Главная страница
Биография и работы
Основы человековедения

На странице представлены три статьи цикла 2: "Преимущество разума": "От веры к мудрости", "Преимущество разума", опубликована в №37 этико-философского журнала "Грани эпохи", и "Между добром и злом", опубликована в №38 журнала "Грани эпохи", пять статей цикла 5, статья тематического цикла "С думой о себе, семье и детях" и этюд "Раздумья о внуке". Особенностью материалов этой страницы, предназначенной для популяризации человековедения, является их относительно меньший объем, более простые темы и изложение, близость каждому мыслящему человеку.

Цикл 2: "Преимущество разума"

1. От веры к мудрости

Вера и знание

Вера - это не только имя римской отроковицы-мученицы 12 лет, которая вместе со своими сестрами Надеждой и Любовью, 10 и 9 лет от роду и их матерью Софьей, пострадали от гонений императора Адриана в 137 году, память о них и день именин женщин с такими именами. Это слова-символы, отражающие важнейшие состояния людей в их жизни и отношениях с другими людьми. Говорить о вере и надежде непросто в силу их различного значения для людей в зависимости от их возраста, развития и миропонимания. Для верующих в Бога вера - больше, чем убежденность в чем-то ибо это определенное мировосприятие, основополагающее мировоззрение и нравственная опора. Между верой и надеждой есть связь: если вера - убежденность в чем-то, не требующая доказательств и дарующая надежду, то надежда - это вера в возможность осуществления чего-то радостного, благоприятного. Значение и место религиозной веры в жизни людей очень велико, как важна и историческая роль религии, когда в средние века ее власть была едва ли не выше государственной. Но почему вера приобрела такое значение для людей? Современная наука в состоянии дать объективный анализ феномена религии, которая является одной из исторических форм бытия и общественного сознания и занимает свою нишу в жизни и сознании людей. Вера имеет большой позитивный нравственный потенциал и является своеобразным средством примирения людей и утешения и умиротворения страждущих. Не каждый человек может преодолеть силу религиозного воздействия и не подпасть под ее влияние, особенно, когда в жизни не все благополучно.

Однако, в контексте реального улучшения жизни человека значение веры снижается в пользу знаний: жить лучше, можно только, зная что, и когда надо делать лучше... Но знания - не единственное условие улучшения жизни человека. Еще одним условием-фактором ее оптимизации является качество механизма выбора целей и принятия решений - разума человека. Его задача состоит в выборе таких целей и средств, которые способствуют достижению его максимальной пользы. Можно говорить о том, что знание является важнейшим условием, составляющей и проявлением разума человека в достижении его пользы. Человек находится в движении и, чтобы не заблудиться на неизведанном пути, его разум должен активно помогать ему в выборе жизненных целей и ориентиров. В отличие от животных, действия которых подчинены инстинкту, человек способен отличать желаемое от необходимого и более полезное от менее полезного. И это дает ему возможность быть более рациональным в действиях и выбирать лучший путь. Кажется, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы однажды понять: рациональные - это необходимые действия, а лучший путь - это осуществление жизненной необходимости в стремлении к высшей пользе. Но когда люди начнут думать о своей высшей пользе и искать ее? Наверное, тогда, когда их действия станут более разумными.

Для этого надо познавать мир и себя, делать то, что более необходимо и полезно для тебя. У разумного человека не должно быть ситуаций, когда он не знает, что ему делать дальше, ибо это означает, что он перестал мыслить... В отличие от животных он способен сознавать себя и познавать свою сущность, но эта способность потенциальна, то есть может быть реализована лучше или хуже. Чем лучше человек познал себя, тем лучше он способен сознавать и осуществлять свою жизненную необходимость. Чем лучше человек ее осуществляет, тем более полезно способен действовать и реализовать себя. Реально человек пока далек от своей высшей пользы и живет в мире доступных его разуму ценностей и представлений о необходимости и пользе. Недостаток знаний о сущности человека, естественно, должен быть восполнен и своеобразным заполнителем незнания, позволяющим людям легче выживать, являются различные символы веры и идеологии с их правилами и установлениями. Ярким примером таких правил, выверенных за тысячелетия существования людей, являются религиозные заповеди. Тот факт, что религия еще так сильна, а идеологии многоообразны и несовершенны, говорит о том, как мало еще люди знают о себе, своей жизненной необходимости и высшей пользе.

Разум и мудрость

Вера, надежда и любовь - важнейшие состояния человека, определяющие его жизнь. Вера ведет по жизни, надежда придает сил и создает оптимистичный настрой, любовь - соединяет с другими людьми и создает основу увлеченности и привязанности к какому-то делу. Они - органические составляющие жизни человека, которые были, есть и будут с ним всегда, изменяя лишь свои значения и векторы. Самое существенное в них состоит в том, на что они опираются в сознании человека и куда его ведут? Пока они ориентированы и не без помощи религии вовне на некие мистические высшие силы. Постепенно по мере развития человека и его разума вера, надежда и любовь будут все более сообразовываться с его сущностью и жизненной необходимостью. Любые желания и действия человека так или иначе выражают его потребности. Если это желания и действия верующего, его цель - самоуничижение и приготовление себя к жизни вечной в служении Господу. Увы, тысячелетия веры мало приблизили людей к лучшей жизни, а их жизнь не слишком хороша по той простой причине, что не слишком хороши люди и слаба их вера. Но почему люди, если ни пренебрегают жизнью земной, то и не пытаются улучшать ее, ведь все хотят этого? Ответ на этот вопрос стоит многого - в нем смысл человеческой жизни и ее мудрость... Большинство мудрецов уходили от прямого ответа, вспомним О. Хайяма с его непостижимостью жизни или Б. Паскаля с его невозможностью соединения тела и духа.

Как же отвечать на этот вопрос вопросов? С помощью разума и науки, обращаясь к сущности человека. А здесь нас ожидается самая большая неожиданность - то, как сейчас люди понимают и реализуют смысл своей жизни, увы, является лишь немного улучшенным продолжением животной жизни. Стремясь к выживанию, животные приспосабливаются к условиям существования, они не способны улучшать себя и свои взаимодействия с окружающим миром. На это способен лишь человек, благодаря своему разуму. Однако, эта его способность потенциальна и пока реализуется людьми в очевидно недостаточной степени. От чего это зависит? От того, как человек воспринимает, сознает и реализует свои желания и потребности. Если он действует только для выживания, как животное, реализуя элементарные потребности в пище, комфорте и продолжении рода, то и остается практически животным, которому разум почти не нужен. А вот если человек захочет реализоваться лучше, то включив разум, сможет определить лучшие цели и средства их достижения. Благодаря разуму, человек стал человеком и способен познавать и изменять, в том числе, улучшать!, себя и окружающий мир. Судя по характеру изменений мира, человек весьма преуспел в реализации этой своей способности, которая не всегда идет ему на пользу и тому немало причин, главная из которых - неверная или нерациональная жизненная ориентация, проистекающая от недостаточного знания человеком себя и своей сущности. И в немалой степени это определяется влиянием религии.

Если человек познает или хотя бы лучше узнает себя, он сможет не только выживать, но развиваться сам и вместе с людьми и природой, опираясь на свой разум и свои силы, зная как и что делать!.. И в этом человеку поможет познание его сущности. Разумеется, это очень непросто и небыстро, как движение к абсолютной истине, но возможно ибо в этом состоит жизненная необходимость человека. Посредством человековедения, научно определяющего сообразное сущности поведение человека в социуме и природе, люди в стремлении к высшей пользе будут жить лучше и дольше уже на этой Земле, а не где-то там, в раю, где нас нет и быть не может из-за грехов наших... Все течет и изменяются символы веры людей и их миропонимание. На смену вере приходят знания и убеждения, впрочем, вера, как естественное и обычное для человека состояние, остается, но изменяются ее образы и ориентация человека с внешних символов и источников на внутренние, открываемые в себе в процессе осознания и осуществления жизненной необходимости. В этом важнейшем объективном процессе самопознания и самореализации человек постепенно утрачивает веру в некие всемогущие и таинственные высшие силы и поворачивается к себе и своей сущности и высшей пользе, познаваемой и достижимой с помощью веры и надежды своими разумом и силой. И это путь от веры к мудрости, открывающей смысл человеческой жизни!

2. Преимущество разума

Для чего человеку разум?

До рождения и в новорожденном периоде человек неразумен, - им движут инстинкты. Сначала в нем просыпаются желания и чувства - он плачем сообщает о них и своих неудобствах, затем начинает реагировать на эмоции окружающих, а по мере проявления любви к себе и "добиваться" исполнения своих желаний. Нетрудно видеть, что первые проявления разума - это обеспечение удовлетворения физиологических потребностей и использование взрослых в своих интересах на их интересе! в хорошем уходе и развитии ребенка. Постепенно, и чем лучшие условия для развития обеспечены, тем лучше и быстрее, формируются речь и детский эгоизм - дай, хочу... Если ему не отказывают, ребенок утверждается в своих желаниях и формируется эгоистом - все должно быть для него... Если отказывают или не дают во время и в нужном количестве, он обижается и в нем закрепляется состояние неудовлетворенности, которое является основой комплексов и может затем по-разному трансформироваться в психике человека... В норме ребенок должен получать и делать то, тогда и столько, что, когда и сколько ему необходимо! В силу слабости разума он не в состоянии сам определять свои необходимость и, тем более, пользу, - это прерогатива взрослых, и задача внешнего управления поведением /воспитания/ ребенка - помочь ему делать то, что является жизненно необходимым для его свободного и эффективного развития! То есть уже в раннем возрасте ребенка надо знакомить с его необходимостью и пользой помогать в их осуществлении. Таким образом, развитие и воспитание ребенка должны преследовать цель осуществления его жизненной необходимости и он сам /и помочь ему в этом - задача воспитателей/ должен стремиться к этой же цели, напрягая свой разум... И такова формула воспитания и развития человека разумного!

Кардинальные проявления разумности - самоорганизация человека и рационализация жизненных ресурсов для обеспечения его эффективного развития. Однако, между людьми существуют довольно большие различия в развитии и разумности. Естествен вопрос: можно ли определить степень разумности человека? Да, но она не эквивалентна интеллекту, будучи шире и включая жизненные цели и средства их достижения в соотнесении их с его сущностью. Можно говорить о системе оценки разумности, принципиальной основой и важнейшим критерием которой является степень познания и реализации сущности человека. При этом разумность естественно связана с общим развитием человека и, начиная с его рождения, постепенно возрастает. Чем менее разумен человек, тем менее он организован и более зависим от своего будущего, а значит стремится к накоплению ресурсов, которое как бы страхует его от этой зависимости? И это, увы, - модель поведения животного, например: белки или домашнего хомячка. Но так устроен человек - его тело первично, а разум вторичен. Сначала он ощущает, затем желает и делает, и только потом думает, например, соотнося голод и еду, холод и одежду, себя и других. Нужны время и опыт, чтобы начать выбирать лучшую еду или одежду и более полезные способы существования в социуме и природе!

Преимущество разума

Религиозные заповеди и нравственные идеалы, вечные образы искусства и логические законы тысячелетия служат людям, но в жизни торжествует сила и выгоднее производить средства массового уничтожения людей, а не их улучшения... Люди, если и пытаются улучшать жизнь, то восстаниями и революциями, переворотами и перестройками, круша сущее во вне, но не улучшая себя? Связывая разумность человека с познанием и реализацией его сущности и уповая на его развитие, приходится констатировать, что люди еще далеки от идеалов разумности и находятся на некотором этапе своего развития с адекватным ему пониманием необходимости и полезности того, что они делают. Воспринимая человека, как нечто самодостаточное, со склонностью к индивидуализации и неограниченной свободе самовыражения, культивированию желаний и корыстолюбия, самоутверждению с помощью кулаков и тому подобное, неразумно это бесконечно идеализировать. Люди нередко упоминают о некоем высшем разуме? Будто бы он существует и как-то им помогает... Почему так происходит? Может быть потому, что, сознавая свое несовершенство, человек одновременно предугадывает и колоссальные нераскрытые возможности своего разума, которые столь велики, что, суммируя достижения людей, можно говорить о высшем разуме человечества... Что из этого следует? Привыкнув жить телом, его желаниями и силой, которые проявляются естественно и спонтанно, наверное, проще следовать авторитетам и верить в идеальные образы, чтобы лишний раз не напрягаться мыслью... Вспомним ребенка, его неуверенность и зависимость от взрослых, которая по мере его развития и взросления сменяется уверенностью и независимостью. По-видимому, человек - пока ребенок на пути своего развития и нужно время, чтобы он стал разумнее и самостоятельнее?..

Самое же важное в жизни человека и это задача зрелого разума - осознать ее единственность и неповторимость. Но, сознавая это, надо принимать во внимание, что человек - органическая часть социума и природы и ему, чтобы жить хорошо и делать то, что необходимо и полезно, надо находить гармонию существования в окружающем мире. Кажется, жизнь так коротка, чтобы успеть ее найти, но потенциал разума человека столь велик, что способен сделать его жизнь продолжительной настолько, чтобы ее хватило! на достижение этой гармонии. Это очень сложная задача, но в ее решении человек осуществляет свою великую миссию в природе - реализовать преимущество разума для достижения своей высшей пользы! И пусть мысль Г. Селье о том, что в коре головного мозга человека заключено столько же мыслительной энергии, сколько физической заключено в атомном ядре, помогает ему на этом пути!..

3. Между добром и злом

Введение

Эта статья реализует одну из важнейших задач цикла 2 "Преимущество разума" в рассмотрении с позиций человековедения соотношения разумности и нравственности человека и определении добра и зла в зависимости от его разумности. Борьба добра со злом - вечная и неразрешенная пока проблема, на которую мы попытаемся взглянуть под углом зрения сущности человека. Связывая добро и зло в жизни человека с его сущностью в ее развитии, человековедение определяет их корни и дает принципиальную оценку современной жизни людей как арены сосуществования добра и зла. Тема добра и зла в жизни человека всегда актуальна и размышление о том, что касается всех людей, не только интересно, но и необходимо для улучшения их жизни и победы добра. А возможна ли и имеет смысл жизнь без зла? И совместны ли гений и злодейство?

Что есть добро и зло?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала следует определиться с понятиями добра и зла. Добро в самом общем виде - это то, что исходит от соплеменников и помогает или по-крайней мере не мешает жить. От противного зло - то, что вредит жизни. Есть ли нечто подобное в жизни животных? Безусловно. Приходят на память "добрые" симбиозы животных и птиц, например: акул и рыб-лоцманов, - их немало, но дело не в количестве, а в качестве этих взаимополезных взаимодействий. Они не имеют разумной основы, будучи скорее случайными, возникшими по жизни и закрепленными в инстинкте. Наверное, не потребуется глубокого обоснования, чтобы о добре в жизни животных говорить условно, как и о зле, оценивая, например, действия хищника по отношению к его жертве. А как и чем с точки зрения добра и зла отличается жизнь людей? Прежде всего, она похожа на жизнь животных тем, что добро и зло в ней соотносятся с жизненными интересами и взаимодействием людей. Главное отличие людей в этом смысле состоит в том, что они способны сознавать и варьировать соотношение добра и зла. Естественны вопросы: чего в жизни больше и почему? И можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Не будем спешить с ответом, посмотрим на жизнь и попытаемся оценить, каких взаимодействий между людьми больше - добрых или злых? Но Земля так велика, что нельзя не заметить: в разных местах и странах - по-разному и это зависит прежде всего от соотношения богатых и бедных. Есть данные, например, о том, что в Иране и России это соотношение составляет примерно 1:10, а в США - 4:1. Такое же или лучшее соотношение - в странах Европы и особенно Скандинавии. Можно ли это рассматривать, как основание для выводов о связи зла с благосостоянием людей? По-видимому, да.

А как это следует интепретировать? Скажем, так, - чем выше уровень жизни людей и чем таких людей больше, тем лучше организована их жизнь и справедливее распределяются жизненные ресурсы. Но справедливое - это более разумное и адекватное усилиям людей, а разумное, значит соотносимое с их сущностными, жизненно необходимыми интересами. Понять это непросто, для этого нужны определенные критерии, важнейшим из которых является полезность, осознаваемая разумом. Чем более разумен человек, тем лучше он осуществляет жизненную необходимость /ЖН/ и сознает свою пользу, тем больше в его жизни добра. Впрочем, это самые общие рассуждения, но они задают точки отсчета в понимании этих важнейших положений его жизни. Может сложиться впечатление их абстрактности, некоей самодостаточности и независимости от этики, разрабатывающей эти категории. В определенной степени так оно и есть, но этика - это и учение о субстанции и ее модусах Б. Спинозы и наука о должном в системе И. Канта и "материальная" этика ценностей М. Шеллера и Н. Гартмана. Проблема добра и зла остается центральной для этики и не имеет однозначного толкования в силу многообразия подходов к ее решению. Человековедение определяет сущностную объективную основу оценки межличностных отношений людей, увязывая их с развитием и разумностью, которые имеют свою логику и динамику. Используемые при этом критерии необходимости и полезности действий человека не только прямо соотносятся с гуманистическим критерием блага человека, но и являются его конструктивным развитием.

Корни добра и зла

Откуда проистекают добро и зло? Подумаем над вопросом: как оценивать действия живых существ в природе, например, крота или медведки в огороде? Они органичны и естественны для них и у них нет другого выбора, который возможен с помощью разума. Связывать действия со степенью разумности имеет смысл лишь для существ с более развитым разумом и широким спектром возможностей удовлетворения своих потребностей. Таким существом является человек и, если он убивает другое существо или уничтожает растения, то делает это с определенной целью, которая может быть добра или зла в зависимости от того, насколько она разумна и полезна или сообразна его сущности. Собственно, в этом и есть корень добра и зла, но чтобы вполне осознать это, надо опереться на сущность человека. Изначально жизнь человека выстраивается, как и у других, даже простейших существ сообразно их сущности, которая задает тот или иной видовой набор целей и предопределяет необходимые средства их достижения. Следование этим целям и выбор адекватных им средств определяет высшую логику существования вида, смысловым выражением которой для человека является высшая польза /ВП/. В зависимости от развития и понимания ВП формируется нравственное поле пространства жизни человека и его ценностная ориентация. В современной жизни доминируют эгоизм, своекорыстие и сила, порождающие относительно закрытые системы с высокой энтропией. Лежащие в их основе процессы потребления и индивидуального накопления жизненных ресурсов или их эквивалентов сопряжены с существенными противоречиями и неоптимальными социо-природными взаимодействиями людей, которые и являются принципиальной основой зла.

Следовательно, в зависимости от того, как складывается и в какой форме осуществляется взаимодействие между людьми, а оно может носить характер созидания или добавления чего-то хорошего доброго или наоборот, разрушения и отторжения чего-то, принося пользу или вред/зло другой стороне соответственно, находится мера добра и зла в жизни людей. Чем выше уровень развития людей, тем более разумными и сообразными их сущности становятся действия, тем более их жизненные интересы и цели сближаются, а взаимодействия становятся менее противоречивыми. Получается, чем более полезно для всех людей и жизненно необходимо намерение или деяние человека, тем он созидательнее и добрее и в его жизни меньше зла. В таком контексте не слишком трудно ответить на вопрос: совместны ли гений и злодейство? Рассматривая гениальность, как наивысшую степень проявления творческих сил человека в какой-то области, естественно допустить не столь высокую степень его самореализации в другой и в отношениях с другими людьми, в том числе. Из этого следует, что нравственность относительно независима от интеллекта, который отнюдь не эквивалентен разумности, но прямо связана с реализацией социальных составляющих сущности и развития человека и потому гений и злодейство, увы, могут быть совместны, чему немало примеров в науке и технике, которые в гораздо большей степени ориентированы на создание средств уничтожения людей, чем улучшения их жизни... Вспоминая сентенцию о том, что добро должно быть с кулаками, следует иметь в виду, что для абсолютного добра или созидающего добра в высшем, чистом его проявлении кулаки совершенно неуместны. В такой же степени и зло, будучи по своей сути негативным и разрушительным, нередко рядится в добрые одежды и выходит к людям с пирогами. Это лишний раз подтверждает относительность наших представлений о своих сущности и разумности и наводит на мысль о том, как много еще воды утечет прежде, чем победит добро...

Между добром и злом

Современная жизнь - арена сосуществования добра со злом и их соотношение - есть мера ее разумности и совершенства? Есть ли и где проходит граница между добром и злом? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к жизни и поведению людей и рассмотреть, как соотносятся процессы, порождающие добро и зло. Собственно, выше это уже было сделано, - граница проходит в сознании людей, формирующих те или иные жизненные цели и ценности, которые могут быть добры или злы в зависимости от того, насколько они сообразны их сущности. Естественно предположить, что противостояние добра и зла и их соотношение в жизни людей производно их развитию и разумности. От того, как люди понимают и реализуют свою ЖН и пользу, в конечном счете зависит соотношение добра и зла. Чем более намерение или деяние человека сообразно его сущности и выражающей ее ВП, тем добрее становится его взаимодействие с людьми и природой. В развитии, адекватном его сущности, человек становится лучше и совершеннее, свободнее и добрее. А добро без преувеличения можно рассматривать как прототип ВП человека и важнейшее условие осуществления его ЖН в развитии и сбалансированном взаимодействии с окружающим миром. Таким образом, можно утверждать, что история существования человечества есть постепенное изменение соотношения между злом и добром в пользу добра. Чтобы глубже обосновать это утверждение, обратимся к сущности человека и попытаемся, если это возможно, выделить и рассмотреть жизненные схемы добра и зла.

Важнейшим основанием сущности человека является развитие, в котором отражаются и другие ее свойства, такие как единство тела и духа и общность с людьми и природой. Они показывают, что человек развивается и реализуется, как индивидуум и как часть социума, участвуя в производстве и использовании жизненных ресурсов на индивидуальном, социальном и общечеловеческом уровнях. В зависимости от того, насколько адекватно своей сущности он сознает и осуществляет свои задачи, находится мера и структура добра и зла. Они имеют три вектора и являются частями единого целого, как бы взаимно дополняя друг друга - чем больше добра, тем меньше зла и наоборот. Реально сейчас вектор добра повернут в сторону индивидуальных интересов человека и снижается в сторону социальных и общечеловеческих, от противного вектор зла в том же направлении повышается. В жизни, рассматриваемой исторически, человек находится на некотором этапе-уровне развития с имманентными ему степенями реализации составляющих его сущности, производства и потребления жизненных ресурсов и взаимодействия с людьми и природой. Связывая развитие и разумность человека, человековедение выделяет несколько их уровней-стадий: от примитивного до совершенного. Чем примитивнее его развитие и чем менее разумен человек, тем более он эгоистичен и своекорыстен, тем в жизни больше зла. От противного, можно утверждать, что добра больше там, где выше уровень развития людей и где больше думают и делают для общей пользы, а значит ведут себя более адекватно сущности! Вспомним героев всех времен и народов, которые не щадили себя во имя добра и блага всех людей!

К торжеству добра

Несмотря на то, что в обозримом жизненном пространстве человечества очень много зла, поток жизни и развития человека непрерывен и позитивен, обещая победу добра. Увы, научно-технический прогресс, с которым люди связывают свое будущее, подчинен частной или корпоративной выгоде и пока не столько помогает, сколько мешает им сознавать свою пользу, рационализировать ресурсы жизни и взаимодействие с социумом и природой. По-видимому, нужно время, чтобы осознать свою ВП и сделать шаги в нужном направлении. И это важнейшая задача разума человека. Давно известно, чем разумнее и духовнее человек, тем он добрее, вспомним праведников и святых и их самоуничижение во имя добра. Если будет реализовано преимущество духа над телом, а иначе и быть не может ибо такова сущность человека, возможно достижение превосходства добра над злом. Обращаясь к его сущности и уповая на ее разумность, естественно, оглянувшись на эволюцию человека, увидеть потенциальную возможность ее позитивного продолжения. Благодаря разуму, человек способен сознавать, что самое дорогое у него - это жизнь, которая дается ему один раз для того, чтобы наилучшим образом реализовать себя в бесконечном потоке жизни. Этот поток связывает отдельного человека со всем человечеством и побуждает его, осуществляя ЖН непрерывного развития и совершенствования вместе со всеми людьми, делать это возможно лучше. Можно констатировать, что развитие человека и повышение разумности - главное направление достижения добра. Также уместно утверждение о том, что жизнь по разуму сообразно сущности - путь к добру и счастью человека. От противного можно говорить, что добро недостижимо силой /революциями и переворотами/, но по мере развития человека и повышения его разумности оно будет торжествовать.

Возможно ли вечное добро? Смотря что под этим подразумевать?.. Если что-то вроде рая, то нет, ибо это противоестественно и бессмысленно. Если говорить о преобладании добра в жизни, то это имеет смысл и реально. Нужны и возможны ли какие-то специальные действия для продвижения в сторону добра? Разумеется, только надо себе представлять, что это не отдельные мероприятия и ухищрения человека, а цельная система жизни, которая постепенно по мере его развития будет становиться все более разумной. В чем и как она выражается и может быть реализована? В познании сущности и реализации сообразного ей поведения человека. Что это такое? Это предмет человековедения, которое надо изучать и практически использовать для освоения и реализации разумного поведения, в которой злу нет места. Сколько людей стремились к счастью и добру и теряли самое дорогое - свои жизни. Те же, кто отнимал у них жизнь, боялись лишиться самого дорогого для себя - материального благополучия и высокого положения над людьми... Поняв, кто из них прав, можно увидеть путь к добру! А чтобы это понять, подумаем, кого мы чтим в большей степени? Сильных мира сего или святых и мучеников, людей, приносящих очевидную пользу или развлекающих нас? Кто кого?.. И в этом сама жизнь. Пока в ней есть разные по развитию и отношению к другим люди, до тех пор в ней будет добро и зло. Но чем больше будет разумных людей, тем справедливее, организованнее и совершеннее будет жизнь и тем больше будет в ней добра. /22.09.07/

Цикл 5: "Какой человек, такая и жизнь"

1. Человек среди людей или о разумной и справедливой жизни

Основа взаимоотношений людей

От того, как человек задумывается родителями и рождается, развивается и реализуется, зависит его жизнь. Она также зависит от того, как человек относится к себе и другим, а другие к нему? Это может быть, как в джунглях, - кто кого, а может быть и даже необходимо - более организованно и справедливо... Люди многое научились понимать, но сколько в жизни такого, что невозможно ни понять, ни принять, когда пересекаются их интересы? Например, насколько изменилось отношение людей к убийству и смерти? Теперь, кажется, и цена жизни человека стала выше, но, если он оказался на пути кого-то, быстро движущегося к своей цели, не обессудь - его снесут... Как же лучше себя вести в такой жизни: бороться или хитрить, любить ближнего или может быть играть? Во что? Например, в политические или экономические игры?.. Любить? "Но кого же? На время не стоит труда, а вечно любить невозможно?.." написал М.Ю. Лермонтов. Бороться? Но почти всегда найдется кто-то сильнее тебя... За что? За ресурсы или свободу? А что происходит, если не хочешь бороться или слаб?.. Естественный отбор, как в животном мире? Ну, что же, - с одной стороны, это вроде и правильно, - побеждает и выживает сильнейший, а с другой - как-то не по-человечески, ведь у человека кроме силы есть еще и разум?.. Наверное, можно строить взаимоотношения с другими людьми как-то иначе, разумнее? А почему между людьми существуют большие, прежде всего имущественные, различия. Может быть это чем-то предопределено, порождая противоречия и несправедливость отношений между ними? И может ли людей что-то сближать и объединять, делая их добрее и дружелюбнее? Может быть то, что необходимо и полезно всем! Неужели может быть или даже есть какая-то общая, если ни высшая, польза? Что же может и должно объединять людей, как не общечеловеческие, видовые интересы, которые выражают их биосоциальную сущность?.. Но их, как и нормальные человеческие отношения, способен сознавать и организовать только разум. По-видимому, разум и есть не только то, что отличает человека от животного, но и определяет взаимоотношения людей...

Тело и разум, выгода и польза человека

Человек в отличие от животного способен сознавать, что не все в жизни решается и достижимо силой. Тем более странно видеть разобщение людей, когда человек - часть общности по природе своей, кажется, должен стремиться к единению с социумом, если не к его гармонии, а то тут, то там вспыхивают частные и общие конфликты? Как же оптимально организовать жизнь людей при таком различии их интересов и конфронтации? А кто думает об этом, стремясь к достижению частной выгоды и пользы? Вот в этом-то все и дело - все думают о себе, а об общем вспоминают только, когда "гром грянет". Получается, что человек, имея разум, слабо реализует его для того, чтобы думать и стремиться к тому, что важно для всех, как в экономике к экспортной ориентации, для достижения высшей пользы. Это непросто ибо требует усилий разума, а немалое число людей, подобно животным, живет своим телом и его желаниями и удовольствиями, мало его используя... Когда человек живет для себя, он противостоит миру, действуя противно своей биосоциальной сущности. Впрочем, в зависимости от возраста и развития интересы и действия людей меняются и в нормальных условиях становятся более зрелыми. Этому же способствуют воспитание и образование человека, которые теперь дают массу знаний, сложных и многообразных, но не делают его действия более разумными. Чтобы этого достичь, недостаточно развитого мышления и большого объема знаний, еще нужны четкие представления о жизненных необходимости и пользе человека, определяемых его сущностью. Все вместе это и образует разум, а мера его реализации делает человека более или менее разумным, в том числе, по отношению к другим людям. По-видимому, человека надо учить жить среди людей? И создать для этого науку - человековедение, которая будет помогать людям с малых лет определять их необходимость и не просто пользу, но высшую пользу? А почему ее нет? Наверное, потому, что люди не думают об этом ибо живут другим - своими выгодой и удовольствиями, острота которых затмевает их разум настолько, что он больше ничего и не сознает. Возможно ли такое, чтобы люди думали не только о деньгах, положении в обществе, которые сейчас определяют их важнейшие устремления, но и стремились к тому, что необходимо и полезно для всех и каждого, без чего невозможно построить разумную и справедливую, ту самую, лучшую для всех - и бедных и богатых - жизнь, о которой мечтали и за которую боролись и отдавали свои жизни люди с древнейших времен до наших дней? Возможно только в одном случае, - если их разум или дух будет выше, сильнее тела и силы его удовольствий!..

О разумной и справедливой жизни

Как же надо себя вести среди людей, чтобы лучше жилось всем, а не только избранным и более сильным? Бороться, играть, любить или стремиться к свободе? Прежде всего надо вести себя разумно. А разве люди не разумны? Далеко не всегда. А что значит разумно, если не сообразно своей сущности? Какой такой сущности? Природной основе человека. Как это сложно и скучно... Да, это явно не то, что доставляет многим удовольствие. Странно. Жить не думая о своей сущности приятно, а сообразно ей - скучно? Что тут еще сказать, если не то, что в этих рассуждениях очень мало разума. Может быть он /разум/ не настроен, неразвит или спит? Помните, что сказал Ф. Гойя об этом? (Сон разума рождает чудовищ.) Да, призадумаешься... А вот это, как раз и есть То Самое, что необходимо человеку - чаще и больше думать, чтобы жить лучше, что означает разумнее, полезнее и справедливее! Всего лишь - думать, как лучше жить, и всем будет лучше? Но уже находились и не раз мыслители и политики, которые увлекали людей красивыми теориями и призывами... И люди шли за ними, убивали несогласных и сами гибли, но по прошествии времени и порой вопреки немалым достижениям все возвращалось на круги своя и теории оказывались утопиями, а жертвы напрасными... И это при том, что жизнь у человека одна и другой - не будет, никогда! Пожалуй, последняя мысль может способствовать пробуждению ото сна разума человека и побуждать его обдумывать каждый шаг и находить решения, сообразные его сущности, разумному человеческому началу, а не инстинкту животного, который нередко определяет поведение людей? Только захотев прожить свою единственную и неповторимую жизнь, как можно лучше вместе со всеми людьми, человек способен сознавать и делать то, что жизненно необходимо и полезно, сообразно его сущности! Человек разумный не ограничивается рамками животного эгоизма желаний тела и его силы, определяющей естественный отбор, а поднимается над ними духом единения и общности с людьми и природой в осознании общечеловеческих интересов совершенствования и стремления к улучшению всего человеческого вида! И в этом высшие польза и смысл жизни человека. И - это единственный путь к лучшей и справедливой жизни, по которому должен повести людей их разум! /12.11.07/

2. Благо народа и власть

Зачем нужна власть?

Все живые существа одного вида, будь-то люди или животные, имеют отличия друг от друга - во внешности, в поведении, в отношении к своим соплеменникам. Самые сильные и волевые становятся лидерами и владеют лучшими ресурсами для жизни и ее продолжения, - слабые же имеют столько, сколько могут добыть или насколько близки к сильным или ресурсам. Так происходит в животном мире и, увы, практически такая же модель отношений пока действует и у людей. Почему? Наверное, потому, что люди в своем развитии, как это ни покажется странным, несмотря на достижения в экономике и производстве, науке и технике, ушли не так уж далеко от своих животных предков в отношении к сородичам и жизненным ресурсам и руководствуются законами, весьма напоминающими те, которые действуют в джунглях. Разумеется, люди находятся на более высоком уровне развития, чем самые совершенные приматы, и их отношения определяет не только сила, которая олицетворяется властью, но и разум, который также, как и сила, различает людей и расставляет их по-разному в иерархии жизни. У людей более развиты социальные отношения и каждый человек работает на себя и на других еще и потому, что не может все необходимое для жизни сделать сам. Кроме того, есть общие задачи, которые как бы ускользают из внимания людей, особенно не сильно развитых, но от этого не перестающих быть важными и требующими решения. Это и задачи социального обеспечения и создания стратегических запасов и повышения безопасности жизни людей... Понятно, что для решения перечисленных и подобных им задач нужны прежде всего организация и управление, а для чего и кому нужна власть? Чтобы принуждать людей делать то, что нужно всем? Или может быть для того, чтобы более сильный мог владеть и распоряжаться большими ресурсами? Нетрудно видеть, что институт власти идет даже не из глубокой древности, а из животного мира и меняет свои формы - теперь он менее авторитарен и жесток и необходим для того, чтобы в мирной жизни обеспечивать общие и стратегические интересы всех людей, а в военное время - руководить армией и тылом. Чтобы не говорили о демократии, она вряд ли возможна там, где есть имущественное или культурное расслоение людей. По-видимому, власть и нужна для того, чтобы уравновешивать интересы разных людей...

Организация жизни людей и власть

Организация жизни социума и власти реально отражает прежде всего политико-экономические возможности людей, которые далеко не всегда эквивалентны их способностям и усилиям, а скорее определяются изворотливостью и умением, не всегда честным, делать деньги и карьеру... Почему так, можно понять, если обратиться к жизненным ценностям людей, которые ориентируют их на обогащение и достижение господства, не доступное всем. В таких условиях власть - необходимое средство поддержания компромисса между разноуспешными людьми, что очень непросто при существующих колоссальных различиях. Разумеется, это положение не случайно, а сообразно развитию людей и именно такому пониманию организации жизни... Без сомнения было бы лучше смотреть вперед и стремиться к более рациональной организации государства и управления, которая сделает лучшей жизнь большего числа людей. Почему с этим связаны немалые трудности и институт государства и власти воспроизводится в прежних формах, лишь слегка видоизменяясь? Да, потому, что выражает представления большинства людей об отношении к жизненным ресурсам и другим людям, которые и определяют в основном организационные формы социума. Как есть развитые и отсталые страны, так есть и более и менее совершенные формы социальной организации. Мыслящему человеку, наверное, нетрудно понять, - чем менее развито общество, тем деспотичнее и авторитарнее власть и наоборот, - в развитом социуме власть менее авторитарна и более демократична. Связь института власти с развитием людей выглядит естественной и логичной и потому можно ожидать, что с совершенствованием человека и общества власть будет все менее выражать интересы крупных владельцев собственности и капиталов и становиться более демократичной. Разумеется, при нынешних жизненных ценностях - эта задача выполнима настолько, насколько богатый захочет расстаться с частью своего богатства, накапливать которое для того, чтобы затем кому-то отдавать, бессмысленно. Впрочем, в современной жизни есть примеры, например, скандинавских стран, когда перераспределение осуществляется государством посредством прогрессирующих налогов. Возможно, это и есть путь к преодолению противостояния народа и власти и даже ее исчезновения путем перерастания в систему управления?..

Людям нужна не власть, а оптимальная организация?

Из всего сказанного выше следует, что время крупных собственников не бесконечно и когда-нибудь закончится, но, как показывает история, отнюдь не в результате революций и переворотов, а скорее вследствие возникновения таких жизненных обстоятельств, выход из которых будет невозможен при сохранении существующих имущественных отношений, порождающих разобщение и проблемы людей. Не трудно понять, что подразумеваются угрозы всему человечеству, которые можно преодолеть, например, экологическую катастрофу, или отразить возможное столкновение Земли с крупным астероидом, только общими усилиями. Но может быть указана и другая причина трансформации отношений собственности - развитие людей и их разума, который поможет им увидеть иные жизненные необходимость и пользу... Поскольку человек по сути своей и индивидуален и социален, то сферы его жизни надо, нет - ни примирить, а согласовать так, чтобы было полезно ему и другим. И это вполне возможно, хотя и непросто и не сразу... Чем более разумен человек, тем оптимальнее он соотносит свои индивидуальные и социальные интересы и лучше организует свою жизнь, в том числе и управляет ей, а не правит. Если люди вполне сознают свою общую пользу и подчиняются ее достижению, то, как между индивидуальным и социальным в человеке, так и между народом и властью не только не будет отчуждения и противоречий, но будут согласие и в идеале возможна даже гармония! Впрочем, это сродни постижению абсолютной истины или жизни без экономики и собственности... Кибернетика и синергетика, валеология и человековедение подводят людей все ближе к тому, чтобы идти вперед к более разумной, оптимально организованной жизни. Изменения форм социальной организации не хаотичны и случайны, как это может показаться, а относительны развития людей и их представлений о необходимости и пользе, которые постепенно рационализируются. И такова логика проявления сущности человека от его рождения, когда он сначала примитивен, затем делается своекорыстным. С возрастом его действия все более организуются и совершенствуются в процессах согласования потребностей и интересов с другими членами семьи, социума, человечества. По логике развития человека в обществе должна и будет не власть, а оптимальные управление и организация того, что подразумевает латинское выражение: "Solus populis suprema lex - благо народа - высший закон". /12.11.07/

3. Куда спешат люди?

Почему спешат люди?

В детстве человек живет в естественном ритме и не думает о времени, затем по мере взросления он постепенно вовлекается в некий чуждый ему ритм жизни, который заставляет его спешить... В школу ли, на занятия, на работу или куда-то еще... Довольно часто люди упоминают о нехватке времени и о том, что многое не успевают сделать, иногда весьма важное... Но почему спешат люди? Чтобы больше успеть и добиться того, что для всех важно и ценно? А что ценно и насколько? И стоит ли оно того, чтобы так спешить, ведь за спешку люди платят здоровьем, а иногда и жизнью? Надо ли вообще спешить? И не странно ли это?.. Скорее неразумно, потому что, кажется, все можно организовать и не спешить, если заранее продумать и спланировать свои дела? Но это возможно лишь тогда, когда мы этого очень хотим, последовательны в своих действиях, ни от кого не зависим и все стремятся к тому же, - причем к тому, что не надо делить. Увы, в этой жизни все не так и, чтобы успеть схватить свой кусок, ну, прямо, как у животных или птиц, надо поспешить опередить соперника, который стремится к тому же... И хорошо, если хотя бы на старости лет у человека появляется возможность не спешить за своим куском. Неужели жизнь людей невозможна без спешки? Наверное, ведь людьми правит рыночная стихия... А почему не обуздать эту стихию, если хорошо подумать и все организовать? По-видимому, это очень непросто, если до сих пор не сделано? Да и как человек может сознавать и управлять тем, что зависит не только от него самого?.. Увы, и от него и от других ибо все взаимосвязано и неотрегулировано потому, что люди отчуждены и разобщены частными интересами и собственностью. Вот если бы людей связывало что-то общее, необходимое и полезное? Неужели нельзя жить разумно и дружно, без спешки и спокойно, ведь это лучше для всех людей? Наверное, можно, только люди пока не знают, как?..

Последствия спешки

Перенапряжение и стрессы, болезни и даже преждевременная смерть людей - вот плата за спешку. А сколько серьезных проблем окружает человека? Фактически люди живут среди нерешенных проблем и то тут, то там натыкаются на их проявления - болезни и неудачи в личной жизни, несправедливость, конфликтность и порой жестокость отношений в социуме, его имущественное и культурное расслоение, как и противоречия между народом и властью, серьезнейшие экологические проблемы, которые не вполне осознаются людьми и угрожают им мировым катаклизмом. Тем не менее, исторический взгляд на жизнь показывает, что она не стоит на месте и происходят определенные изменения в человеке и социуме. Благодаря научно-техническому прогрессу жизнь многих людей стала намного комфортнее, ресурсно и информационно насыщеннее, повысились скорости перемещения в пространстве, люди имеют возможность быстрой связи и доступа к информации в любой точке Земли. С другой стороны - развитие экономики и усиление конкурентной борьбы привело к необходимости игры на опережение, повышению жизненного ритма и нарушению многих естественных взаимосвязей с другими людьми и природой. Получается, что за удобство и скорость приходится платить немалую цену... Так ли это необходимо и полезно людям и неужели ничего нельзя изменить? Да, наверное, можно! И есть люди, которые это умеют делать, оптимально организуя свою жизнь или предприятие. Более того, на эту тему давно и немало написано статей и книг вплоть до научной организации труда и умения жить счастливо. Впрочем, для большинства людей не нужна наука, достаточно, как в шахматах, думать хотя бы на шаг-другой вперед. Но для этого надо иметь разум, хорошо развитый и активный, способный помочь человеку понять, что жизнь у него одна и другой не будет. И еще: осознать себя неотъемлемой частью социума, в котором все это происходит, чтобы оптимальнее соотносить свои действия с другими людьми.

Как жить без спешки?

Рыночная стихия и высокий ритм жизни объективны, как и то, что все это в конечном счете замыкается на человеке, его развитии и разуме, благодаря которому он может действовать более целеустремленно и организованно. А вот насколько то, к чему мы стремимся, необходимо и полезно? И есть ли какие-то иные цели? Наверное, есть, только их надо найти. А как это сделать, когда человеку мешают внешние воздействия и внутренние побуждения? Только пытаясь уразуметь их. Но ведь это так трудно. Да, трудно, но не невозможно и в этом ему должна помочь наука. Скажете, а причем здесь наука? Да при том, что иные жизненные цели и ориентиры человек может определить, только познавая себя и стараясь действовать более сообразно своей сущности, по науке, которая и подскажет ему, когда и надо ли спешить!.. Самое же любопытное состоит в том, что там, где все учтено или, как говорят, схвачено - хорошо организовано, люди действуют спокойно и спешить не надо в принципе, однако, для этого надо очень постараться. Главное же состоит в том, что человек должен перестать видеть в других людях своих конкурентов. Неужели это возможно?.. В рамках господствующих жизненных ценностей, отражающих определенный уровень развития людей и таким образом представляющих свои цели и задачи, нет. Что же тогда от этой спешки не уйти никогда? А вот об этом стоит подумать и самое важное, что человек должен понять: какой он и как надо жить? И для этого надо познавать свою сущность и учиться со школьных лет действовать сообразно ей, что означает - разумно. Само собой: одного желания для этого мало, - надо, чтобы человек сознавал и осуществлял это как жизненную необходимость. Впрочем, и этого недостаточно, - надо оценивать каждое свое действие и делать то, что более полезно. Наконец, и это еще не все, будучи частью социума, необходимо не только считаться с интересами других людей, но определить общезначимые интересы, которые устранят конкурентность и будут способствовать единению и общности людей в достижении видовых или выражающих высшую пользу человека целей. И все это способен понять и помочь реализовать человеку его разум, который, как и он сам, находится в развитии. Сейчас он вялый и сонный, потому люди и спешат... Однако, по мере его пробуждения человек начнет действовать разумнее и организованее и из его жизни вместе с другими проблемами уйдет и спешка! /19.12.07/

4. Сокращают ли жизнь удовольствия?

Хорошо ли иметь много удовольствий?

Гедонисты и эпикурейцы говорили о важности удовольствий в жизни человека и с этим никто не спорит. Более того, современные психологи утверждают, что в жизни многих людей недостаточно удовольствий и это является причиной не только плохого настроения, но и депрессий. Не потому ли игры и развлечения занимают в жизни людей так много места? Но человек стремится к удовольствиям не только по этой причине, - им движет необходимость удовлетворения потребностей, в результате которой они и возникают. А сколько должно быть у человека удовольствий и как различать их между собой? Наверное, не по остроте, а по их полезности для человека? А может быть не стоит усложнять и просто отдаваться им, как дети, забываясь в играх? Увы, забыться другой раз так хочется, да дела и заботы не дают... А каково место игр в нашей жизни - сколько и кому можно, нужно и во что играть? И еще: для кого-то игра - работа и очень выгодная, хотя и нелегкая, например, в спорте. Но большинство людей работает, отнюдь не играя, напрягаясь и пересиливая неудовольствия, которые сопутствуют нелюбимой работе для хлеба насущного. Для них игра - отдых, развлечение, разгрузка. А для кого-то еще и способ немного заработать, если повезет?.. Увы, здесь не все так просто, как и в том, что если удовольствий слишком много, человек пресыщается ими, а если они еще и остры, то и попадает в зависимость от них, не говоря о том, что они могут вредить и даже сокращать ему жизнь. Но тяжелая и нелюбимая работа тоже ее сокращают, как и другие трудности нашей жизни. Как же быть? Где мера того и другого? В везении или удаче, когда человек не перегружается на работе и может поиграть в свое удовольствие? Или в целенаправленном воспитании и поведении с самого детства, помогающем человеку находить и делать то, что ему по душе, совмещая необходимое, приятное и полезное? И от чего все это зависит? Какие непростые и неоднозначные вопросы, - наверное, потому люди не слишком утруждают себя размышлениями о них и живут, как хотят и могут...

Какие удовольствия сокращают жизнь?

Почему и какие удовольствия могут сокращать жизнь человека? Потому, наверное, что в жизни не могут быть одни удовольствия без труда для хлеба насущного и решения других задач существования. Какие удовольствия вредны? Да такие, которые мешают человеку быть здоровым и оптимально реализовать себя. Наконец, удовольствия нужны, но в меру. То есть человек должен жить не только для удовольствий, но и делать то, что необходимо и полезно для него и не всегда связано с удовольствиями. Главное же в этом: мера, которая находится между его желаниями и необходимостью. А как сознавать ее и определять свои необходимость и пользу? С помощью разума, познавая себя и действуя сообразно сущности! От противного стоит вспомнить о наркомане, который ищет самое острое удовольствие и нередко погибает от него... Что же, надо избегать острых удовольствий? По-видимому, но есть и другие весьма острые удовольствия в жизни, например, утоление голода или половой потребности, да, мало ли что еще? Но утоление голода можно превратить в чревоугодие, чреватое ожирением, а потребность в сексе - в извращение, если им злоупотреблять, как и алкоголем, кстати. Получается - плохо, когда удовольствий слишком много? По-видимому. Или, когда вместо действительно необходимого, отдаются во власть удовольствия, как такового, будь то алкоголь, азартные игры или вроде бы безобидное собирательство, накопление чего-то, скажем, марок или картин, не говоря уже о деньгах и имуществе... Итак, слишком острые удовольствия или их чрезмерный объем, как и не жизненно необходимые, если не сказать вредные удовольствия, могут сокращать и даже прекращать жизнь человека. Что еще тут можно добавить, кроме того, что гораздо легче рассуждать об этой материи, чем что-либо изменить, потому что человек не только мыслит, но и чувствует, а сила чувств бывает большей, чем сила разума, и он отдается удовольствиям и "жить торопится и чувствовать спешит". Чувства затмевают разум и хорошо, если здоровье позволяет ему выдерживать удовольствия по "полной программе", впрочем, это бывает не всегда и не у всех. Чтобы лучше сознавать опасность этого, представим себе человека, едущего на автомобиле с большой скоростью в сложных условиях, которого захлестывают чувства...

Разум и мера удовольствий человека

Если бы человек владел своими чувствами, как хозяин своим имуществом, и его разум действовал четко и быстро, как компьютер, то ему не составило бы труда определиться с тем, какие и сколько удовольствий нужны. Реально, человеку что-то мешает использовать его разум? Во-первых, собственно разум и его потенциал, который может большим или меньшим у разных людей, и в разной степени помогать им справляться с чувствами, во-вторых, чувства и их сила, с которыми люди в разной степени могут совладать. Из этого рассуждения следует, что, если человек будет обладать сильным разумом и не распускать свои чувства, что взаимосвязано, он может справиться с эадачей контроля удовольствий и обеспечения их разумной меры. Впрочем, это слишком абстрактно и, чтобы перевести эту мысль в конструктивное русло, обратимся к утверждению: мера удовольствий определяется разумом по критериям их необходимости и пользы для человека. Чем более человек разумен, что означает - более сообразен своей сущности, тем более необходимо и полезно то, что он делает! И удовольствия в этом смысле не исключение. Но кто об этом знает и, тем более, руководствуется этим, как законом, или хотя бы ограничивает свои желания и удовольствия в то время, когда другим их не хватает... Получается, кому-то надо ограничивать себя в удовольствиях, а кому-то еще и прибавить их? Что же, люди от рождения и по жизни разные и ничего странного в этом нет. Следовательно, мера удовольствий индивидуальна и зависит от разумности и обстоятельств жизни человека. Возвращаясь к началу этого раздела, вспомним о том, что если бы человек владел своими чувствами и его разум действовал эффективно, он бы мог определить, сколько в его жизни должно быть того, другого, третьего и удовольствий, в том числе, тем более, что они составляют существенную часть его жизни, и с опытом и зрелостью он постепенно находит для себя их некий индивидуальный оптимум. Впрочем, на это способны далеко не все, и людям нужны критерии оптимальности их действий и количества и силы удовольствий. Науке известны такие критерии, и самый важный и доступный для понимания из них - радость жизни, которую испытывает человек, действуя сообразно своей сущности!.. Но, что нам до науки и ее критериев, когда есть древо жизни с его доступными и запретными плодами и есть люди, - разные и не во всем и всегда удачливые, которые рады даже малым удовольствию и радости, которые удается сорвать с этого древа и почувствовать себя хотя бы иногда и отчасти счастливым... /12.11.07/

5. Где наши любовь и счастье?

Что есть любовь и счастье?

Не найти человека, который мог бы определить любовь и счастье ибо они воспринимаются людьми по-разному, как неодинакова и их жизнь, в которой любовь и счастье есть не всегда и не у всех. Но что-то же бывает, например, работа и игры, друзья и увлечения, секс и алкоголь?.. А жизнь у человека одна и хочется знать: можно ли прожить без любви и счастья? Прожить-то можно, но будет ли полноценной такая жизнь? А что значит полноценная жизнь? Скажем, если есть любовь, но нет детей? Или ушла любовь, но остались уважение к человеку и родительский долг? Или есть любимая работа, отнимающая все силы, но нет успеха? И так вопрос за вопросом до бесконечности?.. А сколько написано о любви и счастье? Может быть это все - книжные понятия и об этом не стоит много рассуждать? А ведь они есть: и любовь и счастье, только у каждого они свои и трудно определить их однозначно, как и смысл жизни человека, с которым они связаны. Так, что же такое счастье и любовь? А это, как посмотреть... Если смотреть на все глазами примитивного человека, то можно воспринимать это, как досужую фантазию каких-то умников, придумавших не только любовь, но и любовные страдания и муки. Для таких все просто: есть желание и объект противоположного пола и - вперед без каких-либо сентиментов. То же и о счастье: наелся, напился, удовлетворил свои желания и вроде счастлив... Чего еще? Чем более развит и разумен человек, тем больше ему надо, тем выше своим духом он поднимается над желаниями тела и стремится к их гармонии между собой и с окружающим миром людей и природы. Таким образом, представления о счастье и любви имеют большой диапазон: от эгоистичных удовольствий плоти до высоких чувств взаимопонимания и общности людей в достижении больших общезначимых целей, а полюса представлений о счастье и любви есть проявления разумной человеческой сущности в ее развитии. Человек не может прожить полноценно в одиночестве ибо его сущность социальна и он должен по закону жизни продолжить свой род. Любовь и счастье - необходимые средства и результат успешного и полноценного решения задач существования. Это заложено в природу человека и его разум способен познавать ее и помогать ему любить и быть любимым, равно как и сознавать, что такое истинное счастье и как быть счастливым!

Любовь и счастье преходящи?

Любовь есть и ее испытывает каждый нормальный человек и нередко не один раз, что означает, что она преходяща?.. Пожалуй, особенно, если говорить о восторженной, пылкой любви. Увы, такая любовь редко продолжительна ибо натыкается на множество проблем существования людей и прежде всего: отсутствие общих целей и материальные трудности, неверную взаимооценку людей и их недостаточное взаимоуважение. Наконец, она не может быть одинаковой и яркой, как и счастье, которое бывает у всех, но не долго, по-разному понимается и проявляется... Кстати, немало людей сводят любовь к сексу, называя это занятием любовью, а счастье - к обладанию большими деньгами.... У Дж. Лондона есть рассказ "Когда Боги смеются", в котором горячо влюбленные мужчина и женщина, боясь потерять и желая продлить свою любовь, воздерживаются от близости и, кажется, им удастся ее долго-годы удерживать, но, увы, в какой-то, отнюдь не прекрасный день, они сознают, что она все-таки ушла и их жертвы, принесенные на алтарь любви, напрасны... Наверное, людям следует делать что-то другое для того, чтобы любовь не угасала, но что? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять любовь, а она - не простое влечение людей противоположного пола. Любовь зиждется не только на физической близости, но и имеет духовную составляющую - конгениальность любящих людей. Если не особенно углубляться в рассуждения и вспомнить уже известное, то чтобы костер любви не угасал, в него надо постоянно побрасывать то, что поддерживает пламя любви, что помогает быть и долго оставаться любящим друг друга людям взаимно интересными и в том и другом планах. Возможно ли это и что для этого нужно? Прежде всего, подходить друг другу и иметь общие цели, не отдаваться своим чувствам и избегать пресыщения, помня о мере, то есть вести себя разумно. Но, как можно подчинить разуму чувства - основу любви и возможно ли это в принципе? Наверное, только как? Сообразно своей сущности. Так просто? Увы, лишь на словах, а реально, чтобы следовать своей сущности, ее надо познавать и только, зная как, действовать сообразно выражающей ее жизненной необходимости. Впрочем, это теория, а в жизни все сложнее и проще - то есть, как на все смотреть и сколь глубоко мыслить?.. Своей мыслью человек способен вернуть любви и счастью их природное естественное предназначение, чтобы того и другого было ни больше, ни меньше, а сколько нужно в жизни человека. Любовь, семья и дети - важнейшие составляющие счастья и чем больше люди стараются друг для друга, тем больше на свете любви и счастья!

Можно ли любить и быть счастливым всю жизнь?

На этот вопрос можно ответить утвердительно хотя бы потому, что история знает немало примеров счастливой пятидесяти-шестидесятилетней супружеской жизни. Другое дело, что таких пар сравнительно немного и не только потому, что не все люди доживают до таких юбилеев, а потому, что в современной жизни слишком многое мешает счастливой любви, а сами люди в силу своего развития не считают интересными продолжительные отношения с одним партнером. Увы, в жизни часто преобладает секс, а осознанный выбор спутника жизни и конгениальность или отсутствует изначально, когда брак строится по расчету, или уходит, как праздничное настроение... В отношении счастья примерно то же: это и когда тебя понимают и ты отвечаешь тем же, когда ты нашел себя и наилучшим образом реализуешься и самовыражаешься, а не только что-то делаешь для того, чтобы иметь больше денег. Ну, а чтобы разобраться в этом вопросе глубже, надо попытаться понять существо продолжительной любви и счастливой жизни, что совсем непросто. Поскольку любовь - не только влечение к лицу другого пола, а путь и средство к продолжению рода, придуманный мудрой природой, то самое важное для любви - следовать природе! Она укажет тебе на того, с кем ты можешь это сделать оптимально, то есть надо подходить к этому серьезнее и хотеть сделать друг другу и будущим детям, как можно больше хорошего, а не только "трахаться". На то у человека и голова на плечах, чтобы шевелить извилинами в направлении счастья, кстати, включающего и любовь, как всеобъемлющей радости жизни, которая является результатом познания и осуществления жизненной необходимости с пользой для себя и других! И это цель и очень непростая задача каждого человека - прожить свою единственную и неповторимую жизнь в радости вместе с любимым. Итак, можно ли любить и быть счастливым всю жизнь? Можно, только для этого надо вести себя разумно. Много думать, становиться лучше и делать больше для того, чтобы любить и быть любимым, радуясь жизни, что и есть счастье! /04.12.07/

Из цикла "Параллельные миры"

С думой о себе, семье и детях /в сокращении/

1. Любовь, семья, жизнь

Сколь духовным ни был бы человек, он не перестает быть животным с присущими ему инстинктами и потребностями и потому в жизни каждого наступает время, когда его начинает тянуть-влечь к особам другого пола и он не может этому противиться... Моя первая сознаваемая любовь была в первом классе к учительнице, затем к вожатой в пионерском лагере, - к сожалению, я их почти не помню, но знаю, что они были поколения моей мамы и любовь к ним переносилась от нее. Потом была безответная любовь к Ляле Грайзер во втором классе бывшей женской, а теперь смешанной 240-й московской школы, куда нас, мальчиков, в 1954 году перевели из мужской, и довольно бестактная выходка учительницы, вызвавшей меня к столу и прочитавшей мою записку Ляле всему классу. Впрочем, она не сильно журила меня, а пыталась перевести мою любовь в дружеское чувство к однокласникам: "А этого любишь, а Машу, а Колю?" Было очень стыдно и глупо... Состояние влюбленности приходило ко мне еще много раз, но шансы были невелики - я был застенчив и нерешителен и от рождения у меня косил глаз. Как бы то ни было, но природа и инстинкт брали свое и я влюблялся снова и снова, но платонически... Как будто кто-то или что-то хранило меня от случайных связей, которые были для других обычным делом и я завидовал им, поскольку мужское начало во мне тоже искало выхода... Бывали случаи, когда я оказывался один на один с женщиной, но перешагнуть непреодолимый рубеж для меня было невозможно... Сказать, что такова моя натура, - наверное, и тому подтверждением пример моих родителей, которые никогда не целовались при людях и детях и не позволяли себе на виду даже самой малой нежности, не говоря уже о пошлости. Возможно также, в этом проявлялось и мое раннее и сильное психическое развитие, тормозившее взаимодействие моего тела с женскими телами без духовной близости... Не познакомь меня друг с сестрой своей девушки на встрече нового 1971 года, наверное, я еще долго мог оставаться в одиночестве, а там, кто его знает, ибо гормоны продолжения рода так сильно играли во мне, что это рано или поздно должно было привести к созданию семьи.

Я всегда идеализировал женщин, впрочем, идеализация, как и пылкая любовь, в той или иной мере свойственна всем молодым и проходит, когда притихают гормоны и начинает накапливаться естественное даже для очень близких по духу людей отчуждение, связанное как с их индивидуальными различиями в устремлениях и сформированных ранее жизненных установках и привычках, так и с отношением к рутине повседневности и жизненным трудностям. Это говорит о том, как важно правильно подбирать себе партнера по семейной жизни и уметь вести себя с ним естественно и разумно и как мало этому уделяется внимания, причем критериями выбора должны быть не только физическая и психическая совместимость, но и оптимальные качества для продолжения рода. Тем не менее, я, как и подобает нормальному человеку, женился по любви и для создания семьи и домашнего очага, и это получалось у нас с женой довольно хорошо и долго, в меру наших сил, сообразно воспитанию, развитию и возможностям. Дети, которых мы вырастили здоровыми и порядочными людьми, и семейное гнездо, которое создавали и укрепляли более тридцати лет, - неплохой итог этого совместного предприятия, который впрочем, мог быть и лучшим... Надо ли говорить, что людьми движут желания, за которыми стоят их потребности, в той или иной мере необходимые и полезные. Люди, особенно молодые, не любят однообразия и рутины и стремятся к новизне, приобретая новые вещи и ощущения, знания или впечатления. Всегда были и есть такие из них, которые утратив остроту новизны отношений с партнером, искали и находили ее на стороне. Жизнь так устроена, - для того, чтобы иметь средства к существованию и удовлетворению потребности в новизне, людям надо что-то делать и, прежде всего, работать. Большая редкость, когда люди не просто работают, но еще и самовыражаются, занимаясь любимым делом, которое хорошо оплачивается. Это удачливые, а если у них и все хорошо в личной жизни, то и счастливые люди. Увы, их не так много, большинство вынуждено иметь и делать не то или не совсем то, что хотелось бы, испытывая порой немалые трудности, которые являются причиной многих проблем и даже трагедий людей.

Человек не может долго выносить душевный дискомфорт, неуравновешенность, он ищет и находит какой-то выход, чаще всего в его компенсации, занимаясь в свободное время тем, к чему лежит душа, впрочем, не всегда необходимым и полезным в данных обстоятельствах. Это в полной мере применимо ко мне и таких занятий-хобби было у меня с детства немало: рукоделие и чтение книг, радиолюбительство и прослушивание музыки, пение в хоре и живопись маслом, бальные танцы и игра на фортепиано, бег и рыбалка, фото/кинолюбительство и коллекционирование музыкальных пластинок, кассет и книг... Чтобы что-то достать, приходилось немало походить и поездить по Москве, будь то краски, радиодетали, новые виды кактусов или железнодорожных моделей. Радио и книжные магазины, птичий рынок и "Детский мир", комиссионные магазины и радиомастерские, магазины грампластинок и знаменитая "Горбушка" - далеко не полный перечень мест моей постоянной миграции. Это отнимало много времени, я мог иногда уделять этому целые дни, но никогда не делал этого в ущерб семейному бюджету, для чего приходилось "вертеться", и не отрывался от семьи совсем и надолго, обеспечивая приличный уровень ее материальных возможностей и при необходимости включаясь в хозяйственно-воспитательный семейный процесс. Отдавая должное жене, скажу, что ее вклад в этот процесс был неизмеримо больше.

2. Семья, дети и будущее

С юных лет я считал, что отношения мужчины и женщины должны приводить к созданию семьи и рождению и воспитанию детей. С возрастом мои представления по этому вопросу не изменились, разве, что дополнились пониманием естественности физиологической потребности в близости мужчины и женщины, которую надо периодически удовлетворять даже без брака, и того, как плохо сейчас обстоит дело с институтом брака и семьи, как мало рождается детей и как плохо они воспитываются и развиваются. Понимаю, что это производно уровню жизни, развитию и культуры людей и оптимальное решение названных проблем вряд ли возможно в России в обозримой перспективе. Обладая знаниями человековедения, вижу, что и как надо делать людям и обществу, и на собственном опыте сознаю, как это будет непросто... Функции семьи с точки зрения человековедения состоят в обеспечении оптимального решения людьми своих задач существования, и прежде всего нормального развития и продолжения рода при поддержке социума, который также в этом заинтересован. Значение семьи на данном этапе развития человечества очень велико и не должно девальвироваться в контексте гипертрофии значимости секса, который следует существенно окультурить и перевести в нормальное естественное русло. Должна быть усилена роль общества в подборе и подготовке супружеских пар к семейной жизни, и это надо начинать еще в школе, скажем, в курсе человековедения и поддерживать всей воспитательно-образовательной системой. Что касается института брака, который в последнее время приходит в упадок и для которого совершенно не важны внешние формы регистрации или церковного освящения, - гораздо важнее учить людей со школьных лет серьезнее относиться к выбору будущего партнера и уметь себя наилучшим образом реализовать во всех аспектах семейной жизни, главным из которых является оптимальное рождение, развитие и воспитание детей. Последнее - не только задача родителей, но и общества, которое будучи заитересованным в пополнении здоровыми, правильно воспитанными и полезными членами, призвано способствовать этому всеми возможными способами, обеспечивая родителям возможность собственных оптимального развития и самореализации.

Каждый нормальный здоровый человек должен иметь и не просто хорошо воспитать детей, а помочь им как можно лучше реализовать себя, обеспечивая продолжение и улучшение человеческого вида. Это заложено в сущности человека и должно познаваться и закрепляться в образовательном курсе человековедения, начиная с самых юных лет. Надо ли говорить о том, насколько современные воспитание и образование людей не сообразны природе человека и как необходимо их рационализировать? На это должны быть направлены все возможные средства и усилия общества ибо это необходимо и полезно всем, но, увы, теперешние жизненные ценности людей и социально-экономическое устройство их жизни отнюдь не способствуют этому... В результате возникает множество проблем: индивидуальных, социальных и общечеловеческих. Мы с женой старались вырастить детей здоровыми, в меру сил помогали им раскрыть свои возможности и стать полезными для себя и других, минимально используя принуждение, о чем я немного сожалею, вспоминая их негативный "брачный опыт". Замечу, что мои усилия в решении этой задачи могли и должны были быть существенно больше, о чем я сожалею, как и о том, что и моя лично-профессиональная жизнь могла быть другой, лучшей, но таковы я сам и обстоятельства моей жизни. Теперь у меня есть возможность видеть плоды своих усилий, мне бы хотелось вернуться назад и сделать то, чего не сделал, или сделать что-то по-другому, но "поезд ушел", а дети живут своей, отличной от нашей жизни... У них свои жизненные приоритеты и критерии успеха, среди которых более значимы состоятельность родителей, нежели их культура и творческие достижения, теперь они меньше или вообще не читают, а я собрал неплохую домашнюю библиотеку, думая и о детях, ибо чтение практически вытеснено телевидением, видео и интернетом...

Не скажу, что я жил детьми, но был намного ответственнее, чем моя дочь сейчас по отношению к своему сыну - моему внуку, прежде всего в плане его развития. По опыту знаю, что каждый ребенок требует к себе определенное количество внимания со стороны родителей на протяжении своей жизни и, если не уделять его в раннем возрасте, потребуется больше внимания в старшем вплоть до полного переключения на него при возникновении проблем, вследствие недостатков или ошибок воспитания... Полагаю, что выполнил по отношению к своим детям более, чем минимально необходимую норму внимания, но меньшую, чем жена, при том, что качественно мое внимание могло быть и выше. Теперь наши дети уже в таком возрасте, когда у них сформировались свои жизненные принципы и установки и мы-родители практически не имеем на них влияния, впрочем, став постарше и немного терпимее, иногда они хотя бы делают вид, что внимают советам родителей... Как и меня в их возрасте, детей куда-то влечет неведомая сила желаний или инерция жизни, которая лишь иногда, в минуты остановок-просветлений в той или иной, увы, недостаточной степени преодолевается, и они начинают действовать осмысленнее и разумнее, например, сын купил участок земли и построил своими руками небольшой уютный дачный дом, а дочь родила сына! Впрочем, таких моментов бывает немного и пока я разочарован, уповая на будущее, когда они наиграются и "нагуляются" и может быть, как я в 48-ми летнем возрасте начал разработку своего человековедения, займутся серьезным делом, пусть не наукой или искусством, но чем-то осознанным, реализующим их натуру, жизненно необходимым, скажем, сын создаст семью и заведет ребенка, моего внука, которому я буду очень рад, а дочь найдет дело по душе и будет уделять больше внимания своему сыну...

Размышляя о себе, семье и детях, хорошо сознаю, что все имеет разумную, ценностную составляющую, определяющую представления человека о том, что ему необходимо и полезно делать. Эта тема находится в русле образовательного человековедения и является, образно говоря, "живой водой" образования и воспитания человека. Теперь же оно-образование мертво и потому многим учащимся, вспоминаю своих детей, в школе неинтересно... А вот, если поставить во главу образования самопознание и оптимальную самореализацию человека - предмет человековедения и строить учебный процесс на этой основе, естественно привлекая необходимые знания для познания и осуществления жизненной необходимости, то все может быть значительно лучше!.. Для этого надо прежде всего изменить акценты образования: оставив начальное обучение грамоте и счету, затем ориентировать учащегося на самопознание и повышение эффективности самореализации в контексте достижения все большей пользы, а не на усложнение и увеличение объема общих знаний. Последнее необходимо, но только по мере осознания и оптимального осуществления жизненной необходимости человека. Разумеется, это весьма непросто реализовать, для чего потребуется кардинальная перестройка всего процесса образования, другие подготовка учителей и организация учебного процесса, совершенно другие отношения к занятиям и оценки успеваемости, но прежде всего необходим поворот к учащемуся и обеспечение его эффективных развития и самореализации. Выпускник средней школы должен быть действительно зрелым, а не обладающим бумажкой, называемой "Аттестатом зрелости", знающим себя и умеющим максимально эффективно реализовать себя в непротиворечивом взаимодействии с людьми и природой для наилучшего развития и совершенствования! /04.03.09/

P.S. В 2010-м году в нашей семье произошли радостные изменения: у дочери родился второй ребенок, чудная дочка - Мария, а сын, наконец, стал отцом, у него родился сын - Марк - продолжатель нашего рода, чему я очень рад.

Раздумья о внуке

Глядя на фото и рефлексируя

Когда я впервые увидел это замечательное фото, сделанное дочерью на даче 23 июня 2007 года и присланное мне по интернету, не мог оторвать от него глаз: семимесячный малыш, мой чудный внук - Максимка, совсем кроха, сидя на коленях у своего дяди, моего сына, с гордой радостью смотрит на маму, держа крошечными руками автомобильный руль. Невозможно не видеть, что это ему не просто нравится, - он весь сияет, наверное, ему очень хотелось это сделать и, наконец, его желание исполнилось. Что же самое чудесное - в этом своем проявлении он выглядит старше, потому что хочет быть похожим на больших и показывает это всем своим видом! Видя, как он мал и зависим от взрослых - мамы, бабушки, папы и других, думается, - как хрупко это родное существо и как много сил и средств понадобится, прежде всего дочери, чтобы вырастить его счастливым человеком. И вместе с этим нельзя не заметить, как сильно воздействие старших на ребенка и как позитивный пример подвигает его к развитию и совершенствованию!

Вспоминая трудности жизни и нарастающую тревогу

Глядя на внука, понимаешь, как мало ребенку надо для счастья, и как много проблем и опасностей вокруг, могущих помешать ему нормально развиваться и реализовать свои мечты. Как прекрасен и холоден мир, в котором жизнь человеческую теперь определяют большие деньги, а не высокие духовные качества, и она порой гроша не стоит... Насколько легче было растить детей раньше и как это все тревожнее и дороже теперь. Как наивен и слаб мой внук и, как полно вокруг дурного, могущего испачкать этого чистого маленького человека и помешать ему свободно проявлять себя и прямо, уверенно идти по жизни. И сколь важна роль близких, чтобы не только оградить его от опасностей, но научить противостоять им и побеждать их. Надо обязательно уберечь это милое мне существо, сделать для этого все возможное и дать ему все лучшее, что имеем сами!

Какие мысли возникают, думая о внуке

Человек не может родиться и развиваться без близких, друзей и природы вокруг. Как важно, чтобы любящие его люди были всегда рядом, особенно, пока он так мал и беспомощен, а природа чиста и красива. Как бы хотелось, и для этого надо приложить все силы, чтобы он рос свободно и счастливо в гармонии с людьми и природой, и такой радости и гордости за себя, которая лучится с фотографий, в его жизни было как можно больше! Чтобы с родными и друзьями его связывали не только теплые и добрые отношения, но и общие цели и взаимопонимание! Хорошо бы еще, чтобы окружающие не мешали ему своей чрезмерной любовью или неразумностью, а наоборот, - помогали делать то, что необходимо и полезно для него. И что самое важное, - чтобы он сам и с их помощью нашел лучшее в себе и делал свое любимое дело с такими же радостью и гордостью, какие светятся в его разбежавшихся от счастья глазах на этих великолепных фото. /27.10.07/

Еще несколько фото внука с мамой, папой и первым зубком

Hosted by uCoz
[AD]