Главная страница
Биография и работы
Из первых работ
Пояснения к сайту

До самой сути или как жить?

На странице представлено несколько статей разных циклов: "До самой сути", опубликована в №37 этико-философского журнала "Грани эпохи", "О разуме, опыте и знаниях", "Свобода и жизненная необходимость человека", опубликована в №41 этико-философского журнала "Грани эпохи", "Человек и его жизненные ценности" и "О самом важном или как становиться разумнее?", которые затрагивают важнейшие вопросы человека и его жизни и вводят в проблематику человековедения. Хочется надеяться, что они не оставят читателей равнодушными и будут полезны.

Цикл 1: "До самой сути"

До самой сути

Введение

Добраться до самой сути вещей и жизни человека, в частности, мечтали и мечтают многие. Это мыслители, поэты и неравнодушные, для которых существо происходящего имеет не меньшее значение, чем удовлетворение важной потребности. Впрочем, в жизни каждого человека, особенно в юности, бывают моменты, когда он так или иначе пытается, если не доискаться корней - первопричины какого-либо явления, то хотя бы лучше его понять. Тем не менее, большинство людей явно не усердствует в раздумьях о жизни, наверное, потому, что это непросто и требует значительных усилий разума, на которые не все способны. И еще потому, что в существующих обстоятельствах гораздо выгоднее, а нередко и безопастнее приспосабливаться к тому, что есть, и извлекать свою выгоду... Надо ли и зачем добираться до сути? Надо, чтобы понимать и объяснять жизнь, которая не всегда поддается нормальной человеческой логике. Надо, чтобы польза одних не оборачивалась потерей других и все в равной степени могли познавать и реализовать свою высшую пользу. Надо, чтобы осознавать то, что отличает человека от животного и благодаря чему он способен познавать и улучшать себя. И нужно это для того, чтобы благодаря разуму понять, что внешнее есть отражение внутреннего и чтобы изменить жизнь, человек должен изменить и улучшить себя!.. Коль скоро добраться до сути - это то же, что познать абсолютную истину, можно только приближаться к ней, сознавая относительность своих представлений.

1. Возможно ли дойти до самой сути?

То, что некоторым это представляется невозможным, связано отчасти с религией и Божественным происхождением человека, который не может знать промысел Божий, отчасти - со слабостью его разума и неуверенностью в своих силах. Это весьма непростое дело предполагает серьезную мотивацию, значительные усилия разума и опору на цельное системное знание его сущности. Любой человек способен познавать и оптимизировать свою жизнь в пределах, которые определяются его разумностью и ресурсно-энергетическими возможностями, однако, разум - категория не абсолютная, а относительная его развития и представлений о сущности и жизненной необходимости, а возможности - производны степени ее осуществления. Чтобы доискиваться сути, разум человека должен быть достаточно развит и активен, а сам он должен хотеть искать ее... Процесс самопознания людей объективен и осуществляется по нескольким направлениям: через непосредственный опыт и их жизненную практику, в том числе социальную, через ее осмысление в различных формах общественного сознания и посредством науки, которая, опираясь на них, призвана создать учение о человеке, его сущности и сообразном ей поведении. Этот процесс, как и история человека, насчитывает не одно тысячелетие, он сложен, многообразен и имеет свои закономерности и мифы, например, о невозможности единения духа и плоти или непостижимости смысла жизни. Представление о сущности человека и его жизни является их отражением и в конечном счете производно его развитию и разумности. Чем более рациональным будет поведение человека, тем важнее для него станут самопознание и адекватизация поведения его сущности. В этой связи большое значение приобретает развитие и интеграция гуманитарных наук для исследования и определения сущности человека и сообразного ей поведения. На вопрос: возможно ли и как добираться до самой сути жизни человека, следует ответить - да, но не в миг и с помощью разума и науки о человеке, опираясь на непосредственные наблюдения жизнедеятельности людей и многообразный исторический опыт и используя достижения науки и техники, например, кибернетики, для анализа и исследования поведения людей и их социоприродных взаимодействий. Чтобы понять жизнь человека, надо познавать его сущность и выстроить адекватную ей систему понятий и определений в цельном знании природы человека, понимание которой определяет смысл его жизни и действий.

Разумеется, было бы наивно полагать и ожидать, что, желая дойти до самой сути своей жизни, вооружившись наукой и реализуя потенциал разумности, человек сумеет для этого обеспечить, по выражению Ф.М. Достоевского, полную победу духа над плотью, как это /и какой ценой?/ удалось Алею из его "Записок из мертвого дома". Влечения плоти, власть желаний и инертность мышления будут еще долго мешать человеку добираться до сути, подменяя истинное мнимым, увлекая ощущениями острых и нередко сомнительных удовольствий, миражами счастья и суррогатами жизненных ценностей. Постижение жизни даже не сложно, а сверхсложно и это стоило немалых усилий и жертв людям в прошлом, но теперь не нужно, как свободолюбивому Алею, бежать из неволи, хотя на современную жизнь можно взглянуть и так, - следует начать последовательно познавать и высвобождать свою природную суть... Чтобы встать на путь осознания своей сущности и захотеть ее реализовать, людям нужны не большие внешние ресурсы и власть, а, высвобождающая ее, внутренняя энергия разума и развития... Есть такое понятие - мышечная радость, аналогично можно говорить о радости мышления, постижения, творчества, удовлетворения достигнутым, ну, и почему не сказать о радости жизни, которая включает и мышечную и творческую и еще человеческую радость, например, радость любви, самовыражения, рождения ребенка, жизненного равновесия и умиротворения. Так вот, позитивная реализация сущности подарит человеку радость жизни, - это ли не награда за усилия и не в этом ли самая суть и смысл человеческой жизни и его счастья?

2. Прикосновение к сути

Понять самую суть жизни человека - весьма непростая задача и чтобы ее решить, надо не много ни мало, а понять ее основу и движущие силы, которые скрыты от досужего взгляда обывателя, но могут приоткрыться пытливому и бескорыстному исследователю, если он попытается рассмотреть и раскрутить клубок существующих проблем, связав их с поведением человека и его сущностью. Под клубком проблем подразумевается то, что формирует его жизненную ориентацию по отношению к окружающему миру людей и природы и определяет смысл его действий. Чтобы понимать проблемы человека, следует найти ответы на такие вопросы: что предопределяет его поведение, чему он следует и на что ориентируется в своей жизни и почему действует именно так? Существенным моментом жизни человека являются его желания, которые в той или иной степени выражают его потребности. Увы, человек далеко не всегда желает то, что необходимо, он живет своими желаниями и удовольствиями, примитивизируя свои потребности и как бы не видя проблем жизни... Но что может побудить человека следовать жизненной необходимости, если не она сама? Может быть какие-то тайные доктрины или гениальные идеи? А как же его свобода воли и выбора желать и делать то, что хочется? Наконец, как увязать между собой желания и необходимость? Только сознавая их своим разумом!.. С представлениями о необходимости связано и понимание свободы человека. Будучи производной его сущности, свобода человека есть ее успешное высвобождение... То есть, чем эффективнее человек познает и реализует себя, тем лучше он сознает свои необходимость и эффективнее /полезнее/ действует для ее достижения, тем большими смыслом и радостью наполнена его жизнь и, наконец, тем более свободным! себя ощущает. Эта фраза является ключевой ибо в ней фактически перечислены важнейшие критерии свободы человека - необходимость самопознания и глубина самосознания, реализация сущности и эффективность развития, разумность жизни и радость существования. Человек тем свободнее, чем он разумнее и лучше знает и реализует себя, а значит осуществляет свою жизненную необходимость.

Каждый человек стремится к самоутверждению, к успеху. Нет ничего хуже и противоестественнее, когда это достигается насилием над другими или собой. Необходимость познания и реализации своей сущности выступает не только как средство примирения силы, способностей, мировоззрения и нравственности человека и гармонизации всей жизни, но и как важнейшее условие достижения его высшей пользы. Чтобы жить с большей пользой и делать то, что необходимо, человек должен непрерывно воспроизводить себя в пространстве и времени, для чего ему нужны жизненные ресурсы. Имея разум, человек потенциально способен знать чего и сколько ему необходимо! Организуя свою жизнь и оптимизируя ее ресурсы, он постепенно осознает свою большую пользу. Сейчас большинство людей ориентировано во вне: их польза - добывание и накопление ресурсов и совершенствование своего вещного окружения, а не на развитие и самосовершенствование. Осуществление жизненной необходимости для достижения высшей пользы человека - весьма сложный и продолжительный процесс, для рационализации которого его надо всесторонне изучать. И это насущная задача людей, которые по выражению Л.Н. Толстого "начнут разрабатывать единую истинную и нужную науку, как жить". В природе человека заложено великое и прекрасное, добродетельное и развивающее начало - любовь. Оно ведет его по жизни, побуждая к добру и непрерывному движению вперед, развитию и совершенствованию. Пока в человеке жива любовь и чем она сильнее, тем более он активен и дружелюбен, тем больше в его жизни радости и тем лучшим ему хочется быть. И это не игра слов, а прикосновение к глубинной сущности и мудрости человеческой жизни, которая стоит на любви к себе и всему сущему и подпитывается радостью существования и совершенствования. И нет в жизни человека выше необходимости и пользы познания и реализации его биосоциальной сущности, и нет в ней лучшего стимула к самосовершенствованию и деланию добра и большей награды, чем любовь к людям и, сопутствующая ей, радость жизни.

3. Приближение к сущности человека

Чтобы приблизиться к сущности человека, ее надо познавать. Постепенно осознавая свои желания и стоящие за ними потребности, человек формирует для себя образ-представление необходимости, определяющий и оптимизирующий задачи его существования. Надо ли говорить о том, как важно помогать ребенку в осознании и формировании жизненной необходимости, которая воплощает его здоровье и оптимальность самореализации, рациональность использования жизненных ресурсов и взаимодействия с окружающим миром. Чем лучше человек постигает и реализует свою сущность в жизненной необходимости, чем полезнее действует, тем большими смыслом и радостью наполняется его жизнь! В зависимости от того, как складывается и в какой форме осуществляется взаимодействие людей между собой и с природой, а оно может носить характер созидания или добавления чего-то хорошего доброго или наоборот, разрушения и отторжения чего-то, принося пользу или вред-зло другой стороне соответственно, находится мера добра и зла. Чем выше уровень развития людей, тем более разумными и организоваными становятся их действия, тем более их жизненные интересы и цели сближаются, а взаимодействия становятся менее противоречивыми. Получается так, - чем более жизненно необходимо и полезно намерение или деяние человека, тем он организованнее и добрее и в его жизни меньше зла. Можно обосновать, что противостояние добра и зла и их соотношение в жизни людей производно их развитию и разумности. От того, как люди понимают и реализуют свои необходимость и пользу, в конечном счете зависит соотношение добра и зла. Чем более намерение или деяние человека сообразно его сущности, тем добрее становится его взаимодействие с людьми и природой.

В развитии, адекватном его сущности, человек становится лучше и совершеннее, свободнее и добрее. А добро без преувеличения можно рассматривать как прототип высшей пользы человека и важнейшее условие осуществления его необходимости развития и сбалансированного взаимодействия с окружающим миром. Своим разумом человек в состоянии преодолеть противостояние миру и найти пути и способы сближения и единения с ним. Разумеется, это очень непросто и пройдет еще немало времени прежде, чем этот процесс станет существенным в жизни людей. Для этого они должны повернуться к своей природной сути и начать ее познавать. Но что поможет человеку преодолеть негативную внешнюю ресурсно-энергетическую ориентацию и стремление к господству, которые подвигают мир на грань катастрофы? Не хочется думать о ее возможных последствиях... Было бы лучше для всех, если человек попытается заглянуть хотя бы немного вперед, как в шахматах, и осознав возможную опасность своих ошибок, которые видны уже сейчас, начнет исправлять их, примеряясь к своей сущности. Человек только тогда счастлив, если стремится к гармонии духа и тела, максимальной свободе самовыражения и единению с людьми. Только ощущая себя частью социума и природы и позитивно реализуя свою индивидуальность, рационализируя производство и использование жизненных ресурсов и оптимально продолжая род, он способен увидеть свою высшую пользу в пополнении общечеловеческой чаши совершенства, как высшей радости жизни. Только разумные и счастливые люди могут сообща в гармонии с природой познавать себя и осуществлять свою жизненную необходимость, позитивно самореализуясь и продолжая свой род. И только свободное развитие и осознание себя органической частью социума и природы выражают сущность и высшую пользу человека и делают его разумным и счастливым!

Цикл 2: "Преимущество разума"

О разуме, опыте и знаниях

Введение

Основная задача статьи состоит в разработке понятий разума, опыта и знаний человека и определении их оптимального соотношения для улучшения его жизни. Естествен вопрос: почему при наличии больших жизненного опыта и объема различных знаний о человеке, в его поведении так много ошибок, а в жизни столько проблем? Можно ли рассматривать ошибки поведения человека как производную его неопытности, недостаточной информированности или разумности? За всю историю существования люди накопили колоссальный опыт и знания, которые, казалось бы, должны были научить их вести себя разумно и жить с большой пользой для себя в гармонии с окружающим миром людей и природы. Парадоксальность происходящего в современной жизни не позволяет с этим согласиться и наводит на мысль о том, что этих опыта и знаний недостаточно, они разрозненны и недоступны всем либо людям что-то мешает ими воспользоваться?..

1. Значение и соотношение разума, опыта, знаний человека

Разумность - это не только свойство, которое отличает человека от животного, но и качество, которое позволяет ему лучше реализовать себя во времени и в пространстве. С помощью разума человек управляет собой и делает это тем лучше, чем более его разум развит, активен и имеет достаточные опыт и знания для принятия оптимальных решений. Естествен вопрос: в какой степени разумен человек? Ответом на него является содержание его практической деятельности и жизненная ориентация, которые сейчас состоят в том, чтобы иметь больше денег и власти. Насколько это разумно, можно судить по числу проблем и умирающих неестественной смертью людей. Увы, многие хотели бы сделать жизнь лучше, но, по-видимому, людям не хватает разумности, опыта и знаний, чтобы осознать - для этого надо улучшать себя... Опыт - весьма емкое понятие, отражающее познание человеком мира и себя и являющееся его результатом, представляющее собой и совокупность накопленных знаний, навыков и умений и попытку осуществления чего-то нового. Можно говорить об опыте историческом и профессиональном, индивидуальном и социальном. Глубина и разнообразие понятия и содержания опыта делает его весьма важным в жизни человека, побуждая к серьезному анализу его значения. Очевидны не только его связь с разумом человека и его знаниями, но его органичность и жизненная необходимость.

Знания, как и опыт, частью которого они являются, - это необходимый материал для разума человека. Отражая многообразие мира и его восприятие человеком, знания бывают объективные и субъективные, обыденные и научные, а самое существенное в них - достоверность и полнота. Чем точнее они отражают какое-то явление или процесс, тем болеее адекватными могут быть их понимание и управление человеком. Объем знаний, как и опыт, непрерывно расширяется и возникают информационные проблемы их хранения и использования. Одних знаний может быть больше, а других меньше - в настоящее время очевидна недостаточность цельного гуманитарного знания. Нетрудно видеть, что опыт без знаний или при неэффективности разума человека пассивен и бесполезен, а разум без опыта и знаний, как и знания без разума и опыта, теряют смысл. Разумное существование человека предполагает оптимальное сочетание разума, опыта и составляющих его знаний и умений, накладывая определенные требования на воспитание и образование человека, которые призваны это обеспечить. Со временем может быть определен некий необходимый минимум того и другого для принятия оптимальных решений, но это отдельная серьезная тема. По жизни для человека важнее опыт, - он ближе и готов к использованию. И это не случайно ибо опыт первичен, как жизненная практика, в то время как знания - ее школа и их надо добывать, а разум человека производен его развитию. Не обладая достаточными разумом и опытом и утопая в море информации, нередко обманчивой, люди действуют в русле сложившихся жизненных ценностей и реализуют себя и свои задачи в меру представлений об их необходимости и полезности. Громада проблем в жизни людей - индивидуальных, социальных и экологических является отражением этой меры. Знаний, как и вещей, становится все больше, но люди от этого, увы, не делаются лучше и счастливее. По-видимому, чтобы жить по-другому, нужны другие знания и вещи и в их выборе человеку может помочь только одно средство - его разум.

2. О необходимости гармонии разума и опыта человека

Увы, люди пока не знают, как жить лучше. Их не учат этому потому, что нет позитивной идеи улучшения жизни людей, а ее нет потому, что они не осознали своей жизненной необходимости /ЖН/. А что есть ЖН человека и насколько то, к чему он стремится в жизни, необходимо и полезно для него?.. И почему люди не задают себе эти вопросы, ведь они по сути своей разумны? Разумны? А может быть людям как раз этого и не достает, чтобы оценивать полезность опыта или бесполезность своих усилий, знаний и устремлений? Например, возможно ли улучшение жизни, если люди не улучшают себя? Или можно ли улучшить себя, не зная своей сущности? Наконец, как познавать и реализовать свою сущность будучи недостаточно разумным? Разум - это не только философская категория и способность человека к познанию мира и вещей, как это представляют энциклопедии, но прежде всего средство организации и управления его поведением. В процессе взаимодействия его мышления и памяти формируется алгоритм решения жизненных задач. Фактически он и воплощает разум человека, а его качество определяет степень разумности. Самое существенное в нем - это цели, которые формирует человек и средства, которые выбирает для их достижения. Важно себе представлять, что разум человека, опираясь на опыт и знания о жизни, способен охватить все уровни его существования от отдельных отправлений организма и сознания до социально-значимых и общечеловеческих - видовых действий.

Чем более разумен человек, тем более сообразно своей сущности действует и тем в большей степени его действия адекватны ЖН. В свете разума человек способен оценивать полезность и необходимость того или иного действия, но это происходит не сразу и непросто. Над ним довлеют инерция и стереотипы мышления, желания затмевают свет разума и только, когда желание лучшей жизни перекрывает прочие желания, а сознание ЖН повышает напряжение мыслей, человек пытается жить с большей пользой. При тесной взаимосвязи разума и большом значении опыта и знаний для человека очевиден примат разума. Впрочем, возраст и уровень развития человека могут смещать значение того или другого компонента: для ребенка практически важнее опыт в силу слабости его разума, вспомним, как мы научались бояться горячего. Примерно то же можно говорить и о человеке с примитивным разумом. Для зрелого развитого человека естествен приоритет разума над опытом и знаниями. Говоря о важности и зависимости разума, опыта и знаний, нельзя не отметить и их зависимости от специфики решаемых задач. Например, в случае большой важности принимаемого решения существенны все компоненты тройки: разум - опыт - знания и их высокий уровень. В условиях высокой срочности принятия решения более важны разум и знания. В случае опасности при важности разума и знаний повышается значение опыта. Чем менее критично решение к каким-то условиям и требованиям, тем важнее опыт. Для энергичных действий важнее знания, например, информация о рельефе местности во время кросса. Для принятия стратегических решений важен приоритет разума перед опытом и знаниями, которые он, вообще говоря, предполагает. Недостаток одного из элементов может быть с разной степенью успеха компенсирован другими и тем в большей степени, чем менее важно решение или чем меньшие требования предъявляются к качеству решения. Увы, в силу недостаточности знаний или опыта, даже самые могучие умы Земли не могли своим разумом предвидеть последствия революций или научных открытий и исследований, например, в области ядерной энергии, которые влекли за собой большие жертвы...

3. Разум человека и его сущность

Действия человека определяются его потребностями и опытом, развитием и разумностью, которые относительны его сущности. Будучи не очевидной, она имеет свои проявления и закономерности. В силу недостаточного развития люди пока не вполне сознают свою сущность, как и необходимость и полезность самопознания. Судя по тому, как много проблем в жизни людей и их число не уменьшается, можно говорить об очевидно невысокой степени познания и реализации своей сущности и, как следствие, недостаточной полезности их действий. Предпринимались и по-видимому еще не прекращены попытки изменения жизни к лучшему, но она, как некая инвариантная сущность-процесс, продолжается по своим законам, снисходительно отражая наскоки высокомерных политиков, самонадеянно-тщеславных революционеров или алчных авантюристов и побуждая неспешные глубокие умы к раздумьям о необходимости изучения ее законов и движущих сил. Связывая их с высшим разумом или положением планет, разумностью человека или некоей, имманентной его сущности логикой жизни, люди выстраивают сложнейшие теории и доктрины, которые относительны их представлений о жизни, ее ценности и конечности в бесконечном потоке жизни. Разум, опыт и знания человека способствуют преодолению этой относительности и тем в большей степени, чем лучше человек познает и реализует свою сущность. Чем адекватнее действия человека его сущности, тем более объективными и полными являются его знания и опыт, тем менее зависим он от информации из вне, тем оптимальнее себя ведет. Рассматривая составляющие разума и связывая их с познанием и реализацией его сущности, можно ожидать возникновения новых гуманитарных знаний, которые будут способствовать достижению высшей пользы /ВП/ человека. Но что есть ВП человека, людей?

Можно сказать, что она является идеалом реализации их сущности, или самым важным знанием и не сказать ничего. Начнем же с того, что она как бы суммирует в себе необходимость и полезность пищи и движений, рационализации поведения и жизненных ресурсов, свободного развития и самовыражения, наилучшего продолжения рода и улучшения вида. В отличие от жизненной необходимости, которая имеет индивидуализированное выражение, ВП - более идеализированное понятие и выражение его главной видовой цели существования, которая должна однозначно, как инстинкт животное, подчинить себе действия человека. Это предполагает примат его разума, который должен опереться на знание ВП и опыт осуществления жизненной необходимости. Даже, если не заниматься этим целенаправленно, критическая масса негативного опыта человечества возрастает, способствуя рационализации поведения людей и постепенному отходу от силовой борьбы противоположностей в пользу разумного балансирования их интересов. Для этого опыт должен дополняться новыми знаниями о более сообразных сущности целях существования людей и средствах их достижения. Если вдуматься, то за оптимальным соотношением разума, опыта и знаний стоит целая система, сообразного сущности поведения человека и организации социума и их взаимодействии с природой. Реализация этой системы - весьма сложная и перспективная задача, которая будет постепенно завладевать людьми по мере осознания и осуществления их жизненной необходимости. Способствовать осознанию и решению этой задачи призвано человековедение, которое должно помочь человеку опереться на его сущность и, используя разум, опыт и знания, лучше познавать и реализовать ее. К этому же подвигают и накопившиеся проблемы человека, которые имеют общие причины, связанные со степенью разумности его поведения, а точнее, с неразумностью...

4. Опыт и знания в свете разума

Человечеством накоплен большой опыт, но он используется неэффективно. Трудно быть самим собой и естественно развиваться в гармонии с окружающим миром, когда интересы и действия людей не только не совпадают, а противоречат и нет единой позитивной воли к единению и балансированию их взаимодействия между собой и природой. Можно констатировать, что имеющегося опыта человечества для улучшения жизни людей недостаточно и потому естественно обратиться к знаниям, которые должны компенсировать его и помочь людям лучше воспользоваться им. Объем знаний теперь возрастает так стремительно, что уже давно говорят об информационном буме. Однако, какие это знания и насколько они полезны для человека? Обращаясь к действительности, нельзя не видеть явного преобладания политической, коммерческой и развлекательной информации, а в науке - знаний о природе и технике. И этот взгляд лучше самых веских аргументов, подскажет, что структура информации отражает доминирующие интересы людей - в их жизни преобладают политика, как средство достижения интересов групп, коммерция, как средство достижения частных интересов, и развлечения, как смысловое наполнение индивидуальной жизни. Жизнь человека и его социума связывает и объединяет многие сферы и интересы, отражая единство людей и природы, в то время, как знания о человеке, его жизни и потребностях разрозненны и дифференцированы. Имея разум и опираясь на опыт, человек способен знать, что для него полезно, чего и сколько ему необходимо в жизни. Зная сколько и каких нужно ресурсов, он может рационализировать жизнь. А это производно тому, насколько человек сознает свою сущность и реализует ее.

Чтобы вести себя разумнее, поведение человека надо определить и конкретизировать, а его самого научить думать, желать и делать то, что полезно и необходимо. Пытаясь определить поведение человека, невольно касаешься того, о чем он, как высшее животное, практически не думает, по разным причинам не зная или не сознавая того, что выражает его биопсихосоциальную сущность. Но именно она /сущность/ как бы задает содержательно-императивную основу и мотивационно-ценностную установку поведения человека. Изучение, познание и реализация сущности человека - предмет человековедения и задача каждого разумного человека. Впрочем, надо сознавать, что знания и наука вторичны, являясь элементами надстройки над бытием, которое прежде всего через жизненную необходимость способно подвинуть человека к развитию, создавая и расширяя материальную базу его возможностей. И тем не менее, не все определяется материальным. Мысль о единственности и неповторимости их жизни, как выражение самого сильного и важного желания людей жить, должна осветить ярким светом их движение к лучшей жизни, предопределяемое их сущностью, которую надо познавать и свободно реализовать. Не стоит доводить до мирового катаклизма - гораздо лучше, если человек сам в своем развитии выйдет на уровень полноценного и конструктивного осознания своих индивидуальных, социальных и общечеловеческих задач и они найдут свое отражение и конкретное выражение в его ВП. Это непросто и требует времени, но можно и необходимо говорить об этом уже сейчас. Как абсолютная истина, ВП не сразу осознается разумом и задает цели и программу жизни человека. Ее не надо принимать на веру и твердить, как молитву, она не абстрактна и сверхестественна, а постижима и реализуема по мере осуществления ЖН человека и его взаимодействия с окружающим миром людей и природы.

Цикл 2: "Преимущество разума"

Свобода и жизненная необходимость человека

Введение

Каждый человек стремится к свободе и это естественно ибо такова его сущность. Но что есть свобода и какова сущность человека? Эти вопросы составляют предмет статьи, в которой обосновывается, что свобода - это развитие человека сообразное сущности и жизненной необходимости, которая состоит в познании и рациональной реализации его сущности. Анализируются вопросы: имеет ли смысл полная или абсолютная свобода человека и не лучше ли стремиться к тому, что предопределено твоей сущностью и эффективнее реализовать ее, исходя из того, что свобода - это сообразное сущности разумное поведение? В статье развивается представление человековедения о свободе как стремлении человека к достижению гармонии разума и тела, желаний и необходимости в социуме и природе.

1. Суждения о свободе человека

Что есть свобода человека? Прежде всего, заметим, что нет понятия - свобода человека, но есть свобода личности или воли, совести или самовыражения. Существующие представления о свободе отражают разнообразие подходов к ее определению на протяжении веков и, чтобы "не растекаться мыслью по древу", поищем смысловую или сущностную опору для рассуждений. В контексте человековедения заслуживают внимания высказывание Б. Спинозы о свободной необходимости и его мысль о том, что свобода человека противостоит не необходимости, а принуждению и насилию, и представление Л. Фейербаха о свободе как осознанной необходимости. Впрочем, даже не ограничиваясь такой направленностью суждений, можно утверждать, что многообразие воззрений на свободу не делает их настолько разными, чтобы не найти в них общего. Оно есть и состоит в том, что определения свободы связаны с ограничением волеизъявления или действий человека. Что их ограничивает? В первую очередь - зависимость от средств и условий существования. Под средствами прежде всего подразумеваются жизненные ресурсы, а под условиями - состояние среды существования человека и характер его взаимодействий с обществом и природой. Очень важен еще один фактор свободы человека - уровень его развития и разумности. Нетрудно видеть, что отмеченные зависимости человека взаимосвязаны и соотносятся с тем, как он реализуется индивидуально, в социуме и природе. Пытаясь снизить ту или иную зависимость, человек неизбежно будет сталкиваться и с другими, поскольку они предопределяются его сущностью. Действуя сообразно сущности, он будет способствовать ее наилучшей реализации, как бы высвобождая путь для своего развития.

Обращаясь к сущности и развитию человека, естественно подумать о его физиопсихической основе, выражающих ее процессах и самом существенном в них с точки зрения свободы? Не должно вызывать сомнения, что таковы - внутренние взаимодействия духа-разума и тела и внешние взаимодействия человека с людьми и природой. Принципиальное положение человековедения - науки о познании и реализации сущности человека о том, что степень рациональности важнейших процесссов есть мера его свободы, позволяет найти общий знаменатель в определениях свободы человека и не только лучше ее понимать, но и реализовать. Но что представляет собой сущность человека и как она связана с его свободой? Прежде всего, отметим, что у человека физиологически много общего с животными, поведение которых в значительной степени определяется инстинктами и отчасти управляется разумом, роль которого от низших к высшим возрастает, но существенно уступает по своим возможностям разуму человека. Благодаря разуму, человек способен сознавать себя в окружающем мире, менее зависеть от средств и условий существования и быть свободнее! Более того, познавая и совершенствуя себя и снижая зависимость от ресурсов и условий существования, человек своим разумом способен подняться над естественным отбором и рационально эволюционировать! Как это лучше понимать? Сознавать себя, означает - познавать свою сущность и определяемые ею задачи существования. Совершенствовать себя, - вести себя все более организованно, сообразно сущности. Снижать зависимость от ресурсов, - производить их в достатке и рациональнее использовать. Впрочем, это логика совершенного разума, - современная жизнь показывает, что самосознание людей, как и представления об их сущности, увы, различны и неоднозначны, совершенствуют себя единицы, а производство и использование ресурсов производно их разумности, которая в массе пока очевидно недостаточна.

2. Сущность и свобода человека

Итак, чем сообразнее сущности действия человека, тем они рациональнее и свободнее. Но как лучше понимать сущность человека и какова роль разума? В немалой степени этому может способствовать отмеченная выше общность сущности человека с другими млекопитающими в выживании и самосохранении, обмене веществ и продолжении рода, циклах и ритмах жизни. Но есть и принципиальные отличия человека от животных в его способности к самосознанию и рационализации жизни в социуме и природе. Однако, будучи производным развития и разумности, эта способность имеет свои меру и уровни - от примитивного до совершенного. Чем более разумен человек и совершенно его самосознание, тем менее он замыкается на себе, как животное, и тем более органично и системно сознает себя и действует в социально-природном континууме. А как разум организует жизнь человека и его взаимодействие с миром людей и природы? Посредством осознания и осуществления его жизненной необходимости. Чем лучше человек сознает и осуществляет жизненную необходимость, важнейшими составляющими которой являются обеспечение себя ресурсами и оптимизация условий жизни в социуме и природе, тем более он свободен. Представление о жизненной необходимости, слагаемое из элементарных жизненных отправлений и разумного выбора между желаниями и необходимостью человека, постепенно формируется в его сознании по мере развития и определяет ценностное поле его жизни. У этого поля имеются высшие и низшие точки - идеалы и примитивы. Если примитивы имеют телесно-животную основу, которая проявляется как бы сама собой через желания и тем в большей степени, чем менее психически развит человек, то идеалы очевидно имеют развиваемую духовную основу. Впрочем, и примитивы могут иметь свои идеалы, которыми успешно манипулируют реклама и массовая культура, спекулируя на примитивных желаниях и страстях людей и формируя адекватное им смысловое наполнение их действий.

Что из этого выходит, достаточно взглянуть вокруг: снаружи - красиво, а внутри - противоречия и проблемы. Есть и еще одно обстоятельство, - вещей и продуктов становится все больше и параллельно растет зависимость от них, что делает людей менее свободными. Приходит мысль о нерациональности устремлений людей и необходимости их переориентации. Но в каком направлении? Ответ на этот вопрос очень прост по сути - в направлении, адекватном сущности человека и выражающей ее жизненной необходимости. А разве она - не в потреблении, накоплении и стремлении к власти - тому, что определяет господствующие жизненные ценности? По-видимому, - нет, если в жизни людей так много проблем и опасностей. Что же из этого следует? А то, что надо думать о своих сущности и жизненной необходимости и выбирать более сообразные им формы и средства существования. Способность сознавать себя и свои необходимость и пользу и оптимизировать свои действия в социуме и природе сообразно сущности и жизненной необходимости доступно только человеку, способствует его развитию и делает более свободным. Опираясь на происходящее, естественно предположить, что сделать это будет очень непросто и людям потребуется немало времени для развития до такого уровня, когда это станет возможным. И важнейшим условием этого является последовательные самопознание человека и осуществление того, что определяет жизненную необходимость и смысл жизни или его высшую пользу. Человековедение доказывает: ключ к достижению свободы человека - познание и эффективная реализация его сущности. Познавая и реализуя свою сущность в жизненной необходимости, человек будет приближаться к осознанию и достижению высшей пользы. И от того, как и насколько разумно он это делает, зависит мера его свободы!

3. Разум и жизненная необходимость человека

Оперируя понятием разума, естественно определиться с тем, что есть разум и жизненная необходимость человека? В самом общем виде разум - это потенциальная и развиваемая способность человека к самосознанию и осознанию жизненной необходимости и средство управления его действиями по ее осуществлению. Поскольку человек социален, его жизненная необходимость имеет социальную и видовую составляющие, которые осознаются по мере развития человека и социума. Увы, пока у людей нет их адекватного понимания - есть господствующее представление о жизненной необходимости, как стремлении к потреблению, обогащению и превосходству над другими, которые сродни законам животной жизни с ее эгоизмом и своекорыстием, торжеством желаний и силы. И это объективно, отражая положение человека на оси развития, - такими многие люди представляют свои сущность и жизненную необходимость и такой видят свою выгоду-пользу... Будучи относительно понятной по своему звучанию, жизненная необходимость складывается из двух основных взаимодополняющих элементов: самопознания и реализации сущности человека. Последняя представляет собой цельную систему его самовоспроизводства и самореализации, которые осуществляются индивидуально и в социуме. Чтобы уточнить определение жизненной необходимости, рассмотрим ее на основе самосохранения - одной из важнейших, но не единственной задачи существования человека. Последняя в той или иной степени решается каждым живым существом и состоит в его самобеспечении жизненными ресурсами и энергией. В природе и нередко у людей это происходит в жестоких формах борьбы за выживание и далеко не все и всегда имеют необходимые для жизни ресурсы.

Благодаря разуму и орудиям труда, люди способны решать задачу самосохранения значительно меньшими усилиями и более оптимально, чем животные, как в части производства, так и потребления ресурсов. Однако, выживание, потребление и накопление ресурсов не исчерпывают задачи самосохранения человека, - для ее рационального решения необходимо не только потребить, но и оптимально использовать жизненные ресурсы для самовоспроизводства и самореализации. Говоря о самовоспроизводстве, следует иметь в виду, что в организме человека на основе метаболизма происходит непрерывное обновление, скажем, кожа человека за время жизни сменяется около 1000 раз, лейкоциты обновляются каждые 2-4 дня, а эритроциты - каждые 3-4 месяца. Стоит заметить, что рациональное самовоспроизводство - основа хорошего здоровья человека! Но есть принципиальное отличие цивилизованных людей от животных, - для своего самосохранения они должны делать нечто более сложное, чем добыча и потребление пищи, - им необходимо самореализоваться в некоторой социально значимой деятельности. При этом эффективная самореализация предполагает длительное обучение и накопление знаний и опыта... То есть человек может и должен не только потреблять ресурсы, но и еще их оптимально распределять и использовать. В данном случае следует говорить о необходимости преобразования части внешней энергии самосохранения во внутреннюю энергию его самореализации и развития, без которых он не сможет иметь достаточных ресурсов для самовоспроизводства.

Имея разум и познавая свои сущность и жизненную необходимость, человек потенциально способен знать, сколько и каких ресурсов ему необходимо, чтобы рационализировать жизнь во внешнем - социоприродном и внутреннем - индивидуальном ее контурах. Логика осуществления жизненной необходимости человека - это самопознание и самоорганизация, обеспечение достаточности и балансирование внешней энергии самовоспроизводства и внутренней энергии самореализации человека в социуме и природе для наилучшего решения задач его существования. Полноценное осуществление жизненной необходимости - весьма сложный и многообразный процесс, для организации и рационализации которого его надо всесторонне и системно изучать и практически закреплять в конкретных жизненных схемах и механизмах. И это задача человековедения - дать людям необходимые знания и средства по изучению и осуществлению жизненной необходимости, и задача каждого человека - с раннего возраста изучать и осуществлять ее. Надо ли говорить, что степень осуществления жизненной необходимости есть мера разумности и свободы человека, а в ее контексте вопрос о возможности абсолютной свободы человека теряет смысл ибо противоречит его сущности и высшей пользе!

4. Свобода человека - это свободный поток его развития

Стремление к свободе как наилучшему познанию и реализации его сущности естественно связывает человека с людьми и природой. Нетрудно видеть, что пока жизненные ресурсы производятся и используются людьми нерационально, а характер их взаимодействий между собой и природой оставляет желать лучшего, не говоря о том, что у многих людей - весьма смутные представления о себе и смысле происходящего и далеко не оптимистичные представления о будущем. И это - свободный мир?.. Увы. Но, что мешает людям быть свободнее? Может быть несоответствие устремлений людей их сущности и жизненной необходимости, которая еще не вполне осознана? Наверное, ведь это непросто и недостаточно мотивировано, - потому и трудноосуществимо. Исторический опыт показывает - для того, чтобы что-то изменить к лучшему в жизни человека, недостаточно понять и определить процесс изменения, надо еще, чтобы он созрел, сложились необходимые условия и имелись достаточные средства. Логика разумной жизни состоит в том, чтобы оптимально реализовать жизненную необходимость и стремиться к осознанию и достижению все большей пользы своих действий. И задача разума человека - осознать единственность и неповторимость своей жизни, ее органичность в социуме и природе, преодпределяемые его сущностью. Если человек сумеет это сделать, а в этом - его жизненная необходимость, он встанет на путь достижения высшей пользы и начнет новый этап своей истории - истории человека разумного свободного.

Таким образом, освобождение человека следует понимать как все более сообразное сущности - разумное поведение и развитие в гармонии с социумом и природой. И важнейшие условия этого - познание и осуществление жизненной необходимости. Как свободна в полете птица, так и человеку естественно сознавать себя свободным в непрерывном потоке жизни и реализовать себя оптимально. Увы, слишком много в жизни путей - в никуда или не туда и только единственный путь ведет к цели, которая называется - высшая польза. Животное не может знать своей пользы, это доступно только человеку, - впрочем, пока еще у многих людей разум настроен на потребление и достижение превосходства над другими, лишь немного усовершенствовав модель поведения животных. Тем не менее, усилиями лучших умов люди познают мир и самих себя и количество знаний постепенно переходит в новое качество жизни, подвигая к пониманию важности преодоления насилия и свободного развития всех без исключения людей. Самое существенное в этом процессе - осознание себя неотъемлемой составной частью единого организма человечества и желание участвовать в жизни и ее совершенствовании на равных со всеми людьми, эффективно реализуя себя в свободном потоке развития! Сознавая это, естественно и разумно стремиться к тому, чтобы наилучшим образом решать задачи существования и осуществлять жизненную необходимость для своей и общей пользы. Удовлетворение и радость жизни от полноценного развития и равного с другими людьми участия в общечеловеческом процессе достижения высшей пользы - это ли не лучшее, что может быть в жизни? Не своекорыстие и разобщение, а стремление к общезначимым целям, развитие и совершенствование, радость самовыражения и единения с людьми и природой. И это способен осознать и подвинуть человека от примитивизма животного существования к свободному потоку развития и совершенствования его разум! /10.04.07-14.02.10/

Цикл 4: "Что есть человек?"

Человек и его жизненные ценности

Введение

Почему работа или бизнес, а такова современная жизнь, для человека ценнее, чем здоровье и душевное равновесие? Не потому ли, что без дела и средств на жизнь не может быть ни того, ни другого? И не просматривается ли в этом связь человека с его животными предками, которые, как и он, зависели от жизненных ресурсов? А может быть это является показателем или мерой его разумности и возможностей? И не потому ли это происходит, что человек не всегда желает и делает то, что необходимо, но всегда - то, что хочется. Последнее позволяет увидеть и относительно простой ответ на все эти вопросы: в зависимости от того, насколько человек делает то, что необходимо, находится его жизненно-ценностная ориентация, которая является отражением того, как он понимает свою сущность и определяемые ею потребности и задачи существования.

1. Человек и его жизненная ориентация

Чем жив современный человек? Кажется, все, что он ни делает, как бы задано изначально и практически не зависит от него. При этом еда и одежда, жилище и общение, развлечения и любовь, воспитание и образование детей требуют больших средств и люди должны их заработать. И они это делают в меру сил и возможностей прежде всего в сфере экономики, которая все в жизни человека связывает и опосредует. Такое положение можно было бы принять безоговорочно, как это и делает большинство людей, если бы оно ни было связано со множеством жизненных проблем - индивидуальных и социально-экономических. Последнее настолько серьезно, что дает основания усомниться в рациональности происходящего и наводит на мысль о необходимых переменах. По-видимому, не все, что делает человек, действительно ценно или необходимо и полезно для него и, чтобы судить об этом предметно, нужны какие-то критерии. Начнем с того, что действия человека определяются его желаниями и потребностями, среди которых выделяются основные - жизненно необходимые, без которых невозможна жизнь, и некоторые другие, возникающие, как в процессе удовлетворения основных, так и под влиянием внутренних или внешних факторов. То, что позволяет удовлетворять максимум желаний и потребностей, субъективно важных для человека, формирует его жизненно-ценностное поле. Надо ли говорить, что для большинства людей такими универсальными ценностями являются деньги. С их помощью можно удовлетворить практически любые желания и все мыслимые и немыслимые потребности человека. Коль скоро деньги - эквивалент стоимости товара и труда, людям необходимо трудиться или, иначе говоря, делать деньги. Потому, хочет человек или нет, работает ли он непосредственно в экономике или далеко от нее, он всегда связан с ней прямо или косвенно и от этого никуда не денешься. Более того, даже работающие вне сферы экономики, например, в науке или искусстве, испытывают на себе ее влияние и не просто считаются с ее законами, но следуют им.

Можно констатировать, что хозяйственная ориентация человека не случайна и является отражением важнейших процессов его жизни, так или иначе связанных с его сущностью. Но при этом сама его сущность находится как бы в стороне и интересует человека меньше, чем все, что связано с удовлетворением его желаний и потребностей. Это и естественно потому, что человек должен есть, пить, одеваться, иметь жилище и т.д., и противоестественно потому, что не хлебом единым он жив и, чтобы жить лучше, а каждый из нас к этому стремится, надо делать это сообразно своей сущности. И вот с этим у людей немало проблем, главная из которых состоит в том, что все ее по-разному представляют и реализуют. Разумеется, это не простая материя - сущность человека, что подтверждается и философской антропологией в ее многообразных толкованиях, которые не дают объективного определения сущности человека. И это положение исправляет человековедение, наука о познании и реализации сущности человека, которая говорит о том, что человек является биосоциоприродным явлением и находится в развитии, а его хозяйственная ориентация является объективным отражением его положения на пути от примитивного к совершенному поведению. Человек и хозяйство, техника и организация - так развивается человек и социум и изменяются его интересы и действия. Собственно, в этом и состоит принципиальная основа внешней ориентации современного человека, однако, этого недостаточно для понимания человека вообще, который, как это ни странно, не может решать свои индивидуальные жизненные задачи вне социума. Внешняя ориентация человека естественна и необходима, являясь проявлением его сущности в развитии. Потому, если человек захочет понять и улучшить свою жизнь, он должен будет обратиться к своей сущности и познавать ее, чтобы определить для себя самое необходимое и полезное и стремиться к нему.

2. Что самое необходимое для человека?

Ответ на этот вопрос имеет принципиальное значение для того, чтобы, во-первых, лучше понимать людей и во-вторых, правильно жить. Естественно, видеть различия людей не только во внешности и манерах, желаниях и действиях, но прежде всего в понимании самого необходимого-ценного для себя и попытаться понять причины их различий. Не трудно предположить, что они связаны с возрастом и развитием людей, с изменением которых происходит нечто такое, что отражается на их интересах и влияет на жизненные акценты. Это нечто опосредуется их разумом, который анализирует потребности человека и определяет их необходимость и полезность. Вывод: жизненная ориентация - производная развития человека и его понимания необходимости и полезности его потребностей и действий. Интересы и действия любого человека определяются не только его индивидуальными, но и более общими потребностями и интересами, которые возникают под воздействием внутренних или внешних факторов и не всегда связаны с насущными потребностями. Все они субъективно важны для человека и так или иначе соотносятся с его объективными необходимостью и пользой, образуя систему жизненных ценностей. Эта система имеет различное содержание в зависимости от ресурсной обеспеченности и оптимальности организации жизни человека и его социума. Но прежде всего она производна разумности поведения человека, как степени степени познания и реализации его сущности и выражающей ее жизненной необходимости /ЖН/.

Представления о необходимости и пользе, как и о сущности человека, с которой они связаны, не являются некоей абстрактной величиной, они вполне конкретны и тем в большей степени, чем разумнее человек, то есть, чем более он сообразен своей сущности. Разумность и сообразность сущности - понятия тождественные и имманентные развитию человека, который постепенно приобретает все большую, но неодинаковую у разных людей способность к сознанию себя в социуме и природе и определению необходимости и пользы своих потребностей и действий. Отмеченная способность имеет весьма большое значение для объективного суждения о жизненных ориентации и ценностях человека, по содержанию которых можно видеть, на каком уровне развития он находится. Достижения экономики и научно-технический прогресс показывают, что это для человека сейчас самое важное и необходимое. Разумеется, такое положение не случайно, но насколько то, что желают и делают люди адекватно их сущности? Некоторые считают, и имя им легион, что все происходящее естественно, необходимо и будет продолжаться вечно ибо таков человек. И они по-своему правы: человек сейчас таков и действует в меру своего развития, уровень которого определяется его разумом и мерой понимания сущности и определяемых ею задач его существования. Они-то определенным образом и ориентируют человека, - теперь это корыстно-хозяйственно-техническая ориентация! Следуя логике реализации сущности человека и развития его разума, можно предположить, что она /ориентация/ будет постепенно изменяться в сторону общезначимых и общечеловеческих интересов, достигаемых не насилием, а разумными - организованными действиями и средствами. И наглядным примером таких действий является социальная организация развитых стран Европы и Америки.

3. Как человек ориентируется в жизни?

Жизненная ориентация человека происходит под воздействием различных факторов, но в значительной степени предопределяется его разумностью и выражающими ее социально-экономическими отношениями. Сложившиеся ценностные ориентиры людей как бы стоят над ними и определяют важнейшие устремления, являясь отражением уровня понимания людьми своей сущности и выражающих ее необходимости и пользы. Современная корыстно-хозяйственная ориентация человека связывает его сущность с разумом, понимающим необходимость и пользу как обогащение и стремление к власти над людьми и природой. Такое видение жизненных задач определяется прежде всего потребностями тела и желаниями человека и его стремлением к максимуму удовольствий. И это было бы нормально, как и всевозможные игры разума, если бы было полезно для его развития и происходило естественно, без противоречий и конфронтации людей и не порождало проблем их существования. Человек разумный в состоянии контролировать свои желания, но пока в массе своей он не может этого делать вполне потому, что их сила сильнее доводов разума, который не сформировал четких критериев необходимости и пользы. Что же реально движет человеком и как он управляет своими желаниями и действиями? Человеком движут в основном интересы выживания и удовлетворения естественных потребностей, многообразных желаний и удовольствий посредством достижения индивидуальной выгоды и более высокого положения в социуме. При этом далеко не каждый человек соотносит свои потребности и интересы с их необходимостью и полезностью и рационально расходует жизненные ресурсы.

Необходимость обеспечения своей жизни ресурсами, определяющая их важнейшие действия, создает материально-энергетическую основу жизни людей, которая реализуется в процессах производства, распределения и потребления жизненных ресурсов и адекватной им организации жизни. В зависимости от развития и понимания людьми своей пользы эти процессы варьируют от примитивно-первобытных до сложно-современных социально-экономических и организационных форм. Необходимость рационализации обмена веществ с окружающим миром и развития, самосохранения и продолжения рода, единения с людьми и природой составляют ЖН человека и определяют важнейшие движущие силы и направления его действий во всех сферах жизни. Однако, люди прежде всего руководствуются своим желаниями, которые тем сильнее владеют ими, чем слабее их разум. С помощью последнего человек способен анализировать свои желания и потребности и отбирать из них более необходимые для себя и полезные для своего развития. От того, как он это делает, и зависят его жизненные ценности. Как относительна истина в процессе познания человека, так относительны жизненные ценности, которые изменяются по мере развития и повышения его разумности. Естественно попытаться определить ценности, адекватные его сущности как важнейшей субстанции системы его жизни. Человек всегда слышит два голоса - тела и разума: без разума - это выбор животного, с разумом - человека, который способен делать более оптимальный выбор, способствующий достижению его большей пользы - свободному развитию. Делая то, что считают более желанным, необходимым и доступным для себя, люди не всегда руководствуются разумом, нередко ими владеют чувства и желания, а некоторые и безраздельно. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: изменение жизненной ориентации человека - это изменение представлений о его ЖН и пользе, которые формируются его разумом!

4. Об изменении жизненной ориентации человека

Рассуждая об изменении жизненной ориентации человека, следует исходить из того, что это процесс естественный и небыстрый, в котором не уместно насилие. Последнее, хотя и является мощным способом достижения жизненных целей некоторых людей, никогда не было решающим фактором формирования жизненных ценностей. То, что для человека ценно, определяется его потребностями и разумом, и только последний и степень его развития и проявления в конечном счете формирует для человека те или иные жизненные цели. Тем не менее, людьми владеют желания и в каждом человеке происходит внутренняя борьба желаний и необходимости, силы и разума, которая переходит и на социум. От того, что побеждает, и зависят жизненные ценности. Чтобы оценить возможности изменения жизненной ориентации человека, необходимо представить его во времени и развитии: чем менее психически развит человек, тем в большей степени им владеют желания и потребности тела, тем более важно для него - иметь жизненные ресурсы и тем более мощным аргументом является сила! Чем лучше и активнее разум человека, тем более он пытается оптимизировать задачу обеспечения своей жизни ресурсами, что предполагает улучшение ее организации, уточнение ЖН и повышение полезности его индивидуальных действий и взаимодействий в социуме и природе. Можно видеть, как постепенно изменяются критерии необходимости и полезности и соответственно им и жизненные цели и действия, насколько улучшились и усложнились самоорганизация человека и организация социума.

Чем более разумен человек, тем менее он эгоистичен, более организован и способен сознавать себя и свою сущность, действовать все более сообразно ей для осуществления своей ЖН и достижения большей пользы в направлении высшей пользы /ВП/. А последняя, есть не что иное, как осознаваемая разумом и определяемая его сущностью, ЖН свободного развития и взаимодействия с окружающим миром для снижения энтропии системы его жизни и ее непрерывного улучшения. Пока в действиях людей преобладают индивидуальные корыстно-хозяйственные мотивы, им будет не до ВП. Только стоя на прочной экономической основе, можно будет подумать об рационализации жизни и поискать другие жизненные ориентиры и ценности... Процесс определения и последующего формирования ценностей человека отражает его индивидуальные и социально-природные потребности, возможности и необходимость. Чтобы усомниться в действующей системе ценностей и начать делать то, что более полезно, нужно опереться на знание своей сущности и осуществлять ЖН. С помощью разума человек способен не только адекватно оценивать свои потребности, но и формировать оптимальную дисциплину их реализации с учетом его положения в социуме и природе с максимальной пользой для всех. Но это только его потенциальная способность, которая может реализоваться, когда человек поймет, что его ВП состоит в рационализации жизни и ее ресурсов и организации единого жизненного цикла человечества, пространство и время которого стремятся к бесконечности! /04.08.07/

Цикл 8: "Человек и его разум в развитии"

О самом важном или как становиться разумнее?

Введение

В заключительной статье 8-го цикла обобщаются и развиваются вопросы и темы 7-го цикла статей, являющиеся квинтэссенцией теоретического и прикладного человековедения и имеющие непреходящее значение для каждого человека. Основная задача статьи - рассмотреть и обосновать на основе методологии человековедения возможность соединения желаемого и необходимого, частного и общего, сиюминутного и вечного, человека и вселенной. Решение этой задачи предполагает определение сущности человека и категорий необходимости и пользы, соотнося с которыми свои желания, человек может эффективнее развиваться и совершенствоваться! Лейтмотив статьи - человек вышел из природы и очень многое связывает его с ней, но он не просто ее органическая составляющая, а ее разумное и организующее начало, способное не только к самосовершенствованию и улучшению всего своего вида, но даже - снижению энтропии вселенной!

1. О различиях людей, частной собственности и общем благе

Все люди похожи стремлением к удовольствиям и отличаются друг от друга отношением к своим желаниям и необходимости. Естественно совпадающие в грудном возрасте, желания и необходимость людей с возрастом постепенно расходятся, а к старости снова сближаются. Связывая достижение максимума удовольствий с обогащением и властью, люди конкурируют между собой, как и их желания с необходимостью. Чем в большей степени люди ориентированы на удовольствия, а таковых сейчас большинство, тем менее их желания и необходимость совпадают. Анализируя логику возникновения, формирования и удовлетворения желаний людей и связанных с ними удовольствий и чувств, затмевающих доводы и понижающих активность разума, трудно отделаться от мысли о том, что во многих случаях она неоптимальна. Осознание того, что между желаниями и необходимостью находятся удовольствия, разум и энергия, кажется, дает ключ к пониманию этой проблемы и одновременно предопределяет большие трудности ее решения. Если бы было просто желать и делать то, что необходимо, не было неразумности, дурмана невежества и вредных привычек в индивидуальной жизни людей, - не было обмана, насилия и несправедливости в социуме, не было бы разобщения людей между собой и окружающим миром и противоречия между частной собственностью и общим благом. Чтобы обеспечивать свое самосохранение и продолжать род, людям естественно иметь частную собственность, если не принимать во внимание существование других людей - целого общества, своей зависимости от него и не связывать свою жизнь с общим благом и высшей пользой. Но тогда также естественно говорить об отсутствии общности между людьми и различиях их желаний и интересов или о разобщении, что очевидно противоречит их сущности... В преобладающем понимании частная собственность есть нечто самоценное и противопоставляемое общественной собственности с точки зрения общего блага. Тем не менее, между частной собственностью и общим благом нет непреодолимой границы, если исходить из того, что общество состоит из частных лиц, взаимодействующих между собой, а общее благо производно частному.

Практика развитых капиталистических стран, да и социалистического Китая тоже, показывает возможность достижения общего блага на основе частной собственности без социальных катаклизмов. То есть правильнее говорить о противоречиях между частной и общественной собственностью, а не между частной собственностью и общим благом, при этом частная собственность - отнюдь не единственно возможная форма хозяйствования на все времена. Последнее очень важно и сопрягается с сущностью и разумностью человека, которые имеют позитивную динамику развития и совершенствования в социуме и природе. Известно, что по мере духовного развития жизненные интересы человека изменяются от примитивного животного потребления к самосовершенствованию и творчеству для достижения гармонии тела и духа и баланса взаимодействий в социуме и природе. Впрочем, это идеал, трудносознаваемый и недостижимый пока по разным причинам и обстоятельствам, которые тормозят духовное развитие людей, порождая индивидуальные и социальные проблемы. Давно существует немало систем нравственного воспитания и духовного развития, но они не охватывают всех людей, как и недостаток нравственности и духовности попадает в поле зрения общества лишь, когда нарушается общественный порядок или происходит преступление... По-видимому, это не случайно и дело не только в качестве воспитания, но и в жизненных ценностях, выражающих превалирующие желания и устремления людей, и способах, с помощью которых они могут быть удовлетворены, в том числе, нечестно или преступным путем?.. Никто еще пока, включая любителей мудрости, изучающих человека, не сумел понять и разорвать этот порочный круг человеческих несовершенства и неразумности, чтобы помочь людям становиться лучше, разумнее. Впрочем, можно относиться к происходящему, как данности, рассматривая его как закрытую систему с высокой энтропией и не думая об улучшении, в противном случае - естественно придти к мысли о необходимости разумного вмешательства в открытую систему жизни людей на Земле посредством природосообразной педагогики и человековедения...

2. "Черные дыры желаний", чувства и разум человека

Выше было показано, что люди стремятся к удовлетворению своих желаний и максимуму удовольствий и в этом состоят смысл и проблема их жизни. Расширяя устремления людей на обогащение и власть, которые являются важнейшим условием достижения максимума удовольствий, можно увидеть, что все вместе это определяет господствующие жизненные ценности и действия людей. Почему так, а не иначе? Потому, что это производно уровню развития и разумности людей в массе. В развитие этой мысли можно заметить, что по мере накопления разумности людей их ценности и устремления будут меняться подобно тому, как это происходит с каждым из нас на пути из детства к зрелости и старости и потому - было бы неплохо учить людей жить по природе, сообразно сущности. В этом случае не обойтись без человековедения, задачей которого является изучение и практическое освоение природосообразного поведения. Разумеется, не стоит ожидать, что позитивные изменения в устремлениях людей произойдут враз и кардинально, как это не однажды пытались делать авантюрные революционеры, - пройдет немало времени прежде, чем вся система жизни преодолеет инерцию потребительства и от культа удовольствий, постепенно перейдет к решению задач развития и совершенствования, которые будет сопровождать не угроза апокалипсиса, а реальная перспектива светлого будущего, которое люди будут приближать, подчиняя свои желания необходимости и устремляясь к достижению высшей пользы! Теперь же некоторые действия человека, определяемые инстинктами и сильными желаниями, так мало зависят от его сознания и так сильно увлекают, что очень напоминают притяжение космических черных дыр и их свойства непреодолимости и большой энергии притяжения. "Черные дыры желаний" человека - явление, связанное с гипертрофией или искажением его потребностей и выражающих их желаний. Это могут быть какие-то предпочтения или злоупотребление едой, напитками или чем-то еще, без чего субъективно он не может существовать. Коль скоро мы говорим о желаниях человека разумного, то естественно связывать их с его психикой и развитием, которые проявляются в выборе удовольствий по их необходимости и пользе. В зависимости от этого человек потенциально может в той или иной мере рационализировать свои потребности, не допуская чрезмерности желаний и удовольствий, смягчая непреодолимость желаний и поднимаясь над остротой и самоценностью удовольствий, что в конечном счете позволяет ему управлять ими и владеть собой.

К сожалению, в массе своей люди пока не в состоянии преодолевать свои влечения и контролировать желания, являясь пленниками "черных дыр желаний", прежде всего в силу недостаточной разумности. Сближение желаний и необходимости - важнейшая жизненная задача каждого человека, для решения которой его желания должны становиться все более природосообразными. Кажется, это нетрудно понять, но человек так устроен, что необходимо и полезно для него то, что очень хочется!.. То есть не разум контролирует чувства-эмоции, а они им владеют. Почему? Очевидно, чувства сильнее разума или разум не способен владеть чувствами. Если разум должен быть у человека сильнее чувств, то из этого следует, что надо учиться контролировать свои чувства и становиться разумнее! На этом фоне усвоение и заучивание большого объема знаний, которое теперь составляет основную задачу образования, не способствует учащимся в познании и владении собой, не говоря уже о том, что в числе изучаемых знаний нет таких, которые помогают в познании себя и жизненной необходимости, без которых трудно верно оценивать свои желания. В контексте необходимости и пользы становится более понятным значение и содержание разума, а это в свою очередь дает проекцию на его связь с природной основой человека - сущностью и позволяет определить ее в развитии и во взаимодействии с социумом и природой. Отталкиваясь от сущности человека и выражающих ее необходимости и задач существования, можно не только обосновать имманентные разным уровням его развития желания, устремления и ценности, но и позитивно влиять на процесс их формирования.

3. Учиться желать необходимое - улучшать жизнь!

Несмотря на то, что человек живет прежде всего желаниями тела, он не может без разума удовлетворить их оптимально. Основой оптимизации поведения людей является постепенно осознаваемая разумом необходимость и польза рационализации обмена веществ и информации с окружающим миром, нормализации жизненных ритмов и обеспечения двигательной активности, развития и совершенствования, продолжения рода и единения с людьми и природой. Важнейшие процессы для приложения разума человека - организация жизни и рационализация ее ресурсов для обеспечения его эффективного развития. Еще в дошкольном возрасте, можно начинать заниматься с ребенком систематическим самопознанием, прививая навыки самоорганизации и эффективной самореализации. Впрочем, такой подход расходится с реальными жизненными ценностями людей и потому его реализация проблематична. По-видимому, чтобы изменить это положение, надо изменить мотивацию действий людей... Как? С раннего возраста приучая детей желать то, что необходимо для них как индивидуумов, части социума и природы, совершенствуя педагогический процесс, в котором нетрудно увидеть много общего с трудом людей - и там и там немало людей занимается не своим делом и делает это без желания, и там и там целью деятельности являются не развитие и совершенствование человека, проще говоря, общее благо, а некие частные или корпоративные устремления, не всегда сопрягаемые, а иногда и противоречащие коренным интересам человека... На этом противоречии зиждется несправедливость в социальных отношениях людей, оно же, по-другому проявляющееся, характерно и для современной системы образования, когда преподаватели и обучаемые находятся по разные стороны и не имеют выраженных общих интересов, хотя они, кажется, всегда подразумеваются... Как и в случае недостатков образования, для совершенствования человека естественно опереться на его сущность и несовершенство в ее реализации. Разработанное нами человековедение - единственная из наук обосновывает процесс познания и наилучшей реализации сущности человека для его развития и совершенствования. Кажется, люди живут и без такой науки, однако, судя по числу ее проблем, наверное, еще не скоро их жизнь станет лучше ибо для этого должны стать лучше сами люди и справедливее их взаимоотношения между собой и природой.

Из контекста статьи следует, что становиться лучше - быть разумнее и совершеннее. Коль скоро, разумное - это сообразное сущности человека поведение, принципиально необходимым и важнейшим условием адекватизации поведения является определение его сущности. К сожалению, пока это - непреодолимое препятствие для наук о человеке, которое тормозит процесс его развития и совершенствования и является своеобразным консервантом его животности и инстинктивного поведения. Наше человековедение, как плотина на порожистой реке, подняло уровень восприятия человека и позволило забыть про эти пороги неоднозначности и недостаточности данных о нем... Рассматривая его, как кибернетический черный ящик с входными и выходными данными, оно увидело между ними детерминированную связь и не просто определило его сущность, но сделало это так, что теперь ее можно анализировать и моделировать, осуществлять и рационализировать, используя доступные всем средства! Если бы человековедение было вещью в себе либо образчиком заумного теоретизирования, каковыми являются многие направления философской антропологии, ему была бы грош цена, - будучи изначально конструктивным, оно ориентировано на практику и прежде всего - рациональную природосообразную педагогику. Последняя должна способствовать человеку не только в познании мира, но и себя для наилучшей самореализации в социуме и природе. С помощью человековедения она может содействовать улучшению человека и его жизни, помогая ему в осознании ее единственности и зависимости от того, насколько она сообразна его сущности и разумна. Для лучшего понимания того, о чем речь, ниже приводятся три правила: 1) живи и делай то, что необходимо и полезно; 2) не вреди себе, обществу и природе, а стремись к общей/высшей пользе; 3) чтобы жизнь улучшалась, надо постоянно развиваться и совершенствоваться! Собственно, это не что иное, как ключевые положения человековедения в упрощенном виде, которые следует не просто запомнить, а освоить разумом и телом!

4. О сиюминутном и вечном на земле и во вселенной

Имея разум и будучи существом социальным, человек не перестает быть животным с его потребностями тела. Однако, в отличие от ограниченных рамками инстинктов животных люди способны рефлексировать себя во времени, социуме и пространстве и варьировать свои действия. Впрочем, эта способность присуща не всем и немало людей видят себя не дальше одного дня, недели или месяца и застревают в настоящем и своих желаниях, недооценивая или пренебрегая необходимостью и пользой всей - целой жизни. Людьми владеют насущное и сиюминутное и тем в большей степени, чем менее они способны подняться над своими желаниями. Не будет ошибкой утверждение о том, что жизнь современного человека - торжество сиюминутного. Он по природе своей должен жить насущным ибо зависит от воздуха, воды и пищи, ему нужны одежда и жилище, он нуждается в общении с людьми и зависит от многих обстоятельств, которые захватывают его с утра и не отпускают до вечера. Наконец, человек смертен... И в этих соотношениях, которые непросто сознавать и, тем более, рационализировать, соприкасаются субъективное и объективное, частное и общее, настоящее и будущее, сиюминутное и вечное. Поднимаясь над сиюминутными желаниями и удовольствиями, и этому способствует человековедение, люди смогут увидеть то, что отличает и возвышает их над животными - способность к познанию и совершенствованию себя, без чего их жизнь не станет лучше!.. Однако, как бы ни были высоки его идеалы, человек не может пренебрегать сиюминутным, - являясь соединением духа и тела или, иначе говоря, животным с разумом, он естественно сознает и реализует свои животные физиологические потребности для самосохранения. И без этого нет человека, что означает не отрицание сиюминутного и потребностей тела, а выбор из них жизненно необходимых. То есть, используя разум, он должен организовать и рационализировать свою жизнь и ее ресурсы для лучшего решения задач существования. Можно предположить, что со временем сиюминутное, насущное будет становиться все более разумным и природосообразным и о нем никто не будет говорить критически или высокомерно, как о чем-то низком и недостойном человека. Другое дело, что в современном насущном много рутины и несообразностей, - ради хлеба насущного одни перешагивают через свои способности и идеалы, другие, не имея открытых возможностей удовлетворения потребностей, становятся на преступный путь, третьи злоупотребляют удовольствиями и вредят себе и окружающим. А за всем этим просматривается мысль о том, что надо сиюминутно стремиться жить разумно, с большей пользой - индивидуально, в социуме и природе.

Когда в человеке возобладает собственно человеческое разумное начало, он осознает себя органической составной частью единого потока жизни в ее развитии и бесконечности и для него перестанет существовать альтернатива сиюминутного и вечного ибо он станет хозяином себя и своего времени, управляя им и раздвигая его границы!.. Чтобы понять себя и суть мироздания, человек должен пройти огромный путь развития и совершенствования. Этот путь нелегок и идет по экспоненте, что не означает, будто дальнейшее развитие человечества пройдет быстрее и легче, но это будет происходить по-другому. Прежде всего человек должен осознать себя частью природы - органической и разумной и не только стремиться к гармонии с природой, до чего еще весьма далеко, он призван стать ее духовным организующим началом. Своим разумом человек способен осознать, что смысл мироздания - в достижении его-человека совершенства для рационализации всего сущего, но для этого он должен суметь преодолеть притяжение "черных дыр желаний" и устремиться к достижению высшей пользы! Что для этого надо делать? Первое - познавать себя и вести все более сообразно сущности, для чего необходимо перестроить воспитание и образование людей на основе системы природосообразного поведения. Это потребует немалых усилий и времени, но их эффект позволит людям перейти на новый уровень жизни, - расширятся их материально-технические возможности и жизненное пространство, которые являются необходимым условием решения второй важнейшей задачи - объединить усилия многих людей и обеспечить возможность дальних путешествий для исследования вселенной. Без решения второй задачи невозможно решение третьей - хорошо узнать вселенную, ее законы и обитателей. Четвертая задача людей - объединить усилия со всеми живущими во вселенной существами и определить смысл и цели их существования. И, наконец, пятая, даже не задача, а сверхзадача - квинтэссенция жизни разумных существ во вселенной - искать способы и средства снижения ее энтропии! /12.07.10/

Hosted by uCoz
[AD]