На странице представлен ряд материалов из интернета на
темы "О хорошем и плохом для человека, в том числе, о плохих и
хороших людях и улучшении их жизни", с которыми сопоставляются
работы из человековедения - две статьи цикла 3: "Что хорошо и
плохо для человека?" и "Что делать, чтобы лучше жить?" и
статья цикла 1 "Другая жизнь". Это сделано для более широкого
освещения и лучшего понимания затрагиваемых вопросов, в том числе,
под углом зрения человековедения, которое не только обсуждает эти
вопросы, но и определяет критерии хорошего и плохого и обосновывает
возможность улучшения жизни людей на основе самопознания, эффективного
развития и совершенствования в контексте их природосообразных действий.
Этимология
Этимология славянских слов "хороший" и "плохой" имеет глубокий
ведический смысл. "Хор" или "Хоро" означает Родовой круг. Хороший,
значит живущий в ладу со своим Родом. От этого же корня происходит
слово "хоробрый" - смелый, то есть буквальный смысл получается:
"воин, смело обороняющий свой Родовой круг". "Плохой" же происходит
от слова "сполох", человек вспыльчивый, вздорный, колеблющийся,
непостоянный.
Почему одни люди нам нравятся, а другие - нет? Наверное,
потому, что одного человека мы считаем хорошим (умным, добрым, приятным),
другого - плохим (ограниченным, зловредным, жадным). Как показывает
опыт, установка на то или иное восприятие человека складывается
очень быстро на основании его слов, поступков и даже деталей
внешности и закрепляется надолго. Хорошему человеку даже при
негативном поступке у нас всегда находится оправдание, а у плохого
почти нет шансов на реабилитацию, даже если оба ведут себя одинаково.
Задумаемся, а не торопимся ли мы с однозначной оценкой людей? Может
быть окружающие достойны более трезвого взгляда? Умеренная критичность
только поможет в общении с приятными людьми, а если даже в не очень
симпатичном человеке увидеть доброе, не легче ли с ним будет найти
общий язык?
Что же это такое: хорошее и плохое вообще и хорошие и плохие люди,
в частности? Давайте попробуем разобраться - сначала всем миром, а
потом и с помощью человековедения? Послушаем, что говорят люди?
Елизавета Валерьевна, 62 года: Ох, тяжелая это тема... На первый
взгляд, все ясно. А на самом деле я замечаю, что плохие люди везде
первые! И в политику лезут, и обычного нормального человека грязью
обольют. Я недавно замечание водителю сделала, чтобы он под моими
окнами машину не ставил. Так я такие слова в свой адрес услышала от
молодого человека... А за что? Какое право он имеет такое говорить?
Ведь мог он спокойно ответить: "Извините, сейчас уеду". Может быть,
это капитализм нас так испортил? Честно говоря, я не знаю – что
сейчас хорошо, а что – плохо.
Андрей, около 40 лет: Да мне плевать на других! Я живу так, как
мне надо. Все слова о добре и зле я не воспринимаю серьезно. Кто
обо мне думает? Только я сам. Сыну все время говорю: "Будь сильным!
Тогда тебя будут бояться, а значит – уважать!"
Михаил, 29 лет: Хорошо и плохо во все времена одинаковы. Сейчас
просто каждый только за себя отвечает, поэтому обострено все до
предела. Я каждый день встаю и думаю, как заработать побольше денег,
чтобы семью накормить и остаться хорошим. Иногда это практически
невозможно. Приходится "идти по головам" – иначе не выжить. Как
сторона одной медали. Все мои друзья так живут. А родители меня
часто не понимают. Говорят, что я стал злым.
Светлана, 34 года, мать двоих детей: Мы с мужем – верующие люди.
Детей воспитываем тоже в вере. Нам намного легче, чем другим. У нас
все стабильно и есть основа. Живем по Библии, молимся, соблюдаем
посты. С девочками бывает непросто, но нам помогает наша вера. Для
детей слово отца – закон. Они у нас и спортом занимаются, и учатся
отлично. У мужа стабильный бизнес, дом недавно свой купили. Я считаю,
что хороший человек тот, кто умеет сдерживать свои низменные инстинкты.
Мы друг другу не даем повода для ревности, нет подозрительности.
Словом, Бог помогает жить по совести.
Николай Васильевич, 59 лет: Себя считаю порядочным человеком.
Живу по совести. В молодости таким же был. Два института окончил,
работаю всю жизнь от зари до зари. Детей вырастил, внуков воспитываю.
Словом, мне не стыдно! Наверное, хороший человек потому и хороший,
что ему за свою жизнь перед собой и перед другими не стыдно...
Через год пойду на пенсию, думаю о ней почти каждый день. Страшно!
Вот наши чиновники не считают себя плохими, обрекая нас на нищенское
существование...
Лилиана, 28 лет, работает в сфере туризма: Все мы – и плохие, и
хорошие люди. Разные жизненные ситуации, в которые мы попадаем,
являются лакмусовой бумажкой, вскрывающей то, кем мы являемся. Кто-то
всегда старается "держать марку" и не поступать некрасиво по отношению
к другим людям. А кто-то показывает свою истинное лицо и не выдерживает
проверку. Не зря говорят, что в человеке есть три ипостаси: то, каким
он видит себя, каким его видят окружающие и каков он есть на самом деле.
Я с этим полностью согласна.
Екатерина, 20 лет, будущий юрист: Хороший человек? (задумалась). Не
могу сказать вот так сразу... Все хотят быть хорошими, но не у всех это
получается. Просто надо пытаться развивать свои достоинства и бороться
с недостатками. У меня, например, очень ворчливая бабушка, острая на
язычок, от нее спуску не жди. Но она самая лучшая, потому что столько
для меня сделала! Наверное, у каждого человека свое мерило "хорошести",
если так можно выразиться.
Валентина Петровна, 74 года, пенсионерка: Хороший человек всегда
старается делать для людей добро, помогает, чем может. Он никогда не
унизит, не оскорбит, с ним легко общаться. Он отзывчивый к любой
человеческой беде. Я думаю, что и в наши дни есть хорошие люди, но, к
сожалению, большинство сейчас не такие дружные и добрые, как это было
раньше. Например, во время войны, когда людей роднило общее горе. А
сейчас многие корыстны, живут только для себя, не замечая других.
Олеся, 25 лет, администратор: Это глубокий философский вопрос, на
который нет однозначного ответа. Для меня хороший человек тот, на кого
всегда можно положиться, кто не предаст и не оставит без поддержки в
трудный момент жизни. Но это мое личное мнение. Другой человек, наверное,
и рассуждать будет по-другому. Мне кажется, нет четкого деления на
"хороших" и "плохих", поскольку в каждом из нас живут и "ангелы" и "демоны".
А давать оценку поступкам необходимо не только со стороны, но и пропуская
это через себя.
Арсений, 21 год, студент: Сразу вспоминаю настольную книжку детства
"Что такое хорошо и что такое плохо". Образы, которые там приводятся,
нынче уже устарели, но поступки – нет. Дети усваивают – драться и обижать
нельзя, надо помогать, защищать слабых. И вот через эти первые наставления
они постигают нормы морали, установленные обществом. А нормы эти вечны,
ну, может быть, немного видоизменились, подстраиваясь под современность.
Иногда я задаю себе вопрос: "А хороший ли я человек?" И не могу дать
однозначного ответа. Где-то хороший, где-то не очень, но всегда стараюсь
бороться с собой и в любых ситуациях поступать по совести.
Ирина и Петр, молодожены: Мы недавно таксочку на улице подобрали.
Забавная такая. Только она все время по хозяевам скучала. Муж говорит,
давай себе оставим. А я - против. Но не потому, что не хочу, а потому,
что хозяев понимаю, да и собаку жалко. Вот и расклеила объявлений пять
по массиву, что нашли таксу. Хозяева нашлись быстро. Сколько радости было!
Вот я и думаю, мы все-таки хорошее дело с мужем сделали.
Марина, 29 лет, домохозяйка: Хороший человек – это прежде всего не
эгоист, а тот, кто учитывает мнение других людей и не навязывает им свою
точку зрения. Он все время развивается, стремится к познанию нового и
открыт для этого. С ним просто и легко общаться, и ты знаешь, что он
всегда поможет в трудную минуту.
Резюмируя, отметим, что каждый вкладывает свой смысл в понятие "хороший".
В зависимости от ценностных установок, ориентиров. Эталоны "хорошего
поведения" прописываются с детства. Однако с годами некоторые из нас либо
иначе их интерпретируют, либо и вовсе утрачивают. В современной жизни так
трудно оставаться хорошим, не солгав при этом даже себе самому. Оставаться
хорошим внутри, несмотря на трудные ситуации, ложь и предательство,
преодолевать все это с честью и достоинством. Помните сказку "Королевство
кривых зеркал"? Иногда все-таки полезно взглянуть на себя со стороны и
понять, каков ты есть на самом деле. Не твое зеркальное отражение, а ты
сам, настоящий. И дать честный ответ на вопрос: а в любых ли
обстоятельствах останешься хорошим? По вашему мнению, внутренний цензор
– совесть – есть у каждого. Только кто-то живет по законам порядочности и
уважения к себе и другим, стараясь поступать соответственно. А кто-то
плюет на все законы, живет как только ему нравится и учит этому своих детей.
Но стоит только кому-то, более сильному, поступить так же с ним – становится
тихим и прячет хамство подальше. Конечно, все мы не ангелы. И вряд ли станем
ими при жизни. Ошибаться – удел человека, ведь он проживает свою жизнь
первый раз, каждый день, сталкиваясь с новыми вопросами. И порой так
непросто принять правильное решение.
Суммируя мнения корреспондентов, отметим, что хороший человек тот, кто:
* Творит добро и не требует награды.
* Берет на себя смелость первым улыбаться и здороваться.
* Умеет прощать!
* Добрый и умный.
* Чаще всего верит в Бога.
* У кого добрый взгляд и такие же мысли.
* Приносит радость себе и другим!
* Не застрахован от ошибок.
* Способен искренне радоваться и сопереживать.
* Всегда честен перед самим собой!
* Живет в гармонии с собой и с миром.
* Всегда развивается, стремится и... достигает!
* Кто всю жизнь учится быть хорошим!
Означает ли все это, что хорошим людям живется непросто? Наверное,..
но они по-другому не могут. Хотят быть людьми! Хорошими...
Мнение разумной эгоистки
Где кончается хорошо и начинается плохо? Всегда ли правильно то, что хорошо?
Где грань между правильно и неправильно? Почему то, что было хорошо вчера,
сегодня вдруг становится плохо? И, вообще, кто решает что хорошо и что плохо?
Жизнь задает нам эти вопросы и нам приходится на них отвечать. Как определить
правильно или неправильно каждый из нас отвечает на эти жизненно важные вопросы?
Определить очень просто. Если отвечаем правильно, то нам хорошо, мы спокойны и
уверены в себе. Если отвечаем неправильно, то нам плохо, мы недовольны,
раздражительны, в себе не уверенны, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Мне могут возразить – Бог дал нам «Десять заповедей», там все написано, что
хорошо и что плохо, что правильно и что неправильно. «Десять заповедей» написаны
в повелительной форме. Это повеление, наказ, но соблюдать нам или не соблюдать
заповеди, мы решаем сами, то есть сами определяем, что нам хорошо и что нам плохо.
«Что такое хорошо и что такое плохо?» – вопрос, на который никто, я думаю, не
может дать вразумительный ответ. Вы можете сказать, почему никто, Маяковский дал
на него ответ и совсем неплохо. Я скажу почему – потому что вопрос задан, как
сегодня говорят, некорректно. На мой взгляд, корректно вопрос звучал бы так: «Что
такое хорошо и что такое плохо для данного конкретного человека при определенных
обстоятельствах?» На такой вопрос ответить можно, и лучше всего, чтобы данный
конкретный человек отвечал на него сам, предварительно посоветовавшись со своей
совестью. «Что для меня хорошо и что для меня плохо?» - извечный вопрос, волнующий
любого мыслящего человека, и никто, кроме самого человека, не может дать ему
правильный ответ. Если мы обсуждаем или осуждаем другого человека, то мы за него
решаем, что ему хорошо и что ему плохо. И еще, нельзя быть хорошим для всех.
Невозможно. У каждого из нас есть два верных друга и советчика: наша совесть и
наше сердце. Наша совесть знает высшие законы Божественной справедливости. Наше
сердце слышит тонкие чувства нашей души. Сердце человека умеет разговаривать.
Попробуйте, поговорите со своим сердцем! Я уверена, пусть не сразу, но у Вас
обязательно получится. Научитесь прислушиваться к себе, и вы поймете, что для Вас
хорошо и что для Вас плохо. Только, ни в коем случае, не навязывайте свое «хорошо
и плохо» другим. Ваше «хорошо» может оказаться для них «плохо».
Я надеюсь, Вы согласны со мной, что понятия «хорошо и плохо» - относительные и
индивидуальные. То же самое можно сказать и о «правильно, неправильно».
Корректный вопрос, по-моему, звучит так: «Правильно или неправильно для кого
и с какой точки зрения?». Например: «самость». Для приверженцев Агни Йоги
самость – злейший враг духовного развития, а для приверженцев аналитической
психологии самость – высшая точка развития. Кто прав? И те и другие. Найдутся
еще и третьи, которых совершенно не интересует ни духовное развитие, ни психология.
Они скажут, что самость – это проявление индивидуальности и тоже будут правы.
Егор Климов. Что такое хорошо и что такое плохо? Между нормой
и патологией
Как ответить на этот вопрос? Многое, что я делаю, часто хочется назвать
хорошими поступками, но на самом деле оказывается, что это не совсем так.
Я могу негативно оценить поступок другого человека, но свой плохим стараюсь
не называть. Хотя на самом деле мне хотелось бы узнать, что же такое плохо
и что такое хорошо. Многие из окружающих обращают внимание на моё поведение.
Иные говорят о недостатках характера, а для некоторых я вовсе непонятен.
Должно ли меня это интересовать? Нет. Гораздо важнее знать, что же на самом
деле со мной происходит? Нахожусь ли я в нормальном состоянии? Да, самому
себе я признаюсь, что у меня есть не совсем обычные желания, странные для
других влечения и кое-что ещё, в чём я постараюсь пока не признаваться
самому себе. Но хотелось бы узнать ещё кое-что о себе, чтобы понять, всё
ли у меня в порядке и не будет ли у меня проблем в будущем.
Итак, что же такое норма? Где проходит граница между нормой и патологией?
Не хожу ли я по лезвию ножа? Может быть, норма – это мера ценности. Она
есть выражение моральных требований, образец желательного поведения. Но
почему-то в жизни подобных образцов немного. Норму никто официально не
подвергает критике, но все далеки от мысли, что нужно поступать именно так.
Такую норму можно назвать официальной. Её надо соблюдать всем – например,
на работе, в семье. За собой я замечаю, что стремлюсь выполнять многие
официальные нормы. Но когда нет официального контроля, могу и кое-что
нарушить. При этом я виню себя за проступок, стремлюсь его скрыть от тех,
кто может критически высказаться в мой адрес. А если что-то принято делать,
а кто-то один не делает? Это статистическая норма. Я думаю, что такое
понимание нормы для меня не будет правильным. Если все пошли прыгать с моста
в реку, мне что, тоже прыгать? Нет. Оставим это другим. Каждый человек имеет
свою индивидуальность, которой нужна индивидуальная оценка.
Норма в медико-психологическом аспекте, наверное, не определяется ни критерием
официальной ценности, ни степенью частоты. Под понятием «нормальное здоровье»
разумеется оптимальное состояние, необходимое для моего хорошего физического,
психического и социального самочувствия. И это не зависит от того,
встречается оно редко или часто и в какой степени приближается к хорошему
самочувствию. В то же время ненормальными можно назвать такие формы поведения,
установки и желания, которые пагубно влияют на внутреннюю гармонию и
самочувствие, вызывают конфликты с окружающими, либо нарушают здоровье,
подрывают работоспособность. В общих чертах стремление к пониманию нормы
основывается на концепции психического здоровья, которая предусматривает
такие показатели, как:
– стремление к развитию и самореализации;
– способность руководить своими действиями и поступками для достижения целей, намеченных в соответствии с системой ценностей;
– способность адекватно воспринимать себя и окружающих;
– способность к обучению на основе собственного опыта;
– связь ценностей с наивысшими общественными ценностями.
Итак, если в вас есть эти способности, если вы обогащаете себя общением с
другими людьми, не вступаете с ними в конфликты, не портите никому жизнь
– значит, вы нормальный человек и, добавим от себя, - хороший человек.
Цикл 3: "От общего к частному"
Что хорошо и плохо для человека?
Введение
Современную жизнь на Земле понять и определить весьма непросто,
разве что, можно говорить о ней, как об относительно закрытой
системе своекорыстия. Приоткрыть ее и понизить энтропию люди
способны своим разумом, если всерьез захотят ее улучшить. В этом
нет ничего противоестественного и невозможного, но тогда придется
определиться с тем, что хорошо и плохо в их жизни и найти
подходящие для этого критерии оценки. Задача статьи - попытаться
обосновать с позиций человековедения то, что действительно хорошо,
применительно к разным сферам жизни человека и доказать
необходимость сообразного сущности поведения человека в развитии и
единении с людьми и природой. Важнейший вывод статьи: хорошо - не
то, что способствует удовлетворению желаний, а то, что необходимо и
полезно для всех людей.
1. Суждения о хорошем и плохом в жизни людей
Что же хорошо и что плохо? Этот вопрос естествен для человека и
его разума, способного оценивать свои и чужие действия, лучше
понимать и пытаться улучшать жизнь. О хорошем и плохом возможны
принципиально разные суждения, которые отражают индивидуальные
различия людей и их философско-нравственные позиции. Однако,
независимо от этого, хорошим является то, что объективно необходимо
человеку и полезно, например: свежий воздух, еда, работа или учеба
и отдых, движение и общение. А плохое - то, что для человека
вредно. Кстати, с плохим и хорошим в жизни людей ассоциируются
добро и зло, которые, очевидно, имеют общие корни.
В силу неодноуровневости жизни людей необходимо выстроить и
соответствующую систему критериев - индивидуальных, социальных и
общечеловеческих. Для оценки индивидуальных действий человека
естественно опереться на объективные основания его сущности и его
взаимодействия в социуме и природе. Например, если питание
нерационально, то это вредит и самому человеку и опосредовано его
социуму, которому придется заниматься последствиями нарушения
обмена веществ - болезнями. Оценивая количество движения либо
гипокинезии человека, естественно связывать это с
сердечно-сосудистыми заболеваниями, а, рассматривая его отношение к
труду и природным ресурсам, - видеть корни социально-экологических
проблем.
Делая что-то для себя, человек в силу того, что он является
частью социума, должен соотносить свои интересы с общими. С другой
стороны, делая что-то для всех, каждый вправе ожидать ответной
позитивной реакции социума и этот механизм-институт взаимодействия
человека и социума имеет очень большее значение. К сожалению,
научная оценка этого взаимодействия пока отсутствует и причина
этого, по-видимому, в том, что ни одна из форм общественного
сознания не дает цельной и объективной картины современной жизни,
отражая общий процесс разобщения людей, которое само по себе -
весьма показательная социальная характеристика человека.
Еще сложнее человеку увидеть себя частью всего человечества и,
тем более, оценить эту сторону жизни с ее более, чем серьезными
проблемами, например, экологическими. Увы, они пока практически не
могут быть решены из-за разобщения людей, вследствие их ориентации
на обогащение и господство, которые их и разобщают. Рассуждения об
оценке хорошего и плохого показывают их большую важность и
одновременно сложность обеспечения их объективности и полноты.
Поскольку люди отличаются друг от друга по развитию и разумности и
находятся на некотором общем уровне развития, оценки хорошего и
плохого могут варьировать. Для увязки их между собой нужны
общезначимые и объективные критерии, которые пока не сформированы.
Тем не менее, если люди захотят улучшить свою жизнь, а в этом нет
ничего невозможного, им придется всерьез задуматься о том, что
хорошо и что плохо в их жизни и найти подходящие для этого критерии
оценки.
2. Обоснование критериев хорошего и плохого
Для выбора критериев хорошего и плохого, естественно опереться
на данные науки. Однако, к какой бы из наук мы ни обратились,
однозначного ответа не будет потому, что нет объективной основы
оценки или, признаваемой многими, точки или системы отсчета. Тогда
может быть обратиться к религии, имеющей свои принципы-заповеди, и
опереться на них? Пожалуй, только надо иметь в виду, что такая
возможность существует уже не одно тысячелетие и никто не сделал
этого так, чтобы ему поверили многие и жизнь стала лучше... Увы,
только на вере - без необходимых знаний, мотивов и средств трудно
преодолеть относительность оценок и, тем более, что-то улучшить.
Чтобы улучшать человека и его жизнь, надо знать его сущность.
Но люди мало думают об этом, они, совсем, как дети, ищут прежде
всего удовольствий и развлечений... А детей, как известно, мало
волнуют общие проблемы, даже если они касаются всех и могут иметь
очень серьезные последствия. Более того, их и свои-то личные
проблемы почти не интересуют, вспомним об огромном числе
болезней-проблем людей...
Но детей можно и нужно учить правильно себя вести, объяснять
им, что хорошо и что плохо! Что же получается? Их не учат правильно
себя вести потому, что не знают, что значит хорошо и плохо?.. Но
ведь это нонсенс, имеющий только одно объяснение - люди
недостаточно разумны и не осознают этой необходимости потому, что
не видят в ней своей пользы. Вот и получается, - все дело в
осознаваемой разумом необходимости и полезности того или иного дела
и это дает общезначимую точку отсчета хорошего и плохого.
Отталкиваясь от степени необходимости и полезности чего-то,
можно судить о том, насколько оно хорошо для человека. Например,
чистые воздух и вода, полноценное питание, движение и труд,
самосохранение и эффективная самореализация, внутреннее равновесие
и единение с социумом, свободное развитие и самовыражение,
оптимальное продолжение рода и улучшение вида. Эти важнейшие
факторы жизни человека и ее отправления названы не случайно: они
определяются его природой-сущностью и составляют его жизненную
необходимость /ЖН/. Осуществляя ЖН, человек своим разумом сознает
насколько это ему полезно, а значит и хорошо и, чем лучше или
разумнее он это делает, тем большую пользу сознает и тем ближе
находится к достижению своей высшей пользы /ВП/, которая оптимально
выражает его сущность. Таким образом, два важнейших критерия
хорошего и плохого мы и определили - это необходимость и польза
человека.
Если идти от общего к частному, можно сформировать систему
объективных критериев хорошего и плохого или, иначе говоря,
критериев добра и зла. Самые крупные составляющие ЖН человека - это
познание и реализация его сущности. О познании уже упоминалось выше
- людей учат чему угодно, но не тому, как лучше познавать и
реализовать себя, чтобы лучше жить. Таким образом, определяются еще
два критерия добра - уровни познания и реализации сущности
человека. Если самопознание относительно понятно, но реализуется
слабо, то реализация своей сущности осуществляется так или иначе
каждым человеком. Насколько хорошо люди это делают, можно судить по
огромному числу проблем в их жизни... Последнее наводит на мысль о
том, что люди в массе своей ушли еще не очень далеко от братьев
меньших и стать человеками разумными им еще только предстоит?..
3. Хороша ли современная жизнь?
На это есть разные точки зрения. Чем лучше развит человек и чем
объективнее он воспринимает мир и себя в нем, тем больше проблем
видит и ощущает на себе. Независимо от возможностей и развития люди
сознают двойственность или относительность своей жизни: все хотят
быть здоровыми и обеспеченными, уверенными в будущем и защищенными,
не ссориться с другими людьми и радоваться жизни, но не все и не в
полной мере это имеют... Самое же любопытное состоит в том, что
люди не знают своей пользы и не всегда желают то, что необходимо,
невполне реализуют свои возможности и делают не только хорошее для
себя и всего сущего, но и плохое...
Современная жизнь представляет собой относительно закрытую
систему своекорыстия и рыночной стихии с высокой энтропией.
Приоткрыть ее и повысить меру организации жизни возможно только с
помощью разума человека, который в отличие от животных способен
думать о себе, как части общности - вида, и действовать для его
блага - пользы. Чтобы это реализовать, надо понять свою не просто
пользу, а ВП. Наверное, люди плохо ее сознают, - чтобы мы ни взяли,
все не очень хорошо: и воздух с водой все менее чисты, и хлеба не
всем достаточно, и общение перешло в разобщение, и люди становятся
чужими самим себе - их обмен веществ неоптимален, они мало
двигаются, их мозг перегружен информацией и недогружен мышлением.
Надо ли удивляться тому, как много они болеют - и телом и духом,
что их развитие и продолжение рода - нерациональны, а улучшение
вида - категория вообще абстрактная.
Если подходить к этому философски, как бы со стороны глядя на
земную жизнь, можно говорить о том, что она идет своим чередом в
единстве и борьбе противоположностей, количественные изменения
переходят в качественные и имеет место то, что называется жизнью во
всем ее многообразии. При этом уже как-то привычно звучат сообщения
об очередных террористическом акте или преступлении, природном
катаклизме - тайфуне или землетрясении либо техногенной катастрофе,
уносящих много человеческих жизней, а навязчивая, если ни сказать,
насилующая людей, реклама, делает так называемый свободный мир явно
несвободным, коль скоро каждый, кто платит деньги, может навязывать
другим не только товар, но и свою позицию...
Естествен вопрос:
насколько это необходимо и полезно людям, а попросту хорошо, если
для всех важнее чистые воздух и вода, хлеб насущный и движение,
добрые общение и взаимодействие с людьми и природой?
Настолько, чтобы делать деньги и иметь больше удовольствий... А
это, оказывается, и есть самое важное для людей - то, что реально
определяет движущие силы их жизни, а значит и оценку хорошего и
плохого. "Если ты такой умный, почему не богатый?" Зто ходульное
выражение пронизывает помыслы людей и в его контексте хорошо то,
что ведет к богатству и превосходству. Как-то сам собой, возникает
вопрос, почему так, а не иначе, может быть какой-то таинственный
инопланетянин или хитрый землянин - жрец или масон, устроили такую
жизнь? Обратившись к истории и найдя немало подходящих случаю
фактов, можно подумать даже о некоей экспансии против человечества.
Но людей никто и ничто не заставляет делать так или иначе,
впрочем, если вспомнить о власти денег, в этом можно усомниться.
Как-то естественно связать это с развитием людей, которому
адекватны такие вот жизненная ориентация, видение хорошего и
плохого и действия, весьма похожие на происходящее в животном
мире... По-видимому, ключ к пониманию хорошего и плохого - в
развитии и сознании людей, которое поворачивает их к накоплению
внешней энергии превосходства и господства над людьми и природой, а
не к увеличению внутренней энергии развития и единения с людьми?
Потому, наверное, и неоднократные попытки улучшения жизни не дали
пока очевидных результатов. Что же так и будет? Наверное, - до тех
пор, пока человек и его разум, развиваясь, не осознают другие
необходимость и пользу.
4. Можно ли сделать так, чтобы всем было хорошо?
Если исходить из того, что многие действия человека
определяются его желаниями, то мечта о рае, где все хорошо и
бесконечно, выражает одно из таких желаний. Попытаемся логикой
поверить возможность жизни, в которой всем хорошо, что означает -
все люди делают только хорошее, доброе. Насколько это возможно?
Если вспомнить рассуждения о том, что хорошее доставляет человеку
удовольствие и полезно, а современная жизнь представляет собой
относительно закрытую систему зла, то возможность этого невысока.
Чтобы всем было хорошо и все, что ни делал человек приносило бы
ему и окружающим удовольствие и пользу, он должен соотносить свои
интересы с социумом и всем человечеством. Из этого следует, что
хорошее потребует объединенных усилий людей, то есть у людей должна
быть общая цель и единение, а не своекорыстие и разобщение.
Кажущееся немыслимым сейчас, это сообразуется с его сущностью и ВП,
которую человеку еще предстоит осознать. И это кардинальное условие
улучшения жизни людей, которое позволит действительно делать хорошо
для всех без исключения. Неужели это возможно и что для этого
нужно? Первое, что необходимо, это становление и развитие науки о
познании и реализации сущности человека, которая проторит путь к ее
изучению и последовательной и эффективной реализации.
Она сложна, но к ее решению никого не нужно принуждать ибо это
- ЖН и она принесет очевидную пользу каждому в оздоровлении и
самореализации, улучшении взаимодействия с людьми и природой. Это
ли не заветная цель человека? Пожалуй, только следует иметь в виду,
что познание и реализация сущности - весьма сложный и многообразный
процесс, к которому люди не готовы пока...
Помня историю с
авантюризмом и тщеславием лидеров и энтузиазмом и жертвенностью
революционеров, необходимо сознавать, что улучшения жизни людей
нельзя добиться силой, - следует действовать разумно и осторожно,
учитывая реалии и просчитывая возможные последствия, более того,
это великое дело должно созреть и проходить в естественном ритме!
Что реально в ближайшей перспективе? Принимая во внимание
тенденции современной жизни к демократизации и интернационализации,
социальной ориентации и гуманизации экономики, повышению
толерантности в отношениях людей и одновременно усилению
противостояния в мире, следует стремиться к формированию
человековедческой базы знаний. И это не чьи-то частные воля или
желание, а объективная ЖН, коль скоро все современные проблемы
замыкаются на человеке и его интересах. Пора дать объективную
оценку его потребностей и возможностей и в контексте достижения ВП
начать выстраивать научно обоснованную систему поведения, с помощью
которой станет возможным решение накопившихся проблем и улучшение
жизни людей.
Итак, можно ли сделать, чтобы все было хорошо или, выражаясь
иначе, возможен ли апофеоз добра? Возможен, но не так, как себе его
многие представляют... Ни один разумный человек не захочет райского
бездеятельного вечного блаженства, когда вокруг столько
непознанного и несделанного, когда мир так прекрасен и велик, когда
он влечет к себе и соединяет всех и вся... И чем лучше люди будут
осуществлять необходимость и сознавать свою пользу, тем больше
будет в их жизни хорошего. Что же самое важное, и это заложено в
природе человека, - с ее познанием и реализацией высвобождается
радость его существования и чем ее будет больше, тем больше будет
хорошего и тем лучше будет жизнь на Земле. /14.10.07/
Немного конкретики
В следующей ниже статье рассматриваются вопросы о том, как люди
представляют себе лучшую жизнь и как они пытались и пытаются ее
улучшить, но какими бы разными ни были их представления и попытки,
без улучшения или совершенствования себя и своих действий эта задача
не может быть решена. Мы пытались найти в интернете нечто подобное,
но, к сожалению, это оказалось практически невозможным из-за того,
что в силу причин, известных человековедению, люди мало размышляют
о сущностностных, смысловых вопросах своей жизни и ее рационализации,
предпочитая, что вполне естественно, свою индивидуальную жизнь и ее
улучшение. И в этом есть своя логика, которая - с одной стороны,
определяется господствующими жизненными ценностями, а с другой -
всеобщими законами развития человека и совершенствования его жизни.
В интернете можно найти немало различных способов изменить свою
жизнь к лучшему, например, "60 способов улучшить вашу жизнь за 100
дней", которая встречается на многих сайтах, и мы решили поместить
некоторые из них.
Улучшить жизнь за минуту
Можете ли вы улучшить свою жизнь всего за одну минуту? Скажете,
нет? И будете не правы. Можете, все могут. Большинству из нас трудно
остановиться на время, чтобы расслабиться, поиграть или просто сделать
дыхательные упражнения. Мы спешим постоянно, но будьте уверены, все из
нас могут уделить себе хотя бы одну минуту на том, чтобы значительно
улучшить свою жизнь! Обратите внимание на следующие предложения,
попробуйте и поймите, как может быть улучшено качество вашей жизни.
Желаете ли вы сделать несколько позитивных достижений в своей жизни?
Многие люди хотели бы улучшить свою жизнь, но просто не могут найти
время, для того, чтобы принять соответствующие меры. Если у вас
напряжённый образ жизни, поиск времени для внесения в неё положительных
изменений, представляется невероятно сложной задачей. Но, даже самые
высокие горы покоряются шаг за шагом, и величайшей задачей является
лишь совершение одного шага за одно время. И на самом деле, нельзя
совершать более одного шага за одно время, в любом случае.
Почему бы не попробовать такой подход, при котором вы концентрируете
внимание только на том, чего вы можете достичь всего за одну минуту.
Этого времени достаточно на маленькое действие, которое поможет
направить вас в нужном направлении. Одна минутка, это не так много,
чтобы пожалеть её для себя.
Вот несколько способов, как вы можете использовать силу одной минуты:
Упражнения в течение одной минуты. У вас нет времени на посещение спортзала?
Хорошо. Тогда сосредоточьтесь на следующей минутке.
Вы можете попрактиковаться в глубоком дыхании, или потратить
одну минуту на приседание или отжимание. Или же, инвестируя в простой
тренажёр, поупражняться с ним в течение одной минутки. Через некоторое
время вы можете добавить ещё одну минутку…. и что за дела, только что
вы сделали двухсотпроцентный скачок.
Отдых в течение одной минуты. Просто расслабьтесь в кресле и сделайте
медленный глубокий вдох, чтобы воздух заполнил все части ваших лёгких.
Затем приоткройте рот и выдыхайте настолько медленно, насколько сможете.
Повторяя это упражнение в течение всего одной минуты, вы дадите своему
мозгу новую, увеличенную дозу кислорода.
Пофантазируйте в течение одной минуты. Ваш разум – сказочный театр, он
содержит прекрасные образы вашего любимого места. Мысленно посетите
одно из этих мест. Просто расслабьтесь и очистите своё разум, не важно,
где вы находитесь, в самолёте или у себя за рабочим столом, главное –
чтобы не за рулём, хотя вы и сами это понимаете. Теперь наслаждайтесь
вашим любимым местом в вашем ментальном театре в течение одной минуты.
Вы ощутите чувство обновления, спокойствия и ясности.
Измените ваши взгляды в течение одной минуты. Вы даже можете
поэкспериментировать с тем, что происходит за пределами вашего Я, в
течение одной минутки. Попробуйте действовать прямо противоположно тому,
как вы действуете обычно. Если вы склонны быть замкнутым, подумайте как
экстраверт. Если вы инженер, думайте как художник. Если вы мужчина,
подумайте как женщина.
Пересмотрите проблему в течение одной минуты. Выберите проблему и
подумайте о ней как совсем другой человек. Попробуйте рассмотреть
проблему глазами другого человека. Теперь эта проблема выглядит по-другому?
Попробуйте взглянуть на проблему с умом Альберта Эйнштейна или Билла Гейтса.
Как теперь выглядит проблема?
Испытайте счастье в течение одной минуты. Возможно, в настоящее время, ваш
разум переполнен проблемами и задачами, находящимися вне вашего контроля.
Попробуйте найти что-то, за что вы благодарны Богу, и сосредоточьтесь на
благодарности. Забудьте про все нынешние и прошлые трагедии или бедствия,
и позвольте себе испытать счастье в течение одной минуты. Вы действительно
можете достичь чудес всего за одну минуту. И вы можете добавить к этой
минуте ещё одну, и ещё, до значительного улучшения вашей жизни. Попробуйте!
Как улучшить жизнь за 5 простых шагов?
У вас бывало такое чувство, что в какой-то области вашей жизни необходимо
что-то немедленно улучшить или изменить? Например, изменить уклад жизни,
чтобы чувствовать себя более успешным и значимым, или сменить работу, чтобы
реализовать свой творческий потенциал, или организовать свой день так, чтобы
оставалось время для себя и собственного развития. При этом, даже если нам
абсолютно очевидно, что эти перемены позитивны, то все равно не понятно, как
именно их можно внедрить – быстро и безболезненно. С чего начать? К кому
обратиться за помощью? Как успешно пройти весь путь до конца? Существует
множество теорий о том, «как правильно внедрять перемены». Предложенная в
данной статье схема отражает 5 важных шагов, которые проходит человек,
принимающий решение о том, что «пора что-то менять в жизни».
Шаг 1. Создайте внутреннее ощущение острой необходимости. Для того,
чтобы перемена произошла, необходимо, чтобы человек по-настоящему ее захотел.
Усильте ощущение острой необходимости этой перемены, так чтобы Вам захотелось
немедленно приступить к действиям по ее внедрению. Простое мысленное перечисление
«плюсов» и «минусов» здесь не поможет, так как это всего лишь логическое
обоснование вашего решения. А нам нужны сильные эмоции! Как это можно сделать:
Выяснить потенциальные негативные последствия в случае, если ничего не изменится
Исследовать все положительные возможности, которые перед вами откроются в случае
внедрения перемен. Провести письменный «диалог с самим собой», подводя итог тому,
что вы можете потерять и каким неприятностям себя подвергаете, избегая перемен.
Получить поддержку из других источников – друзья, специалисты, полезные статьи
или тренинги, которые помогут вам принять окончательное решение и сдвинуться
с мертвой точки.
Шаг 2. Сформируйте внутреннюю «группу поддержки». В своем решении
действовать опирайтесь на свой успешный опыт из прошлого – такой опыт всегда
найдется в жизни каждого человека – ведь, если вы дожили до сегодняшнего дня,
значит большинство ваших жизненных стратегий работают успешно. Теперь просто
нужно их обнаружить и применить в новой ситуации. Как это можно сделать:
Составить список того, что у Вас получается хорошо, и где вы себя чувствуете
«как рыба в воде». Пересмотреть свои «полезные» качества и держать их постоянно
в поле своего внимания. Найти и применить полезную информацию или практические
упражнения по наращиванию внутренних ресурсов личности.
Шаг 3. Создайте образ своей Новой Жизни. Когда вы только начинаете
размышлять о переменах, то, вероятно, вам приходит в голову множество
замечательных идей и замыслов, которые было бы здорово реализовать. Объедините
все эти образы в одну привлекательную картину своего будущего состояния и
прокрутите в своем мысленном «кинотеатре» несколько раз, так, чтобы этот
«рекламный ролик» новой жизни был вам доступен в любое время. Ясная и
привлекательная картина будущего заряжает эмоциями, которые как раз являются
топливом для любого движения вперед. Как это можно сделать: Прежде всего,
определите, что является самым привлекательным для вас в новой жизни, о
которой вы мечтаете. Запишите это в виде короткого резюме – два-три предложения.
Представьте мысленно этот результат. Регулярно размышляйте о своем намерении и
мысленно прокручивайте свое «кино», переживая положительные эмоции.
Шаг 4: Быстро реагируйте на возникающие препятствия. Для того чтобы
воплотить в жизнь ваш план действий, вам необходимо вовремя реагировать на
возникающие препятствия, то есть корректировать свои действия в соответствии
с результатами, которые вы получаете. Появилось ли что-то в вас самих или в
вашем окружении, сопротивляющееся переменам? Определите, что именно вызывает
затруднения. Что вы можете предпринять: Поймите насколько решение этой задачи
зависит от вас. Восстановите внутренний эмоциональный баланс и уверенность в
реализации задуманного. Примите одно из следующих решений: скорректировать
план действий и обойти препятствие, преодолеть препятствие самостоятельно или
привлечь для помощи компетентного специалиста.
Шаг 5. Закрепите достигнутую перемену в своей личности. Ставя перед
собой цели и достигая их, мы растем и развиваемся как личности. Отведите
немного времени на то, чтобы оценить те позитивные перемены в себе и в своем
восприятии окружающего мира, которые произошли с вами за время пути к цели.
Обратите внимание на то, как новые позитивные перемены отражаются на всех
уровнях вашей жизни – ваше окружение, поведение, новые навыки, качества
характера, новые «правила о жизни» и жизненные ценности. Что можно для этого
сделать: Нарисуйте в центре листа окружность и впишите в нее достигнутую цель.
Затем нарисуйте несколько ответвлений от этой окружности, и присвойте им
название важных областей жизни – семья, карьера, друзья, финансы... и так далее.
Возле каждой такой «ветки» кратко запишите, каким образом достигнутые перемены
отразились на важнейших частях вашей жизни. Перечислите все выгоды, которые вы
получили, реализовав успешно ваш план. Составьте список новых возможностей,
которые теперь стали вам доступны, благодаря вашим активным действиям и
достигнутым результатам.
И последний совет. Если Вы хотите создать и быстро осуществить свой план
позитивных жизненных перемен, то полагайтесь не только на свой здравый смысл,
но и на знания и опыт тех, кто уже прошел этот путь и готов поделиться с вами
необходимой информацией. Не нужно изобретать колесо, воспользуйтесь тем, что
уже изобретено и проверено на практике. Почитайте литературу на тему достижения
целей и жизненного успеха, изучите полезный курс или примите участие в тренинге.
А если у Вас все еще возникают сомнения по поводу срочности перемен в вашей жизни,
то снова прочтите Шаг 1. В начале этой статьи!
Как улучшить качество жизни: 9 простых шагов.
Качество нашей жизни зависит от многих факторов, а не только от материального
благополучия и социального статуса как считают многие. Приятная новость заключается
в том, что эти факторы поддаются улучшению. Давайте рассмотрим основные из них.
1. Осознанность. Очень важно осознавать, что прошлого уже нет – оно только в
памяти – будущего еще нет. И живем мы здесь и сейчас. И именно здесь и сейчас
мы можем получать удовольствие от жизни, а можем сетовать на судьбу. Выбор за
вами, но что бы вы, ни выбрали, осознайте, что это именно ваш выбор как проживать
свою жизнь сегодня.
2. Определенность жизненных целей. Отсутствие жизненной цели или хотя бы понимания
направления развития вашей жизни приводит к ошибочному убеждению в бессмысленности
бытия, подавленности, ментальной истощённости. Ставя перед собой достойные цели,
мы придаем смысл и полноту своей жизни. Цели дарят созидательную энергию, придают
уверенности, в том, что мы двигаемся в правильном направлении, реализуем свой путь.
3. Работа, способствующая вашей самореализации. Надоевшая работа, съедает ваши ресурсы,
вместо того, чтобы способствовать раскрытию вашего потенциала и содействовать творческой самореализации. Потратив энергию, время и силы на нелюбимую работу вы хороните свой
потенциал и актив. Определите, что для вас является основным стимулом в профессиональной деятельности, какая деятельность вас вдохновляет и, набравшись храбрости, действуйте в
соответствии с вашими профессиональными и творческими предпочтениями.
4. Мотивирующее окружение. Пребывайте в красивых местах, окружайте себя красивыми
предметами, интересными занятиями, вдохновляющими идеями, общайтесь с интересными людьми.
Находите во всём красоту и гармонию. Критично посмотрите на свой круг общения, и без сожаления
попрощайтесь с теми, кто несет в себе и во вне деструктив и негатив.
5. Состояние здоровья. Здесь очень важны превентивные меры и регулярность. Здоровье -
ресурс невосполнимый. Следите за качеством вашего питания и воды, полноценным сном,
физической активностью, качеством мыслей, эмоциями и регулярно проходите медицинский
осмотр.
6. Полноценный отдых. Не путайте с уже «легендарным» отдыхом наших соотечественников
на курортах Турции, Египта и т.д. После такого отдыха нужен дополнительный отпуск, что бы восстановиться. Смена видов активности не является полноценной заменой качественному
отдыху, предполагающему восстановление сил и здоровья. Отдайте предпочтение регулярным
прогулкам в парке, лесу, поездкам к речке, на озеро, к морю. В общем - на природу и без
шумных гулянок.
7. Активный образ жизни. Неактивный «диванный» образ жизни приводит к дисбалансу
жизненных систем человека. Организм дряхлеет, мышечная масса атрофируется, человек стареет.
Пока не поздно найдите интересные для себя виды физической активности и регулярно
наслаждайтесь «мышечной радостью». Ваше тело буде вам за это благодарно.
8. Материальное благополучие. Главный секрет в этой сфере жизни: тратить меньше, чем
зарабатываешь, и инвестировать разницу для обретения финансовой независимости. Можно
пересмотреть статьи расходов семейного бюджета и без ущерба комфорту семьи уменьшить
некоторые из них. Необязательно быть олигархом, что бы чувствовать удовлетворение
уровнем своего материального состояния.
9. Целостность. Только при условии синхронного развития и улучшения вышеперечисленных
факторов мы можем улучшить свое качество жизни.
10 способов улучшения жизни к лучшему
Многие проблемы и неудачи в нашей жизни возникают из-за нашего отношения к жизни.
Прежде чем обвинять в наших несчастьях и бедах окружающих, давайте попытаемся
освоить 10 способов нашего ошибочного поведения, выполнив которые мы способны
улучшить свою жизнь. Ведь изменить жизнь к лучшему никогда не поздно, надо просто
захотеть.
1.Не делайте поспешных выводов.
Если вы недовольны собой и вас раздражает все вокруг, даже родители и друзья, не
ищите причину своих бед в отношении к вам окружающих. Не надо делать поспешных
выводов и портить отношения со всеми. Это просто говорит о том, что вам действительно
надо менять что-то в себе и в отношениях с близкими вам людьми. Старайтесь на фоне
недовольства собой не перессориться и попробуйте без криков и ругани объяснить всем,
что вы имеете право на личную жизнь. Откажитесь от ненужных связей и знакомств. Если работа не приносит ничего, кроме скуки, попробуйте искать новую работу. С первыми
успехами пройдет и недовольство.
2. Не драматизируйте ситуацию.
Если вам кажется, что все у вас в жизни сложно, и вы не видите пути выхода из жизненных трудностей, то не драматизируйте ситуацию. Надо бороться с трудностями. Например,
дискомфорт с жильем привел вас к глубокой депрессии. Не надо сидеть и ждать, когда
у вас появится возможность купить квартиру. Ничего не принесут вам на блюдечке с голубой каемочкой. Подумайте, что вам надо предпринять для того, чтобы иметь возможность купить
жилье. Если вас не устраивает ваша работа, ищете другую. Послушайте советов опытных
риэлторов, пообщайтесь с людьми, которые нашли выход из подобной ситуации.
3. Не придумывайте правил.
У вас огромные планы на будущее, но вы не можете их осуществить из-за огромных всех этих
«надо» и «должен». На работе и дома из-за этих обязанностей вы постоянно чувствуете
нервозность и чувство вины. Подумайте, а надо ли вам следовать этим воображаемым правилам
и забивать свой мозг ненужными препятствиями и ребяческими порядками. И зачем вы считаете,
чтобы все должны жить по правилам? Не бойтесь эксперементировать и менять образ жизни.
Повышайте свой уровень образования, идите на курсы повышения квалификации, не бойтесь
менять работу.
4. Избегайте стереотипов и ярлыков.
Если вы обожаете свою работу и близких вам людей, но ненавидите начальника, тещу или свекровь, это не значит, что они плохие, а вы – нет. Просто вы не сошлись характерами, не стоит их критиковать и cтараться перевоспитывать. Язык негатива и критики порождает такое же мышление. Постарайтесь понять реальное значение каждого человека или вещи, строить нормальные отношения
с людьми нельзя, не изменив своего к ним отношения. Научившись уважать и любить людей, вы
будете удивлены тем, как они изменили к вам свое отношение.
5. Не будьте перфекционистом.
Человек, страдающий перфекционизмом, не умеет наслаждаться тем, что у него есть и каждый раз ищет то, чего нет. Умейте найти радость и удовлетворение из того, что имеете. Не стоит искать идеальную работу или супруга, остановите свой выбор на том, что вам достаточно для
полноценной жизни. Ничего, если у супруга есть небольшие недостатки или работу вам предложили
в другом районе. Надо научиться принять и любить события и людей так, какие они есть, а не искать идеальных вариантов.
6. Не обобщайте.
Не боитесь допускать ошибки и рисковать. Способность рисковать – важный шаг к успеху. Если
вам надоела работа, лучше увольняйтесь. Если кто-то уволился с работы, то это не значит,
что и вас ждет такое же разочарование.
7. Не принимайте близко к сердцу.
Не бойтесь разорвать те отношения и связи, которые тяготят вас. Найдите новых друзей и знакомых. При этом старайтесь не чувствовать за собой вину, ведь проблемы и успехи других людей не имеют лично к вам никакого отношения. Если будете взаимно притворяться и продолжать отношения, то
это будет уже не счастливые отношения, а притворство. Например, если вас не устраивает супруг, лучше разведитесь. 8. Не верьте эмоциям.
Чувства не всегда должны влиять на проявление наших эмоций. Ведь сами чувства не всегда соответствуют действительности. Часто источником вашего плохого настроения могут быть
усталость и раздражение. Например, вы не чувствуете желания иметь ребенка, но как утверждает статистика, люди имеющие детей намного счастливее тех, у кого их нет. Истинную ценность
событий и вещей нельзя оценить, полагаясь на одни чувства и эмоции.
9. Не поддавайтесь апатии.
Во всем ищите только хорошие стороны и не поддавайтесь негативному настроению. Будьте оптимистами. Если вы во всем будете искать позитивные вещи, то очень скоро их найдете.
Плохие мысли соответственно притягивают негатив.
10. Не живите прошлым.
Забудьте старые обиды и проблемы, а также людей, которые принесли в прошлом вам разочарования
и переживания, живите настоящим. Ведь больше всего мы переживаем за прошлые ошибки и неудачи, они не дают нам спокойно жить и идти вперед. /29.01.12/
Цикл 3: "От общего к частному"
Что делать, чтобы лучше жить?
Введение
Задача статьи - рассмотреть, как люди представляют себе лучшую
жизнь и возможности улучшения нынешней. Акцентируется
относительность представлений о жизни, для улучшения которой
необходимо опереться на позитивный опыт человечества и его идеалы и
интегрировать их в новой науке о познании и реализации сущности
человека, которая должна указывать ему важнейшие цели существования
и принципы оптимального поведения. Задача улучшения жизни человека
имеет научно-практический характер и предполагает не только
серьезную теоретическую проработку, но и изменение отношения людей
к себе и своей жизни. Вывод статьи: чтобы лучше жить, надо улучшать
себя, стремясь к своей высшей пользе.
1. Представления людей о лучшей жизни
Представления людей о лучшей жизни различны и зависят от их
возраста, развития и положения в обществе. Райская жизнь и земля
обетованная, город солнца и свобода, равенство и братство,
свободный мир и коммунизм - эти и другие идеальные построения
выражают чаяния людей о лучшей жизни. Мечтая, люди вкладывают в
представление о ней то, чего им не хватает в жизни реальной. Людей
чувственных влекут острые ощущения, мыслящих - свободомыслие. Идеал
сильных - власть, мудрых - покой и воля. Можно ли как-то
суммировать все это, чтобы получить хотя бы в первом приближении
собирательный образ лучшей жизни, в которой есть все многообразие
исполняемых желаний. При этом естествен вопрос: неужели, чем больше
желаний людей может быть исполнено, тем лучше жизнь? Пожалуй, и
практика современной жизни с изобилием товаров, услуг и расширением
сферы потребления человека тому подтверждение.
Однако, с желаниями связаны серьезные проблемы - люди не всегда
желают и имеют столько, сколько необходимо и полезно, у них
неравные возможности и права и не все одинаково хорошо работают и
честны по отношению к другим людям. Эти проблемы и показывают
направления улучшения жизни. Получается, что лучшая - это такая
жизнь, которая совмещает максимум возможностей людей и их
равенство, как в части прав, так в исполнении своих обязанностей
перед другими. А это предполагает иные формы взаимоотношений людей
и организации их жизни. Если современную жизнь определяет мотивация
своекорыстия и достижения превосходства над другими, то для ее
улучшения, она, по-видимому, должна быть изменена. Но не так, как
это было в 1917 году в России, а разумно и постепенно. Пока другая
мотивация улучшения не сложились, но в тенденциях к натурализации и
демократизации жизни, толерантности в отношениях людей и большей
осторожности во взаимодействии с природой можно увидеть ее нечеткие
контуры.
Разнообразие представлений людей о лучшей жизни, будучи само по
себе примечательно, отнюдь не делает невозможным их сближение
потому, что все это - различные проявления человека и его сущности
в развитии и многообразии. Следовательно для того, чтобы
сформировать более или менее значимый для всех образ лучшей жизни,
недостаточно суммировать представления разных людей, что само по
себе очень непросто, - надо попытаться увязать их с сущностью
человека. Для этого ее надо познавать и определить критерии
сообразного сущности поведения человека. Эту задачу решает
человековедение, которое определяет их, как жизненную необходимость
/ЖН/ и пользу.
Какие можно сделать выводы? Обращение к истории дает основание
связывать улучшение жизни с объективным процессом развития и
улучшения человека. При этом лучшая - это такая жизнь, которая
совмещает максимум возможностей и потребностей людей и обеспечивает
равенство для всех, как в части прав, так в исполнении их
обязанностей перед другими. А это предполагает другие формы
организации жизни и взаимоотношений людей, более адекватные их
сущности. По мере развития человека происходит уточнение его ЖН и
постепенное углубление представления о пользе, находящие отражение
в социально-экономическом устройстве жизни и динамике ее
исторических форм. И это позволяет предположить, что познание и
эффективная реализация сущности человека в контексте осуществления
его ЖН является принципиальным условием улучшения его жизни, а
оптимальным инструментом для этого является его разум, постепенно
осознающий его высшую пользу.
2. Анализ возможностей улучшения жизни
В истории человечества было немало попыток улучшения жизни и
большинство из них имело характер заговоров или бунтов, восстаний
или революций. Были и исключения из правила, когда к власти
приходили просвещенные монархи или прогрессивные министры, но они
не внесли перелома в ход истории, а многие из них сложили головы
под ударами террористов-революционеров, ретроградов или коварных и
жестоких конкурентов. Эти попытки отличались масштабами и
количеством жертв, но редко и надолго изменяли жизнь, которая
всегда возвращалась на круги своя, представляя собой некий
инвариантный процесс, идущий по своим законам.
Нельзя сказать, что они прошли бесследно - некоторые из них,
например, феодальные или социалистические преобразования оставили
заметные следы в истории, а буржуазно-демократические революции и
изменили ее ход. Те же из них, которые не были адекватны логике
жизни, протекали, как катаклизмы, и по их завершении жизнь
возвращалась в прежнее русло. Оценивая их значение, не стоит
акцентировать на борьбе и самоотверженности борцов за лучшую жизнь,
как это делал, например, К. Маркс, а отметить то, что они являются
свидетельством серьезных проблем и противоречий в жизни людей,
которые не могут быть преодолены силовыми средствами.
На что были направлены попытки улучшения жизни? Этот вопрос
трактуется по-разному и не имеет объективного и системного
объяснения. Как было показано выше, идеальная - лучшая жизнь должна
совмещать максимум возможностей людей и их равенство и предполагает
другие мотивы и интересы людей с адекватными формами
взаимоотношений и организации их жизни. К сожалению, многие попытки
улучшения жизни были не только не подготовлены, но были
авантюристичны ибо не выражали ЖН людей. В подтексте этих событий,
увы, были обман и насилие, без которых цели, неадекватные развитию
людей, недостижимы.
Существующее общественное сознание во всех его формах отражает
разобщение людей, а такая его основополагающая форма, как
философия, имеет множество теорий и направлений, нередко
противоположных по смыслу, запутывающих человека, который вынужден
верить в то, что ему ближе по понятиям и убеждениям, будучи нередко
парадоксальным и относительным по сути. Разумеется, такой разнобой
в мировоззрениях людей не может в принципе способствовать улучшению
жизни. Более того, становится все более очевидным, что улучшение
жизни - это не разрушение старой, а ее последовательная
рационализация, которая достижима общими, несиловыми усилиями
людей.
Потому, как это ни прозвучит неожиданно, большинство известных
попыток улучшения жизни таковыми не являлись, будучи средством
достижения целей личностей или групп. Из этого следует, что
действительное улучшение жизни людей возможно только при наличии
общих интересов и достижимо исключительно мирными и организованными
средствами и усилиями людей, действующих сообразно своей сущности.
К сожалению, для современного человека эта задача неактуальна по
той простой причине, что он мало думает о своей сущности и отнюдь
неэффективно ее реализует. Все дело в разуме, который неодинаково
хорош и активен у разных людей, а если сказать обобщенно и мягко,
еще не созрел для этого...
Что же касается практических действий по улучшению жизни, то
они, как ни странно, имеют место всегда, поскольку движущие людьми
мотивы своекорыстия одновременно этому весьма спосособствуют, если
смотреть на это из прошлого, и мешают делать это эффективно, если -
из будущего. И это объективно, как и то, чтобы рационализировать
этот процесс, нужна наука о познании и реализации сущности человека
- человековедение, о которой в моменты просветления мысли мечтал
Л.Н. Толстой, называя ее наукой, как жить.
3. Действительность и надежды на лучшую жизнь
Человек и его жизнь развиваются, изменяются и, кажется, к
лучшему, но не для всех, не во всем и к лучшему ли?.. Все больше
веществ и энергии производится и используется человеком для
удовлетворения расширяющихся потребностей, все более изменяется
окружающая природа и более насыщенной становится жизнь, но вместе с
изобилием одних товаров или продуктов становится недостаточно
других и с приобретением новых вещей и возможностей человек
неудержимо теряет что-то очень необходимое и полезное...
Современная жизнь несовершенна и неоднозначна, чему подтверждением
и, часто вульгарные и нездоровые интересы и поведение немалого
числа подростков и молодежи, нерациональные действия родителей с их
детьми, поступки и движения зрелых людей, формирующих этот мир,
прекрасный и безумный, полный возможностей и проблем, - мир
удовольствий и обмана, труда и насилия, - мир, дающий людям веру,
надежду, любовь и мудрость, если они ищут их и стремятся к ним...
За многотысячелетнюю историю существования человека накоплено
столько знаний, что думается, их должно было бы хватить для решения
любых жизненных проблем?.. Но времена меняются, а проблемы не
только остаются, но и пополняются новыми, еще более серьезными.
Увы, господствующие жизненные ценности, нерациональные действия и
разобщение мешают большинству людей свободно самореализоваться и
становиться лучше, несмотря на многочисленные и довольно полезные
руководства. В отсутствие общезначимых мотивов развития и
совершенствования, равно, как и единого и цельного представления о
сущности человека, так называемая литература добрых советов не
может помочь принципиально решить важнейшую его задачу - как жить?
Для этого необходимо опереться на позитивный опыт человечества
и его идеалы, отраженные в бытии и творениях людей, и интегрировать
их в новой науке о познании и реализации природы-сущности человека,
которая должна указать ему важнейшие цели существования и принципы
оптимального поведения.
Но пока человек все больше узнает об
окружающем его мире и расширяет свои возможности, все более
совершенствуется в способах обогащения и достижения власти над
людьми и природой, заглядывает все дальше во вселенную и находит
все меньшие субстанции вещества, наполняет свою жизнь все большим
числом вещей и удовольствий и до сих пор не знает - какой он, в чем
состоит его польза и как необходимо себя вести?
Эти важные для человека вопросы остаются пока без ответа и,
кажется, никого это особенно не волнует, как и то, что жизнь,
построенная на насилии и обмане, сопряжена со множеством
серьезнейших проблем. Что это - сон разума, вспомним Ф.Гойю,
торжество силы /животного начала/ и житейской суетности в человеке
или в этом - самая его суть? Хочешь - не хочешь, человек должен
найти ответы на эти вопросы, чтобы вести себя разумно и
природосообразно, ибо только так можно преодолевать насилие и
несправедливость и снижать опасность преступлений и войн,
техногенных и экологических катастроф.
Многие светлые головы пытались и продолжают постигать сущность
человека, но она им не открывается вполне, поворачиваясь разными
гранями... Накопленный мировой опыт, "сын ошибок трудных", помогая
познанию человека, не дает пока цельного понимания его жизни и ее
движущих сил. Думая о лучшей жизни, следует познавать человека и
стремиться к его улучшению, как самому важному условию улучшения
жизни, выполнение которого невозможно без науки о человеке и
сообразном его сущности поведении.
4. Как улучшить жизнь людей?
Естественно ожидать, что улучшение жизни человека должно быть
результатом его рациональных и активных действий в благоприятных
жизненных обстоятельствах, которые сейчас у одних людей лучше, а у
других - хуже. От этого теряют все и многое должно измениться: и
человек и общество и их взаимодействие между собой и с окружающим
миром, - процесс неоднозначный и сложный, имеющий объективную
основу - сущность человека и степень ее познания и реализации. Тем
не менее, нельзя не видеть и объективного процесса развития и
интеграции людей, повышения разумности и толерантности их
существования, роста жизненного уровня и рационализации
индивидуальной и социальной жизни, хотя бы некоторых развитых стран
и их сообществ.
ХХ-й век с его колоссальными научно-техническими достижениями и
экономическим подъемом, с одной стороны, и глобальными социальными
катаклизмами - с другой, показал очевидное несоответствие жизненных
ценностей и поведения человека его сущности, равно, как и
недостаточность развития и системности гуманитарных наук. Чтобы не
повторить происшедшего и найти бескровное и разумное решение
накопившихся проблем, имеет смысл говорить о необходимости
изменении поведения людей сообразно их сущности, которая должна
познаваться и реализоваться с пользой для всех. Давно пора начать
осмысливать свою жизнь и, отказываясь от насилия, перестраиваться с
производства средств массового уничтожения, многих продуктов и
товаров массового потребления и культуры, экономически выгодных и
одновременно несущих отчуждение и вред людям, на обепечение их
свободного развития и позитивную самореализацим в гармонии с
окружающим миром.
На вопрос: что делать, чтобы лучше жить, следует ответ -
становиться лучше самому. Для этого надо познавать себя и с помощью
человековедения стараться вести себя все более сообразно своей
сущности. Что же мешает начать прямо сейчас? Нерациональные
воспитание и образование, индивидуальные действия и внешние
обстоятельства, инерция мышления и стереотипы поведения помешают не
только начать, но и сколько-нибудь продвинуться вперед. Современный
человек опутан цепями невежества и лени, оковами желаний и вредных
привычек и перед ним лежит, кажущееся непреодолимым, болото наживы
и обмана, похоти и безнравственности, неразумного эгоизма и
воинствующего невежества. Кажется, надо бы радикально преобразовать
это болото "загниваюшего империализма" или "империи лжи" и
построить город солнца или райские кущи? Ну, а как же человек? Он,
что, ни при чем? Многие не придавали этому значения, а вот здесь-то
собака и зарыта...
Чтобы реально улучшить жизнь, недостаточно победить в
восстании, изменить социальное устройство или отношения
собственности, - надо, нет, - не изменить человека ибо это
невозможно, - надо, чтобы изменился и стал лучше он сам! Только и
всего-то?.. Но для этого люди должны вспомнить о том, что их
отличает от животных и, действовать по-человечески - разумно! Если
это возможно?!.
Жизнь человеку дается только один раз и он способен сознавать
это своим разумом, как и то, что улучшить жизнь он может только
начав с себя, учась на своих ошибках, ценя время и используя свои
великие возможности. Чтобы лучше жить, человек должен делать не то,
что хочется, а то, что жизненно необходимо, эффективно познавая и
реализуя свою сущность и стремясь к ВП, вместе со всеми людьми.
И другого пути к лучшей жизни нет! /25.01.07/
Цикл 1: "До самой сути"
Другая жизнь
Введение
О современной жизни существуют разные мнения - для одних она
прекрасна и удивительна и таких людей немного, а для других -
несправедлива и несовершенна. Развиваются экономика, наука и
техника, но почти не меняются /в главном/ человек и его жизнь,
наводя на мысль о том, что так и должно быть и тогда на этой теме
надо ставить точку или человеку не дано видеть эти перемены ибо их
цикл значительно превышает продолжительность его жизни? Тем не
менее, даже за бронированными дверьми лимузина под охраной дюжих
ребят или за высокими заборами с совершенными системами защиты
самые удачливые из нас не чувствуют себя вполне счастливыми и
защищенными и думают о более спокойной, не такой жесткой, другой, -
лучшей жизни...
1. От идеалов к другой жизни
Во все времена были люди, которые остро воспринимали
несовершенство и несправедливость существования и не только
выстраивали идеальные представления о другой, лучшей жизни, но и
пытались их осуществить. Многочисленные произведения искусства
отражают эти идеалы и исторические события, нередко очень жестокие
и кровавые, которые являлись попыткой их реализации. Будучи
порождением своего времени, они связывали лучшую жизнь с изменением
внешних обстоятельств жизни человека: другими правителями, формами
правления государством и социально-экономического их устройства или
более справедливыми механизмами распределения материальных благ.
Наверное, так оно и есть и движение к лучшей жизни идет через
объективное изменение экономических и социальных отношений. При
этом естественно предположить существование, если ни прямой связи,
то зависимости социально-экономических отношений от развития самих
людей и их представлений об организации жизни и жизненных ресурсов.
К сожалению, пока нет объективных научных данных о такой
зависимости, но некоторые наблюдения и предварительные выводы
позволяют судить о ее наличии и связывать эти процессы.
Нарождающееся человековедение призвано изучить и обосновать их для
формирования системного знания о сущности человека, в опоре на
которое станет возможным движение к другой жизни без социальных
потрясений.
Подразумевается не силовое решение жизненных проблем, которое,
как показывает исторический опыт, невозможно, а постепенное их
осознание и последовательное разрешение. При этом для эффективного
развития человека и улучшения его жизни недостаточно его желания и
даже наличия коллективной воли, - надо, чтобы оно стало жизненно и
более необходимым, чем преобладающее теперь стремление людей к
индивидуальному обогащению и господству над другими. Другая -
лучшая жизнь не может возникнуть сама по себе и сразу ибо этот
процесс объективный и продолжительный, - нетрудно видеть, что при
существующих организации жизни и механизмах распределения жизненных
ресурсов их всегда будет не хватать на всех.
Ростки другой лучшей жизни пробиваются в чертополохе
своекорыстия и удовольствий, постепенно прорастая в сознании
человека раздумьями о мире и о себе, мерой необходимости и
полезности тех или иных его действий. Необходимо систематизировать
разрозненные представления о сущности человека в цельном научном
знании и создать теорию и методологию сообразного сущности
поведения. Изучая, развивая и формируя его, люди смогут не только
рассуждать об идеалах, но и реально приближать их, развивая и
совершенствуя себя и свою жизнь. Благодаря разуму, человек может и
должен понять, что лучшая жизнь - это жизнь более развитых и
совершенных людей и что другая жизнь не может быть реализована
силой или насилием. Новая и лучшая жизнь предполагает другие
мотивацию и поведение человека с точки зрения его организации,
взаимодействия с социумом и обеспечения ресурсами. Наконец, лучшая
жизнь должна быть подготовлена информационно-логически и быть
адекватной сущности человека.
2. Существуют ли предпосылки другой жизни?
Судя по преобладающей тематике фантастических сюжетов в
продукции массовой культуры, рисующей мрачную перспективу
апокалипсиса и звездных войн, люди не верят в светлое будущее ибо
жизненные реалии настраивают на другой лад. И это вполне
естественно, - если все будет продолжаться в том же духе,
трудностей не избежать... Однако, как бы там ни было, разум
человека постепенно включается и активизируется, помогая ему, пусть
не в полной мере, защищаться от болезней и природных катаклизмов, в
меру сил решать социальные и экологические проблемы и особенно
прогрессировать в экономике и технике. Последнее столь стремительно
и ощутимо, что не может не оказывать определенного влияния на
человека и его жизнь и показывать, насколько он отстал в ее
организации.
Все более очевидны неоптимальность поведения и неэффективность
самореализации человека в сравнении с совершенством электронных
компьютерно-коммуникационных систем и транспортных средств. При
этом каждое из упомянутых средств имеет свою физико-химическую
основу, информационно-логическую архитектуру и функциональную
структуру, строгую дисциплину обслуживания и энергоресурсные
характеристики, организационные, технологические и управляющие
системы и механизмы, находящиеся в определенном соотношении,
которые непрерывно развиваются и совершенствуются, нередко опираясь
на жизненные процессы человека, например, в мозге. Только человек в
этой мегасистеме достижения частной или корпоративной выгоды
остается самым слабым и уязвимым, наименее защищенным и
совершенствующимся звеном... И это несмотря на то, что именно он
находится наверху этой пирамиды или айсберга своекорыстия
современной жизни?!
Сложившееся положение вещей отражает акцентирование интересов
людей во вне на накопление жизненных ресурсов и достижение
превосходства над другими, - при этом более важное значение имеют
качественные показатели экономических и технических систем и
средств их реализации, а не их собственное развитие и состояние
среды жизни. Находясь в плену рыночной стихии, навязывающей ему
потребительские идеалы и индивидуализм, человек недооценивает свои
общечеловеческие потребности и задачи и не стремится к оптимизации
внутренних /организм и сознание/ и внешних /социум и природа/
взаимодействий, которые жизненно необходимы.
В результате люди имеют массу весьма совершенных продуктов и
вещей и множество серьезных индивидуальных и
социально-экологических проблем, понимание и решение которых
настолько уступают уровню их требований к деловым качествам и
техническому совершенству вещного окружения, что остается только
этому удивляться... Впрочем, удивление - не характерная черта
современного человека и, по-видимому, такое положение вещей еще
сохранится какое-то время, пока не произойдет нечто неординарное
или не накопится большой негативный эффект внешнего перекоса
интересов человека, который проявится в истощении важного
природного ресурса, появлении опасной болезни либо возникновении
социально-экологических катаклизмов...
Есть слабая надежда на то, что человек, благодаря своему
разуму, попытается исправить это положение еще до того, как оно
перейдет опасную черту, и обратится к своим сущностным жизненным
процессам, станет познавать и осуществлять жизненную необходимость.
Чтобы это стало возможным, люди должны не только думать о другой
жизни, но и хотеть и действовать для ее приближения. И не так, как
это было в прошлом, восставая против несправедливости, эксплуатации
и насилия, проливая кровь и разрушая сущее, а познавая свою природу
и ее законы и свойства и реализуя их для своей высшей пользы.
3. На что расчитывать человеку?
Для достижения своей пользы человек должен опереться на свою
разумную сущность и системное знание о ее познании и реализации.
Наука разумной жизни человека призвана рассеять его вековую иллюзию
о том, что улучшить жизнь можно, лишь изменяя внешние
обстоятельства и вещное окружение. Она должна рассказать о том, что
путь к другой, лучшей жизни - это развитие и совершенствование
людей, которые осознают это, как свою жизненную необходимость.
Человековедение призвано дать цельное представление о системе
природособразной жизни, которая может быть выстроена людьми, если
они в стремлении к лучшей жизни будут познавать и реализовать свою
сущность.
По мере изменения и углубления представлений о сущности
человека начнут изменяться его жизненные ценности и ориентиры, он
будет естественно социализироваться и гармонизировать свои
внутренние и внешние взаимодействия. Деньги и власть постепенно
утратят свое значение, - место своекорыстия и достижения
превосходства над миром в сознании и интересах людей постепенно
займут развитие и дружеское взаимодействие. Почему так, а не иначе?
И нет ли здесь надуманности или игры слов? Нет и потому так, что
это разумная альтернатива тому, что сейчас происходит. Кстати, и в
современных условиях чего-то значительного и общезначимого можно
добиться только разумом и согласием.
Если человек задумается о своей не просто пользе, а о высшей
пользе, он придет к мысли об общем благе, а значит и о себе в
позитивном контексте взаимодействия с социумом и природой. Тогда не
надо будет уделять столько времени и сил тому, что сейчас
обеспечивает выживание и самосохранение людей, - улучшая
организацию жизни и производство и использование жизненных
ресурсов, можно постепенно решить многие проблемы - экологические,
социальные и индивидуальные. За счет рационализации жизни
сократится время необходимого труда и решения бытовых задач, - люди
смогут уделять больше времени своим здоровью, развитию и
самовыражению. Впрочем, сокращение рабочего времени для человека,
живущего природосообразно - не самоцель, если трудишься для своей
пользы, хочешь и делаешь то и столько, сколько нужно и можешь
сделать!..
Рационализация жизни позволит оптимизировать не только
производство и распределение ее ресурсов, но и пространство жизни
людей, повысив его комфортность и функциональность. Минимизация
личного имущества и увеличение доли средств общего пользования,
позволят существенно сократить объем используемых ресурсов и
улучшить состояние окружающей среды, повысить индивидуальный
жизненный потенциал и накапливать внутреннюю энергию разума,
развития и совершенствования, которая лежит в основе позитивной
видовой самореализации, воплощающей высшую пользу человека.
Как это может выглядеть? Каждый человек трудится, но не, как
неразумная пчела по заданной сверхорганизмом семьи программе, а с
общественной и индивидуальной пользой, которая может сознаваться
только разумом, и занимаясь любимым делом с радостью, что для пчелы
немыслимо! При этом люди будут иметь все необходимое для
осуществления всего необходимого, сначала в некотором месте, а со
временем по мере увеличения материально-энергетического потенциала
социума и в любом! месте жизни. Сообразное сущности поведение будет
способствовать сближению людей и их интересов, выравниванию
стартовых и текущих жизненных возможностей. Природосообразным
изменениям в поведении людей будут соответствовать и
гуманизационные процессы в хозяйственной, культурной и социальной
сферах жизни.
Основным следствием гуманизации жизни будет ее демилитаризация.
Последнее предполагает прежде всего сокращение и последующую
ликвидацию оружия массового уничтожения. Сначала ограничению, а
затем и прекращению подлежат любые виды деятельности, связанные с
нанесением явного или неявного, в настоящем или в будущем вреда
человеку, обществу или природе. Одновременно должны поддерживаться
и всячески стимулироваться действия, способствующие эффективной
реализации сущности человека, общественной пользе и сохранению
природы. От борьбы с нарушением законов на пересечении
многочисленных противоречий общество перейдет к постоянной
рационализации и гармонизации жизни и взаимоотношений людей, без
которых в настоящее время практически невозможно эффективно
бороться с терроризмом...
Однако, связывая будущее человека с рационализацией его
поведения и использования ресурсов, человековедение исходит из
того, что это процесс естественный и продолжительный,
разворачивающийся по своим законам, которые можно и нужно
познавать, но невозможно знать сейчас и вполне. Потому человеку не
стоит обольщаться его выводами о возможности улучшения жизни и
расчитывать на быстрое приближение к другой природосообразной
жизни. Это зависит прежде всего от того, насколько каждый человек
захочет сам изменяться к лучшему, развиваться и совершенствоваться.
/18.05.05 - 29.01.07/
|