Главная страница
Биография и работы
Пояснения к сайту

На странице представлены шесть статей, по три из циклов 3 и 4, в которых обсуждаются важнейшие и сложнейшие вопросы человека и его жизни, составляющих проблематику человековедения и являющихся его исследовательким полем. Благодаря этим и подобным им статьям, человековедение развивается, углубляется и укрепляется, приближая то прекрасное мгновенье, когда люди поймут его значение и предназначение и оно станет для них жизненно необходимым! Статья "Основания частного и общего" опубликована в №38 за 2009 г. этико-философского журнала "Грани эпохи".

Цикл 4: "Что есть человек?"

Что есть человек?

Введение

Вопрос, вынесенный в название статьи, - один из важнейших и сложнейших вопросов для человека, который давно обсуждается, но не решен пока в такой степени, чтобы судить вполне о том, когда и в чем человек - человек, а когда - животное. Объективный ответ на этот вопрос мог бы помочь пониманию очень серьезных вещей в жизни человека и, главное, - его сущности. Известно, что представление о ней неоднозначно и многоообразно, являясь своеобразной философской ловушкой, потому будет неплохо, если мы попытаемся найти в человеке нечто общее, оперевшись на которое можно будет, наконец, говорить о нем не менее определенно, чем о животных. Думая о том, почему мы пришли к этой теме и как сложилось название этой статьи, естественно отметить не только ее неслучайность, но некую внутреннюю логику всей нашей работы, которая находит отражение в выборе названий циклов и входящих в них статей.

1. О неоднозначности и целостности человека

Вопрос о том, что есть человек, всегда привлекал внимание и ответы на него отражают многообразие воззрений и представлений людей и постепенное приближение к действительному пониманию его сущности. Но, как это многообразие в конечном счете укладывается в две важнейшие системы: идеалистическую и материалистическую, так и сам человек с его неоднозначным для многих единством тела и духа, двойствен и един. Какого бы человека мы не взяли, мы всегда видим нечто цельное и своеобразное, имеющее и решающее общие для всех и свои индивидуальные задачи. При этом частные и общие интересы людей, противоречивые и взаимодополняемые, как сама жизнь, являются отражением их самопознания и развития на пути от примитивных животных предков к совершенным потомкам. Надо ли говорить, что человек - это прежде всего млекопитающее ибо таковым он появляется на свет и им движут животные инстинкты, а человеком становится по мере того, как в нем просыпается сознание? Коль скоро человек имеет тело, он должен, как и животное, выживать или самосохраняться, делая все, что необходимо для его развития, и это прежде всего - поиск жизненных ресурсов и благоприятных условий жизни. Но если животные, как правило, живут в ареале или области, к которой они приспособились, то человек способен жить практически везде, даже в космосе, за счет создания! необходимых средств жизнеобеспечения. И вот здесь начинает просматриваться линия, разделяющая животное и человека, которым управляют не только инстинкты, но и нечто другое - разум, определяющее его способность к обеспечению себя жизненными ресурсами и высокую адаптивность к различным условиям существования.

По мере развития человек все более сознает и контролирует свои инстинкты и потребности, движения и действия для их наилучшей реализации, а накопление знаний и опыта научает его соотносить свои потребности и интересы с их необходимостью и полезностью и более рационально использовать жизненные ресурсы и энергию. И вот это и есть собственно то, что достигается посредством разума и чего явно не достает не только животным, но и, увы, многим людям - способности сознавать и оптимально осуществлять свою жизненную необходимость /ЖН/ и оценивать полезность своих действий, добиваясь менее противоречивого и гармоничного взаимодействия с окружающим миром людей и природы. Таким образом, благодаря разуму, человек способен подниматься над своим телом и его животными инстинктами, не пренебрегая ими, а сознавая их и подчиняя осуществлению ЖН свободного развития и совершенствования вместе с другими людьми... Разумность как сознание себя и своих потребностей в ЖН и есть то, что отличает человека от животного и дает ему огромное преимущество над ним. Однако, люди неодинаково разумны и по-разному видят и сознают свои жизненные задачи, - одни не вырабатывают необходимую норму производства жизненных ресурсов, а другие - берут или имеют их больше, чем заработали. Пытаясь решить эти проблемы, естественно стремиться к тому, чтобы все люди делали и имели то, что жизненно необходимо... Для этого они должны быть достаточно разумны, чтобы сознавать свою не просто пользу, а высшую пользу /ВП/, как нечто общезначимое, достижимое общими усилиями! Чтобы реализовать это, человек должен объективно сознавать свою сущность и выражающие ее потребности и контролировать свои желания, обеспечивая приоритет ЖН и действуя в направлении ВП. Надо ли говорить, что это запредельная задача для животного и непростая - для человека, который для этого должен подняться своим духом над желаниями и удовольствиями тела и сформировать такие задачи, решение которых обеспечит его свободное развитие в гармонии с собой и окружающим миром.

2. Что разделяет животного и человека?

Где же проходит граница между животным и человеком и когда человек - животное? Может быть, когда отправляет свои биологические потребности: ест, двигается, продолжает род? Пожалуй. А когда человек - человек? Может быть, когда ощущает потребность в другом человеке, например, в понимании, дружбе или любви? Однако, и животное испытывает нечто подобное... Но животным однозначно движет инстинкт, а человек, разве им не движут инстинкты? Движут, но не только они... И вот здесь и начинаются отличия человека от животного, который прежде всего имеет возможность сознавать себя и свои потребности, глядя на себя, как бы со стороны, и рационализировать свои жизненные задачи и действия, сообразно своей сущности и, выражающих ее необходимости и пользе. То есть разум и самосознание разделяют человека и животное, а степень разумности человека и полезности его действий есть мера их различий, позволяющая судить о том, насколько далеко ушел человек от своих животных предков. В чем же реализуется преимущество человека над животным? Самое простое и понятное каждому преимущество состоит в способности человека намного лучше даже не приспосабливаться, а создавать более благоприятную среду для выживания в самых сложных условиях. Следующее преимущество состоит в том, что, благодаря разуму, человек способен эффективно развиваться и увеличивать продолжительность своей жизни. Еще одно существенное отличие разума от инстинкта, сколь совершенным ни был последний, состоит в том, что он способен помочь человеку не только лучше управлять своими действиями, но и улучшать себя... Осознание и реализация этой присущей только человеку возможности и есть то, что в значительной степени определяет его разумную сущность. Впрочем, и это еще не все. Самое важное в жизни человека, на что животное не способно в принципе, и это задача зрелого разума - осознать ее единственность и неповторимость, как и то, что человек - органическая часть социума и природы и ему, чтобы жить хорошо, надо осуществлять ЖН и находить гармонию существования в окружающем мире.

Чтобы еще лучше представить себе, что разделяет человека и животное, полезно посмотреть, как реализуется преимущество разума человека над инстинктами животного и в чем? Ответ таков: разумность человека проявляется в лучшей организации жизни и рационализации ее ресурсов и энергии, которые осуществляются на трех уровнях взаимодействий - между духом и телом, человеком и социумом, человеко-социумом и природой в направлении - от тела к духу, от человека к социуму и природе для обеспечения эффективного развития его самого и всего человеческого вида. При этом, именно высшие видовые интересы являются идеальной смысловой опорой разума человека, формирующей его представление о ВП и ЖН самопознания и реализации потребностей, определяемых его сущностью. Связывая разумность человека с познанием и реализацией его сущности и уповая на его развитие, приходится констатировать, что люди пока еще далеки от идеалов разумности и находятся на некотором этапе своего развития с адекватным ему пониманием полезности и необходимости того, что они делают. Так устроен человек - сначала он ощущает, затем желает и делает, и только потом думает. Нужны время и опыт, чтобы начать выбирать жизненно необходимые и находить более полезные и справедливые способы существования в социуме и природе! А история человечества отражает объективный процесс его развития от примитивных своекорыстных к более совершенным и общеполезным формам с адекватными им жизненными ценностями и организацией жизни.

3. Как лучше определить человека?

Можно говорить и это не будет ошибкой, что человек - животное с разумом. Пока в жизни людей очевидно доминирует тело, а их разум в массе еще слабоват для того, чтобы, если ни побеждать, то вполне контролировать желания и чувства. Можно предположить, и это очень важно!, что человек еще находится на пути от животного поведения к разумному человеческому... Чтобы более эффективно использовать разум, надо уметь это делать, из чего следует, что человека надо учить жить разумной жизнью, в которой критерием достоинств будет оптимальное развитие и гармоничность его поведения, а не обладание большими деньгами и властью. Надо ли говорить, что разумность человека, как и сила мышц, должна тренироваться и наращиваться. Как же лучше определить человека? Можно привести не менее десяти толкований сущности из философской антропологии, но их количество и разнородность не перейдут в качество определения человека. Как быть? Согласиться с многозначностью, что означает - неопределенностью человеческого начала, или поискать нечто определяющее человека больше, чем то, что он - творение Божье или что он - материален и объективен и сам сотворил Бога... Важнее то, что человек существует и имеет свою сущность, которая проявляется в том, что он ощущает и желает, думает и делает. Рассматривая поступки человека, как результирующую взаимодействия его тела и духа и его самого с другими людьми и окружающей природой, без сомнения можно приблизиться к пониманию того, что предопределило, подготовило и реализовало именно этот результат, а не какой-либо другой. В противном случае не удивительно ограниченное восприятие сущности человека и смысла жизни через его тело или психику, нравственность или сексуальность, творческие достижения или богатство...

Но тело - это движение и действие, обмен веществ и взамодействие с окружающим миром, формирование и распределение жизненной энергии, - это мышцы, мозг и выполняемая ими работа, - это внутренние органы, системы и, необходимые для их нормального функционирования и взаимодействия, вещества, энергия, информация, пространство и время. Наконец, тело - это сложный, самообновляющийся и в значительной степени самоуправляемый, самоорганизующийся и пронизанный ритмами системный иерархический организм, подвластный и бодрствующему сознанию и всемогущему таинственному подсознанию. Появляясь из чрева матери, дитя постепенно в зависимости от того, насколько эффективно осуществляется его ЖН, одухотворяется и становится человеком, более или менее разумным. Эта оговорка не случайна и нужна для того, чтобы отметить существенные свойства человеческого разума - связи с действиями людей и его потенциальностью. То есть, когда мы говорим, человек разумный, то подразумеваем, что потенциально он может им стать среди людей, но далеко не всегда становится или становится не в полной мере, и это зависит от условий воспитания и развития и его индивидуальных способностей. По-видимому, сущность человека и следует рассматривать через его тело с его системами и органами и дух /разум/, относительно самостоятельными и взаимозависимыми, объединенными /едиными/ в достижении жизненных целей.

Итак, человеческое начало или его сущность - разумная и познаваемая, циклическая и открытая самоорганизующаяся система обмена веществ, энергии и информации, органическая активная часть природы и общества, симбиоз организма и сознания с наследственными и индивидуальными особенностями жизненных отправлений и самовыражения, способных, благодаря движению, разумности и развитию, рационализации жизненных ресурсов и энергии и непротиворечивому взаимодействию с окружающим миром людей и природы, на выживание и самосохранение, позитивное продолжение рода и улучшение вида, составляющих его ЖН, в продолжительном жизненном цикле достижения ВП, время и пространство которого стремятся к бесконечности. Разумеется, человеческая сущность сложнее определения, занимающего целый абзац, но, что самое примечательное и это особенность человеческого разума, - он способен познавать и определять, сознавать и действовать, развиваясь и совершенствуясь все более адекватно своей сущности, на что не способно ни одно животное на Земле!

4. Что же есть человек и можно ли его сделать лучше?

Постепенно сознавая свою сущность и все более контролируя свои потребности и действия, поднимаясь над желаниями и удовольствиями тела и стремясь к свободному развитию в гармонии с окружающим миром, человек определяется тем, как он представляет свою ВП и осуществляет ЖН. Надо ли говорить, что это не только очень не просто, но и выходит за рамки сложившихся стереотипов мышления и поведения современного человека, вынуждая его становиться хозяином себя и своей жизни, которая будет зависеть только от разумности или природосообразности его поведения. Не в этом ли и состоит собственно человеческое начало - способности к познанию и эффективной реализации своей сущности? Вообще говоря, этим занимается каждый человек, но с разным успехом в зависимости от многих обстоятельств - условий рождения и жизни, материальных возможностей и образования, индивидуальных усилий и организации социума. Они являются отражением развития и разумности людей и задают определенное видение ЖН, то бишь жизненных ценностей и направление преобладающих усилий. Сейчас жизненные ценности и цели большинства состоят в делании денег и стремлении к власти. Как в таком контексте не сказать о необходимости систематического познания и реализации сущности человека, которым должна заниматься наука. Задача человековедения - определить сущность и адекватные ей, идеальные жизненные ценности людей, которые будут стимулировать, если ни достижение ВП, то все большей пользы и тем самым способствовать их совершенствованию. Чем в большей степени человек сумеет проявить свой разум для этого, тем сильнее проявится его человеческое начало и тем лучше будет он сам и его жизнь. Ну, а быть человеком, - значит жить разумно в соответствии со своей сущностью, познавать себя и осуществлять ЖН, организуя свою жизнь и рационализируя жизненные ресурсы, эффективно развиваясь и гармонизируя свои дух и тело в их взаимодействии между собой и с окружающим миром людей и природы, осознавая свое место в мире и подчиняясь тому, что выражает ВП человека - позитивной видовой самореализации.

Впрочем, есть и другие возможности усиления человеческого начала в человеке посредством религии и этики, морали и закона, науки и искусства, педагогики и физической культуры, самовоспитания и мер общественного воздействия. Они достаточно развиты и в той или иной мере способствуют решению этой задачи, но важно сознавать, что человеческое начало производно разумности и, как бы мы нам ни хотелось его усилить, это удастся лишь в такой степени, насколько мы разумны. Чтобы сделать это реально, недостаточно изменить социальное устройство или отношения собственности, надо чтобы каждый человек захотел развиваться вместе с другими людьми, действуя разумно и толерантно в соответствии со своей сущностью. Чем больше развито человеческое начало, тем в большей степени человек способен сознавать и рационализировать свои движения и действия, тренировать мышцы и мышление и стремиться к достижению гармонии духа и тела, индивидуального и общего. Только разумный человек способен решать задачи самосохранения и продолжения рода, все более приближаясь к осознанию самой важной для него задачи улучшения вида, думая о которой и стремясь к ее решению, он будет непрерывно развиваться и совершенствоваться, все более удаляясь от своих животных предков и становясь человеком действительно разумным! /14.10.07/

Цикл 3: "От общего к частному"

Силы, движущие человека

Введение

Назначение статьи в цикле - показать, что движет человеком? Желания или необходимость, внутренние побуждения или внешние зависимости, а может быть насилие? Какова логика жизни человека - реальная и сообразная его сущности, необходимости и пользе? Еще одна задача статьи - отразить очевидную взаимосвязь с первой статьей цикла, связав движущие силы жизни с ее сферами. Сверхзадача статьи - определить энергию-пружину жизни человека и доказать, что это - жизненная необходимость, которая побуждает его к движению в направлении высшей пользы, которое постепенно осознает его разум! Куда и зачем идем мы сейчас? Где источник позитивной энергии улучшения жизни - вовне или внутри человека?..

1. Что движет людьми?

Жизнь человека - это его непрерывное движение и взаимодействие с окружающим миром людей и природы для удовлетворения потребностей. В результате обмена веществ образуется энергия, которая используется человеком на самосохранение и, определяемое его сущностью, развитие. Как и у животных, эти процессы идут в порядке реализации наследственной программы развития в определенных условиях существования и системе семейно-социальных отношений. В отличие от животных человек способен сознавать и в определенной степени влиять на них, обеспечивая не только свое самосохранение, но и более эффективную самореализацию /СР/. Свои потребности люди осознают в форме желаний и определяют их необходимость по силе удовольствия, связанного с их удовлетворением. При этом далеко не каждый человек и не всегда соотносит свои потребности и интересы с их необходимостью и полезностью и в массе своей расходует жизненную энергию нерационально по нескольким причинам: во-первых, не задумывается об этом, во-вторых, не знает, как это делать лучше и в-третьих, не хочет или не может этого сделать. Что же реально движет человеком и как разворачивается спираль его жизни? При очевидном многообразии мотивов, определяющих сложную картину пересекающихся интересов и взаимодействий с другими людьми, естественно выделяются индивидуальные - физиологические и психические, социальные и общечеловеческие-видовые, которые и формируют движущие силы его жизни по-крупному. Важнейшей движущей силой жизни человека, что хорошо видно на примере ребенка и детеныша животного от самого их рождения, являются выживание и развитие. Затем по мере развития активизируется программа самоутверждения в социуме. Между людьми и животными много общего - и те и другие самоутверждаются с позиции силы по отношению к жизненным ресурсам, однако на эффективную СР и рационализацию жизни животные в силу слабости их разума не способны! Необходимость обеспечения своей жизни ресурсами, определяющая важнейшие потребности и действия, создает материально-энергетическую основу организации жизни людей и ее динамику, которые реализуются в процессах производства, распределения и потребления жизненных ресурсов. В зависимости от развития и понимания людьми своей пользы эти процессы варьируют от сохранившихся еще примитивно-первобытных до весьма сложных социально-экономических форм.

Необходимость рационализации обмена веществ с окружающим миром и обеспечения двигательной активности и развития, самосохранения и эффективной СР, продолжения рода и единения с людьми и природой составляют жизненную необходимость человека и определяют важнейшие движущие силы и направления действий во всех сферах жизни. Анализируя пройденный человеком исторический путь, можно видеть, как изменились критерии необходимости и полезности и соответственно его жизненные цели и действия, насколько улучшились и усложнились самоорганизация человека и организация социума. Это свидетельствует о том, что человек находится в развитии и еще многое изменится в его жизни... А пока им движут своекорыстие и самоутверждение в социуме, которые и предопределяют важнейшие мотивы его поведения, а вместе с ними и, как их производную, основные движущие силы жизни и потоки ее ресурсов и энергии. Чтобы эффективнее использовать разум, должна быть накоплена достаточная и разнообразная информация и сформированы программы для ее обработки. Из этого следует, что человека надо учить жить разумной, сообразной его сущности, жизнью, в которой критерием достоинств будет оптимальное развитие и гармоничность его поведения. Познавая и реализуя свою сущность, человек будет постепенно рационализировать свои действия, сознавая, что для него полезнее не более выгодное положение по отношению к жизненным ресурсам и власть над миром, а их рационализация и единение с людьми и природой.

2. Реальная и необходимая логика жизни человека

Несмотря на видимое многообразие устремлений людей, они прежде всего подчинены обеспечению их жизни ресурсами и энергией, без которых все прочее не имеет смысла. Только обеспечив нормальные питание и условия жизни, можно думать о ее улучшении и от этого никуда не уйти. Коль скоро человек социален, естественно связывать его индивидуальные устремления с социумом и находить компромиссы с другими людьми. Однако, люди неодинаково разумны и трудолюбивы и по-разному видят свою долю в совокупном общественном продукте, в результате возникают серьезные проблемы: не все люди вырабатывают необходимую норму, другие берут или имеют больше, чем заработали, и наконец, самое важное, людям недостает разума, чтобы вполне это осознать и оптимально организовать. Это денормализует обмен веществ человека и противоестественно смещает его жизненные акценты. Пытаясь решить эти проблемы, естественно стремиться к тому, чтобы люди, работая вместе с другими людьми, всегда хотели и имели то, что жизненно необходимо... Для этого они должны сознавать свою не просто пользу, а высшую пользу /ВП/, как нечто общезначимое, достижимое общими усилиями! И это составляет важнейшие побудительные мотивы поведения и задачи человека, определяемые его разумной сущностью. Чтобы реализовать их, человеку необходимо объективно сознавать выражающие его сущность потребности, верно оценивать и контролировать свои желания, обеспечивая приоритет жизненной необходимости.

Человечество всегда искало пути к новой жизни и способы ее улучшения. Однако, как бы далеко не заходили люди в своих исканиях, они не приносили желаемого результата потому, что не учитывали закономерностей развития человека и социума. Пытаясь вогнать людей в противоестественные и неадекватные их природе условия существования, миссионеры или революционеры прибегали к жестокости и насилию для достижения целей, которые не могли быть достигнуты иным способом. Многочисленные попытки переустройства жизни людей были свидетельством недостаточности или ошибочности знаний о человеке и его развитии, с которым связаны определенные уровни организации его жизни и производства и использования ее ресурсов. Надо ли говорить, что современные процессы капитализации экономики и демократизации общественных отношений объективны и соотносятся с развитием человека и его социума, а для того, чтобы пытаться их улучшить, надо ни много не мало - улучшить самого человека, который является их носителем. Задача эта - не из легких потому, что подразумевает изменение-оптимизацию логики его движения и рационализацию целей и средств их достижения сообразно его сущности. Естественно, ее надо изучать и это задача человековедения, которое определяет сущность и подводит к осознанию необходимости и пользы человека. На этой основе возможно формирование оптимальной логики жизни человека, создание теории природосообразного поведения и его последовательного, научно обоснованного и более эффективного развития в единой системе социума и природы.

3. Об оптимизации движущих сил жизни человека

В процессе обмена веществ человека с окружающим миром формируются внешний и внутренний /организм/ ресурсно-энергетические контура его жизни. Ресурсно-энергетические контура человека создают материальную основу его существования и определяют важнейшие устремления, которые прежде всего обеспечивают его самосохранение. Посредством разума человек способен сознавать и рационализировать их и это в большой степени зависит от того, как он себе представляет этот процесс и связанную с ним его СР в социуме и природе. Если у животного - это стремление к более выгодному положению по отношению к жизненным ресурсам и возможности продолжения рода, то для человека она состоит не только в этом, но и в улучшении СР. Будучи способным сознавать свои возможности и выбирать тот или иной способ СР, человек на протяжении жизни находится в определенной системе отношений с другими людьми и природой, следуя сложившимся жизненным ценностям и нравственным ориентирам. Впрочем, чем ниже развитие человека, тем в меньшей степени они для него значимы, тем не менее, жизненные ценности и религиозные установления, научные представления и образы искусства формируют своеобразные духовно-нравственные контура жизни человека, которые так или иначе связываются между собой и ресурсными контурами, составляя единую, многообразную и сложную полисферу его существования. Как разум естественно и органично дополняет тело человека, так и духовно-нравственная сфера призвана гармонизировать его действия с максимальной пользой для него и других людей и минимальным вредом для природы.

При этом нельзя не видеть реального преобладания материального над духовным: потребности тела-носителя жизни весьма важны и приоритетны, составляя существенную часть инстинктов человека, которые им движут. Но сделать это лучше и прожить дольше с большей пользой можно только с помощью разума человека и развитых социальных духовно-нравственных контуров жизни. И это дает проекцию на соотношение материального и духовного в человеке, как и его тела и духа, - нельзя пренебрегать материальным в пользу духовного ибо тело первично и одновременно следует развивать и использовать дух-разум для оптимизации материальных процессов в социуме и природе и для гармонизации всех контуров жизни. Чтобы рационализировать движущие силы человека, необходимо их системно определить. К сожалению, современные гуманитарные науки дифференцированы и это вызывает необходимость формирования нового цельного знания человека. Принципиальной основой рационализации жизни человека должно послужить человековедение, которое доказывает, что современная жизнь, отражающая борьбу людей за ресурсы и власть над миром, есть фактическое продолжение животной жизни... Существенный довод помогает пониманию этого феномена - в жизни человека доминирует тело, а разум пока, слаб для того, чтобы если ни побеждать, то контролировать желания и чувства. Можно предположить, и это очень важно!, что человек еще находится на пути от животного поведения к разумному человеческому и ему нужно время...

Если действия человека выражают его жизненную необходимость, он максимально использует свои жизненные силы и они движут его в направлении ВП, обеспечивая оптимальное развитие в свободном потоке жизни. То есть человек должен делать то, что необходимо и полезно для его развития и совершенствования вместе с социумом и не вредно для природы, как среды его существования. И только разум человека способен определить этот оптимум и посредством науки помочь ему в его достижении. /13.10.07/

Цикл 4: "Что есть человек?"

От рождения до смерти

Внуку Максиму

Введение

Что ведет человека по жизни? Потребность в пище и комфорте или любовь, самоутверждение в социуме и стремление к свободе? А может быть страх смерти? Эта тема идет как бы в развитие статьи "Силы, движущие человека", расширяет и углубляет ее и понимание жизни и поступков человека. Естественно звучание проблемы соотношения тела и духа человека, желаний и необходимости, жизни и смерти в их взаимодействии между собой и с окружающим миром. Очевидна связь данной статьи с предыдущей в цикле, которая является для нее своеобразной теоретической опорой. Однако, если первая статья относительно статична, то настоящая - динамична и имеет пространственно-временные составляющие и отображения. При этом она не ставит своей целью систематическое рассмотрение онтогенеза человека, а вычленяет в нем то, что помогает определить и рационализировать его важнейшие потребности и действия и их изменение на протяжении жизни.

1. Рождение и развитие человека

Жизнь человека - это непрерывное движение и преобразование веществ и энергии, которые предопределяют его потребности и действия. Как во внутриутробном развитии его эмбрион проходит эволюционные стадии развития, так и после рождения человек живет и изменяется по законам, определяемым его сущностью и окружающим миром. На кажущийся непростым и дающим пищу для важных размышлений и выводов вопрос - зачем рождается человек, следует довольно простой ответ: затем, чтобы продолжалась жизнь людей на Земле. А кому это нужно? Творцу? Скорее самому человеку, жизнь которого в одиночку - бессмысленна. Возможен и другой ответ: это проявление законов природы - круговорота и сохранения веществ и энергии, многообразия форм жизни и развития. В любом случае позитивный ответ на этот вопрос помогает пониманию сущности и определяемых ею задач существования человека. Есть и еще один вопрос, связанный с рождением человека: каким он рождается? Какое бы недоумение он не вызвал, ответ будет такой - новорожденный очень близок к животным и фактически таковым является. Последнее важно не столько само по себе, сколько тем, что дает принципиальную точку зрения на человека и его последующую жизнь и развитие, которая, будучи похожей на жизнь животных, весьма сильно отличается от нее, впрочем, не у всех людей в силу их различий в разумности и возможностях. Таким образом, человек рождается для того, чтобы реализовать свои биологические, определяемые телом, и психосоциальные задачи, которые не должны противоречить, но дополнять и гармонизировать друг друга, обеспечивая его нормальное развитие и максимальную продолжительность жизни. Последнее невозможно без осознания единственности своей жизни и стремления к наибольшей пользе, которые являются важнейшими условиями решения основных задач существования человека и отдаления его смерти.

Новорожденный и грудной, ребенок младшего и подросткового возраста, юноша и зрелый человек, пожилой и очень старый человек - возрастные категории людей, для каждой из которых характерны определенные процессы обмена веществ в организме и информации в психике и специфика потребностей и желаний, движений и действий, жизненных ценностей и поступков. Что в этом наиболее существенно с позиций человековедения? То, как и в какой степени в них участвует разум человека и насколько перечисленное адекватно его сущности. Как рано включается и насколько развивается разум, насколько полно и своевременно удовлетворяются важнейшие потребности человека, насколько оптимальны жизненные энергия и ресурсы, наконец, по каким критериям это оценивается и реализуется? Чтобы судить о том, как используется жизненная энергия человека и протекает его развитие, необходимо оттолкнуться от важнейших процессов в организме и сознании. Как следует из наших первоначальных посылок, эти процессы у человека протекают аналогично процессам в жизни млекопитающих с постепенным усилением воздействия на них его разума и коллективного разума социума. При безусловной важности углубления и детализации всех составляющих онтогенеза наиболее существенно для человека то, как они отражаются на его развитии и насколько оно обеспечено необходимыми ресурсами и в конечном счете эффективно. Разумеется, рассмотреть эти и другие, связанные с ними процессы во всей их полноте очень сложно и для этого существует немало специальных наук, которые нередко совсем не связаны между собой, хотя все то, что они изучают, принадлежит человеку - своеобразному и цельному явлению природы. По-видимому, стоит подумать о том, чтобы найти нечто существенное и определяющее в жизни человека, анализируя и оценивая которое, можно объективно судить о нем самом и его жизни.

2. Анатомия важнейших действий и проблемы людей

Для того, чтобы лучше понять, что делает человек и в каком порядке, полезно взглянуть на новорожденного ребенка, который прежде всего дышит и питается, двигается и живет в определенном ритме и водо-тепловом режиме. Нарушение любого из этих действий и условий приводит к проблемам, прежде всего со здоровьем и развитием. В раннем возрасте у человека доминирует задача воспроизводства-роста и функционального развития. С возрастом, вследствие развития организма и психики, спектр потребностей, желаний и действий расширяется и человек для их удовлетворения вступает во взаимодействие с другими людьми и природой. В первом приближении схема жизнедеятельности человека включает два важнейших элемента - познание и реализацию сущности, которые и составляют его жизненную необходимость /ЖН/! Метаболизм - ритм бодрствования/сна - движение - близость матери - такова жизнедеятельность новорожденного. У грудного к этому добавляется больший объем движения плюс включение разума и развитие. В младшем возрасте возрастает объем общения и преобладает упрощенно-игровой характер действий, затем постепенно начинается самоутверждение в социуме. На протяжении всего детства и юности идет познание мира и себя, происходит поиск форм самореализации и самовыражения, асинхронно наступают моменты созревания физиологического и полового, психического и нравственного. Затем создается семья и продолжается род, реализуются идеалы и жизненные ценности, происходит взаимодействие с социумом.

За всем этим стоят возникающие желания и потребности людей и постепенное осознание пользы-смысла действий и большая или меньшая оптимальность организации жизни и ее ресурсов, о которых одни вообще не задумываются, а другие думают мало или не то? ЖН напоминает о себе голодом или холодом/жарой, желаниями и потребностями, не всегда полезными, навязываемыми другими людьми или возникающими от неравенства возможностей и несправедливости жизнеустройства. С помощью разума человек способен анализировать свои желания и потребности и отбирать из них более необходимые и полезные. От того, как он это делает, зависят его жизненные ценности /ЖЦ/, которые воплощают ЖН и пользу. Как относительна истина в процессе познания человека, так и относительны ЖЦ, которые изменяются по мере развития и повышения его разумности. Чтобы понять, о чем идет речь, представим себе человека во времени и развитии: чем менее психически развит человек, тем в большей степени им владеют желания и потребности тела, тем более важно для него - иметь! По мере развития задача "иметь" остается, но разум пытается ее оптимизировать через уточнение ЖН, повышение полезности его действий и решение проблем во всех сферах существования. Откуда и какие проблемы возникают у человека? Вообще говоря, природа так устроила, что у человека не должно быть больших проблем, хотя бы потому, что наделила его разумом, который способен не только их решать, но прежде всего избегать! Но проблемы возникают и это свидетельствует о том, что в его действиях много ошибок. Почему? Самый общий ответ - из-за недостатка разумности, которая есть ни что иное, как относительность или неадекватность представлений людей о своей сущности и ЖН. Какие причины есть еще? Их немало и они производны опять-таки развитию и разумности, от недостатка которых люди действуют неоптимально или несовершенно, если ни примитивно, как в индивидуальной жизни, так и в социуме и в природе.

3. Что необходимо и полезно для человека?

Как человек определяет, что для него необходимо? Прежде всего, как и животное, по своим ощущениям и желаниям, например, голоду, страху или половому влечению для получения удовольствия, или подумав и выбрав то, что более необходимо. То есть человек слышит как бы два голоса - тела и разума. Без разума - это выбор животного, с разумом - человека, который способен делать более оптимальный выбор, способствующий достижению его большей пользы - наилучшему решению задач существования. В жизни человека есть дела, которые вызывают различное отношение к себе, одни - более необходимы и обязательны, другие - менее, некоторые дела более, а другие менее желательны. Большинство людей делает то, что считает более желанным и доступным для себя. При этом они не всегда руководствуются разумом, нередко ими владеют чувства и желания, а некоторые - безраздельно. Чем более развит и культурен человек, тем большее место в его выборе занимают логика и мораль, необходимость и общезначимые польза-ценности, в противном случае им владеют эгоизм, частная выгода и удовольствия. Чем лучше люди реализуют свою сущность, тем координированниее и красивее их идивидуальные движения и действия и организованнее поведение в социуме. Чем полезнее и рациональнее люди используют индивидуальные жизненные ресурсы и энергию, тем чище их нравы и справедливее социальные отношения, тем меньше конфронтации и борьбы... Кажется, это так просто в теории или в идеале, а в жизни все по-другому. Почему? Да потому, что людям не достает разумности как способности действовать адекватно своей сущности, то есть осуществлять ЖН во времени, в социуме и пространстве. И это очень важно для понимания и определения действий человека, как и соотнесения реальных действий и жизненно необходимых и полезных.

Выше было показано, что реально человека ведут по жизни, прежде всего потребности и желания тела, а затем субъективно сознаваемая разумом ЖН. Когда не надо думать о хлебе насущном, его добывании, вступает в силу сравнение своих возможностей с другими людьми и естественное желание быть не хуже и иметь больше и меньшими усилиями, которое постепенно перерастает в желание быть лучше и выше других. Но сущность человека социальна и он должен соотносить и гармонизировать свои действия с другими людьми, а это возможно понять и реализовать только разумом, способным оценить необходимость и полезность чего-то для человека - индивидуума, части социума и всего человечества. Чтобы судить об этом, надо иметь критерии необходимости и полезности. И в этом человеку может помочь только одно - обращение к его сущности, которая и подскажет, что самое полезное для него, и что составляет его высшую пользу /ВП/, - свободный поток развития в гармонии тела и духа и окружающего мира людей и природы. Задача человека - действовать адекватно своей сущности, для чего ее надо изучать и определить свою ЖН и пользу. Если человек будет осуществлять свою ЖН и стремиться к ВП, а это примерно то же, что постигать абсолютную истину, он постепенно выйдет на такой уровень целесообразности, а точнее сказать, природосообразности поведения, который обеспечит ему все более свободное развитие в расширяющемся пространстве жизни и во все более продолжительном жизненном цикле. С помощью разума человек способен сознавать себя органической частью социума ибо это адекватно его сущности и стремиться к общности и единению с людьми для улучшения всего человеческого вида. Это составляет ВП человека и должно предопределять все его действия. Действуя для улучшения своего вида, человек будет стремиться к улучшению себя и своего взаимодействия с людьми и природой в свободном потоке развития. И это самое важное и необходимое для каждого человека!

4. Не бояться смерти, а отдалять ее!

Если СМИ заполнены политической и светской, криминальной и сексуальной, рекламной и развлекательной информацией, это говорит о том, что людей волнует и что для них ценно. Действуя в русле основных материальных и информационных потоков, многие нередко оказываются на крючке у обещаний политиков или законодателей мод, рекламы товаров и идей, ну, а удовольствия/развлечения и их вершина - секс главенствуют в жизни и являются важнейшими ее ориентирами. Масса болезней, проблем и опасностей окружают людей, но их как бы не видят, пока они сами не напомнят о себе неожиданной болезнью, смертью близкого человека, природным или социальным катаклизмом. Противоречия между отдельными людьми и политическими группами, говорят о преобладании частно-эгоистических интересов людей. Безусловно, это не случайно и дает повод некоторым связывать такие действия с природной алчностью человека и его страхом смерти. Увы, человек действительно таков, но не всегда, поскольку находится в развитии - и отдельный индивидуум и его социум. Стремление иметь больше и быть выше других уходит своими корнями в животную жизнь и видоизменяется по мере развития человека и повышения его разумности. Чем более разумен человек, тем менее он эгоистичен и более организован, толерантен и демократичен. Человек разумный в отличие от животного способен сознавать себя и действовать природосообразно со все большей пользой для себя в направлении ВП продолжения и улучшения жизни.

Как непросто бывает определить сущность человека, так же сложно говорить и о смысле его жизни и смерти. Однако, если определено первое, то второе следует из него само собой. То есть не стоит слишком акцентировать на неопределенности человека и смысла жизни, а это продолжается тысячелетия, его надо изучать и определять. То, что это не сделано вполне до сих пор, - недоразумение, связанное с внешней жизненной ориентацией человека на обогащение и господство, с точки зрения достижения которых познание и эффективная реализация сущности человека - не актуальны. Стоит ли говорить, что в системе этих ценностей далеко не все могут быть успешны и прежде всего потому, что ценности распределяются неравномерно и несправедливо, что и является основанием для возникновения противоречий и неравенства, конфронтации между людьми и принижения значения их жизни и приближения смерти всех - мирового катаклизма. Человеческий разум способен расширять и углублять представление о ЖН на социум и природу и видеть пользу человека во все менее противоречивом, а со временем и более гармоничном взаимодействии с окружающим миром, благодаря которому его движение по жизни будет все более свободным и продолжительным. Думая о ВП, как пользе всех, и стремясь к улучшению всего человеческого вида, человек, как органическая часть социума и природы, будет действовать со все большей пользой для себя и жить все лучше и дольше не желая умирать!../25.01.07/

Цикл 3: "От общего к частному"

Цена жизни человека

Введение

Задача статьи - сформировать принципиальную ценностную основу жизни человека и обосновать систему ее оценки. Предстоит связать цену жизни с определяющими ее содержание и смысл жизненными ценностями и показать их соотношение. При этом становится понятным, что смерть людей от терроризма и преступлений, катастроф и ошибок, чужих и собственных, не случайна и производна их несовершенству, а отношение людей к опасности и смерти - мера их развития и разумности. Только осознав это вполне, можно определить: сколько стоит жизнь человека и почему так много людей гибнет по разным причинам и так легко убивают людей для достижения корыстных, честолюбивых и даже социально-значимых целей? Чем меньше люди думают и знают о своей жизни и сущности и чем хуже ее реализуют, а значит и ценят, тем ниже ее цена и выше степень опасности для каждого их них.

1. Надо ли оценивать жизнь человека?

Когда человек рождается, все ему рады и желают здоровья и благополучия. Когда - умирает, его жалеют и тем больше, чем больше хорошего он сделал. Надо ли говорить, что все нормальные люди рады новорожденному и печалятся о покойнике потому, что это связано с самым дорогим для них - жизнью, которую первый получает, а второй - теряет. Однако, как бы людям ни хотелось жить вечно, они умирают и это происходит по разным причинам, не всегда естественным, которые они не вполне сознают. Возможно, это как-то связано с развитием и противоречиями между людьми, порождающими неадекватное восприятие смерти и принижение значения жизни и ее ценности. Потому, наверное, жизнь человека имеет свою цену только у наемных убийц, что кошмарно... Парадоксальность ситуации состоит еще и в том, что люди, стремясь иметь все больше и занять более высокое положение в обществе, самоотчуждаются и разобщаются между собой и природой, отнюдь не отдаляя свою смерть... Жизнь так устроена, что человек, будь то простой обыватель или сильный мира сего, стремясь к достижению целей, мало или совсем не думает о возможных последствиях и побочных эффектах своих действий, а главное - о том, насколько они вообще необходимы, полезны и безопасны? Не вполне сознавая конечность и неповторимость жизни, как и естественную взаимосвязь между людьми, он нередко сокращает свою жизнь и мешает жить другим. Можно предположить, что цена жизни соотносится с жизненными интересами и ценностями людей, которые производны их развитию и взаимодействию с социумом. Последнее особенно важно потому, что ресурсно-энергетические потребности и безопасность людей не могут быть обеспечены ими самими без общих, социально-значимых усилий.

Надо ли и зачем оценивать жизнь? Странный вопрос. Ну, хотя бы затем, чтобы выше ценить и лучше сохранять ее, поскольку жизнь, - самое дорогое для человека. Все ли и вполне сознают эту довольно простую истину? Вряд ли... Даже живя рядом с опасностями, люди не сознают их вполне потому, что цена жизни не велика для них настолько, чтобы заставлять думать и делать больше для самосохранения, чем, увы, это делает животное... Стало быть человек должен выше ценить свою жизнь, чтобы жить безопаснее. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, это - функция и задача его разума. Человеку рациональному, создавшему множество вещей и сложных устройств, весьма дорогих и требующих к себе внимания, стоило бы относиться к себе и своей жизни, как самому дорогому "устройству природы", чтобы жить лучше и дольше. А для этого надо учиться оценивать и ценить свою жизнь. Но как? Может быть экономически оценивая затраты на жизнь в соотнесении с ее качеством, что так понятно каждому человеку? Увы, затраты определяют стоимость, а не цену жизни. Или подойти к оценке жизни с точки зрения успешности и результативности действий людей, оценивая выше жизнь тех, кто реализует себя объективно лучше?.. Разумеется, для оценки столь сложного и многообразного объекта, как жизнь человека, необходим системный подход, чтобы оценивать ее во всей полноте. Однако, ни одна наука пока не имеет объективных критериев оценки жизни человека в конкретных исторических условиях. По-видимому, следует выделить в жизни человека нечто существенное и общезначимое, что можно будет определить и оценивать.

Что же взять за основу суждения о жизни человека, если ни его сущность, опираясь на которую, можно сформировать критерии и систему ее оценки? Однако, о сущности человека пока нет однозначного суждения, - скажем, философская антропология рассматривает не менее десятка ее определений - от древности до наших дней. Получается, что человек - явление менее определенное, чем далекий космос или многообразная природа? Ну не странно ли это, как и то, что природу изучают весьма серьезно и системно, а человека - не надо? Сложившаяся система природоведения отражает внешнюю ценностную ориентацию людей и недооценку человековедения и необходимости науки о познании и реализации его сущности, без которой объективная оценка жизни человека и его развития, как и их улучшение, невозможны.

2. Развитие человека и цена его жизни

В животном мире понятие цены жизни не имеет смысла потому, что сознавать смысл или оценивать жизнь способен разум, который у животного слишком слаб. Если цена жизни человека сейчас невысока, то это свидетельствует о его близости к животным, неразумности и несовершенстве, которые объективны и, хочется надеяться, преодолимы со временем по мере его развития. Но если у животных процесс развития протекает, как бы сам собой, инстинктивно, то развитие человека зависит и от его разумности, которая проявляется в способности к самопознанию и повышению эффективности самореализации. К сожалению, пока люди не вполне используют ее, несмотря на то, что это жизненно необходимо. Человек находится в развитии, при этом индивидуальное развитие более динамично и ощутимо, чем социальное, которое более консервативно и менее зависимо от человека. И то и другое отражает меру познания и реализации человеком его сущности, которая объективно снижается от индивидуальной к социальной и общечеловеческой сферам. Что здесь наиболее важно? Прежде всего - степени самосознания и, связанного с ним, самосохранения человека. Чем лучше он сознает себя и свою сущность, тем теснее его связь с окружающим миром людей и природы, неотъемлемой частью которого он является, и тем лучше он может себя сохранить и реализовать. История человечества отражает развитие и изменение форм жизни людей от примитивных, первобытных к современным, более совершенным, для которых характерно повышение общности их интересов, толерантности и единения. Однако, индивидуальные различия людей делают восприятие и оценку жизни неоднозначными и относительными их развития, с которым связаны определенные жизненные интересы и ценности. Ни для кого не секрет и, это не только никого не шокирует, но является предметом вожделения многих, что реально самое ценное в жизни людей - деньги и частная собственность, а не здоровье и развитие, работоспособность и оптимальное самовыражение, внутреннее равновесие и гармония взаимодействий с людьми и природой.

Минуют столетия и, кажется, что так и должно быть. Однако, не все люди и не во всем разделяют эти ценности, с которыми связано так много разнообразных и весьма острых проблем. Если попытаться глубже разобраться в происходящем, то можно увидеть некую общую основу проблем - они возникают из-за неравенства людей в реализации их возможностей и удовлетворении потребностей, приводящего к возникновению объективных противоречий между ними и конфронтации. Последнее может иметь две основные причины: люди или не равны по своим возможностям и потребностям изначально по сути своей или не могут понять причину неравенства в силу недостаточных развития и разумности, поскольку и то и другое относительно и производно развитию, которое происходит в слишком большом для осознания человеком цикле. Как-то сама собой приходит мысль о науке, которая призвана помочь человеку увидеть себя в развитии, во времени и в пространстве и усилить его неразрывную связь с другими людьми и природой, которую он в юном возрасте ощущает и реализует органично, как самое дорогое и важное для себя, и дорожит близостью и дружбой с другими людьми до тех пор, пока жизнь не разведет их по имущественным, политическим и каким-либо еще частям лабиринта современной жизни. Родительская любовь и дружба, единение профессиональное и творческое, наконец, любовь к людям и радость жизни, которая тем сильнее, чем адекватнее своей сущности действует человек, - все это и многое другое - составляющие жизни человека и то самое, что повышает ее цену для самого человека и других людей, как частей единого целого. И чем лучше человек познает и реализует свою сущность, чем свободнее и эффективнее его развитие, тем ближе и дороже ему становится окружающий мир людей и природы и тем ценнее и продолжительнее становится его жизнь.

3. Формирование системы оценки жизни человека

Сложившаяся оценка жизни человека, и это особенно отчетливо проявляется после его смерти, базируется на его достижениях в системе господствующих жизненных ценностей. Потому неудивительно, что на кладбище рядом могут находиться могилы уважаемого гражданина и преступника. Разумеется, такая оценка относительна, - ближе к истине будет оценка жизни человека с точки зрения его развития. А по каким критериям оценивать его развитие - силе или уму, размеру состояния или необходимости и полезности его дел, а может быть соотношению эгоизма-альтруизма? Увы, и это неоднозначно, - нужны некие универсальные и общезначимые критерии. Система оценки жизни человека, которая формируется человековедением, базируется на анализе его действий в контексте познания и реализации сущности и выражающих ее критериев - необходимости и пользы. Особенность такой оценки жизни человека состоит в том, что она оценивается не как товар с некоторой потребительной стоимостью, а как процесс, протекающий более или менее успешно и имеющий лучшие или худшие параметры. Важнейшими из них безусловно являются благоприятность условий существования и обеспеченность жизненными ресурсами, характер самосохранения и развития. Поскольку сущность человека социальна, естественно оценивать его жизнь в контексте взаимодействия с социумом, характер которого является одним из важнейших параметров оценки. Интегральный критерий оценки жизни человека - его развитие, - оно тем лучше, чем он разумнее и его самореализация эффективнее, а взаимодействие с окружаюшим миром гармоничнее. При этом разумность человека есть мера соотнесения его действий с сущностью и их согласования в процессе самореализации.

Система оценки жизни человека базируется на том, как он осуществляет познание и реализацию своей сущности и развивается, при этом показатели развития оцениваются в контексте необходимости и полезности составляющих его элементов. Небходимость, рассматриваемая, как жизненная необходимость /ЖН/, и полезность и ее высшее проявление - высшая польза /ВП/ и являются высшими критериями, на основе которых выстраивается система оценки жизни человека. Логически она показывает насколько рационален в своем поведении человек, - чем лучше он реализует свою сущность и осуществляет ЖН, тем ближе он к своей ВП и тем выше оценка его жизни. Разумеется, понятия "лучше-хуже" или "ближе-дальше" относительны и только разум человека способен преодолевать их относительность, определяя и повышая меру организованности его действий, оценивая их необходимость и полезность. Собственно, в этом по-крупному и заключается объективная оценка жизни человека, которая вполне может быть детализирована, как и его ЖН, определяемая его сущностью. Идеализированность этих рассуждений относительна разумности человека, который всегда должен! /не кому-то, а по логике жизни, определяемой его разумом/ оценивать необходимость и полезность каждого своего шага. Сравнение своих действий, сколь они ни были значительны, с ВП и ЖН - есть высшее, идеальное проявление разума и человеческой сущности, которое поможет людям увидеть ошибочность или опасность их многих начинаний и, повышая ее цену, сделать их жизнь на Земле лучше и человечнее.

4. Как повысить цену жизни человека?

Чтобы повысить цену товара, надо улучшить его качество. Что же касается человеческой жизни, это сделать намного сложнее ибо человек слишком многообразен, чтобы не зависеть от различных условий, везения и поддержки других людей. Под важнейшими условиями подразумеваются его последовательное самопознание и эффективная реализация сущности в непротиворечивом взаимодействии с людьми и природой. Везение - это благоприятное стечение жизненных обстоятельств, когда человека обходят и природные и техногенные катастрофы, злой умысел преступника и неочевидные собственные ошибки. Наконец, что бы ни делал человек, его усилия могут быть неэффективны, если его не поддержат другие люди, с которыми придется взаимодействовать. Таким образом, для повышения цены жизни прежде всего необходимы улучшение условий существования человека и обеспеченности жизненными ресурсами и свободное эффективное развитие - индивидуальное и социальное. Будучи интегральным критерием оценки жизни человека, развитие протекает тем лучше, чем благоприятнее условия и рациональнее использование ресурсов, эффективнее самореализация и гармоничнее взаимодействие с окружаюшим миром. Самопознание и реализация сущности человека в индивидуальной и социальной сферах, оцениваясь в контексте развития человека и его разумности, связаны с определенным пониманием необходимости и ползности тех или иных его действий. Очевидно, возрастание цены жизни человека - есть изменение его представлений о необходимости и пользе и повышение природосообразности действий.

Рассуждая о повышении цены жизни человека, необходимо учитывать объективные и субъективные факторы его развития. Что за этим стоит? Познание и реализация сущности человека, которая имеет индивидуальные, социальные и видовые проявления, многофакторный процесс, оптимально организовать который одному, даже гениальному человеку не под силу. То есть действия человека, стремящегося к улучшению жизни и повышении ее цены, должны быть согласованы с другими людьми и природой. Насколько это возможно сейчас, показывает жизнь - она разумна и ценна настолько, насколько разумен человек в своих устремлениях. Должно быть понятно, что жизнь не может вдруг стать ценнее и лучше сама по себе или по чьей-то воле - слишком уж она сложна и зависима, но это произойдет постепенно и тем скорее, чем целенаправленнее, организованнее и последовательнее будут действовать люди, познавая и реализуя свою сущность. Практически, коль скоро повышение цены жизни человека производно развитию, надо ему способствовать. Но современные жизненные ценности состоят в обогащении и достижении превосходства, которые требуют иных качеств... Есть ли какая-то логика во всем этом и какова перспектива? Конечно, есть и она - в развитии и его уровне, которому адекватны свои ценности. Потому нетрудно видеть, но трудно устоять от желания ускорить развитие, наращивая массу мышц, а не энергию единения людей, без которой оно не может быть эффективным. Надо отдавать себе отчет в том, что главное - не мешать, а способствовать развитию, оно должно быть естественным и свободным, и для этого надо познавать себя и свою сущность и лучше ее реализовать вместе с другими людьми. Благодаря разуму, человек стал человеком и с помощью разума он способен познавать и улучшать себя и повышать цену своей жизни.../22.09.07/

Цикл 3: "От общего к частному"

Основания частного и общего

Введение

Нет двух одинаковых людей и есть нечто общее у всех... Есть у каждого человека нечто свое и то, что объединяет его с другими... Человек - существо биосоциальное и можно предположить, что его положение между частным и общим есть мера осознания и реализации его сущности. А что есть свобода самовыражения человека: естественное состояние или необузданная разумом и несоотносимая с необходимостью, форма самообмана? И можно ли говорить о том, что индивидуальность - это нечто личное, частное и особенное, не связанное с общим, а общность - некая внешняя по отношению к личности и как бы не нужная человеку зависимость? И насколько представление об общем и частном производно разумности человека?

1. Причины появления статьи и ее темы

Появление этой статьи обусловлено безусловной важностью темы и неоднозначностью ее трактовок. С одной стороны, между частным и общим у людей существуют серьезные противоречия. С другой - частное - не что иное, как проявление общего, которое еще не вполне познано и напоминает людям об их сущности и необходимости ее познания. Разные лица, фигуры и движения, интересы, действия и достижения людей являются основаниями индивидуального, частного. В отношении общего вопрос сложнее, впрочем, пока люди не займутся каким-нибудь совместным делом или не начнут общаться, короче говоря, делать то, что их объединяет. То есть у людей есть частное, различающее их, и общее, объединяющее. Эти особенности людей естественны ибо являются проявлением их сущности и предполагают разумное толкование. В силу различий интересов и действий людей, понимание этих вещей затруднено и неоднозначно. Одни акцентируют свободу воли и самовыражения, как нечто сверхценное, как и частная собственность, другие декларируют приоритет социальных ценностей и это также имеет своих адептов. Разумеется, свобода человека во всех ее проявлениях самоценна и это сопрягается с его сущностью, которая безусловно индивидуальна. Но в ней также есть и социальная составляющая, которая проявляется в форме общения или единения людей в совместном труде, не говоря о продолжении рода и улучшении вида, - этих важнейших задачах существования. Что наиболее важно в проблеме общего и частного? Прежде всего единство этих по сути комплементарных понятий, отражающих то, что человек поворачивается к миру либо своей индивидуальностью, когда это необходимо, или стремится к общности и единению с людьми, потому, что это полезно, ибо такова его сущность. Кажется, это так просто, однако, жизнь показывает другое - между частным и общим существует серьезный антагонизм, доводящий людей до военных столкновений и революций.

Следовательно, есть нечто такое в интересах и действиях людей, что порождает эти противоречия. Может быть их излишняя эмоциональность или преобладание силы над разумом? Последнее дает основание для предположения о недостаточных разумности и развитии людей, действия которых уж очень напоминают поведение животных и их инстинкты, а не осмысленные, организованные и выстроенные по критериям необходимости и полезности поступки человека... В решении проблемы частного и общего сломано немало копий, и самое сложное в ней всегда было связано с выбором понятийной основы рассуждений. Однако, коль скоро речь идет о человеке, то и надо идти от его первоосновы - сущности, о которой в силу боязливости и неуверенности, а главное, невыгодности и даже опасности для себя, обыватели и ученые, рассуждают расплывчато и неопределенно, как о чем-то неподвластном человеческому разуму... Ну, как же можно определенно говорить о творении Божьем, - лучше конформистски соглашаться с непостижимостью человека и не углубляться в теории /а это еще и очень непросто потому, что придется развязывать множество узлов и связывать заново их концы с концами/ и выдавать нагора всякую наукообразную чушь, которая для всех приемлема... Однако, восстания и революции, непрекращающаяся борьба за власть и передел мира, как и привычные жестокости современной жизни, в основе которых лежит противоречие между частным и общим, не могут оставлять равнодушным здравомыслящего человека и побуждают к поиску причин происходящего. Опираясь на определение сущности человека, познание и реализация которой являются предметом человековедения, можно утверждать, что частное и общее антагонистичны постольку, поскольку противоречивы дух и тело человека и люди разобщены между собой, делая не то, что необходимо и полезно. Но кто или что способно сознавать это и не доводить до противодействия, если ни разум человека? И что порождает антагонизм между частным и общим, если не сон разума, о котором так живописно сказал Ф. Гойя?

2. Суждения о частности и общности людей

Проблема частности и общности людей многоаспектна. Несмотря на комплементарность, находить оптимум между ними очень непросто. Мое и общее - важнейшее позиционирование человека, которое подкрепляется с стороны общего моралью, а со стороны частного - законом. Различие между ними - суть двойственности поведения человека, отражающего кажущееся, вспомним Б. Паскаля, неразрешимым противоречие между его телом и духом, - оно тем больше, чем менее человек разумен. От противного, - чем более разумен и сообразен своей сущности человек, тем более он естествен и един и тем менее противоречивы его дух и тело. Подразумевается примат разума, рефлексирующего сигналы тела и определяющего, что для него необходимо и полезно. Идеал разумности человека состоит в преодолении разобщения духа и тела через возвышение духа в его стремлении к гармонии с телом и через него с миром. Есть еще один аспект этой проблемы - индивидуальная свобода и социальная зависимость человека. А в чем они проявляются? Прежде всего в его развитии и отношении к миру, своеобразии жизненных отправлений и самовыражения, развитии и разумности. То, что человек биосоциален, не делает его элементом целого - социума, однозначно зависимым от общего - человек самостоятельный объект, относительно зависимый от других людей, субъективно сознающий необходимость и оценивающий полезность взаимодействия с другими людьми, которая проявляется в определенных формах организации жизни и отношения к ее ресурсам. Вспоминая о двойственности поведения человека и противоречии между его телом и духом, как и между частным и общим, уместно говорить об их зависимости между собой и связывать перспективы человека с его развитием.

Каждый человек стремится к самовыражению и творчеству и это естественно, как и то, что будучи частью социума, он делает это всегда для кого-то, нередко того не сознавая. Каким бы личным, абстрактным и трансцендентным оно ни было, в самовыражении человек самоутверждается в социуме и это служит подтверждением его социальности или общности. Например, художественное творчество по меткому выражению М. Пришвина, является средством восстановления утраченного родства людей. Подобная роль принадлежит и гуманитарным наукам. Что же касается естественных наук, то они, сколь заумными и абстрактными ни были, являются средством единения людей и природы, что не менее значимо и согласуется с их сущностью. Отражением проблемы частного и общего является информационно-коммуникационые процессы жизни людей. Показывая преобладание политической, коммерческой и развлекательной информации, они носят в основном частный или корпоративный характер и не способствуют достижению общей, если ни сказать высшей пользы /ВП/ людей. Несмотря на частную принадлежность, информационно-коммуникационные средства по своей сути призваны сближать, если не всех людей, то их социальные слои, корпорации или группы, способствуя социализации жизни и одновременно отражая глубинные жизненные процессы, восходящие к разноуровневой сущности человека. Именно она в конечном счете предопределяет все, что ни делают люди в различных сферах их жизни, потому что сущность человека и есть важнейшее основание его различий и общности с другими людьми и природой.

3. Определение основания и меры частного и общего

Различия людей проявляются не столько во внешности и поведении, сколько в отношениях друг к другу, которые строятся на основе пропорции: мое - общее. Существенные различия людей в обладании большими капиталами или в лучшем положении по отношению к жизненным ресурсам, а не более высокий уровень самореализации, в значительной мере формируют действительность, подводя к мысли о ее несовершенстве. Индивидуализм и разобщение людей, возникающее на этой противоречивой основе, давно побуждает к поиску причин такого положения. Одной из вершин этих поисков стала марксистская теория коммунизма. Построенная на примате общественного над частным, она нашла многих сторонников и... принесла людям много жертв, которые очевидно не оправдали достигнутого. Основным недостатком марксизма, по-видимому, является недомыслие, проявившееся в недооценке объективных естественных факторов развития человека и его неготовности к обобществлению собственности. А много жертв было потому, что людей, не созревших для общих дел, заставляли делать это силой...

В чем же основание общности людей, если не в их биосоциальной сущности? Но почему тогда не выжил социализм и умер, не выйдя из теории, коммунизм? Если бы люди вполне это осознали, удалось избежать многих ошибок и жертв. И тем не менее, мы вновь и вновь возвращаемся к социальности человека, которая настолько очевидна, что не вызывает сомнений и социология тому подтверждением. Впрочем, она эффективно исследует существующие социальные процессы, но, как и философия, не имеет цельного объективного суждения о природе и основах общности людей, как бы отрывая социальные отношения от самих людей и не связывая человека и социум естественными и детерминированными отношениями. Человековедение восполняет этот недостаток, связывая различие между частным и общим в жизни человека с уровнем его развития и разумности. Чем более разумен и сообразен своей сущности человек, тем более едины и менее противоречивы его дух и тело и взаимодействие с окружающим миром, и тем большим делается для человека значение общего! Выделяя и обосновывая уровни развития и разумности человека, Человековедение подводит к тому, чтобы не ожидать от человека, находящегося на уровне преобладания частных корыстно-хозяйственных мотивов поведения, их существенной социализации. Вместе с тем, определяя сущность человека, оно выделяет общность с людьми и единение с природой, как одно из важнейших ее оснований и свойств, и связывает с его развитием постепенную ненасильственно-естественную активизацию процессов социализации и обобществления собственности.

Представления о частном и общем в значительной степени формируют содержание жизненных ценностей человека, позиционируя его по отношению к жизненным ресурсам и природе и социуму-общности и определяя формы организации его индивидуальной и социальной жизни. По мере самопознания соотношение частного и общего будет изменяться в сознании людей сообразно их представлениям об их необходимости и полезности, которые будут постепенно идеализироваться до ВП. Последняя и укажет людям тот самый оптимум, но не границу, каковая сейчас разделяет эти отношения, достижение которого сведет на нет или сгладит противоречие между частным и общим. Достижение этого оптимума - реально, поскольку отвечает жизненной необходимости /ЖН/ человека и приближает его к ВП. Так, что же служит основанием частного и общего? Коль скоро носителем и того и другого является человек, он, когда ему это необходимо и полезно, индивидуализируется или стремится к общности с людьми адекватно своей сущности. В последнем утверждении есть момент истины, - чтобы человек осознал необходимость и полезность чего-то, он должен сделать это своим разумом, а антагонизм между частным и общим, возникает при его недостаточности. Проблема частности и общности людей существует постольку, поскольку они полезны или вредны, а критерием необходимости и полезности является степень сообразности их сущности. Таким образом, основанием частности и общности людей является их сущность, а мерой частного и общего служит степень ее познания и реализации или их разумность.

4. О достижении оптимума частного и общего

Возможно ли достижение оптимума частного и общего? Теоретически, да, а вот практически? Связывая эту возможность с развитием и разумностью человека, как эффективной реализацией его сущности прежде всего в социальной сфере, мы исходили из того, что мера частного и общего - не абстрактная величина, а результат осуществления человеком его ЖН. Можно обратиться к сущности человека, которая для него пока неочевидно социальна, но более убедительным аргументом в пользу большей социализации его жизни является современная практика ее демократизации и интеграции вплоть до глобализации, отражающих изменение соотношения частного и общего, как и изменение представлений об их необходимости и полезности. Последнее и указывает людям путь к преодолению противоречий между частным и общим. А путеводной звездой для них будет осознание и приближение к общей или ВП. Впрочем, чтобы предметнее говорить об этом, задумаемся о том, что есть оптимум частного и общего? Во-первых, и это вытекает из контекста современной жизни, оптимум между частным и общим - идеал разумной и справедливой жизни! Во-вторых, идеал имеет свои форму и содержание: человек должен владеть таким количеством частной собственности, которое отвечает его ЖН и не более того, - остальное должно быть в общей собственности, предназначенной опять же для лучшего удовлетворения частных/индивидуальных потребностей людей, которые стремятся к достижению ВП! Это и есть логическая формула достижения оптимума частного и общего в жизни человека. Практически из нее вытекает его значительно большая свобода от необходимости обслуживать себя едой, одеждой, жилищем, транспортом, работой и многим другим, что составляет рутинный массив современной, плохо организованной и обеспеченной жизни человека в пользу более интересных дел по самореализации в направлении ВП и наполнению его жизни гораздо большими смыслом и радостью.

Надо ли говорить, что при этом каждый человек должен четко знать, что ему нужно и что он должен!, а цели его существования должны соотноситься с общезначимыми или целями других людей и это не только никого не должно и не будет "напрягать", но будет радовать и делать всех счастливыми. Впрочем, каким бы "красивым" ни был этот оптимум, с его осуществлением связано немало проблем. Самая большая из них состоит в том, чтобы каждый человек сознавал ВП и осуществлял ЖН. И дело здесь не только в понимании их существа, которое, увы, не всем людям доступно в силу различий в разумности, - главное, чтобы оно пронизывало все мысли и действия каждого человека и его социум со всеми его институтами и идеологией. Опыт социализма 20-го века показывает, что достичь этого очень непросто прежде всего потому, что человек по своему развитию объективно не созрел или не дорос до этого и форсировать социализацию бессмысленно и опасно. Должно пройти время прежде, чем будет остановлено накопление индивидуальных и общих проблем, решение которых видится в осознании людьми их ЖН и общей пользы. Становится все более очевидным, что решить социальные /вспомним безработицу и бедность, преступность и терроризм/ и экологические проблемы возможно только сообща, всем обществом. Что же надо делать для достижения оптимума частного и общего? Прежде всего, побуждать к этому всех людей и это - задача человековедения, а ее решение должно проходить через человека и его сознание в процессе познания и реализации сущности. И это станет возможным, когда разум человека сможет осознать, что достижение ВП состоит в осуществлении его ЖН в рационализации жизни и ее ресурсов и организации единого жизненного цикла человечества, пространство и время которого стремятся к бесконечности! /14.10.07/

Цикл 4: "Что есть человек?"

От частного к общему

Введение

Насколько свободен и независим человек от других людей и что есть человек, социум и государство? Что есть эгоизм и альтруизм и от чего зависит ориентация человека по отношению к другим существам? Кто и что, кому и почему должен или нет и что означает - вести себя сообразно своей сущности? Почему между людьми, обществом и государством существует отчуждение и последнее не выполняет своих функций, а человек хорошо помнит свои права, но не всегда помнит об обязанностях? Как должны выстраиваться отношения человека и социума и какую роль и насколько хорошо выполняет государство? Размышляя над этими вопросами, можно увидеть, что человек и социум несовершенны, но чтобы людям стало легче и лучше жить, а государство действительно и эффективно выражало и обеспечивало интересы большинства, надо, чтобы каждый хорошо понимал себя и свою социальность, без которых не может быть адекватного понимания задач государства и обязанностей людей по их выполнению!

1. Я и они, я и мы, мы и они

Рождаясь животным, человек может им и остаться, если не станет достаточно разумным, чтобы воспринимать себя, как зависимую и равноправную с другими часть целого-общности. Однако, не все люди или невполне сознают и реализуют это. И таковы все животные и люди, у которых слабо или вообще неразвито человеческое начало... Животное по сути своей эгоистично ибо не способно сознавать себя частью общности. Имеющиеся примеры довольно сложной организации их сообществ, не смотря на видимое совершенство, не являются разумными. Способность к осознанной организации - есть то самое, что отличает даже несовершенный человеческий социум от муравейника или пчелиной семьи. Можно говорить, что животное - это я, а человек - это мы! Впрочем, все в мире, и разумность человека тоже, относительно, потому и его социальность, как сознание себя частью общности, производна разумности и позиционируется от "я" до "мы" в зависимости от его развития. Чем более развит и разумен человек, тем лучше он себя сознает и тем лучше реализует. Не сомневаясь в социальности человека, как и его материальности, естественно видеть его самореализацию, как социальное явление, а социум рассматривать не, как нечто чуждое и вредное для человека, а как среду, без которой не может быть осуществлена его жизненная необходимость /ЖН/.

Когда одни люди говорят о неприкосновенной и даже святой частной собственности, как о чем-то данном свыше и неизменном, то имеют в виду только то, что человек имеет право владеть чем-то. Когда другие люди доказывают приоритет общественной собственности, то имеют в виду, что для нормальной жизни людей лучше, если она будет не в частных руках. Время показывает людям, что и те и другие правы для частных или отдельных случаев, а неправы в принципе, если обратиться к или оттолкнуться от сущности человека, которая и индивидуальна и социальна. Из чего следует, что в ней есть и частное и общее, а его жизнь от самого рождения есть движение от "я" к "мы". Чем более разумен или адекватен сущности человек, тем важнее для него общее, без которого или из-за недостаточной степени которого недостижима его большая польза! Есть и еще один аспект проблемы частного и общего - мы и они, где мы - это народ, а они - власть или сильные мира сего. История знает не слишком много случаев, когда мы и они были довольны друг другом и прежде всего мы, потому что хотим, а они не могут или не хотят удовлетворить наши желания, но вполне удовлетворяют свои и при этом очень гордятся своим высоким положением, а мы им оказываем всякие почести, впрочем, до тех пор, пока они не отчуждаются от нас настолько, что совсем перестают с нами считаться. Самое неприятное в этой проблеме - взаимное отчуждение между народом и властью из-за расхождения между словами-декларациями и делами со стороны власти и неисполнимой надеждой народа на лучшую жизнь. Кстати, чем ниже культура народа, тем сильнее может быть его отчуждение с властью и наоборот. Ну, и если говорить о причинах такого положения, то, вспомнив сказанное выше, что животное - это я, а человек разумный - это мы, можно констатировать, что законы жизни людей весьма напоминают законы джунглей и отчуждение власти, как и самоотчуждение человека, начнут снижаться по мере повышения их разумности.

2. Как строится и на чем стоит взаимодействие людей?

Поскольку человек индивидуален и социален, то сферы его жизни надо, нет ни примирить, а согласовать так, чтобы это было полезно ему и другим. И это вполне возможно, хотя и непросто и не сразу. Чем более разумен человек, тем оптимальнее он соотносит свои индивидуальные и социальные интересы и лучше организует свою жизнь, в том числе и управляет, а не правит. Если люди вполне сознают свою пользу и подчиняются ее достижению, то как между индивидуальным и социальным в человеке, так и между народом и властью не только не будет отчуждения и противоречий, но будут согласие и в идеале возможна даже гармония! Впрочем, это сродни постижению абсолютной истины... Человек и социум развиваются и изменяются, но есть нечто, имманентное каждому человеку и делающее его в основном /не внешне/ похожим на других людей, - сущность. И это очень важно, как для решения индивидуальных, например, лечения болезней, так и общих, социальных проблем. Особое место среди оснований сущности человека занимает разумность. Она, как и сущность человека вообще, потенциальна, то есть по мере развития происходит накопление разумности и человек становится совершеннее, более адекватно реализует свою сущность в индивидуальном и в социальном аспектах. Изменения человека и государства, как формы социальной организации, не хаотичны и аморфны, а сообразны развитию человека и его представлениям о ЖН и пользе. Учитывая это и опираясь на определение его сущности, человековедение выделяет несколько уровней-этапов развития человека и форм организации социума: от примитивного до совершенного. Они не случайны ибо такова логика проявления сущности человека от его рождения, когда он сначала примитивен ибо не имеет разума, затем по мере развития делается своекорыстным. С возрастом и развитием его действия все более организуются и совершенствуются в процессах согласования его потребностей и интересов с другими членами семьи, группы, социума.

Чем лучше человек сознает и осуществляет свою ЖН, тем полезнее становятся его действия, тем лучше он развивается и достигает того или иного его уровня. И это касается индивидуальной и социальной сфер его жизни - между которыми существует определенная связь. Если бы человек вполне владел индивидуальными ресурсами-хозяйством своей жизни, наверное, не было такого количества болезней и проблем и он по-другому относился бы к окружающему миру людей и природы. Но что означает это индивидуальное хозяйство человека, если не разумное, сообразное сущности поведение, предполагающее точное знание ЖН и ее осуществление с максимальной пользой во взаимодействии с социумом и природой. Судя по тому, что имеет место в действительности, и индивидуальное и социальное хозяйства людей пока несовершенны, чему подтверждением большое количество проблем. Впрочем, это касается ситуации в целом, в то время, как в отдельных отраслях и хозяйствах имеются и определенные достижения. Это позволяет говорить о неравномерности развития людей и народов, которая сама по себе является важной характеристикой человека и его положения между частным и общим. Пока торжествует несовершенное частное, а общее не является актуальным для многих людей, организация социума также не совершенна, как и его система управления.

3. Развитие человека и организации социума

Развитие как позитивный результат осуществления его ЖН является важнейшим основанием и условием существования человека. Без развития, при его недостаточном темпе или необеспеченности ресурсами денормализуется жизненный цикл человека. В идеале развитие представляет собой свободное и последовательное раскрытие или реализацию сущности человека. Если необеспечено нормальное развитие, человек деградирует, самоотчуждается и разобщается с социумом и природой. Высокая степень разобщения между людьми свидетельствует о том, что их отношения надо рационализировать. Человековедение говорит о производности социальных отношений развитию людей и естественных связях между ними. Разумеется, они сложны и неоднозначны, но то, что они есть и с ними необходимо считаться, определяется сущностью человека. Когда выше мы упоминали об индивидуальном хозяйстве жизни человека, то подразумевали, если не очевидную связь между человеком и социумом, то угадываемую и существующую, что означает познаваемую, которая может и будет постепенно рационализирована. Жизнь человека имеет разумную основу, выражением которой и его важнейшей целью является достижение высшей пользы /ВП/. Если человек вполне сознает и реализует ее, он будет позитивно, адекватно сущности, развиваться и совершенствоваться. Однако, не стоит ожидать от человека, находящегося на уровне преобладания корыстно-хозяйственных мотивов поведения, их существенной социализации и высокой степени организации. Тем не менее, являясь органической частью общности людей, человек все более сочетает индивидуальные и общие интересы по двум очень простым причинам - он во многом зависим от людей и, что самое важное, - один он не в состоянии продолжать и улучшать жизнь... То есть, чем лучше человек сознает и реализует свою сущность, тем более необходимым и полезным для него является единение с людьми. Чем цивилизованнее и организованнее люди, тем более рациональны и толерантны их взаимоотношения между собой и природой и тем оптимальнее социальная организация, тем большим делается для человека значение общего!

Таким образом, взаимосвязь между уровнем развития человека и организацией социума есть проявление объективной закономерности его жизни. Будучи частью социума, человек должен стремиться не только к непротиворечивому, но оптимальному взаимодействию с ним ибо в этом не только его необходимость, но и польза, которая состоит в более рациональных организации и ресурсном обеспечении его жизни. При этом возможна и естественна обратная связь - организация жизни улучшается по мере увеличения объема производства ресурсов и рационализации их использования и таким образом осуществляется двусторонний процесс развития человека, роста его жизненного потенциала и осознания и реализации индивидуальной и социальной составляющей его сущности. С развитием человека изменяется и его жизненная ориентация - корыстно-хозяйственные интересы постепенно переходят в отимизационные и организационные. Коль скоро человек является частью социума, это не может так или иначе не распространяться на его социум. Получается, научившись хорошо хозяйствовать индивидуально, а это предполагает высокую степень его самоорганизации, человек естественно взаимодействует с социумом и воздействует на него, способствуя улучшению его организации.

4. Высшая польза человека и общность людей

Если исходить из того, что человек рождается животным, которое не способно сознавать себя частью общности, то чтобы эта способность проявилась, ее надо сформировать. Восприятие себя, как "мы", производно разумности человека, который без других людей не сможет ни вырасти, ни получить знания и умения, ни полноценно прожить и иметь все необходимое для решения задач своего существования. Разумеется, осознание необходимости и полезности всего этого приходит не сразу и не просто, не говоря уже о ВП человека, которая воплощает его видовые интересы. Самое же важное в этом - человек должен стать хозяином себя и своей жизни и тогда социум и государство перестанут быть для него чем-то чуждым или вещью в себе и для себя... Приоритет индивидуального над социальным указывает не только на видимое соотношение, но и показывает направление-вектор его оптимизации - от человека к социуму. Нетрудно видеть некоторые прямые и обратные качественные соотношения между ними, например: чем выше самоорганизация человека, чем совершенней его индивидуальное хозяйство и чем больше таких людей, тем оптимальнее может быть организация социума. Или, чем эффективнее хозяйство человека и чем больше таких людей, тем совершеннее экономические отношения, производство и распределение жизненных ресурсов и наоборот. Когда человек развивается, ведет свое хозяйство и стремится хозяйствовать лучше, он неизбежно сталкивается с чужими интересами и пытается находить их паритет. По мере развития и взаимодействия частных хозяйств и совершенствования экономики в целом возникает необходимость координации и организации ее элементов и оптимизации производственных отношений. С этим связаны политические и правовые институты и, конечно, формы правления. Скажем для высоразвитой и интегрированной экономики вряд ли подойдут абсолютная власть или феодальные отношения, - все дело в том, что для их обеспечения нужна не власть, а четкая организация и эффективное управление, которые недостижимы только приказами, принуждением и наказанием.

Не будет большой ошибкой утверждение о том, что, какими себе человек представляет свои необходимость и пользу, цели и задачи жизни, такой в определенной степени является и организация социума. Говоря о связи между организацией индивидуальной жизни человека и организацией и политико-экономическими отношениями социума, необходимо подчеркнуть, что борьба за социальную справедливость и улучшение жизни людей в социуме без улучшения самого человека и его развития не только неэффективна, но бессмысленна ибо совершенствование организации социума и экономических отношений должна соответствовать задачам более совершенного человека. Определив важнейшие основания сущности человека, мы естественно подготовили и соответствующее толкование его ЖН, которая интегрирует ее познание и реализацию для его развития и решения важнейших задач существования - самосохранения, продолжения рода и улучшения вида. Это невообразимо сложно для современного человека, но на то у него и разум, чтобы находить самое существенное, доступное и полезное и начинать с него. И далеко ходить не надо, оно рядом и мы повторяем его раз за разом, не сознавая его значения, - в каждый момент своей жизни человек должен знать и думать, желать и осуществлять ЖН вместе со всеми людьми! Будущее за "нами"! /26.11.07/

Hosted by uCoz
[AD]