На странице без изменений представлены материалы
раздела 6.6 "Основ человековедения". 9-й ред., вслед за ними
приводится статья украинского педагога Н. Аверина из газеты
"Зеркало недели", автор которой не только заинтересованно и
компетентно обсуждает проблемы современного образования Украины,
во многом схожие с российскими, но и является создателем концепции
его преобразования на человековедческой личностносозидающей основе,
поддержанной в целом учеными и практиками и успешно опробированной.
И завершает страницу наша работа "Человековедение для всех",
в которой рассматривается информационно-методическое обеспечение
учебно-воспитательного процесса на основе нашего человековедения.
6.6. Педагогические аспекты человековедения
6.6.1. Курс человековедения и природосообразная педагогика
Вспоминая задачи Чел вообще - познание и реализация сущности
человека и переходя к его образовательным аспектам, естественно
отметить и два важнейших направления и способа его изучения и
освоения: курс Чел или общее Чел и природосообразная педагогика на
основе Чел. Они имеют разное предназначение и свою специфику.
Задача курса Чел - дать общие знания по Чел, сущности человека и
его ОССЧ, ЖН и ВП, задачах существования и СПСП и научить пониманию
основ природосообразного поведения. У природосообразной педагогики
на основе Чел задачи масштабнее и значительнее: во-первых, дать
необходимые знания по Чел, во-вторых, воспитать учащегося в
природосообразном духе и в-третьих, подготовить к практической
деятельности после школы, вооружив необходимыми знаниями и
практическими навыками в двух-трех направлениях, определяемых его
индивидуальными способностями и общественными потребностями. Если
курс Чел может быть реализован уже сейчас, не требуя каких-то
особенных условий, то для природосообразной педагогики еще не
созрели объективные условия и обстоятельства - индивидуальные и
социальные.
Главная задача изучения курса Чел - обратить человека к своей
сущности, показать ее основания и свойства и жизнь в более разумном
и природосообразном ключе. Решение этой задачи предполагает два
направления: теоретическое - дать знания о сущности и ВП, ЖН и
задачах существования и ПСП человека, и практическое - учить СОРГ и
рационализации ЖРЭ, показать и помочь в освоении азов
организационных процедур и реальных процессов СПСП. Кроме того, а
процессе изучения курса Чел должны решаться и некоторые частные
задачи - давать разумный, сообразный его сущности угол зрения на
жизнь человека и его взаимодействие с окружающим миром /1/,
способствовать нормализации индивидуальной жизни /2/ и пониманию
возможностей рационализации социальной, в том числе, и на
общечеловеческом уровне /3/, позитивно влиять на интересы и
устремления людей и побуждать их к сближению и сотрудничеству на
разумных началах /4/.
Несмотря на отдельные попытки разработки и включения в учебные
планы, систематический курс Чел пока не существует и не изучается,
то же, что теперь называется Чел и кое-где включено в сетку
занятий, содержит разрозненные сведения из физиологии, психологии,
обществоведения, бизнеса и т.п., не давая цельного знания сущности
человека и ее осуществления индивидуально, в социуме и природе.
Причины такого положения объективны и выше рассматривались, -
по-видимому, для того, чтобы Чел было признано и получило свое
развитие, а затем и было интегрировано в образовательные программы,
необходимо, чтобы люди осознали его ЖН и оно получило официальный
научный статус. Самое же любопытное состоит в том, что его
преподавание уже сейчас не только не причинило бы никакого вреда
людям, но послужило для пользы всех.
Природосообразная педагогика на основе Чел - кардинальная
научная и практическая задача, которая возникла не на пустом месте,
а подготовлена всем ходом истории человечества и логикой развития
педагогической мысли от Я.А. Коменского, Д. Локка, И. Песталоцци,
А. Дистервега, К.Ушинского и других. Особенностью природосообразной
педагогики является то, что это - не обычные школьные информативные
предметы-дисциплины, которые могут кому-то даваться или нет и по
которым можно иметь тройку или пятерку, - это опирающийся на
сущность целенаправленный педагогический процесс подготовки
человека к разумной, более успешной и менее проблемной для него и
других жизни - индивидуальной, в социуме и природе со своими
критериями оценки и степенями освоения, в котором должен быть
заинтересован он сам, его родители и преподаватели, все общество!
Природа и человек сложны и многомерны, но человека нельзя
выхватить из системы природы и социума, - естественно представлять
его элементом этой системы, отразив это в иерархии знаний о нем от
метаболизма и потребностей тела до духовных устремлений и улучшения
вида - идеальной цели существования, осознаваемых его разумом.
Формируя знания и прививая практические навыки учащимся в виде,
приближенном к их природе, возможно не только существенно повысить
эффективность воспитания и образования, способствуя их лучшему
развитию, но и достижению действительной зрелости мыслей и
действий, кои необходимы для последовательного улучшения жизни
людей. Для этого необходимо переориентировать педагогический
процесс с относительно простого накопления знаний на более
эффективное психофизическое развитие учащихся, включая и освоение
значительного объема жизненно необходимых и полезных для них знаний
и навыков!
Важнейшей практической задачей педагогического Чел является
формирование конкретного представления о ЖН и ее осуществление для
нормализации жизненных отправлений учащихся. Не менее важным в Чел
является валеологический мотив поддержания постоянно хорошего
здоровья и высокой работоспособности, что предполагает повышение
статуса физической культуры и ее ежедневность как и изменение
организации /рационализацию/ всего учебно-воспитательного процесса.
Еще одним весьма существенным направлением практических занятий Чел
является способствование каждому учащемуся в осознании, выборе и
освоении! на профессиональном уровне одного-двух наиболее
эффективных способов индивидуального СВР, что значительно больше,
чем профессиональная ориентация, это и практическая подготовка
человека к оптимальной СР!
И таких направлений может быть намечено и должно быть
осуществлено немало. Значение природосообразной педагогики
невозможно переоценить по той простой причине, что оно призвано не
только давать необходимые знания о рациональной жизни, но и научить
человека таковой. Последнее должно помочь в понимании весьма
существенной роли Чел в воспитании и образовании людей и его
принципиально важного места и значения не только в
учебно-воспитательном процессе, но и в жизни будущего вообще!
Разумеется, в настоящее время непросто представить себе
возможность, не говоря уже о деталях реализации этого процесса, но
на его необходимость указывают многочисленные проблемы современной
жизни и педагогики, логика научного Чел и содержание его общего
учебного курса. /05.01.12/
6.6.2. Содержание и организация изучения курса человековедения
Исходя из специфики Чел - давать знания о сущности и научать ее
эффективной реализации, его образовательный курс, включает
теоретические занятия и практикум на протяжении всего периода его
изучения: с младшего школьного возраста человека до признания его
зрелости по критериям, определенным Чел. Каждая тема, определяемая
Чел, сначала изучается теоретически, затем подкрепляется
практическими занятиями и завершается испытаниями, которые учащийся
должен не просто выдержать на тройку или пятерку, а пройти на
максимуме своих возможностей! Валеология и физкультура являются
ежедневными предметами вместе с занятиями по интересам, при этом
они вместе с другими предметами должны быть так организованы, чтобы
учащиеся не перегружались, находясь в постоянно высоком жизненном
тонусе. Важно отметить, - там, где в учебном плане есть полноценное
Чел, не место случайным учителям и нерадивым ученикам, не должно
быть и не будет перегрузок и нарушителей дисциплины, а будут друзья
и единомышленники, занимающихся одинаково важным и нужным для всех
делом - развитием и совершенствованием для достижения пользы всех
или ВП!
Разумеется, в сказанном выше есть некоторая, если не сказать
большая, идеализация, не говоря о том, что все это немало
противоречит сложившемуся укладу жизни людей и их ценностям, но не
оценить позитивности и полезности такого образования для детей и
будущей жизни могут только неразумные люди. Наверное, будет очень
непросто реализовать то, что обозначено в предыдущем абзаце, и
потребуется много времени и сил, но результат такого образования
перекроет все издержки и станет дополнительным мотивом развития и
совершенствования всего учебно-воспитательного процесса.
Различия возраста и развития людей предопределяют и
видоизменяют задачи курса Чел для разных возрастных групп, которые
отрабатываются через общеизвестные педагогические возрастные
методики преподавания. Для учащихся младшего возраста естественно
применять упрощенные содержательные и игровые формы обучения, - для
более старшего возраста они делаются сложнее и серьезнее. В отличие
от других дисциплин Чел, имея достаточно глубокую теоретическую
базу, не ставит целью ее освоение учащимися в полной мере, хотя и
предполагает хорошее знание важнейших положений учащимися более
старшего возраста. Основной учебно-образовательной задачей курса
Чел является достижение среднего уровня понимания ОССЧ и важнейших
принципов их реализации в ПСП при максимально возможно высоком
уровне организации и реализации последней для данной возрастной
группы.
То есть решающими в изучении Чел являются практические
результаты и их наращивание в непрерывном соревновании учащихся с
самими собой в решении задач и достижении целей ПСП! Из этого
следует, что для учащегося в курсе Чел также важна его самооценка,
как и оценка учителя/воспитателя, роль которого изменяется в
направлении помощи и поддержки, а не жесткой требовательности.
Принципиальные моменты содержания трех ступеней курса Чел
отражаются в их задачах. Начальный курс Чел, соответствующий
начальным классам средней школы, призван обеспечить решение двух
задач: 1) формирование в сознании учащихся образа цельного
континуума: человек-общество-природа, в котором все элементы
взаимосвязаны и зависимы. 2) усвоение и закрепление всеми
возможными способами, кроме насилия, нескольких относительно
простых правил, которым должны быть подчинены действия человека: а)
живи и делай не то, что хочется, но то, что необходимо и полезно;
б) чтобы жить хорошо, не вреди себе, обществу и природе, а стремись
к пользе для всех; в) чтобы тебе и всем было хорошо, надо постоянно
развиваться и совершенствоваться или становиться лучше самому!
Собственно, это не что иное, как ключевые положения Чел в
упрощенном виде, которые наставники или помощники должны побудить
учащихся не просто запомнить, а проникнуться и освоить разумом и
телом, что означает вжиться в них!
Последующие ступени опираются на эту основу и лишь расширяют и
углубляют эти положения в содержании, организации и реализации
элементов и целой СПСП. Степень расширения и углубления знаний и
действий учащихся разных возрастов уже сейчас может быть определена
на основе данных педагогической психологии. С учетом возрастной
психологии могут и будут изменяться акценты изучения и освоение
положений Чел - в младшем школьном возрасте следует уделять большее
внимание индивидуальным аспектам ПСП, в среднем школьном возрасте,
когда дети особенно ценят общение со сверсниками, естественно
акцентировать и закреплять социальные, а в более старшем возрасте
усиливать общечеловеческие аспекты и видовые задачи.
Применительно к организации и реализации СПСП ступени
совершенствования и усложнения сложатся постепенно по мере ее
становления и развития. В главе 7 эти вопросы будут рассматриваться
во всей их полноте и с учетом возраста и развития обучаемых по мере
возможности можно использовать их для организации теоретических и
практических занятий курса Чел. Ввиду большой сложности задач СПСП
необходимо достаточное время изучения и использование
вспомогательных средств, в частности ВПР, ДИПК и КРиН, которые
сначала должны изучаться, а затем осваиваться и практически
использоваться учащимися.
Общий курс Чел в основном повторяет структуру и содержание
настоящих Основ Чел, но и имеет некоторые отличия. Они состоят
прежде всего в меньшем объеме теоретических рассуждений и
обоснований и акцентировании важнейших принципиальных положений Чел
и необходимых практических действий. Практикум СПСП является
необходимым и обязательным элементом системы изучения и приложения
Чел, на котором закрепляются и отрабатываются навыки рационально
организованного поведения. Важное место в практических занятиях
учащихся младшего возраста должно занимать изучение ОССЧ и
начальное моделирование всех уровней взаимодействий человека с
социумом и природой. Для более старших учащихся должна быть
предусмотрена задача освоения и активного применения механизмов ИЖЦ
и ИХЖ и ВПР ПСП.
Для всех возрастных групп должна быть предусмотрена и
обеспечена возможность непосредственного контакта с природой
независимо от нахождения школы /в городе или вне его/, для чего
соответственно должны быть организованы школьные пространство,
помещения и учебный процесс. Основу содержания теоретических
занятий, на которых строится процесс создания и закрепления твердых
навыков природосообразного поведения и адекватной жизненной
ориентации, составляет изучение курса Чел и формирование четких
представлений о его важнейших понятиях и категориях. Изучение
принципов и практических основ рациональной организации жизни и ее
ресурсов составят еще одно важное направление изучения Чел.
Ниже приводится расширенная структура общего курса Чел, на базе
которого могут быть сформированы программы начального, среднего и
высшего уровней его изучения. Помимо естественных различий в
степени сложности эти курсы будут иметь и свои специфические
возрастные, воспитательные и образовательные задачи. Структура
общего курса Чел включает все необходимые для изучения
содержательные и исполнительные элементы, которые в зависимости от
возраста и развития учащихся могут быть упрощены или опущены либо
напротив расширены или углублены. Главное, при изучении курса Чел
любой сложности - это системный подход к жизни и сущности человека,
который задается в первой его главе и определяет и закрепляет
положение человека в социуме и природе и их взаимозависимость и
рациональное взаимодействие как элементов единой системы.
Укрупненная структура общего курса человековедения:
Раздел 1. Человек, социум и природа как единая система
1.1. Единая система человека, социума и природы
1.2. Человек, социум и природа - элементы взаимодействия
1.3. Человек, социум и природа - контура взаимодействий
1.4. Практикум - ознакомление с ресурсно-энергетическими
контурами /РЭК/ жизни человека и задачами их оптимизации
Раздел 2. Человек, его сущность, ЖН и ВП
2.1. Общее представление о сущности и ЖН человека.
Сущность и ВП человека
2.2. Углубление представлений о сущности, ОССЧ и ЖН. О
достижении ВП в осуществлении ЖН познания и реализации его
сущности!
2.3. Об эффективном познании и реализации сущности в ПСП
2.4. Практикум - знакомство с ОССЧ и задачами существования,
ПСП и механизмами ИЖЦ и ИХЖ, закрепление знаний о ЖН и ВП
Раздел 3. СП и РС человека, его развитие и организация социума
3.1. СП и РС человека как ЖН
3.2. СП человека, его элементы и способы
3.3. РС человека и ее сферы. Задачи и способы эффективной РС
3.4. Разумность и СОРГ человека. Чел и СПСП - средства повышения
разумности человека
3.5. Практикум СП и РС, освоение и поэтапное осуществление ЖН, начальное
знакомство с ПФ ИЖЦ и ИХЖ, ознакомление с основами СОРГ, КРиН
и внешним процессингом разума /ВПР/ человека
Раздел 4. Разум человека, его поведение и жизненные ресурсы
4.1. Разумность, развитие и особенности поведения человека
4.2. Развитие и разумность человека. Уровни организации поведения /СОРГ/
и использования. РОЖ и среда жизни человека. Развитие
человека и организация социума - отношения и оптимум
4.3. Отношение человека к ЖРЭ и социальные отношения и справедливость.
Ресурсная обеспеченность, организация и среда жизни человека
4.4. Практикум - освоение основ оптимальной СОРГ, рационализации РЭК'ов,
процедур формирования ИЖЦ, ИХЖ и ВПР
Раздел 5. Система ПСП человека, ее интерпретация и первичное освоение
5.1. Определение ПСП и его системы и основных подсистем
5.2. Изучение СПСП на уровне развития учащихся
5.3. Освоение и реализация ВПР каждым учащимся
5.4. Практикум - освоение и реализация ВПР каждым учащимся. Изучение
СПСП и овладение каким-либо ее элементом-подсистемой
Раздел 6. Углубление знаний СПСП и освоение важнейших принципов
и средств ее организации и реализации
6.1. Освоение важнейших принципов ПСП, втягивание учащегося
через ЖН в СПСП
6.2. Изучение организационно-технологических аспектов СПСП
6.3. Реализация СПСП и ее проблемы
6.4. Практикум - освоение СПСП на уровне возрастного и
образовательного минимума
Раздел 7. Человековедение и подготовка человека к жизни
7.1. Ежедневная практическая помощь Чел каждому учащемуся в
поиске способов оптимального СВР и необходимый треннинг
7.2. Регулярное использование комплекса развития, нагрузки и
нормализации жизнедеятельности человека /КРиН/
7.3. Треннинг в СОРГ и моделирование будущей жизни -
индивидуальной и в социуме
7.4. Практикум - проверки зрелости/готовности учащихся к жизни
Практикум человековедения. Предполагает практические
занятия после изучения материала каждой главы/раздела и постепенное
освоение ПФ ИЖЦ и ИХЖ, ВПР и элементов СПСП. При необходимости
содержание общих практических занятий может быть дополнено
специальными методиками коррекции индивидуальных недостатков и
негативных качеств и развития способностей и усиления позитивных
качеств учащегося.
6.6.3. Природосообразная педагогика на основе человековедения - задачи
и методология
Современные воспитание и образование, используя новые методы и
технические средства способствуют формированию у учащихся
определенных деловых качеств и накоплению все большего объема
знаний в отрыве от их сущностно-смысловых задач. От этого теряют
все и прежде всего сами учащиеся. Исходя из важнейшей задачи Чел -
познания и эффективной реализации сущности человека в
природосообразном поведении, естественно соотносить ее с
педагогикой и находить возможности интерпретации в педагогическом
процессе. Определив сущность человека и связав ее через ЖН и ВП в
СПСП с задачами существования, Чел создало методологическую основу
рационального педагогического процесса, опираясь на которую,
возможно не только учить детей больше знать, но и лучше, в том
числе, нравственнее, жить в социуме и природе, развиваясь и
совершенствуясь. Природосообразная педагогика на основе Чел - это
ориентация на учащегося, его всестороннее развитие и подготовку к
эффективной деятельности по способностям и общественной
необходимости и, что самое примечательное, развитие разума! Из
этого следует, что школа не только должна и будет давать знания, но
и способствовать оптимизации развития и действий учащихся -
индивидуальных, в социуме и природе.
В отличие от современного образования, которое нередко через
силу заставляет учащихся усваивать новое и запоминать его вне своих
сущностных человеческих задач развития и совершенствования -
физического и духовного, в контексте осуществления ЖН все будет
по-другому - по необходимости, которая познается, осознается и
мотивирует учащегося в гораздо большей степени, чем высокая оценка
по предмету. В ЖН присутствуют информационная - познавательная и
практическая - исполнительная составляющие, знания и действия идут
рядом, способствуя СП, развитию и самореализации и побуждая к
осуществлению ЖН наилучшим образом, с максимальной пользой для
себя, общества и природы! Это в самом общем виде, а применительно к
учащемуся это выразится в укреплении здоровья и высокой
работоспособности, стремлении к оптимальному развитию тела и разума
для достижения эффективной СР и наиболее яркого СВР! Представление
о сущности и выражающих ее ЖН может послужить в качестве
живительной основы образования и поднять его на новый более высокий
уровень.
Контекст ЖН не только оживит учебно-воспитательный процесс, но
станет тем самым его корнем по Я.А. Коменскому или стволом древа
познания по К.Д. Ушинскому, помогая человеку понимать смысл его
существования, развития и образования, стремиться к сознательному
целенаправленному познанию, смысл которого стал бы по словам
Ушинского "мотором их духовного и морального развития". Но задачи
Чел состоят не только в оживлении и переориентации педагогического
процесса на учащегося, оно обосновывает и ставит задачу развития и
совершенствования людей, развития их разума, вследствие которых
может быть улучшена жизнь! Этой цели послужит обоснованное Чел
представление о ВП человека, которое интегрирует познание и
реализацию ОССЧ в ЖН для для его развития и решения важнейших задач
существования - самосохранения, продолжения рода и улучшения вида.
Последняя задача, являющаяся квинтэссенцией разумной жизни и пока
ускользающая от человека, выражает генеральную цель его
существования, самую суть ВП и определяет высший уровень
разумности, организуя действия во всех сферах жизни и обеспечивая
свободное и гармоничное физическое и психическое развитие в
гармонии с людьми и природой.
Впрочем, логическая взаимосвязь Чел с педагогикой столь
естественная и необходимая, хорошо понимаемая лучшими педагогами,
пока не реализуется, как и не определены направления рационализации
образовательного процесса. По-видимому, это проистекает из
особенностей современной жизненной практики, которая предопределяет
выбор предметов и методов преподавания, отношения учащихся к
занятиям и учителям и учителей к ученикам, и в конечном счете,
нелучшие качества педагогического процесса и людей, выходящих из
этой системы. Чел видит важнейшие направления совершенствования
образования в сближении интересов учителей и учащихся, определении
и достижении общих целей на основе задачи непрерывного развития и
совершенствования, когда возникает и поддерживается дух
конгениальности и дружеского единомыслия. Рациональная педагогика
должна учесть возможности Чел и, опершись на них, помогать учащимся
не только в познании мира, но и себя для наилучшей СР в социуме и
природе.
Основа природосообразной педагогики - изучение и освоение
важнейших положений и принципов природосообразного поведения /ПСП/,
в том числе, 1 - предварительная /от зачатия ребенка/ подготовка
/психическая и физическая/ учащегося к школе, обеспечивающая
нормальное развитие и освоение самых общих знаний и навыков
исполнения ЖН, 2 - использование организующих механизмов и процедур
при постепенном нарастании сложности психических и физических
действий, 3 - применение вспомогательных механизмов и
дополнительных средств, включая мониторинг процесса, прежде всего
для начинающих, а при их больших различиях в способностях и
результатах использование дифференцированного подхода, 4 -
поступенное осуществление ЖН и обеспечение
эффективного/всестороннего развития учащегося по объективным
критериям, 5 - групповые формы и организация достижения
коллективных целей для формирования социальных и морально-волевых
качеств, 6 - регулярный контроль состояния организма и психики, 7 -
итоговые/поэтапные проверки учащихся на достижение зрелости в
индивидуальном развитии и приобретении необходимых занаий и
навыков.
Целью природосообразной педагогики на основе Чел являются не
только знания и связанные с ними практические навыки и действия в
контексте осуществления ЖН, но и доведение наклонностей и
способностей каждого учащегося до положительных социально значимых
результатов. Достижение эффективного физического и
психоинтеллектуального развития человека до наступления его
зрелости - содержательная основа природосообразной педагогики.
Основой методологии природосообразной педагогики являются положения
и принципы ПСП, адаптированные для конкретных условий организации
учебно-воспитательного процесса. Его суть состоит в ориентации
педагогического процесса на поступательное всестороннее развитие
учащегося как элемента социума и природы.
В отличие от обычных проверки выполненных заданий и новых
знаний каждое занятие должно начинаться с психофизической разминки
и анализа состояния учащихся для доведения их до оптимума
работоспособности. И только после этого - контроль последних знаний
и навыков всех учащихся и помощь при их недостаточности. Переход к
новой теме осуществляется только после усвоения всеми учащимися
предыдущего материала и достижения необходимого уровня развития.
Для повышения эффективности целесообразно использование
коллективно-групповых и соревновательных форм обучения при активном
участии учителей/наставников. Полезно акцентирование педагогических
задач - на развитие интеллекта, памяти, скорости и новизны решений,
коллективность и общий результат, помощь товарищам и формирование
нравственных качеств. Главное же - всестороннее и непрерывное
развитие учащихся и активность, высокие работоспособность и
готовность к эффективным социально значимым СР и СВР.
Педагогика на основе Чел - это педагогика эффективного
природосообразного развития людей и совершенствования их жизни,
иначе говоря, педагогика улучшения жизни! Важнейшим критерием
развития и повышения рациональности поведения людей является
осознаваемая разумом и осуществляемая телом ЖН в рационализации
обмена веществ и информации с окружающим миром, нормализации
жизненных ритмов и циклов, обеспечении двигательной активности и
укреплении и единении духа и тела, развитии и совершенствовании,
продолжении рода и единении с людьми и природой. Общий алгоритм
осуществления ЖН реализует открытую систему жизни человека, который
своим разумом способен ее контролировать и оптимизировать.
Реализация ЖН предполагает ее обеспечение жизненными ресурсами,
создание информационно - логической основы и
организационно-технологическую подготовку, формирование программы
жизни человека на определенный период и мониторинг процесса
реализации ЖН.
Важное значение имеют более свободные и эффективные формы
организации учебного процесса, которые не обязательно должны быть
классно-урочными и традиционно предполагающими присутствие учителя
и большие классы - группы учащихся и помещения, которые нивелируют
разноподготовленность и индивидуальные особенности учащихся и
снижают эффект обучения. Наконец, у всех детей должна быть
возможность для проявления и закрепления способностей, что
предполагает доступность для каждого развитой и разнообразной
инфраструктуры многообразной практической деятельности. Все это
предстоит осмыслить, организовать и оптимизировать с целью
достижения максимального эффекта обучения и готовности учащихся к
жизни или достижения реальной, и не мнимой, как теперь, зрелости.
Оптимизация и гармонизация жизни учащихся в контексте ПСП
является одним из принципиальных условий и задач системы
рационального образования и воспитания. В процессе ее создания и
реализации будут постепенно складываться своеобразный методический
аппарат и нарабатываться рациональные методики и схемы изучения
Чел, реализации СПСП и образования вообще. Весьма важное место в
системе изучения курса Чел будут занимать практические занятия и
проверки знаний и практических навыков, основу которых составит
КРиН. На КРиН вместо периодической контрольно-экзаменационной
функции, вызывающей повышенный стресс учащихся, возлагается задача
постоянного контроля, смячающего его своей регулярностью /по мере
завершения учебных тем или проведения необходимых испытаний/, и
выявления, закрепления и тренировки/совершенствования способов СВР,
с помощью которой каждый учащийся в системе Чел сможет познавать и
оптимально реализовать себя и свои способности и возможности.
Разумеется, КРиН, как и ВПР с ДИПК, - далеко не единственные
средства оптимизации поведения людей, - практика изучения и
приложения Чел будет стимулировать разработку и использование
других разнообразных средств рационализации учебно-воспитательного
процесса. В нем не должно быть отстающих и нарушающих дисциплину
учащихся как и недостаточно квалифицированных или занимающихся не
своим делом учителей! Не должно быть лучших и худших, элитных и
рядовых школ. И это станет возможным и необходимым потому, что и те
и другие будут действовать в направлении осуществления ЖН и
достижения ВП не для частного обогащения и достижения превосходства
одних над другими, а для развития и совершенствования всех и
каждого!
6.6.4. Проблемы изучения и освоения материала человековедения
Обсуждая задачи изучения Чел, которое пока не имеет
официального статуса и проблематично в принципе, можно изрядно
нафантазировать или говорить об общечеловеческих проблемах. Но есть
данная работа со своими категориями, положениями и логикой и есть
современная жизнь с ее бесконечными проблемами разных уровней и
остроты, которые имманентны ей и могут быть решены только на новом
более высоком и, как говорят теперь, системном уровне. Так вот, -
выход на этот уровень без системы Чел будет осуществляться намного
дольше и сложнее, - все дело в разумности человека и его
представлениях о ЖН и жизненных ценностях, дающих проекцию и на
современную педагогику.
Сейчас сложился определенный, не слишком устойчивый и
флюктуирующий баланс потребностей и возможностей человека в социуме
и природе, который имеет более негативную, чем позитивную тенденцию
к его природосообразному развитию. Самое существенное в поведении
людей то, что их разум недостаточно развивается и его заслоняют
чувства и удовольствия прежде всего тела, что уж очень напоминает
животную жизнь и отдаляет разумную человеческую и вместе с ней
понимание актуальности Чел. Как сказал поэт, люди "жить торопятся и
чувствовать спешат", - наслаждаться и мучиться, но, увы, не думать
о том, чтобы это нормализовать. А это и является задачей Чел и
может быть нормализовано, лучше сказать подготовлено и
рационализировано, уже в процессе изучения Чел.
Таким образом, обсуждение проблем изучения Чел - задача
специальная и пока гипотетическая, но не отвлеченная, коль скоро
это происходит в рамках данного конкретного материала по образовательному Чел.
Если оттолкнуться от специфики содержания и изучения курса Чел,
которых мы коснулись выше, в них возможны общие и частные проблемы.
Общие - будут связаны с организацией обучения и практикой Чел,
частные - с обучающими и обучаемыми. Наибольшие проблемы, вероятно,
возникнут в процессе повышения природосообразности педагогического
процесса - потребуется не только изменение акцентов образования и
пересмотр учебных программ, но серьезная перестройка всего учебного
процесса. Сейчас акцентируется накопление общих знаний о мире и
основных видах деятельности человека при недооценке формирования
его личных, ценностных и нравственных качеств. В педагогическом Чел
акценты делаются на познании сущности человека и ее оптимальной
реализации во взаимодействии с окружающим миром, что может входить
в противоречие со сложившимися жизненными установками и моделями
поведения людей.
То есть основой образования на основе Чел является некоторый
минимум необходимых общих знаний о сущности и ее ОССЧ и ВП, а
другие знания даются/приобретаются по мере осознания учащимся себя
и мира в контексте осознания ЖН. Другими должны быть и отношения
обучающих и учащихся, в которых недопустимы противоречия и насилие,
и не только желательны, но обязательны более высокие уровень и
качество подготовки и обучения педагогов, использование новейших
методов и вспомогательных информационно-программных средств. На
вопрос - почему так, а не иначе, следует ответ: потому, что
воспитание и образование человека - самое важное для всех дело! Те,
кто думают иначе, неразумны!..
Можно отметить и вероятные теоретические и практические
проблемы в изучении Чел из-за возможных различий в трактовке
некоторых его положений, например, сущности и ее ОССЧ, содержании
материала и методик обучения. Весьма серьезной общей проблемой,
которая может наложить отпечаток на весь процесс изучения Чел,
являются различия в развитии людей по обе его стороны, которые
придется определять и нивелировать... Наконец, есть и сверхпроблема
жизненных ценностей людей, не изменив которые, будет невозможно не
только организовать качественное изучение Чел, но сколько-нибудь
преодолеть консерватизм сложившейся системы воспитания, просвещения
и образования и хотя бы немного ее улучшить... /06.01.2012/
Обесчеловеченная школа
Автор: Николай Аверин (учитель, практический психолог)
У целебного источника личности остановилась школьная педагогика, не
зная, как помочь молодому человеку из него испить
Начинается новый учебный год, снова дети идут в школу.
Вместе с ними и я — их учитель. По пути беседуем о том, о сем. Как бы
между прочим интересуюсь: а зачем мы туда идем? «Мы — чтобы учиться!»
— как-то гордо и в то же время удивленно (как это, учитель не знает!)
отвечают. «А я?» — допытываюсь. «Чтобы нас учить», — дружно поднимают
на меня умные глазенки. Испытывая благодарность за их доброжелательность,
все же тактично возражаю: «А вот и не угадали! Учитель идет в школу,
чтобы только помогать детям учиться учить себя». После непродолжительной
паузы кто-то из школьников соглашается: действительно, так вроде бы
правильнее. Но не такая уж и невинная наивность учеников среднего да
и старшего школьного возраста настораживает меня, и я не унимаюсь:
«А кого вы считаете своим самым главным воспитателем?» Перебивая друг
друга заговорили: отца, мать, учителя, классного руководителя, директора
школы, дядю-соседа... Я отрицательно покачал головой, на что ученики
как-то нерешительно смолкли и уже даже под ноги себе не смотрят.
«Неужели не знаете?» — останавливаюсь. Вижу, действительно не знают,
к сожалению, даже не догадываются. Идем дальше, и всю дорогу,
оставшуюся до школы, объясняю детям, что самым главным воспитателем,
как, между прочим, и учителем, и товарищем человека, и прежде всего
— молодого, живущего в каждом из моих спутников, является не кто иной,
как он САМ.
Нужно лишь суметь научиться быть «главнокомандующим» для самого себя.
Тогда в жизни будет удаваться много доброго, радостного, а неприятностей
станет в стонадцать раз меньше. Но вот и школа. Уже на пороге перед самой
дверью успеваю добавить: «А помощниками в этом деле могли бы стать ваши
новые друзья: самопознание, самовоспитание, самоконтроль и многие другие
САМО, в общем — самоорганизация». И, вижу, об этом мои юные друзья ничего
не слышали. Хотел было растолковать им, но прозвучал звонок и начались
уроки. Они посвящены изучению основ наук, среди которых, к сожалению,
нет главной — науки человекознания, которая с юных лет научила бы человека
самостоятельной организации своей личности — искусству полнокровной,
успехосозидающей жизни. Всему учит школа, многим «ведениям», а главному
— познанию самого себя, познанию его величества Человека — места не нашлось.
Вот и получается, что науки школьные как были раньше ветвями без ствола,
так и в новых условиях остаются такими же. Никому — от местных отделов
образования до самого министерства — нет дела до того, что в
учебно-воспитательном процессе отсутствует стержень, на котором удерживались
бы, облагораживая его, основы наук. Таким «стержнем» должен быть ученик
— от первого до выпускного класса, — компетентный в механизме функционирования
собственного Я. Выдающийся педагог К.Ушинский предупреждал: «Если педагогика
желает воспитать человека во всех отношениях, то сначала она должна познать
его тоже во всех отношениях». Но школа до сих пор человека не познает.
Не познает в ней и юный человек самого себя. Всех участников
учебно-воспитательного процесса поглотило единственное дело: преподавание
и выполнение уроков.
Создается впечатление, что в школе учат не человека и не на человека.
Обучают знаниям, которые часто повисают в воздухе. Они не способны воспитать
жизненный ум в молодом человеке, а если так, то и мудрость к нему никогда
не придет. Как отметил известный классик философской мысли, самым первым
условием мудрости является самопознание. Оно, разумеется, вещь непростая.
Но элементарному самопознанию — кто я, что я могу, чего я хочу — школа
должна детей научить. Жило бы в школе человековедение — и в сознании ребенка
на всю жизнь нерушимым остался бы образ живого, реального человека как
самоорганизующейся системы, главный принцип которой — творческое действие,
а не пассивное созерцание. Именно тогда и возник бы стимул к постоянному самосовершенствованию, и основы наук стали бы для него желаемыми, а не
ненавистными, как сплошь и рядом случается. Только в этом случае ученик
сможет между строками основ наук находить нужную для себя человековедческую
информацию, а собственно дидактика получит в его интеллекте надежный фундамент.
Современная школа обязывает учеников выполнять упражнения, решать задачи,
заучивать тексты, но не учит, как это делать, не прививает сызмала умение
работать над собой. Правда, некоторые учебники содержат рекомендации по так
называемой научной организации труда, но мало кто из учеников, да и учителей,
обращает на них внимание: первые воспринимают это как лишние хлопоты, вторые
— как бесплатное увеличение их нагрузки. Жаль!
Ученики брошены в бурное море школьной учебы: кто не утонет, тот выплывет.
Многие приплывают к счастливому берегу, но еще больше так к нему и не
добираются: не хватает силы. Личностной, обеспечивающей жизненный успех.
Спрос на нее в молодежной среде огромен, особенно сегодня, когда будущее нашей
нации поставлено в равные условия с другими: выживай и процветай. Я глубоко
убежден, что то и другое в суверенной Украине целесообразно было бы начинать
с самоупорядочения детской и юношеской личности. Но, к сожалению, этот спрос
нынешняя школа не удовлетворяет. Что это: некомпетентность или нежелание?
Попытаемся разобраться сами. Сначала определим объективные причины сверхнизкой
эффективности существующей, даже с учетом реформенных изменений, системы
школьного образования. Во-первых, она в своем практическом проявлении не
использует должным образом вполне обоснованные рекомендации науки по организации
процесса развития в ребенке успешной личности. Учить и помогать учиться —
далеко не одно и то же. Если учитель учит, он исходит из того наивного
представления, что все его сообщения непосредственно и полностью проектируются
в головах учеников. А если ученик, считает учитель, плохо усваивает знания,
то лишь потому, что ученик ленив, небрежен, невнимателен и вообще безответственен.
Если же в классе таких учеников много, то учитель переносит свой вердикт на
всех. Так автоматически срабатывает «универсальный» метод безапелляционной
категоричности: выучить от сих до сих, иначе всем будет низкий балл! И
учитель, отдадим ему должное, как правило, слово держит, хотя в конце семестра
этот балл окажется, как и раньше, требуемым. Подобный подход к педагогическому
делу не учитывает, что настоящая причина низкой успеваемости — не лень, а
неумение ученика организовывать себя для работы, в частности — интеллектуальной.
В течение всех школьных лет его никто и никогда не учил учиться.
Великий Ушинский более ста лет назад настоятельно советовал учителю сначала
научить ученика учиться, а потом уже поручать ему это ответственное дело. К
тому же, не учить школьника, а только помогать ему в этом деле. И это беда, а
не вина учителя. В свое время его тоже никто не обучал искусству человековедения.
Цепная реакция обесчеловечивания учебно-воспитательного процесса «успешно»
продолжается. И особенно сегодня, когда в условиях экономических неурядиц в
скудных педвузовских программах методика преподавания — эта животворящая кровь
дидактики — посажена на голодный паек. Мол, сей, учитель, и умное, и доброе, и
вечное, а там — хоть трава не расти. Любопытно, есть ли где-то хоть один такой
агроном, который умел бы только сеять? А вот учитель, не обученный «прополке»
детской личности, в отечественной образовательной системе является типичным.
Следовательно, как ни обидно это осознавать, одна с главных причин того, что
дети — «плохие», а ученики — «серые», нам теперь известна: наш учитель, кроме
своего предмета, в искусстве школьной педагогики мало что понимает. Во-вторых,
хотя животрепещущая проблема человековедения уже давно разбила лагерь под
стенами школы, войти в это заведение не может, поскольку ее визит не предусмотрен
так называемым государственным компонентом (программным перечнем обязательных
для изучения учениками основ наук). Правда, вторая часть учебного плана —
школьный компонент — свободна в выборе предметов для внеурочного усвоения их
учениками. Но эти занятия в основном призваны служить приложениями к обычным
урокам. Перейти с накатанной десятилетиями и переданной нам в наследство
узкопредметной тропинки на широкий человековедческий, личностносозидающий
просвещенский путь современной национальной школе не позволяет ее хроническая
зашоренность предметным эгоцентризмом, согласно которому ученик всячески
подчиняется предмету, а все школьные негативы — балловые в классном журнале.
Именно это и мешает школе внимательнее присмотреться к жизни за
своими окнами и спросить саму себя: что остается в человеке после того, как он
закончит школу и забудет все, что когда-то изучал в ней? Высокому уровню
развития детской личности взяться неоткуда. Он едва плетется следом за вялым
обучением школьника, являющимся результатом размытости, абсолютного нивелирования
чисто человеческого фактора в учебно-воспитательном процессе. Причина такого
положения — вовсе не генетический инфантилизм или твердолобость юных украинцев,
а упрямое нежелание официальной педагогики видеть краеугольную проблему
самоорганизации личности. Между тем тот же Ушинский отстаивал необходимость
подготовительного курса, который «придаст обучению ту сознательность и
самостоятельность со стороны учеников, которая... и только которая может служить
залогом того, что обучение будет для них... мощнейшим мотором их духовного и
морального развития». Такого курса в учебном плане украинской школы, к сожалению,
нет, не предусмотрен. Более того, даже в окончательном варианте Национальной
доктрины развития образования в Украине в XXI в. термин «самостоятельная организация
личности» не фигурирует, несмотря на объективную необходимость подобной работы,
если не сегодня, то хотя бы в ближайшем будущем. Существует и третья причина
торможения разрешения указанной проблемы. Она скрыта в дебрях изможденного
галопированием организма нынешней школы. Представьте лишь, что метод
самоорганизации личности вошел в учебные помещения. Безусловно, чтобы эффективно
работать, он будет претендовать на повышенное внимание к себе со стороны
организаторов учебно-воспитательного процесса: выделение урочного и внеурочного
времени, немалые усилия по специальной подготовке и переподготовке педагогов,
интегрирование под своими флагами действующих основ наук и т.п.
Но в условиях информационного изобилия в нынешних программах и финансового
дефицита учебного плана этого достичь сложно. Необходимо коренное реформирование
всей классно-урочной системы, которая своей архаичностью уступает разве что
пирамидам Хеопса. Возможно, именно это сдерживает высшее просвещенческое руководство?
Но ведь кардинальные изменения в системе образования кардинально измененного
общества просто неминуемы! Начинать следовало бы с литературы, которая по своей
специфике уже является в определенной степени своеобразным курсом человековедения.
Но ее новейшие программы составлены так, что на уроке не то что не познаешь
человека, но и вообще забудешь, как он называется. Составители программы,
пребывая, видимо, в состоянии эйфории по поводу национального высвобождения
литературного гения, явно действовали по принципу «немного обо всем и ничего о
немногом». Так, на изучение великих литературных полотен — два-три урока, на
поэзию нескольких авторов — один, а на поучительные жизнеописания писателей — и
вовсе ничего. Так мы идем К или ОТ человековедения?.. Прежде всего, сегодня учеба
и воспитание должны осуществляться интеллигентно и цивилизованно. Это требует
безусловного, не на бумаге, уважения к детской личности, которое было бы
результатом не голого восхищения или слепой любви, а познания в ней человека.
Педагогическая интуиция, которой до сих пор пользовалась в своих педагогических
действиях определенная часть учителей, должна быть вытеснена специальными знаниями
в сфере человековедения, чтобы избежать ошибок в созидании сильной личности.
Воспитывать интеллигентно — значит, воспитывать без драм и эксцессов, неуклонно
соблюдая права и свободы ребенка, как в школе, так и в семье. Упор в
учебно-воспитательном процессе, наконец, должен быть сделан на активизации
субъектного фактора, что предполагает квалифицированную организацию процесса
самопознания и саморазвития личности школьника в качестве главных рычагов его
дальнейшего жизненного успеха.
Практика одергиваний школьника извне раз и навсегда должна быть объявлена антипедагогической, то есть сурово запрещенной как в школе, так и дома. Главным
источником влияния на юную личность должна стать многоплановая информация, а
педагог может выступать в качестве ее генератора и трансформатора в детское сознание.
Широко известное в школьной жизни такое патологическое явление, как предметный
эгоцентризм, застилает учителю свет многих педагогических истин. Не все, к сожалению,
понимают, что практика, когда учитель учит, а воспитатель воспитывает, — это
педагогика низшей формы. Ее высшее проявление — когда ребенок учит себя и воспитывает
себя, поняв учителя и взяв пример с воспитателя. Поучительно воспитывая школьника,
педагог невольно прививает ему чувство второсортности, незначимости, неполноценности,
а ведь именно в этом коренятся истоки асоциальной, преступной мысли. Известный
авторитет в науке о личности Л. Выготский доказывает: «с научной точки зрения,
нельзя воспитывать другого. Можно лишь воспитываться самому». Он же, исходя из
анализа природы человека, считал огромным грехом пассивность ученика, вытекающую
из ошибочного правила, что «учитель — это все, а ученик ничто...». Следовательно,
основы наук способен продуктивно усваивать лишь ученик, умеющий работать, хотя бы
в азах, над самим собою. Но если так, то процессы познания и самопознания — это
именно та колея, по которой должен двигаться локомотив развития детской личности.
Однако мы лишаем его нормального движения, ставя на одну «рельсу» — изучения основ
наук. Вторая — основы человековедения — пока бездействует.
Если современная школа желает называться школой европейского уровня, она должна
дать подрастающему человеку надежные гарантии этого. Но для этого нужны специальные
государственно-педагогические усилия. Кое-что мы уже имеем. Например, нами создана соответствующая концепция, поддержанная в целом учеными и практиками. Есть
одобренный опыт вместе с его социально оптимистическим результатом. Наша модель
ученического самоуправления, созданная на основе авторского метода самоорганизации
личности, в этом году стала победителем во всеукраинском конкурсе. Следует отдать
должное республиканскому жюри, которое компетентно подошло к проблеме самоорганизации,
несмотря на ее относительную новизну, и, что наиболее ценно, признало необходимость
ее внедрения в учебно-воспитательный процесс школы. Нами также разработаны
специальные программы обучения школьников основам самоорганизации личности для всех
возрастных групп, особо — для обучения лидеров. Разработаны общие методические
рекомендации. На очереди — создание учебного пособия, а в более отдаленной
перспективе — поклассных учебников по основам самоорганизации личности. Не хватает
«малого» — внимания соответствующих официальных служб к делу поистине государственного
значения: принципиального обновления сферы воспитания украинца как европейца не
только по генетической, но и по социальной сути. По большому счету — нет еще, как
мне кажется, мысли об Украине, в которой феномен детства преобладал бы над всем, в
том числе, и над собственными интересами. Уровень украинского патриотизма должен
измеряться не глубиной умиления государственной атрибутикой, а нахождением в себе,
от кого это требуется, мотивов самоотречения во имя достойного воспитания тех,
которые со временем станут настоящими, без самопринуждения или тонкого расчета, органичными патриотами Украины. Поможем им в этом! Подведем к целебному источнику
личности. /"Зеркало недели" № 33 (408) 31 августа — 6 сентября 2002/
Человековедение для всех
Введение
Настоящая работа представляет собой 1-й вариант общего
информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного
процесса на основе человековедения /Чел/. Его важнейшей задачей
является формирование необходимого информационного массива и
принципиального методического минимума для организации
педагогического процесса трех ступеней для различных возрастных
групп учащихся. В материале рассматриваются самые общие и важнейшие
положения и принципы, способы и средства образования на основе Чел
и предлагается перечень типовых задач. В трех специальных разделах
приводятся важнейшие данные, отражающие специфику задач изучения и
освоения Чел по возрастным ступеням и условия их решения,
рассматриваются общие вопросы педагогического, материального и
информационно-технологического обеспечения обучения на основе Чел.
Анализируются возрастные особенности эффективной реализации задач
Чел и в качестве примера решения задачи предлагаются наиболее
подходящие для данной ступени.
Данная работа не является завершенной и исчерпывающей для
решения поставленной задачи и по принципиальным вопросам
предполагает обращение к Основам человековедения и другим,
связанным с ними, материалам. В дальнейшем
она будет регулярно совершенствоваться и уточняться, в том
числе, при участии других специалистов, которых это серьезно
за/интересует. Нельзя не видеть нацеленности работы на
преобразование современной педагогики и повышение ее социального
статуса, наделение новыми задачами формирования идеалов лучшей
жизни и определения разумных путей их осуществления. Самое же
существенное состоит в том, что в данной работе не только
ставится, но и в определенной степени конкретизируется решение
задачи переориентации современного образования с накопления
знаний на эффективное и разностороннее развитие учащегося, при
котором знания осваиваются не сами по себе, а как необходимый
элемент его оптимальных развития и самореализации.
Наверное, не надо лишний раз говорить о том, насколько
несовершенна современная педагогическая система России, являющаяся
отражением всей ее жизни, и как много надо сделать для ее
улучшения. Полагая недостаточным колебать воздух разговорами - мы
пытаемся обосновать и выстроить цельную, научно-аргументированную
систему улучшения жизни, опирающуюся на природу-сущность человека и
новую педагогику его оптимального развития и совершенствования, без
которых невозможно действительное улучшение жизни людей!
1. Предмет и задачи Чел - изучение и обучение человека природосообразному
поведению, осуществлению жизненной необходимости и развитию разума
Для чего это нужно? Для того, чтобы люди и их жизнь становились
лучше ибо лучшего и более разумного способа действительного
улучшения жизни - нет. Впрочем, если вы думаете иначе, предложите и
обоснуйте что-нибудь получше. В отличие от привычного образования,
нацеливающего учащихся на пассивное накопление возможно большего
объема знаний, в результате которого происходит отчуждение людей от
своей сущности-природы, педагогика на основе Чел предполагает
переориентацию учебно-воспитательного процесса на учащегося и его
эффективное развитие, физическое и духовное, при котором знания не
девальвируются, а осваиваются в большем объеме, но не сами по себе,
а как необходимое условие осуществления жизненной необходимости
/ЖН/ и достижения высшей пользы /ВП/ в самопознании и наилучшей
самореализации. Принципиальное отличие такого подхода к образованию
учащихся, а лучше говорить к развитию, состоит в том, что важнее не
знания, а учащиеся, которые будут не только все больше узнавать и
уметь, но и становиться совершеннее в физическом, психическом и
нравственном отношениях, достигая действительной, а не мнимой
зрелости и, что самое примечательное, развивая свой разум! Из этого
следует, что школа не только будет давать знания, но готовить людей
к непрерывному совершенствованию, без которого невозможно улучшение
жизни. То есть педагогика на основе Чел - это педагогика
эффективного природосообразного развития и совершенствования людей
и их жизни, короче говоря, педагогика улучшения жизни!
1.1. Информационно-методическая основа
Подразумевается популярный - доступный для учащихся средней
школы информационный минимум по рационализации поведения -
индивидуального, в социуме и природе, включающий общедоступные
знания о: сущности и развитии, ЖН и пользе, в том числе, ВП
человека, задачах существования и системе природосообразного
поведения /ПСП/, принципах и способах самоорганизации /СОРГ/ и
рационализации жизненных ресурсов и энергии /ЖРЭ/, важнейших
положениях и процедурах Чел, основных и вспомогательных средствах
организации и реализации ПСП. Ниже в конспективном /а пока только
структурном/ виде приводятся информационная основа и методические
средства организации педагогического процесса. Для более подробного
ознакомления с данными вопросами естественно обращение к Основам
Чел, а для реальной организации процесса необходима и разработка
специального материала, что не является большой проблемой, разве,
что до этого надо еще дожить...
1.1.1. Информационная основа
а\ природа, человек и его биосоциальная сущность
б\ развитие /тела и разума/ и задачи существования чел-ка
в\ желания и выгода, необходимость и польза, ЖН и ВП человека,
развитие разума
г\ система ПСП как важнейшие способ и средство осуществления ЖН
и достижения ВП
д\ способы и средства СОРГ человека
е\ способы и средства рационализации ЖРЭ
ж\ основные средства организации и реализации системы ПСП
з\ вспомогательные ср-ва организации и реализации системы ПСП
и\ мониторинг, контроль и оценка/испытания достигнутых
результатов учащихся
к\ стимулирование и обеспечение высоких результатов учащихся
1.1.2. Важнейшие методические принципы организации педагогического процесса
а\ сочетание лекций/теории Чел и практики осуществления ЖН
б\ опора на личность учащегося и его развитие
в\ определение индивидуальных особенностей и способностей
учащихся и обеспечение возможности их проявления и развития
г\ сочетание индивидуальных и коллективных задач и форм обучения
д\ приближение учащихся к природе и людям-социуму в процессе обучения
е\ общность задач учителя и ученика и их взаимодействие
ж\ периодические испытания учащихся - индивидуальные и
групповые, способы оценки их развития и возможностей
1.2. Формирование природосообразной нравственной основы поведения
Представляет собой - последовательное проникновение /через
осознание/ в сущность человека, которая имеет индивидуальную,
социальную и видовую составляющие, для уяснения их ЖН и реализации
всех без исключения как важнейшего условия нормальной жизни.
Предполагает усвоение некоторого минимума знаний и закрепление
нравственных норм поведения в социуме и природе через социализацию
учащихся в коллегиально-конгениальных формах организации
учебно-воспитательного процесса и самоуправления. Важное место в
этом занимают идейно-целевые установки и формы обучения, а также
критерии оценки результатов.
1.2.1. Важнейшие принципы формирования нравственности учащихся
а\ развитие и гармонизация индивидуальных и социально-видовых
интересов учащихся в контексте осознания и осуществления ЖН
и достижения ВП
б\ формирование и достижение индивидуальных и групповых целей и
задач
в\ уяснение себя органической частью природы и необходимости
рационального взаимодействия с ней
г\ весь коллектив учащихся представляет собой большую
семью-социум с общими интересами развития и совершенствования
всех и каждого в гармонии с природой!
д\ в числе испытаний и оценок учащихся обязательны нравственные
мотивы и результаты
2. Принципы, способы и средства освоения, ступени Чел
2.1. Принципы Чел 1) общий - регулярные,
постепенно-периодически нарастающие либо дозированные - жизненно
необходимые физические и психические нагрузки в соответствии с
возрастом, развитием и возможностями учащихся; 2) самопознание /СП/
и СОРГ, определение и проявление способностей и эффективное
развитие индивидуальных качеств в соотнесении их с социальными
потребностями; 3) формирование жизненного настроя на постоянное
совершенствование физических и духовных, нравственных и
профессиональных качеств; 4) социализация учащихся через
коллективно-групповые формы организации и самоуправления
учебно-воспитательного процесса; 5) формирование и поддержание
позитивной мотивации развития и образования - важны не только и
столько оценки, сколько успешное освоение программы и готовность!
каждого учащегося к переходу на следующую степень обучения, а для
выпускников готовность к полноценному решению задач существования -
индивидуально, в социуме и природе.
2.2. Способы и средства освоения Чел
Познание сущности человека и направлений и способов ее
реализации. Система ПСП как важнейший и всеобъемлющий комплекс СП и
реализации сущности /РС/. Освоение процедур формирования /ПФ/
индивидуальных жизненного цикла /ИЖЦ/ и хозяйства жизни /ИХЖ/ -
важнейших способов и средств СП и СОРГ и осуществления ЖН. Внешний
процессинг разума /ВПР/, домашний информационно-программный
комплекс /ДИПК/ и комплекс развития и нормализации
жизнедеятельности /КРиН/ - необходимые вспомогательные средства
организации и реализации системы ПСП. /Примечание. Описание всех
упомянутых способов и средств можно найти на страницах нашего
сайта/. Способы занятий физкультурой и спортом, принципы, способы
вы/ и про/явления и организация процессов реализации способностей
учащихся, способы и средства формирования человеческих и
нравственных качеств учащихся.
2.3. Ступени Чел
Ступени Чел: начальная - дети и младшие подростки, средняя -
старшие подростки и юноши, высокая/зрелость/ - молодежь и взрослые
люди. Отличаются уровнем сложности, педагогической спецификой и
обеспечением /дети обеспечиваются обществом, взрослые обеспечивают
себя сами/, содержательными акцентами, например: для детей
акцентируется индивидуальная, для юношей - социальная, взрослых -
общечеловеческая/видовая сфера реализация сущности - ЖН без ущерба
для других сфер.
2.4. Перечень типовых задач
Перечень типовых задач по-крупному: 1) задача валеологическая
или обеспечение постоянно хорошего физического и психического
здоровья и высокой работоспособности; 2) задача СП и СОРГ,
постоянного самоконтроля и достижения высокой рефлексии; 3) задача
оптимальной РС и осуществления ЖН для обеспечения оптимального
развития - физического и психического и освоения необходимого
/научно-обоснованного/ комплекса общих знаний и навыков; 4) задача
выявления, проявления и закрепления индивидуальных способностей
/самовыражения/ в двух-трех социально-значимых областях; 5) задача
формирования необходимых социальных качеств учащихся,
подразумевающих хорошее знание и исполнение ими прав и
обязанностей, для эффективной самореализации с учетом социальных
потребностей и общей пользы; 6) задача осуществления и
рационализации действий для продолжения рода; 7) задача осознания и
формирования стремления к достижению высшей пользы /ВП/ в
постоянном совершенствовании РС во всех сферах жизни!
2.5. Способы и средства решения задач
Подразумеваются определенные в "Основах Чел" и новые способы и
средства, которые будут разработаны, а также составляющие арсенал
или инструментарий современной педагогики и практического Чел,
используемые для решения задач.
3. Человековедение для детей
3.1. Специфика задач Чел для детей и важнейшие условия их решения
Главное - соответствие принципам Чел, комплексность и
последовательность с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей и с акцентом на природосообразность! Важнейшие
особенности обучения детей - 1) индивидуальное и по возможности
индивидуализированное, в том числе, с помощью родителей
психофизическое развитие с низким темпом нарастания нагрузки и
простейшие формы коллективных взаимодействий; 2) упрощенно-игровые
предметно-ролевые методы обучения и воспитания; 3) учет возрастных
возможностей и постепенное их раскрытие без малейшего насилия, что
означает интенсивное использование арсенала педагогических средств,
предполагающего не только высокую квалификацию педагогов и их
готовность к решению нестандартных задач, но и большой набор
вспомогательных средств и форм. Для реализации этих задач
потребуется разработка и применение новых основных и
вспомогательных методов и средств. Этому же призвана способствовать
и другая-новая атмосфера образования.
3.2. Педагогическое, материальное и информационно-технологическое
обеспечение обучения на основе Чел
Подразумевается не только необходимость обеспечения полного
комплекса средств и возможностей для каждого учащегося, включающего
полноценное питание, отдых и развитие, но и его достаточность для
достижения максимального эффекта освоения задач существования и
осуществления ЖН! Но прежде всего каждый ребенок должен иметь
необходимый! минимум внимания к нему со стороны родителей и
воспитателей, без обеспечения которого он самоотчуждается, действуя
несообразно своей сущности, разобщается с окружающими или
десоциализируется либо конформируется в чуждой, иногда негативной
среде, утрачивая свою индивидуальность и не вполне себя реализуя...
Все перечисленные средства призваны обеспечивать максимальное
раскрытие способностей детей и их разностороннее эффективное
развитие.
3.3. Комплекс учебно-воспитательных задач для детей
Основывается на типовых задачах и практических действиях,
предполагая их упрощение с учетом возрастных особенностей и
постепенное усложнение с возрастом. Основой решения задач в этом
возрасте является ознакомление с ними и не только постепенная
подготовка к их решению, но и организация режима дня в их
контексте. Подразумевается постепенное освоение типовых задач Чел,
начиная с первой и последовательно расширяя их перечень с возрастом
и развитием.
3.4. Пример решения задачи
Для примера, как и для освоения детьми наиболее подходит
валеологическая задача обеспечения постоянно хорошего физического и
психического здоровья и высокой работоспособности. Собственно, и
теперь в дошкольных учреждениях и группах продленного дня начальных
школ такая задача в той или иной мере решается, но в данном случае
она должна быть решена в такой степени или на таком уровне, чтобы у
учащегося на всю последующую жизнь была заложена прочная основа
здорового образа жизни, который не должен нарушаться и, тем более,
пренебрегаться, как необходимое условие нормальной жизни и решения
других задач существования! Пример решения данной задачи должен
показывать, как изучается, организуется и реализуется задача и что
необходимо для оптимизации ее решения. Должно быть понятно, что это
серьезная исследовательская тема, без реализации которой говорить
конкретно о решении данной задачи затруднительно.
4. Человековедение для юных
4.1. Специфика изучия Чел для юных
Определяется особенностями возраста, половым созреванием и
стремлением к конформизму со сверсниками, независимости и
самостоятельности в соответствии с принципами Чел с акцентом на
усиление групповых/коллективных форм и развитие социальности!
Особенности обучения юных: 1) индивидуально-групповые формы
обучения, психофизическое развитие с более высоким темпом
нарастания нагрузки; 2) освоение принципов самоорганизации и
использование элементов самоуправления в организации
учебно-воспитательного процесса; 3) более интенсивное использование
комплекса развития и нормализации жизнедеятельности и активизация
процесса самовыражения в проявленных ранее видах деятельности.
Важным для учащихся этого возраста является их максимальное
ограждение! от негативных влияний, как за счет строгих внешнего
контроля и изоляции, степень которых находится в зависимости от
возраста и конкретных обстоятельств обучения, так и прежде всего за
счет переориентации юных на жизненно важные интересы и занятия. Для
реализации этих задач потребуется расширение возможностей
проявления способностей и самовыражения учащихся, если не в одной
школе, то в специализированных центрах, и включение этого
направления в обязательную программу. Актуализируются первичные
формы испытаний на зрелость, которые к моменту завершения
образования усложнятся до уровня требований к выпускникам.
4.2. Педагогическое, материальное и информационно-технологическое
обеспечение обучения на основе Чел
Все формы обеспечения должны быть направлены на достижение
максимально позитивного эффекта воспитания и образования учащихся и
не только учитывать большие самостоятельность и энергию учащихся,
но и направлять их в сторону рационализации поведения в контексте
осуществления ЖН и достижения ВП. Особенно акцентируются различные
формы самодеятельности учащихся, формирования увлеченности и
положительной результативности в обучении и избранных формах
самодеятельности. Контролируется физическое состояние и оказывается
необходимая педагогическая и психологическая помощь в нравственных
и интимных аспектах развития для исключения патологий и
нормализации эмоционального состояния.
4.3. Комплекс задач Чел
Комплекс задач Чел для эффективного развития юных основывается
на базовом перечне, важнейшей особенностью реализации которых в
данном возрасте является усиление роли индивидуально-коллективных -
групповых форм решения. В отличие от ознакомительного характера в
детском возрасте и посильного решения одной-двух задач, у юных
спектр задач постепенно расширяется до первых 6-ти задач в старшем
возрасте. Решаемые задачи осваиваются постепенно и усложняются. При
этом в приемлемой форме юные получают необходимую информацию по
всем, включая половые, вопросам, которые являются органической
составляющей ЖН и осваиваемых задач. Арсенал Чел и педагогики
вместе с рациональной организацией и задачами учебного процесса
будут способствовать не только естественному и нравственному
восприятию самых интимных и каверзных вопросов и моментов жизни
человека, но и их рационализации для достижения ВП! Важнейшей
педагогической задачей среднего возраста является захват и
замыкание интересов учащихся на решаемых задачах и взаимодействии с
коллективом для достижения общих целей развития и зрелости.
4.4. Пример решения задачи
В качестве примера решения задачи для юных лучше всего подойдет
задача формирования необходимых социальных качеств учащихся,
подразумевающая хорошее знание и исполнение ими прав и
обязанностей, для эффективной самореализации с учетом социальных
потребностей и общей пользы. Это связано с особенностями
подросткового возраста и теперь нередко решается неоптимально, как
в школе, так и дома. В результате закладывается отнюдь
неоптимальная для самого человека и социума мотивация поведения, на
основе которой произрастают многие современные индивидуальные и
социальные проблемы, такие, например, как наркомания и
преступность... Не пытаясь описывать весь процесс решения этой
задачи, для чего должна быть проведена серьезная исследовательская
работа, акцентируем главное, чего мы уже касались выше: весь
арсенал средств вместе с организацией и реализацией учебного
процесса должны способствовать естественному и нравственному
восприятию самых каверзных вопросов и моментов жизни человека для
захвата и замыкания внимания и интересов учащихся на решаемых
задачах и взаимодействии с коллективом для эффективного развития и
достижения зрелости.
5. Человековедение для взрослых
5.1. Задачи Чел для взрослых, условия и средства их решения
Задачи Чел, как и весь раздел для взрослых, выделены здесь,
исходя из того, что педагогический процесс на основе Чел будет
организован не сразу и не быстро, если вообще это возможно в
обозримой перспективе, и не у всех будет возможность обучаться в
таком ключе с детства. Фактически Чел для взрослых базируется на
финальной части курса для средних образовательных учреждений и
дифференцируется по сложности на несколько /например: 3/ уровней в
зависимости от индивидуального развития взрослых, которое варьирует
сейчас в больших пределах. Целевой функцией освоения курса Чел для
взрослых является, если не реальное достижение некоторого
социально-значимого уровня интеллектуально-нравственного развития,
которое уже недостижимо, так сказать, "поезд ушел", то освоение и
закрепление некоторого необходимого для нормальной жизни
нравственно-информационного минимума. Однако, с этим предстоит еще
глубоко разбираться!.. Впрочем, если взрослые начнут, наконец,
разбираться с накопившимися проблемами существования, чтобы
пытаться их решить, то Чел будет как нельзя кстати!
5.2. Педагогическое, материальное и информационно-технологическое обеспечение
обучения на основе Чел
Все формы обеспечения должны быть направлены на достижение
максимально позитивного эффекта воспитания и образования учащихся и
не только учитывать большие самостоятельность и энергию учащихся,
но и направлять их в сторону рационализации поведения в контексте
осуществления ЖН и достижения ВП. Особенно акцентируются различные
формы самодеятельности учащихся, формирования увлеченности и
положительной результативности в обучении и избранных формах
самодеятельности. Контролируется физическое состояние и оказывается
необходимая педагогическая и психологическая помощь в нравственных
и интимных аспектах развития для исключения патологий и
нормализации эмоционального состояния.
5.3. Комплекс задач Чел
Комплекс типовых задач-стратегий достижения жизненных
целей базируется на типовом перечне и решается с акцентами в
зависимости от уровня обучения. Для нижнего уровня важнее задачи из
начала списка, для высшего - из конца
5.4. Пример решения задачи
Для примера решения задачи более других подойдет задача 7,
решение которой предполагает знание и решение всех задач - от 1-й
до 6-й. Разумеется, решение 7-й задачи проблематично в принципе,
как достижение абсолютной истины, тем не менее, осмысление целей,
средств и условий решения этой задачи помогут взрослым учащимся
более объективно воспринимать действительность и себя в ней, видеть
проблемы и их причины и сознавать меру своего участия в их
возникновении и преодолении! /03.01.2010/
Изучайте и практикуйте человековедение - будет лучше всем!
|