ресурсами и их рациональное использование

5.3.4. Освобождение/защита человека от негативных зависимостей

5.3.5. Гармонизация духа и тела, развитие и совершенствование человека

5.3.6. Реализация общности с людьми и единения с природой

5.3.7. Осуществление высшей цели ПСП человека

5.4. Специальные прикладные аспекты ОТ ПСП

5.4.1. Индивидуализация ПСП

5.4.2. ПСП и патологические состояния человека

5.4.3. Прикладные и методологические аспекты человековедения

5.5. Система ПСП /СПСП/ - определение, задачи и реализация

5.5.1. СПСП - содержание и особенности

5.5.2. Важнейшие задачи организации и реализации СПСП

5.5.3. Средства организации и реализации СПСП

5.6. ОТ ПСП и современная жизнь

5.6.1. Современный человек и ПСП

5.6.2. Как увязать СПСП и поведение современного человека?

5.6.3. Возможности реализации СПСП человека

5.6.4. Человек и проблемы его развития и разумности

Глава 6. Прикладные аспекты человековедения

6.1. О реализации прикладного потенциала человековедения

6.1.1. Обоснование прикладного потенциала человековедения

6.1.2. Задачи прикладного и образовательного человековедения

6.1.3. Об изучении и реализации СПСП

6.2. Индивидуальные аспекты реализации СПСП человека

6.2.1. Что необходимо человеку для реализации СПСП?

6.2.2. Важнейшие задачи человека по реализации СПСП

6.2.3. Вероятные проблемы реализации СПСП

6.2.4. Внешний процессинг /ВПР/ СПСП, определение и задачи

6.3. Социальные аспекты реализации СПСП

6.3.1. Важнейшие вопросы социализации СПСП

6.3.2. От концепции к реализации социального уровня СПСП

6.3.3. Направления и процессы социализации СПСП

6.4. Рационализация взаимодействия человека с природой

6.4.1. Определение рационального взаимодействия человека с природой /РВЧП/

6.4.2. Как реализовать РВЧП?

6.4.3. Подходы и направления реализации РВЧП

6.5. Интегрирование составляющих реализации в СПСП

6.5.1. О ЖН рационализации поведения человека

6.5.2. Способы и средства улучшения поведения человека

6.5.3. От частного к общему в реализации СПСП

6.6. Педагогические аспекты человековедения

6.6.1. Курс человековедения и природосообразная педагогика

6.6.2. Содержание и организация изучения курса человековедения

6.6.3. Природосообразная педагогика на основе Чел - задачи и методология

6.6.4. Проблемы изучения и освоения материала человековедения

Глава 7. Организация и реализация системы ПСП

7.1. Организация и технология СПСП

7.1.1. Введение

7.1.2. Общие положения и принципы организации СПСП

7.2. Основы технологии СПСП

7.2.1. Важнейшие особенности и принципы технологии СПСП

7.2.2. Структура и определение важнейших технологий СПСП

7.2.2.1. Общие положения и определения

7.2.2.2. Конкретизация технологических этапов СПСП

7.3. Анализ основных технологий СПСП и их интеграция

7.3.1. Технологические операции /ТО/ организации СПСП и формирование ее подсистемы

7.3.2. ТО управления СПСП и формирование его подсистемы

7.3.3. Реализационные ТО СПСП и формирование ее алгоритма

7.4. Технологическая схема и моделирование СПСП

7.4.1. Технологическая схема СПСП

7.4.2. Моделирование СПСП, задачи и реализация

7.4.3. Вопросы алгоритмизации и программирования СПСП

7.4.4. Проблемы и возможности оптимизации СПСП

7.4.5. Вспомогательные средства реализации СПСП

7.5. Первые шаги по реализации СПСП

7.5.1. От слов к делу!

7.5.2. Начала реализации СПСП

7.5.3. Вопросы реализации Процедур Формирования ИЖЦ/ИХЖ

7.6. Эскизный вариант ВПР СПСП

7.6.1. ВПР СПСП и ПФ ИЖЦ/ИХЖ - осуществление, разделение функций и взаимодействие

7.6.2. Уточнение назначения и содержания ВПР СПСП

7.6.3. Общий алгоритм и схема функционирования ВПР

7.6.4. Важнейшие задачи и проблемы реализации ВПР СПСП

7.7. Начала реализации СПСП или ближе к делу

Глава 8. Теоретические и гуманитарные вопросы человековедения

8.1. Формирование и задачи человековедения

8.1.1. Философская антропология, разум и человековедение

8.1.2. Человековедение и знания о мире и человеке

8.1.3. Предмет и метод человековедения

8.1.4. Человековедение - теория и практика

8.2. Общественное сознание под углом зрения человековедения

8.2.1. Человековедение и общественное сознание

8.2.2. Человековедение среди наук

8.2.3. Человековедение и педагогика

8.2.4. Человековедение и история

8.2.5. Человековедение и искусство

8.3. Человековедение и человек

8.3.1. О возможности улучшения жизни человека

8.3.2. О необходимости обучения людей рационализации поведения

8.3.3. Вопросы и проблемы приложения человековедения

8.4. Человековедение и общество

8.4.1. Человековедение, человек и общество

8.4.2. Экономико-социальные процессы и человековедение

8.4.3. Предпосылки и перспективы развития человека и общества

8.4.4. Альтернативы будущей жизни

8.5. Человековедение и цивилизация

8.5.1. Оценка цивилизационного процесса с позиций человековедения

8.5.2. О влиянии человековедения на цивилизационный процесс

8.5.3. Человековедение и лучшая жизнь на Земле

8.5.4. Человек и вселенная: бесконечность и надежда

8.6. До самой сути или как жить?

8.6.1. Задачи раздела

8.6.2. До самой сути

8.6.3. Как жить человеку?

8.6.4. Живая вода Чел или как лучше жить?

8.6.4.1. Предпосылки изучения Чел

8.6.4.2. О современном человеке и его воспитании и образовании

8.6.4.3. Живая вода Чел или как себя вести, чтобы лучше жить?

Заключение

Существующее материальное и социальное неравенство и разобщение людей, привычное, несправедливое и, кажется, незыблемое, несущее на себе отпечаток прошлого, является следствием несовершенного поведения человека, которое было допустимо при меньшей, чем сейчас, численности населения и при более низком уровне развития производительных сил. Теперь оно входит в явное противоречие с современными условиями жизни человека и проявляется серьезными индивидуальными и социально-экологическими проблемами, которые становятся ощутимой угрозой существования для всех без исключения слоев общества и тормозом развития человека. Чтобы изменить это положение и стимулировать развитие человека, необходимо хорошо познать его самого и его жизнь. Но если до сих пор нет однозначного представления о том, что есть человек, каковы его сущность и ЖН и в чем смысл и польза его жизни, то и понятно, почему все известные попытки радикальных социальных преобразований не имели успеха... Чел не ставит задачи их осуществления, а говорит о необходимости поступательного развития и улучшения жизни, которое возможно в результате изменения/улучшения поведения людей. Его суть, как науки разумной жизни человека, состоит в познании его сущности и формировании способов и средств ее эффективной реализации на основе ПСП. Последнее, как и ЖН, впервые обоснованные в "Основах" и являющиеся его прерогативой, оказалось не только очень полезным для раскрытия многих неоднозначных его понятий, но, кажется, стало той последней ступенькой, которой не хватало для того, чтобы наконец подобраться к самому важному для человека - постижению смысла его жизни. Под углом зрения ВП смысл жизни человека перестает быть расплывчатым и непознаваемым, хотя и не перестает быть очень сложным понятием, но очевидно, становится более доступным для понимания...

В отличие от биологии и физиологии, медицины и генетики, психологии, педагогики, этики и других наук, изучающих отдельные стороны или состояния человека и его жизни, Чел рассматривает его в целом, объединяя эти науки в едином естественно-гуманитарном потоке на его природном базисе. Фундаментальные открытия в естествознании, которые продолжаются до сих пор, подняв его на большую высоту, пока тщетно взывают к необходимости сделать нечто подобное в познании и реализации объективных закономерностей жизни человека. Объяснение этому более, чем простое - господствующие жизненные ценности нацеливают людей на достижение материального благополучия, во-первых, и его приумножение, во-вторых. Деньги и власть, взаимосвязанные и переходящие одно в другое, являются эквивалентом внешней энергии, которую можно, хотя и очень сложно, заработать честно, но и иметь нечестно путем обмана или насилия над людьми. Потому-то средства массового уничтожения существуют, а аналогичных средств рационального рождения, развития и совершенствования человека нет. Потому так силен военно-промышленный комплекс и так много несчастных людей и человек так мало знает о себе и своей ЖН. По объективным и субъективным причинам люди останавливаются в своем развитии на нижних уровнях развития и РС, ненамного поднимаясь над своим биологическим началом. Иначе, как примитивизацией жизни от неразумности, незнания своей природы или пренебрежения ею, это не назовешь... И Чел восполняет этот пробел, помогая человеку сознавать единственность и неповторимость его жизни, стимулирует в познании себя и открывает жизненные ценности и ориентиры, которые сообразны его сущности и выражают его ВП. Помогая в СП и РС, оно позитивно настраивает человека на осознание и осуществление ЖН увеличения внутренней энергии развития и совершенствования, которая лежит в основе формирования и улучшения его позитивных видовых признаков. Познавая свою сущность и разумно действуя в направлении ее реализации, как бы высвобождая свою сущность и преодолевая СО и РО, человек сможет наполнить жизнь радостью самосозидания, осознавая ее, как самое дорогое и важное для себя и других.

Основания и свойства сущности, ВП и ЖН, СП и РС, развитие и разумность, трехуровневая СР и НРСВ, организация индивидуальной жизни человека и его социума и КРС, наконец, СПСП, обоснованные Чел и его конструктивный образовательный потенциал открывают для каждого человека возможности перехода на более высокий уровень жизни, обещая столь значительные прогресс и достижения, что они неподвластны теперь самому смелому воображению фантаста. Вместе с тем, надо отдавать себе отчет в том, что это одна из первых попыток систематического изложения Чел, которая несет на себе следы индивидуальности автора и его недостатков. Хочется надеяться на лучшее, но не видеть некоторых изъянов работы нельзя. Помимо перечисленных в разделе 8.1.4 уточнений, дополнений, обоснований и доказательств, нашему варианту Чел еще предстоят серьезная критическая проработка и углубление. Важными направлениями развития прикладного Чел должны стать разработка его образовательных курсов и действующей модели ВПР ПСП. Жизнь вынуждает нас жить разумнее, организованнее и сбалансированнее, а мы не всегда знаем, как это сделать потому, что нет соответствующей науки и нас этому не учат... Автор рассматривает свою работу, как прецедент для более широкого анализа, проработки и предметной критики, необходимые для ее развития и совершенствования. Основная задача будущего - становление, развитие и практическое использование Чел, которое в свою очередь должно стать точнее, конструктивнее и доступнее для широкого круга людей. Оно должно явиться предметом исследования специалистов и изучения людей всех возрастных групп, заняв свое место среди наук о человеке и способствуя созданию цельного гуманитарного и общего знания, на основе которого будет выстраиваться разумная и здоровая, созидательная и справедливая жизнь человека, осуществляющего ЖН и сознающего ВП. С развитием и продвижением Чел человечество сможет сделать уверенные и очевидно полезные для всех шаги в сторону улучшения и нормализации жизни большинства людей, которые обеспечат прогресс современной цивилизации и приведут к проявлению существенных признаков позитивной видовой самореализации человека. /31.10.1997 - 15.01.2012/

Литература

Адамович Б.А., Вестяк А.В., Космынин С.А. 2000 лет на пути к истине. - М. Изд. Корнеев С.Т., 2004

Алексеев В.П. От животных к человеку.- М.: Советская Россия, 1969

Амосов Н.М. Мое мировоззрение.- М.: ООО "АСТ"; Донецк. Сталкер,2003

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- СПб.: Питер, 2002

Афанасьева Т.М. Семья М.: Просвещение.- 1986 /из этой книги со стр. 6 взят эпиграф к нашей работе/

Библия. Книги священного писания.- М.: Российск. библей.об-во, 1997

Бронников А.Ю. Учитель Иванов. Жизнь и учение. - М.:"Оникс", 1997

Брэгг П.С. Формула совершенства.- СПб.: Лейла, 1997

Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 1991

Гуревич П.С. Философская антропология сегодня. Доклад на всемирном дне философии в ИФ РАН в 2005 году.

Деревянко В.И. Сам себе - чужой? 1998 /Рукопись - электронный ресурс/

Деревянко В.И. Начала/Основы Чел-ния. 1-8 ред. 1999-2009 /Рукописи/

Деревянко В.И. Статьи. Циклы 1-9. 2003-2012 /Рукописи и публикации/

Дистервег А. О высшем принципе воспитания.- М.: "Школьные технологии", N 6, 1997

Иванов Николай, протоиерей. О смысле жизни. Богословские миниатюры, Клин, Фонд "Христианская жизнь", 1998

Кибернетика. Современное состояние. - М.: Наука, 1980

Концепции современного естествознания. Для студентов вузов. Под общей редакцией проф. С.И. Самыгина. - Р/Д.: "Феникс", 2001

Коротов В. Воспитание как предмет педагогической науки М.: "Развитие личности", N 1, 1997

Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием.- Мн.: Выш. шк., 1991

Краткий психологический словарь. Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского.- М.: Политиздат, 1985

Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Кн. 1. СПб: АОЗТ "Парапсихолог", 1995

Леви В.Л. Везет же людям... - М.: "Физкультура и спорт", 1988

Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976

Малахов Г.П. Создание собственной системы оздоровления.- СПб.: ИК "Комплект", 1997

Мечников И.И. Этюды о природе человека. Этюды оптимизма.

Монтень М. Опыты. Избранное в 3-х тт.- М.: "Голос", 1992

Наука и управление. Введение в автоматизированные системы управления. Под общ. ред. В.Г. Шорина. - М.: "Знание", 1974

Пекелис В.Д. Твои возможности, Человек. - М.: "Знание", 1974

Песталоцци И. Лебединая песня

Рерих Н.К., Рерих Е.И. Агни-йога

Россия и современный мир. Выпуск 3(20). 1998. Научная и культурная жизнь. Институт Человека РАН

Саелиан Р. Как стать счастливым / Пер. с англ.- М.: Аг."ФАИР", 1997

Свияш А. Как быть, когда все не так, как хочется. - СПб.: "Мим - Дельта", 1998

Сенека, Честерфилд, Моруа / Если хочешь быть свободным. - М.: Политиздат, 1992

Сергий, архиепископ Пражский. Духовная жизнь в миру. - М.: "Русское зерцало", 1998

Углов Ф.Г., Дроздов И.В. Живем ли мы свой век. 2-е изд. - М.: "Мол. Гвардия", 1984

Ушинский К.Г. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии

Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя. М.: Политиздат, 1975

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: "Прогресс", 1990

Фролов И.Т. Программа института человека РАН

Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее

Хаббард Л. Дианетика. - М.: Изд. группа "Нью эра", 1996

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век/Ред.кол.: И.Т.Фролов /отв.ред./ и др.- М.:1995

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. М.: 2002.

Hosted by uCoz
[AD]