На странице рассматриваются некоторые
вспомогательные средства обеспечения системы природосообразного
поведения /СПСП/ человека, которые имеют особенно большое значение
на начальной стадии его подготовки, организации и реализации. Не
смотря на идеальность и гипотетичность СПСП, эти средства в большой
степени могут быть реализованы и весьма полезны уже сейчас каждому
современному человеку!
Вспомогательные средства рационализации жизни
Введение
Рассматривая систему природосообразного поведения /СПСП/,
трудно освободиться от мысли о ее абстрактности и нереальности,
равно, как и о многообразии и сложности ее подсистем и элементов,
неординарности процессов их организации и реализации. Для ее
освоения и решения проблем реализации необходимо не только их
конкретизировать и декомпозировать по приоритетам, но разработать и
использовать эффективные вспомогательные средства /ВС/. В некотором
смысле и человековедение с его СПСП сами имеют вспомогательный
характер, раскрывая, дополняя и расширяя психофизические
возможности человека и являясь как бы их продолжением. Как
телескоп помогает человеку видеть макро-, а микроскоп - микромир
или, как производственное оборудование является продолжением и
усилением его рук, а средства транспорта - ног, так и наука,
прежде всего человековедение с его теорией, организацией и
технологией СПСП, реализуют, дополняют и продолжают его разум,
расширяют его жизненные возможности и увеличивают его позитивный
созидательный индивидуальный и общечеловеческий потенциал.
Достижение высокой эффективности СПСП возможно прежде всего за
счет проработки ее структуры и логики, оптимальных организации,
управления и реализации, обеспечения жизненными ресурсами и
энергией /ЖРЭ/. В силу того, что задачи организации и реализации
СПСП сложны, новы и могут неодинаково пониматься людьми, необходимы
средства компенсации различий, поддержки и стимулирования.
В определенной степени они
всегда подразумеваются и закладываются в общесистемные
организационные и реализационные решения и мероприятия. Для
повышения эффективности механизмов индивидуальной компенсации и
стимулирования процесса ПСП возможно, а в некоторых случаях и
необходимо применение ВС, которые настолько тесно взаимодействуют с
основными и гармоничны в СПСП, что их бывает довольно трудно
отделить от нее.
Чтобы было ясно, что отличает ВС от основных, попытаемся четче
определить и те и другие. Основные - это являющиеся составной
частью СПСП и обязательные в процессе ее реализации средства. Ярким
примером основных средств являются механизмы индивидуальных
жизненного цикла /ИЖЦ/ и хозяйства жизни /ИХЖ/. ВС СПСП - дополняют
основные, не являются обязательными, но желательны в некоторых
случаях - детско-юношеском возрасте или при наличии неблагоприятных
индивидуально-наследственных или патологических негативных
особенностей поведения или внешних воздействий. В этом смысле
внешний процессинг разума /ВПР/, который является одним из
важнейших ВС СПСП, дополняет механизмы и процедуры формирования
/ПФ/ индивидуальных жизненного цикла /ИЖЦ/ и хозяйства жизни /ИХЖ/
и имеет вспомогательное назначение, в силу своих больших важности,
сложности и функциональности может быть отнесен к числу основных.
Как и основные, ВС СПСП весьма разнообразны, - это могут быть
организационно-технологические и информационно-логические,
программно-технические и физкультурно-терапевтические и другие
средства, определяемые их назначением и спецификой реализации.
Таким образом, ВС - это средства обеспечения СПСП и повышения
ее эффективности, реализующие некоторые вспомогательные функции для
улучшения и обеспечения выполнения либо дополнения основных.
Значение ВС СПСП особенно велико для детей, стариков и лиц с
недостаточным развитием и негативными отклонениями в поведении, но
при неблагоприятных внешних и внутренних жизненных обстоятельствах
они могут быть весьма полезны и необходимы каждому человеку. Исходя
из назначения, содержания и специфики ВС, имеет смысл говорить о ВС
организации, управления/контроля и реализации /1/, возрастных и
развивающих /2/, депатолого-нормализующих /3/, адаптационных /4/ и
защитных /5/ ВС. Каждая из групп в свою очередь может быть
структурирована, образуя некоторый вспомогательный комплекс СПСП.
Важнейшей его особенностью является индивидуализация ВС для
каждого человека и их переменная структура в завимости от его пола,
возраста, решаемых задач и жизненных обстоятельств. То есть, кроме
вспомогательных и оптимизирующих функций на ВС может быть возложена
задача обеспечения резервных и защитных функций в процессе
реализации СПСП. Исходя из того, что невозможно предусмотреть все
возможные негативные и нештатные жизненные ситуации и
обстоятельства, естественно подстраховаться благодаря ВС, которые
должны обеспечить, если не их преодоление, то хотя бы смягчение
воздействия или защиту/изоляцию человека от самых опасных и
неблагоприятных воздействий. В этом контексте ВС можно
рассматривать как средства, отчасти выполняющие функции основных
или расширяющие и подстраховывающие их.
Какие ВС СПСП можно было бы привести и насколько возможно
определить важнейшие из них? Примером ВС организации, управления и
реализации могут быть всевозможные органайзеры, средства
индивидуального мониторинга и программы персонального планирования
и программирования поведения, средства профессиональной ориентации,
тренинга, развития и совершенствования определенных качеств и
навыков, наконец, нечто вроде "автопилота" жизненной необходимости
/ЖН/. ВС возрастной компенсации могут быть представлены
разнообразными счетчиками, контролирующими и напоминающими
устройствами, способствующими оптимизации распорядка дня, важнейших
жизненных отправлений - питания, движения и труда/игр, сна и отдыха
и функций организма и сознания. Депатолого-нормализующие ВС третьей
группы призваны компенсировать негативные наследственные и
индивидуальные зависимости, напоминая о необходимости или прямо
способствуя их преодолению, будь то особенности физиологии или
психики, например, повышение/понижение артериального давления или
преодоление неадекватных реакций, способствовать эффективному
самовыражению или нормализации социального поведения.
Адаптационно-нормализующие ВС предназначены для нормализации
условий жизнедеятельности человека /нагрев-кондиционирование,
очистка, ионизация воздуха и воды/ и ускорения его адаптации к
новым условиям и обстоятельствам жизни путем оптимизации их
ресурсно-информационной обеспеченности и функциональной поддержки.
Наконец, защитные ВС должны обеспечить максимально возможную защиту
человека в процессе ПСП от опасных и чрезвычайных негативных
факторов, будь то радиоактивное излучение или неблагоприятные
метео-космические, техногенные или природные воздействия,
предусматривая, если не реальную защиту, то другую логику поведения
человека, снижающую вероятность опасности и уводящую его от нее.
Выделенные условно группы ВС позволяют в первом приближении
увидеть и оценить, как их многообразное содержание, так и в
некоторых случаях колоссальное значение для СПСП человека. При
ближайшем рассмотрении очевидно, что даже по обозначенному выше
минимуму некоторые ВС СПСП будет необходимо, но очень непросто
реализовать. Это лишний раз доказывает то, что вся СПСП и ее
основные и ВС сложны и неординарны и требуют серьезных и
значительных усилий и затрат. Тем не менее, реализуемые в комплексе
и постепенно, они будут не только способствовать успешному освоению
и осуществлению СПСП, давая надежду на лучшее будущее, но и в
значительной степени являются средством его приближения.
Внешний процессинг разума человека
Настоящий материал сформирован на основе подразделов:
6.2.4, 7.6.2 и 7.6.4 "Основ человековедения" 8-й ред. и проекта
внешнего процессинга обеспечения ЖН человека.
1. Внешний процессинг разума - определение и задачи
Значение ВПР в СПСП, иначе говоря в жизни человека,
трудно переоценить: с него оно будет начинаться, с его помощью
обеспечиваться. Особенно велики роль и значение ВПР на начальной
стадии организации и реализации СПСП. ВПР не раз упоминается на
сайте, и прежде всего в связи с механизмами и ПФ ИЖЦ и ИХЖ,
которые целесообразно использовать при его организации, и требует
более четкого обоснования и определения. Разумеется, нельзя не видеть
большой новизны и сложности работ по ВПР СПСП, как и его связи с
существующими средствами организации жизнедеятельности человека, но
эффект, достижимый в случае его успешных разработки и применения,
перекроет все издержки и сделает полезным его использование любым
человеком уже сейчас в гораздо большей степени, чем самые
совершенные современные органайзеры.
Однако, сказать, что ВПР - органайзер ПСП, - примитивизировать
его значение ибо это прежде всего вспомогательное средство
реализации своеобразного "инстинкта разума" человека -
организующего, направляющего и помогающего ему в осуществлении его
ЖН. На некоторых отрезках жизни и в реализации рутинно-привычных
процессов ПСП ВПР может даже выполнять функцию "автопилота ЖН", но
прежде всего ВПР - это средство организации и информационно-логической
поддержки человека на принципиальной основе СПСП. Реализуя
контроль и помогая в управлении жизненно-важными процессами
человека, ВПР будет способствовать его природосообразной ориентации,
всесторонней обеспеченности и оптимизации СПСП. Поскольку
СПСП - многоуровневый процесс, ее ВПР должен обладать необходимыми
коммуникационными возможностями и средствами взаимодействия с
социумом и природой. Выделяются следующие функциональные задачи ВПР:
- обеспечение организационно-технологической подготовки СПСП
- информационно-логическая поддержка СПСП
- контроль /мониторинг/ состояния жизненно важных процессов и их
обеспеченности ЖРЭ и предупреждение об отклонениях от нормы
- обеспечение внешних коммуникаций и взаимодействий человека
- организация и моделирование жизни на разные периоды жизни
- планирование и программирование жизни и ее процессов
- формирование рекомендаций по оптимизации поведения
- управление бытовой и производственной техникой и транспортом
- обеспечение контроля негативных внешних воздействий
В СПСП организация и реализация ВПР выделены отдельными
блоками, которые тесно связаны с ПФ ИЖЦ и ИХЖ, способствуя
формированию ее операционной среды. Функционально средства ВПР
должны обеспечить все виды операций с разнообразной, организованной
в базу данных /БД/ информацией, поступающей из организма человека и
окружающего мира и вводимой им самим. Центральное место в структуре
ВПР занимает процессор или их совокупность, реализующие программу
обеспечения СПСП, которая формируется из комплекса
задач-подпрограмм, перечисленных выше и выполняемых в соответствии
с алгоритмом реализации ЖН человека, изменяющегося в зависимости от
наступления тех или иных событий в его жизни. Техническая
реализация ВПР в первом приближении представляется в виде
нескольких модулей - домашнего базового (см. ниже "ДИПК") и
носимого мобильного, взаимодействующих между собой и с общим
социальным ресурсно-энергетическим полем жизни человека.
ВПР представляет собой кибернетическую систему, расширяющую и
усиливающую возможности разума человека, критерии функционирования
и эффективности которой определяются задачами СПСП и существующими
техническими средствами. ВПР состоит из нескольких важнейших
элементов, типичных для сложных управляющих систем и специфических
для СПСП. Первые - это информационная база данных и программный
комплекс с необходимыми техническими средствами их реализации.
Вторые - организация и технология ВПР, виды и способы получения и
обработки информации, алгоритмы программ и порядок использования
результатов их выполнения. Кратко рассмотрим содержание основных
функциональных задач ВПР.
Задача обеспечения организационно-технологической подготовки
СПСП формирует ресурсно-информационную и функциональную основу
жизни человека. Для ее решения важны не только четкое определение и
структурирование элементов, но и сам их факт - то, как
ответственные за рождение и развитие человека люди представляют его
в настоящем и будущем, моделируя будущее свое творение - дитя,
отражает не только их собственные желание и возможности, но и
степень разумности отношения к этому явлению со стороны людей
вообще. И то и другое в конечном счете должно способствовать более
природосообразному или выражающему ЖН человека оптимальному течению
этого процесса. Разумеется, самый трудный момент этой задачи -
выбор способа моделирования и системы показателей-характеристик
поведения человека, которые должны быть адекватны его сущности и
ЖН.
Решение задачи информационно-логической поддержки СПСП является
естественным продолжением предыдущей и должно способствовать
обеспечению ее информационной и функциональной полноты, находящей
свое выражение в достаточности и репрезентативности базы данных и
оптимальности ее алгоритма. Для ее решения необходимо определить
четкие перечни показателей и функций СПСП, которые должны быть
обеспечены необходимыми ресурсами и энергией. Стоит заметить, что
выполнение последних условий довольно сложно и предполагает
серьезные неординарные усилия. Тем не менее, эта задача может быть
реализована посредством программы управления /ПУ/ БД и совокупностью
функциональных элементов /подзадач/ ВПР, в число которых войдут:
диспетчирование, контроль, планирование, моделирование, оптимизация
и корректировка процесса реализации СПСП. Решение этой задачи
способствует обеспечению информационной и функциональной полноты и
оптимальности алгоритма СПСП. Для ее решения необходимо определить
трассу диспетчирования ВПР - перечень контролируемых функций СПСП и
систему репрезентативных показателей ее состояния, в том числе,
обеспеченности необходимыми жизненными ресурсами. Несмотря на то,
что выполнение этой задачи весьма сложно и предполагает серьезные
неординарные усилия, она должна реализоваться насколько это возможно
ибо ее качество определяет эффективность СПСП. По результатам
диспетчирования СПСП при необходимости выдается оперативная
информация и подключаются другие подзадачи ВПР.
Задача контроля и отображения состояния жизненно важных
процессов СПСП и обеспеченности/качества ЖРЭ и предупреждения об
отклонениях показателей от нормы, пожалуй, наиболее характерна для
ВПР. Ее реализация требует наличия различных средств сбора,
хранения, отображения и анализа многообразной информации, которая
должна интерпретировать ЖН человека. Очевидна взаимосвязь данной
задачи с предыдущими, которая фактически является их развитием и
логическим дополнением, и с последующими, опирающихся на результаты
ее решения. Эта задача фактически является реализацией предыдущих и
логическим дополнением последующих, опирающихся на ее результаты.
Очевидна не только взаимосвязь данной задачи ВПР с соответствующим
блоком ПФ ИЖЦ/ИХЖ, но и то, что она решается именно средствами ВПР,
при этом она взаимодействует по информации и управлению с другими
задачами, например, с диспетчером ВПР или задачей обеспечения
защиты от негативных внешних воздействий. Данная задача является
важнейшей и типичной для ВПР, которая должна быть реализована в
первую очередь, образуя подсистему мониторинга СПСП.
Задача обеспечения внешних коммуникаций и взаимодействий шире,
чем собственно их техническая реализация, подразумевая не только
соотнесение индивидуальных действий с социумом и природой, но и
обеспечение конкретных взаимодействий в процессе производства и
использования ЖРЭ и в процессе самореализации человека. Важное
значение эта задача будет иметь и для расширения информационных
возможностей человека, способствуя повышению доступности общих
культурных ценностей, сокращая промежуточные формы и упрощая
процесс их распространения. При этом под задачей обеспечения внешних
коммуникаций и взаимодействий понимается не столько обеспечение
прямой связи человека с другими людьми, сколько соотнесение его
индивидуальных действий с социумом и природой и обеспечение
оптимальных взаимодействий в процессе производства и использования
ЖРЭ и осуществления ЖН. Решение этой части задачи очень важно для
СПСП, поскольку явно способствует реализации ее социальной
составляющей, которая в настоящее время весьма проблематична и
требует отдельной проработки, подразумевающая дружеское,
доверительное и даже не взаимовыгодное, как это сейчас называется,
а общезначимое сотрудничество людей и их иное отношение к ЖРЭ, на
котором оно и базируется. Решение коммуникационной части задачи
направлено на расширение информационных возможностей человека,
способствуя повышению эффективности и духовности реализации СПСП,
формированию общедоступного поля культурных ценностей и упрощению
процесса их распространения.
Задача обеспечения организации и планирования жизни на разные
периоды /неделю, месяц, год и т.д/ является продолжением и внешним
выражением организации СПСП /ОСПСП/ и ее реализации, обеспечивая
оптимизацию организации и управления действий человека.
Предполагает серьезную аналитическую проработку целей и задач СПСП
и их более эффективную реализацию и отображение средствами ВПР.
Подразумевается не только строгое расписание мероприятий СПСП,
которые можно осуществить с помощью современного органайзера, но и
его гибкость, достигаемая за счет связи данной задачи с другими,
например, по обеспеченности ЖРЭ или эффективности достижения целей.
Данная задача характерна для ВПР и ее решение направлено на
повышение оптимальности организации и последовательности действий
человека. Строится на основе проработки и ранжирования целей и
задач СПСП и формирования их более оптимальных последовательности и
сроков. Результатом решения данной задачи является формирование
расписания мероприятий СПСП, увязанного с другими задачами,
например, контроля обеспеченности ЖРЭ или эффективности достижения
целей. Реализация этой задачи во ВПР является одной из важнейших и
первоочередных и имеет большое значение для всей СПСП.
Задача моделирования и программирования жизни и ее процессов
тесно связана с предыдущей и ОСПСП в целом, реализуя важнейшую цель
ВПР - помощи человеку реально и оперативно оценивать возможные
варианты достижения жизненных целей ПСП. Предполагает серьезную
предварительную проработку моделей СПСП и ее элементов, подготовку
и решение всего комплекса задач ВПР, будучи его конкретной
реализацией. По мере развития программно-технического комплекса ВПР
и совершенствования процесса его использования человеком эта задача
станет одной из важнейших, если не центральной его задачей. Ее
решение тесно связано с предыдущей и реализацией СПСП в целом, и
направлено на достижение важнейшей цели ВПР - оказания помощи
человеку в оперативной оценке возможных вариантов достижения
жизненных целей ПСП. Предполагает предварительную разработку
моделей СПСП и ее элементов и формирование механизма моделирования
для ВПР. Эта задача является одной из самых сложных и требует для
своего решения высоких компетентности и заинтересованности
человека. Впрочем, будучи имманентной разумности и развитию
человека моделирование и программирование жизни станут постоянной
составляющей его жизни, а со временем будут разработаны наборы
типовых программ достижения важнейших жизненных целей, которые
могут быть использованы во ВПР. По мере развития
программно-технического комплекса /ПТК/ ВПР и совершенствования его
использования человеком задача моделирования СПСП станет одной из
важнейших, если не центральной его задачей, формирующей информацию
для принятия и оптимизации его решений.
Задача формирования рекомендаций об оптимальных и целесообразных
действиях человека является продолжением и развитием предыдущей,
особенно актуальной в начальном периоде реализации СПСП, когда
требуются дополнительная информационная и мотивационная поддержка
человека. С помощью этой задачи могут быть также реализованы
запреты и ограничения! на всех уровнях жизни человека, которые
предполагают наличие определенной дисциплины и контроля их исполнения.
Эта функциональная задача ВПР носит вспомогательный характер, что
не делает ее простой. Продолжая и развивая предыдущую, эффективное
использование результатов решения этой задачи будет очевидно
способствовать повышению организованности и позитивной мотивации
человека в осуществлении целей СПСП.
Задача управления бытовой и производственной техникой и
транспортом является сопутствующей, позволяя расширить возможности
ВПР и одновременно упростить действия человека. Сейчас трудно
представить себе все возможности этой задачи ВПР, настолько они
могут быть широки и разнообразны. Современная техника позволяет уже
сегодня реализовать многие из них. Поскольку техническая реализация
ВПР предполагает носимый мобильный компонент, с его помощью
возможно осуществление дистанционного управления бытовой и
производственной техникой и транспортом. Эта задача является
сопутствующей, позволяя расширить возможности ВПР и одновременно
упростить действия человека. Для ее решения необходимо встраивание
элементов взаимодействия с человеком во все используемые им
технические средства. Эта задача относительно проста и ее решение
не должно вызывать таких трудностей, как задача обеспечения защиты
человека от негативных внешних воздействий. Разумеется, ее решение
не предполагает создания реальных средств защиты, например, от
радиоактивного излучения или воздействия ядовитых веществ в силу
невозможности их быстрой технической реализации, но за счет
встроенных датчиков или получаемых из вне сигналов от системы
оповещения возможны оперативное информирование и выдача указаний
о необходимых действиях человека.
Задача обеспечения контроля негативных внешних воздействий
выделена условно для начального этапа СПСП, когда ЖРЭ и средства
защиты не доступны всем людям в одинаковой степени. Подразумевает
наличие у каждого человека средств индикации вредных воздействий,
например, излучений, вредных примесей в воздухе и воде, продуктах
питания и т.п. и, как минимум, рекомендации по снижению и
преодолению их негативного воздействия, если ни сами средства.
Если оттолкнуться от функций развитого современного
органайзера: калькулятор и будильник, календарь, заметки,
телефонная и адресная книги, список предстоящих мероприятий и
напоминание о них, а в сочетании с мобильным телефоном еще и
возможность связи, то для ВПР - это рутинные и не вызывающие
затруднений простые операции. Первое и главное отличие ВПР - это
его значительно больший объем необходимой и доступной информации и
возможности ее анализа и логической обработки в комплексе задач.
Под организацией СПСП во ВПР подразумевается не только формирование
списка и временной последовательности его событий/процессов, но их
обоснование и привязка к организму, конкретным индивидуальным и
социо-природным условиям жизни, связывание с другими задачами и
моделирование, планирование и программирование. Наличие обратной
связи ВПР обеспечит возможность оперативной оценки процесса
реализации СПСП, формирования рекомендаций и предупреждений об
опасных ситуациях и отклонениях от нормы.
Исходной точкой и логической основой создания ВПР являются ПФ
ИЖЦ и ИХЖ. Формируя их блоки, естественно выделить задачи, которые
могут быть решены средствами ВПР. Очевидно, что ВПР, как и ПФ ИЖЦ и
ИХЖ, является органической составной частью СПСП и будет
формироваться, развиваться и совершенствоваться вместе с ней,
помогая человеку лучше знать и думать о его высшей пользе /ВП/,
желать и осуществлять его ЖН. Со становлением СПСП связаны
определение и конкретизация форм и содержания средств ВПР. Важно
представлять, что в силу своего назначения и названия ВПР - это
внешнее продолжение разума человека и его инструмент, основу
которого составляют информация, логика и связь, порождающие
некоторую вспомогательную программу его жизни, которая способствует
лучшему выполнению основной, формируемой в его сознании.
2. Важнейшие задачи и проблемы реализации ВПР
Реализация ВПР, как и всей СПСП, весьма сложна и неординарна и
с ней будет связано немало трудностей и проблем. Прежде всего
обращают на себя внимание общие вопросы и проблемы реализации ВПР,
которые определяются несколькими важнейшими обстоятельствами:
недостаточными уровнем развития и разумности человека /1/,
несовершенством социума и социальных отношений людей /2/, степенью
проработанности и готовности реализации СПСП и ВПР /3/. При этом,
Чем менее развит и разумен человек, тем объективно в большей
степени он в нем нуждается и субъективно в меньшей степени хочет
его реализовать. На самом высоком уровне развития человека ВПР
вообще не понадобится, а на самом низком он фактически воплощает
в себе всю СПСП. То есть с реализацией ВПР связаны немалые проблемы,
решить которые будет нелегко. Но как бы то ни было, делать это
необходимо и проработка задачи нахождения оптимального варианта ВПР
и составляет первую важнейшую задачу/проблему его реализации.
Не менее важной проблемой ВПР является определение степени его
влияния на действия пользователя, интерпретация результатов его
работы и отношение пользователя к его оценкам и рекомендациям. По
своему предназначению ВПР является вспомогательным средством и не
должен подменять разума человека. Но чем совершеннее ВПР и чем
сложнее задачи в процессе реализации СПСП, тем большее значение для
принятия оптимальных решений пользователя он может иметь и тем выше
должна быть исполнительская дисциплина его реализации и
использования. Третьей и общей для всех людей проблемой реализации
ВПР будет обеспечение технологической дисциплины формирования базы
данных /БД/ и ПТК ВПР и поддержание их актуальности и полноты.
Четвертая проблема ВПР - обеспечение возможности получения и
отображения средствами ВПР максимально полной информации о
важнейших жизненных процессах, ресурсах и взаимодействиях человека.
Наконец, пятая и самая сложная проблема ВПР и СПСП вообще -
интерпретация ЖН человека и отслеживание процесса ее осуществления
средствами ВПР.
Разумеется, реализация ВПР не должна превосходить реальные
возможности и ресурсы человека и быть адекватной им. В этом смысле
для оптимизации процесса реализации ВПР целесообразно определить
уровни сложности ВПР с одной стороны и уровни реализации - с
другой. Это поможет формированию однородных по сложности и более
подходящих для данного пользователя вариантов ВПР. Впрочем, если
вспомнить идеологию ВПР, предполагающую начало его формирования еще
до рождения человека, то можно надеяться на то, что эта проблема,
если и возникнет, то будет не очень острой. Тем не менее,
реализация ВПР должна учитывать индивидуальные особенности
пользователя и соответствовать его возможностям и особенностям,
предусматривая необходимые средства адаптации. В любом случае
целесообразно дифференцировать ВПР и его средства по уровням
сложности, например, с учетом возраста пользователя. Кроме того,
для менее квалифицированных пользователей должны быть предусмотрены
средства упрощения функционирования ВПР и одновременно повышения
его надежности.
Независимо от уровня сложности ВПР программно-техническая часть
реализации включает создание и ведение БД и формирование и
обслуживание его ПТК, которые имеют ряд обязательных компонентов.
Так, БД ВПР включает следующие структурные элементы: 1) оперативные
данные о состоянии организма и среды жизни человека; 2) оперативные
данные о потребности человека в ЖРЭ и их количестве и качестве; 3)
комплекс системных и прикладных программ ВПР и данные о состоянии
его программно-технических средств; 4) совокупность
целевых/конечных и промежуточных установочных показателей СПСП и
ВПР; 5) информационно-программные средства моделирования поведения.
ПТК ВПР реализуется совокупностью технических средств приема,
хранения, обработки, обмена и отображения информации на основе
компьютерной и информационной техники, управляемых операционной
системой реального времени максимально высокой степени надежности,
включающей средства самоконтроля и самовосстановления программ и
обслуживания и обеспечения оперативности и достоверности БД.
Если формирование информации в ВПР, начинаемое родителями
будущего ребенка, поначалу не требует сложных средств и организации
в силу ее небольшого объема, то по мере ее накопления и усложнения
необходимость в них возникает и они должны быть подготовлены.
Предполагается разработка некоего базового варианта системы
управления БД, с помощью которого информация СПСП будет
организоваться и эффективно использоваться. Важнейшей особенностью
БД является разнородность и актуальность информации, которая
организуется в соответствии с архитектурой ВНП: базовая ее часть
хранится в стационарном устройстве, а оперативная - в носимом,
между которыми должна быть обеспечена возможность оперативного
обмена данными. Разумеется, это усложняет систему ВПР, но не
яляется нереализумой проблемой.
Как и СУБД ВПР, его аппаратное, техническое исполнение должно
предусматривать возможность использования в любых условиях и
обстоятельствах жизни человека, быть максимально удобным и
надежным, работоспособным и защищенным от внешних воздействий -
воды и температур, химических и механических воздействий.
Программный комплекс ВПР должен соответствовать техническому и в
свою очередь обеспечивать его высокую работоспособность,
быстродействие и реактивность. Важной отличительной чертой
программного обеспечения ВПР должна быть его интеллектуальность,
обеспечивающая возможность самоконтроля и самовосстановления
системы с минимальным ущербом для ее работы плюс простота в
использовании с минимумом ручных операций и развитыми средствами
обработки и отображения информации и возможностью расширения
функций при нахождении рядом со стационарным компонентом ВПР. Такие
высокие требования к ПТК ВПР не должны останавливать работу над
этой задачей, которая пока терпит и будет решаться постепенно и
параллельно развитию человека и человековедения.
Реализация ВПР, как и всей СПСП, в полном объеме очень сложна и
будет решаться методом последовательного приближения на основе
имеющихся в распоряжении разработчиков средств. Главное условие
решения задачи реализации ВПР - это активное стремление человека
рациональнее жить и лучше знать и делать все, что жизненно
необходимо. Имеющий разум, да сумеет его применить для того, чтобы
сделать свои действия более полезными и дисциплинированными,
выражающими его ЖН ибо за ней стоят не какие-то абстрактные мысли,
бессмысленные или чуждые человеку действия, а то, что будет
помогать ему жить лучше, дольше и радостнее!
И чем большей будет радость жизни, тем меньше человеку нужны
будут дополнительные усилия для оптимизации его жизни. И чем
разумнее и адекватнее сущности будет стараться вести себя человек,
тем охотнее он будет делать все необходимое, включая и работу с
ВПР, для того, чтобы приближаться к своей ВП. Здесь мы ограничились
самой важной информацией по ВПР, - более подробно, включая алгоритм
и схему функционирования, он описан в разработанном нами проекте
ВПР. /03.09.08/
Домашний информационно-программный комплекс
1. Задачи и возможности
Домашний информационно-программный комплекс /ДИПК/ представляет
собой стационарное информационно-программно-техническое
многофункциональное устройство, которое реализует два класса задач:
инвариантных или общих для всех людей, определяемых их жизненной
необходимостью /ЖН/, и переменных, которые варьируют в зависимости
от индивидуальности и возраста, состояния и занятий человека.
Фактически ДИПК соединяет в себе возможности вычислительной и
коммутационной, аудио и видеотехники, дополненные датчиками
состояния использующих его людей и среды их жизни и необходимыми
исполнительными элементами, обеспечивающими их разнообразные потребности.
ДИПК, как стационарный элемент и расширение внешнего
процессинга разума - ВПР (см. выше), предназначен для
индивидуально-семейного внешнего информационно-логического
обеспечения процесса осуществления ЖН человека средствами
мониторинга и анализа состояния его жизненных процессов и внешних
условий, коммуникации с внешним информационно-культурным полем и
программно-логической помощи в принятии решений, восстановления
работоспособности и поддержания здоровья. Это должно осуществляться
путем напоминаний о необходимых действиях и предупреждений о
возможной опасности, обеспечения максимально возможной информацией
для принятия решений и их предварительной подготовки - процессинга.
Дополнительные функции ДИПК: коммуникация с другими людьми, связь с
общим информационно-культурным полем социума, нормализация
состояния и повышение работоспособности, треннинг и развлечение
пользователя.
ДИПК - это прежде всего домашнее вспомогательное средство
реализации потенциала разума человека - контролирующее,
направляющее и помогающее ему в осуществлении ЖН. На некоторых
отрезках жизни и в реализации рутинно-привычных процессов вместе с
ВПР он может выполнять функцию "автопилота ЖН", но прежде всего
ДИПК - это средство информационно-логической поддержки человека на
принципиальной основе человековедения /Чел/ и определенной им
системы природосообразного поведения /СПСП/. Реализуя контроль и
помогая в управлении жизненно-важными процессами человека, ДИПК
будет способствовать его природосообразной ориентации, всесторонней
обеспеченности и оптимизации осуществления ЖН. Основные задачи ДИПК
повторяют задачи ВПР и представляют собой:
- обеспечение организационно-технологической подготовки СПСП
- информационно-логическую поддержку процесса осуществления ЖН
- контроль /мониторинг/ состояния жизненно важных процессов и их
обеспеченности ЖРЭ и предупреждение об отклонениях от нормы
- обеспечение внешних коммуникаций и взаимодействий человека
- организацию и моделирование жизни на разные периоды жизни
- планирование и программирование жизни и ее процессов
- формирование рекомендаций по оптимизации/предупреждений по
ошибкам поведения
- управление бытовой и производственной техникой и транспортом
- обеспечение контроля негативных внешних воздействий
Задачи, специфические для ДИПК:
- диагностические /позволяют определять и квалифицировать
состояние человека, в том числе, и патологии/
- восстановительные /предназначены для воостановления и
поддержания здоровья и высокой работоспособности/
- развивающие и тренирующие /обеспечение необходимого треннинга
для тела и психики/
- корректирующие /осуществление первичной терапии, исправление
недостатков и подготовка к определенной деятельности/
- развлекательные /аудио, видео, компъютерная и другие/
Функциональные возможности ДИПК определяются его задачами, а их
границы - достижениями техники, экономическими условиями и
организацией жизни социума. Предполагается, что для ДИПК и его
пользователей будут доступны максимально-возможная, а в бужущем и
любая информация, все культурные ценности и позитивный коллективный
опыт не только без каких-либо ограничений, но и с всеобщей
заинтересованностью.
2. Реализация и перспективы
ДИПК включает: информационный, функциональный, логический и
технический компоненты. Информационный компонент призван обеспечить
максимальную информационную, функциональный - соответственно
функциональную полноту поддержки осуществления ЖН, логический
должен обеспечивать ее интеллектуальную поддержку, а технический -
собственно реализовать ДИПК и ВПР. При этом функциональный состав
ДИПК, как и информационно-логический, имеет некоторую базовую
структуру, включающую некий жизненно необходимый минимум, - для
начала это могут быть две-три функции, например,
аудио-видео-компьютер, объединенные в одном устройстве, которые
затем с возрастом и направленностью самореализации человека будут
расширяться. Все элементы ДИПК унифицированы и взаимосвязаны,
являясь составной частью необходимого оборудования жилища каждого
человека /семьи/.
Реализация ДИПК, как и ВПР - квинтэссенция Чел и СПСП человека,
которая является его конструктивным продолжением и выражением. Если
техническая реализация ДИПК возможна уже сейчас, хотя и достаточно
сложна и дорога, то с его организацией и применением может
возникнуть немало проблем, достаточно вспомнить автоматизированный
контроль исполнительской дисциплины и что из этого выходит, когда
люди не привыкли к четкому и однозначному исполнению своих
обязанностей. Потребуются определенные усилия в этом направлении,
изучение Чел и обучение ипользованию ВПР и ДИПК, разработка форм и
методов их внедрения, а также энтузиазм и поддержка передовых
людей. Есть и еще один проблемный аспект реализации ДИПК -
необходимость мониторинга обеспеченности жизненными ресурсами и,
если не всех, то важнейших жизненных процессов и среды
существования человека, которые должны получить свое информационное
отображение и техническое воплощение. Ну, и самое важное для успеха
реализации ВПР и ДИПК - это знание основ Чел и стремление к
осуществлению ЖН, без которых они не имеют смысла.
Создание и использование ДИПК является одним из составных
элементов процесса организации СПСП, особенно актуальное на
начальном этапе ее реализации, а также для людей с недостаточным
или патологическим развитием. Сейчас трудно реализовать все
возможности применения ДИПК по разным причинам и прежде всего: по
лично-индивидуальным, объективно-жизненным и техническим. Личные -
это насколько человек захочет и сумеет реализовать свои возможности
и использовать оптимальные средства реализации ДИПК. Объективные
связаны с несоответствием всего хода современной жизни задачам СПСП
и осуществления ЖН и трудностью реализации ДИПК в полном объеме.
Немало технических проблем будет связано с получением и
переработкой информации о состоянии организма и внешней среды, без
которых возможности ДИПК существенно снижаются. Можно упомянуть и о
технических трудностях осуществления информационного обмена между
ДИПК и ВПР одного человека и между ДИПК разных людей в общем
информационном поле. Впрочем, все это - дело времени, как и
осознание ЖН, которая покажет людям, что надо и чего не надо делать
при колоссальных возможностях ДИПК и ВПР в рационализации их жизни.
/17.09.08/
Комплекс развития и нормализации жизнедеятельности человека
Общие сведения
Комплекс развития и нормализации жизнедеятельности человека
/КРиН/ представляет собой совокупность мероприятий и средств
развития и нормализации процессов и отправлений жизни, составляющих
его жизненную необходимость /ЖН/. Является естественным элементом
системы природосообразного поведения /СПСП/, описанной в "Основах
человековедения /Чел/", впрочем, комплекс может быть использован и
вне СПСП и его следует рассматривать, как необходимую составную
часть любой открытой управляемой системы жизни человека, без
которой он не сможет полноценно существовать. КРиН не исчерпывает
СПСП, но в значительной степени повышает ее эффективность за счет
оптимизации индивидуальных действий и улучшения состояния человека.
Идея КРиН, как средства оптимизации жизни человека, не противоречит
ее законам и является их развитием и переходом от случайных или
неоптимальных форм к естественно-логическим, реализующим сущность и
ЖН человека и способствующим достижению высшей пользы /ВП/.
Человек так устроен, что, если его мышца не работает, она
деградирует. если его мышление и память не развиваются, они
ослабевают, притупляются. И это первое условие КРиН - непрерывные
движение и работа. Работающие мышцы и мысли - необходимое условие,
двигатель жизни, но всякая работа должна иметь разумную цель и
положительный результат. Если человек сам не в состоянии
сформировать цель, скажем, в детстве, он нередко берет за основу
некоторую цель из известных ему вовне и, не вполне осознавая того,
следует ей порой даже тогда, когда она уже не только не
соответствует его индивидуальным и общечеловеческим задачам, но и
противоречит им. И таких людей - практически все человечество...
Но есть сущность человека и выражающая ее ЖН в его развитии и
совершенствовании, потому на начальном этапе жизни более важным
оказывается даже не выбор цели, хотя это всегда важно и необходимо,
а свободное волеизъявление и естественное, сообразное сущности,
движение и развитие организма и сознания, степень развития которых
/совершенство/ и определяет соответствие индивидуальных целей
общечеловеческим. Разумная жизнь - это не бесконечный комфорт и
изнеженное существование человека без каких-либо усилий, а его
непрерывное движение, развитие и совершенствование с целью
достижения оптимума индивидуальной энергии и гармонии
взаимодействия с людьми и природой.
Задачи КРиН
КРиН предназначен для решения следующих задач:
1. Осуществления регулярного анализа и контроля естественных
потребностей и отправлений организма и сознания для их последующей
оптимизации и нормализации.
Для решения этой задачи необходимо обеспечить максимально
полный и регулярный контроль потребностей и отправлений организма
человека в контексте осуществления ЖН. Для детей необходимы внешние
управление и помощь в решении этой задачи, которые по мере
достижения зрелости постепенно переходят к ним самим. Естественно
обучение этому детей в рамках курса Чел до формирования прочного
стереотипа поведения, обеспеченного необходимыми средствами и
поддержкой, в том числе, технической /см. ВПР и ДИПК/.
Подразумеваются не только потребности в пище, сне и отдыхе, но и в
определенных процедурах и действиях для обеспечения нормального
функционирования организма и его систем /желудочно-кишечного
тракта, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, физиологических и
психических функций/ для последующего выбора необходимых процедур и
оздоровительных действий, средств треннинга и развития.
2. Регулярного выполнения необходимых оздоровительных процедур
и действий, треннинга и развития физических и психических качеств
человека, не допуская снижения нагрузки ниже уровня оптимальных
требований возрастных и индивидуальных возможностей.
Как и предыдущая, эта задача является обязательной для каждого
человека и должна выполняться регулярно и в полном объеме.
Целесообразно возможно более раннее обучение людей и закрепление
навыков решения задачи и формирование социального института
контроля исполнения и эффективности решения данной задачи, в
которой заинтересованы все.
3. Регулярного контроля физических и умственных возможностей и
их периодических испытаний с доведением до предельных нагрузок.
Естественно и наиболее целесообразно решение этой задачи не
только учащимися в рамках курса Чел, но каждым человеком на
интересе, который сообразуется с его ЖН и ВП и поддерживается
семьей и социумом. Решение данной задачи подразумевает поддержание
высокого уровня физических и умственных возможностей человека.
4. Выявления и отбора наиболее ярко проявленных способностей
(самовыражения), в одной или нескольких областях, их тренировки
/совершенствование/ и доведения до максимума и практического
применения /самореализации/.
Как и предыдущая задача, решается прежде всего в рамках
образовательно-практического Чел не только на индивидуальном
интересе, но и при поддержке социума в разных формах.
5. Формирования и закрепления природосообразной
ценностно-смысловой ориентации человека на осуществление ЖН и
достижение ВП и индивидуально-социального контроля ее верности.
Последняя задача является квинтэссенцией и идеологической
основой КРиН, на которой она выстраивается и которая является
мотивирующей и направляющей решение других задач комплекса.
3. Реализация и перспективы
Каковы возможности реализации задач КРиН? Нельзя не видеть
естественности и логичности, системности и одновременно
идеализированности КРиН, показывающей в каком направлении и что
надо делать для нормализации жизнедеятельности человека. Даже не
кажущаяся, а действительная сложность осуществления комплекса -
прототипа разумной совершенной жизни человека - показывает, сколь
велика дистанция между реалиями нашей жизни и другой - лучшей,
сообразной сущности, жизни человека, к которой надо стремиться для
решения многих его проблем. И это - единственно возможный путь к
лучшей жизни, который должен пройти каждый человек и который
невозможно сократить или перескочить по воле Божьей или с помощью
"высшего космического разума", высокоразвитых инопланетян, если они
вдруг появятся на Земле или, следуя весьма дорогим советам
всевозможных магов и ясновидящих...
Далеко не каждый человек сейчас делает утреннюю зарядку,
рационально питается и делает 10 тысяч шагов в день, занимается
любимым делом и стремится к совершенству, не наносит вреда себе,
другим людям и природе, живет долго и с радостью... КРиН
предназначен для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему! Как
утренняя зарядка, только в гораздо большем объеме и не один раз в
день, его оздоровительные процедуры и развивающие/тренирующие
мероприятия предполагают регулярность и обязательность. Разумеется,
это не просто, - этому следует учить человека с детства и
поддерживать всеми возможными способами, а оптимальным способом
изучения, освоения и использования КРиН является образовательный
курс Чел с соответствующим практикумом.
Мы не приводим здесь конкретных упражнений, систем и методик
КРиН ибо почти все, о чем здесь говорится, известно и апробировано
отдельными людьми или группами. Главное, мы показали, что надо
делать в соответствии с ЖН человека и как это трудно, но полезно
для всех. И второе, на что следует обратить внимание, - человек
должен за/хотеть реализовать КРиН ибо в этом состоит его ЖН и
подвинуть к этому - одна из важнейших задач Чел и нашего сайта.
/17.09.08/
|