Главная страница
Биография и работы
Из первых работ
Основы человековедения

На странице приводится статья: "Параллели и пересечения с В.А. Сухомлинским" цикла - "Параллельные миры" и рассматривается система природосообразного поведения человека, для определения, изучения и реализации которой возникло и развивается человековедение. Заметим, что эти материалы объединены не случайно ибо природосообразному поведению естественно и целесообразно учить человека с детства и именно этому, а не чему-то другому, скажем, накоплению знаний, придавал особое значение В.А. Сухомлинский.

Тематический цикл: "Параллельные миры"

Параллели и пересечения с В.А. Сухомлинским

Введение

Все, что мы делаем, не случайно и имеет свои причины, логику и следствия. Не случайно и наше обращение к педагогическому феномену В.А. Сухомлинского, который стал значительным явлением педагогики ХХ века и очень близко подошел к тому, что составляет содержание человековедения. Собственно, он уже занимался реальным человековедением, о чем не раз говорил, и делал это блестяще, но его индивидуализированная педагогическая система, замыкаясь на исполнителя столь высокого уровня, не получила широкого распространения потому, что общий средний уровень развития отечественной педогогики был и оставляет желать лучшего. Это не в коей мере не принижает достоинств и значения работ В.А. Сухомлинского, хотя и желательна их систематизация и педагогическая интерпретация для изучения и более широкого приложения, но прежде всего предполагает серьезную модернизацию педагогической системы России и не только за счет технического переоснащения, что важно, но не в такой степени, а за счет перестройки учебно-воспитательного процесса и его переориентации с механического накопления знаний на всестороннее развитие - физическое, психическое и нравственное в контексте природосообразного поведения, о котором упоминал еще Ян Амос Коменский.

Прошли века, накоплен колоссальный массив знаний о природе и человеке, сформирован огромный педагогический арсенал, развивается экономика и бурно прогрессирует техника, но мало меняются люди, которые, обретя разум и, фигурально говоря, сделав шаг-другой из животного мира, продолжают в массе своей жить инстинктами и желаниями по законам джунглей - кто кого, не зная, что - они есть и как надо жить по человечески?.. Причин такого положения несколько и первая из них следует из предыдущего: люди недалеки по своему развитию от животных или, иначе говоря, недостаточно разумны. Второе вытекает из первого: в силу недостаточной разумности, вспомним, в чем состоят наши жизненные ценности, - нами движет отнюдь не стремление к совершенствованию, а к обогащению и более высокому положению в социуме, - в результате мы до сих пор не знаем своей сущности и смысла жизни, но все лучше знаем, как быстрее достичь того, что составляет наши ценности... Потому средства массового уничтожения у нас есть, а средств развития и совершенствования людей - нет... Наконец, третье, которое прямо вытекает из предыдущего, - лучшего средства развития и совершенствования людей, чем педагогика или воспитание и образование, нет и не будет... Что же следует из этих многоточий? А то, что все имеет свои корни, основу, сущность, не познав и определив которую, нельзя выстроить прочное и красивое здание /жизни/ и воспитать человека, без чего никогда не станет лучше его жизнь.

Человековедение сумело преодолеть неоднозначность и неопределенность сущности человека и выстроило систему природосообразного поведения на основе которой можно начать преобразование современной школы. Оно затрагивает самые общие и важные для всех людей основания и свойства и через освоение общезначимых положений и процедур сообразного сущности развития ориентирует учащихся на совершенствование, которое невозможно без постоянных усилий тела и разума. Как следствие, - для человека будут важнее не знания, а мышление, не масса мышц, а их регулярные усилия ибо в противном случае человек не развивается, а деградирует... Снова многоточие, а пора бы и взять быка за рога, сказав, что мы обратились к педагогике В.А. Сухомлинского потому, что его арсенал - есть то, что оживит систему природосообразного поведения и наполнит ее конкретным содержанием, а системность и природосообразность поможет педагогике Сухомлинского стать завершенной, инвариантной социально-экономическим отношениям и развязанной с коммунистической идеологией и религией, при этом сохраняя высокий нравственный потенциал. И последнее, чтобы не растекаться мыслью по древу, попытаемся конкретизировать наши представления по этому вопросу, обратившись к материалам о В.А. Сухомлинском и его работам, анализируя их под углом зрения нашего человековедения.

1. Что послужило причиной и основой разработки этой темы?

Мы довольно долго выбирали "героя" нашей новой статьи. Важнейшим критерием выбора была его близость нашему человековедению /Чел/ в холистическом восприятии человека и природосообразности его представлений о воспитании и развитии, социальном и общечеловеческом значении педагогики. Одно время мы думали о писателях, знатоках человека, чье творчество по праву называют человековедением, - Ф. Достоевском, Л. Толстом или М. Горьком, но ни у одного из них не было цельного системного видения человека и его развития, которое бы резонировало с Чел, или опыта непосредственной работы с людьми, в котором они могли его показать. В другое время своим активным гуманизмом нас заинтересовал Н.К. Рерих, но при ближайшем рассмотрении, а восприятие искусства субъективно, как его живописи на наш взгляд не хватает живости, так и написанное им при всей его глубине и человечности слишком декларативно. Когда же мы стали читать о В.А. Сухомлинском /далее ВАС, так как это повторяется много десятков раз, да простит он нас/ и уж, тем более, написанное им самим, стало ясно, что больше никого искать не нужно ибо никто из известных нам писателей или художников, ученых и педагогов не подошел так близко к Чел, хотя, даже упоминая слово "человековедение", например, в контексте воспитания, он никогда не говорил о том, каким оно должно быть. Впрочем, вся его работа говорила об этом неявно и была лучшим аргументом в пользу Чел, о чем речь пойдет ниже.

Думая, какую из его работ взять за основу, мы сначала посмотрели статьи о нем, в которых нашлось немало интересного и разного. Например, Г.Д. Глейзер в своей работе: "Сухомлинский - сердце отдаю детям" отмечает сложность судьбы ВАС, - "это сейчас мы читаем только хвалебные оды в адрес ВАС, а тогда он сполна испытал на себе гнет и силу адептов советской идеологизированной педагогики. Его критиковали за "отступление от общепринятых положений передовой советской педагогики", упрекали в "протаскивании идей мещанского индивидуализма", в "проповеди абстрактного гуманизма"... Основанные на идеях природосообразного развития и воспитания Песталоцци, Дистервега, Ушинского в педагогической теории и повседневной практике "он отстаивал определяющее положение своей философии, своей педагогики, своей жизни: гуманное общество могут построить только гуманные, добрые, мудрые люди, а воспитать таких могут только вдумчивые, умные учителя, владеющие идеями и методами гуманной педагогики". Его творческое наследие огромно и разнопланово, Н.Д. Наумов в статье: "Философско-педагогические идеи В.А. Сухомлинского и их развитие во 2-й половине ХХ столетия" говорит о 30 книгах и 5000 статей, в которых ВАС одним из первых стал разрабатывать гуманистические традиции в педагогике. Он не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания, выделяя, как необходимые, умственное развитие и труд, воспитание нравственное, эстетическое и экологическое, изучение и учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, взаимоотношения семьи и школы, педагогическое мастерство учителя. Гуманистические традиции ВАС получили развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании 80-90-хх гг. ХХ века. Педагоги этого направления выступали против авторитарной педагогики, признавая право каждого из участников образовательного процесса быть личностью, способной к самоопределению, свободному выбору жизненного пути и равным правам с другими людьми.

Однако, стоило обратиться к его работам: "Сердце отдаю детям" и "Воспитание гражданина", как стало ясно, что ничего лучше и не нужно ибо логика его мыслей и цели его педагогических действий очевидно пересекаются с Чел!.. Для начала мы просто почитали его, всякий раз убеждаясь в том, как профессионально, заинтересованно и с любовью ВАС подходит к каждому педагогическому случаю, рассматривая его во всей полноте, в конкретных жизненных и семейных обстоятельствах с привлечением многообразных данных, нередко выходящих за пределы педагогики и показывающих его широкую эрудицию, с одной стороны и понимание необходимости комплексного цельного видения основных и связанных с ними задач - с другой. Обычно ВАС начинал с изучения учеников и их родителей, заботы о здоровье и раскрытия способностей в труде и творчестве, забот о живом и прекрасном и слушании музыки природы. Как писал ВАС, школа должна быть школой радости и здоровья под голубым небом с уголком мечты! "Зимой и летом, в классе и на воздухе, среди людей в здоровой семье с отметкой, вознаграждающей трудолюбие, мы учимся читать и писать, овладевая высокой мудростью человековедения, думая о здоровье еще и еще и стремясь к тому, чтобы учение стало частицей духовной жизни". Присмотримся повнимательнее к содержанию его замечательных книг.

2. Оценка педагогики Сухомлинского /цели, логика и принципы/

Какие точки отсчета и критерии оценки педагогического арсенала ВАС мы использовали? Прежде всего в оценке педагогики ВАС следует говорить о восхищении, возникающем от того, как он каким-то необыкновенным, только ему присущим чутьем в каждый момент, с каждым человеком в конкретных обстоятельствах сознает то, что необходимо, и наилучшим образом достигает поставленных целей. Не меньшего восхищения заслуживает и совокупность выбираемых целей и задач, а также средств и методов их достижения и решения. Педагогика ВАС имела комплексную направленность, обеспечивая не только и не столько накопление знаний учащимися, сколько их полноценное физическое и духовное развитие - индивидуальное, в социуме и природе, включая и накопление знаний, только живое, одухотворенное и радостное без какого-либо принуждения. Педагог у ВАС должен быть другом, единомышленником, товарищем учащегося в общем деле, а педагогический процесс - многограннной духовной жизнью детского коллектива, в котором воспитатель и ученик объединены множеством интересов и увлечений. "Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший ребенка до школы, не закрылся от ребенка классной дверью". "Ученье становится частицей духовной жизни детей тогда, когда знания неотделимы от активной деятельности". Можно цитировать ВАС еще и еще, поражаясь его проникновению во все тонкости детского мира и знанию необходимых средств его позитивного развития. Побольше бы таких учителей!..

Как выделить самое существенное и важное в педагогике ВАС? Не смотря на ее идеологическую нацеленность, которая, с одной стороны, как бы подрезала ему крылья, вгоняя в заданный сверху чиновниками от образования корридор воспитания и образования учащихся, с другой - она повышала уровень нравственного развития, которое теперь в отсутствие какой-либо социальной идеологии даже не оставляет желать лучшего, а просто отсутствует. Впрочем, это далеко не самое существенное в педагогике ВАС, более важной является ее нацеленность на формирование здоровых и духовно богатых, нравственно и творчески развитых личностей и последовательное и всестороннее их формирование. Кажется, педагогический арсенал ВАС так сложен и многообразен, так логически выверен и точен, что и выделить в нем важное, релевантное очень трудно. Можно вспомнить о личностной ориентации и тонком, комплексном психофизиологическом подходе к каждому ученику, равенстве сторон и даже преимуществе ученика перед учителем, который должен возвыситься до него... Многое еще можно отметить и оно будет важным и необходимым в педагогике ВАС, - однако, самое существенное в ней то, что она природосообразна и опирается на опыт Коменского и Песталоцци, Локка и Дистервега, Ушинского и многих других, стремившихся дать ребенку "радость умственного труда, успеха в учении".

Пытаясь найти недостатки или слабое место педагогики ВАС, мы не особенно затруднялись в этом ибо они, во-первых, в том, что она индивидуализирована и ее трудно повторить на таком же уровне в другой школе без ВАС. Во-вторых, как это ни странно, педагогической системе ВАС не хватает именно системного и детерминированного сущностного видения человека, того, что он компенсировал своими незаурядными, выдающимися способностями, чего не было тогда и нет сейчас, не считая нашего Чел, опершись на которое, можно осуществлять педагогический процесс последовательно, без каких-либо индивидуальных отклонений или принципиальных недоработок. Нет в ней и универсальных общезначимых механизмов ценностно-нравственного развития и самоорганизации учащихся, без которых даже выдающиеся усилия и средства воздействия ВАС могли быть недостаточно эффективны, скажем, в случае детей из неблагополучных семей, отстающих или замедленных в развитии. Читая тексты ВАС, мы наткнулись на одно его бесподобное утверждение, которое показывает, сколь велика ответственность учителя за ученика, и как трудно, если вообще возможно при существующих ценностях ее обеспечить: "Учитель должен знать и чувствовать, что на его совести-судьба каждого ребенка, что от его духовной культуры и идейного богатства зависит разум, здоровье, счастье человека, которого воспитывает школа"... И в этом колоссальное достоинство и это - самый серьезный недостаток системы ВАС, впрочем, возникший после его смерти, которую без него редко кто может реализовать - таких учителей единицы...

3. Сравнение педагогики Сухомлинского с задачами Чел

Очевидная общность педсистемы ВАС с Чел состоит в том, что обе они имеют комплексный характер и отличаются от современной педагогической практики нацеленностью не на знания, как таковые, а на всесторонее развитие учащихся и их полноценную подготовку к жизни в обществе и природе. Второе: учитель и ученик находятся не по разные стороны учительского стола, а являются взаимодополняющими элементами процесса. Третье - одной школьной комнаты-класса, даже большого, теплого и светлого, для эффективного развития учащихся недостаточно, еще необходимо их пребывание на природе для лучшего познания и оздоровления, осознания себя частью природы и общеполезного труда. Четвертое: "воспитание - это прежде всего человековедение. Без знания ребенка - его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей и наклонностей - нет воспитания. Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле. В воспитании нет главного и второстепенного, в нем все главное - и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и их взаимоотношения в коллективе". Пятое: пребывание детей в школе, включая и группы продленного дня, не должно превращаться в бесконечный утомительный урок, а для этого надо повышать уровень воспитательной работы, хорошо обобщенной в педагогической литературе. Наконец, и это существенное добавление Чел, прогрессивная современная педагогика - такая, какой ее понимал ВАС и видит Чел, - призвана быть средством эффективного развития и совершенствования человека для улучшения его жизни через природосообразное поведение! А это существенно повышает роль, место и значение педагогики и школы в жизни людей!

Говоря выше об отсутствии системной основы-сущности и коммунистической идеологической основы в педагогике ВАС, которая была не так уж плоха в нравственном отношении, но накладывала много личностных ограничений и давала одностороннее тенденциозное толкование происходящего в мире капитализма и прежде всего недооценку процессов демократизации жизни и социализации экономики, уровень развития которой существенно выше социалистической, следует заметить, что это безусловно мешало ВАС в его работе - практической и научной, но он, как Паганини, мог играть без одной струны также хорошо, и, благодаря своим феноменальным педагогическим качествам, добиваться высоких результатов и в тех условиях и обстоятельствах! Не расчитывая, что таким будет уровень многих учителей, а это желательно ибо от этого зависит качество педагогического процесса, Чел предлагает свою теоретическую и прикладную основу, которая позволяет в определенной степени компенсировать этот недостаток за счет адекватной данным задачам организации школьного процесса и применения разработанных Чел средств и процедур. Главное же состоит в том, что теория и приложения Чел задают такую общезначимую идеологическую основу воспитания и образования, инвариантную социально-экономическим отношениям и одинаково важную для учителей и учеников, в основе которой лежит эффективное развитие и совершенствование каждого - учителя и учащегося - индивидуально, в социуме и природе в контексте осуществления их жизненной необходимости и достижения высшей пользы!

Что бы мы ни говорили о педагогической системе ВАС, невозможно пройти мимо его выдающихся человеческих и педагогических качеств и неординарных усилий в человековедении, которые были отмечены наградами и званиями. ВАС был мудр и прозорлив, это был гениальный провидец, чувствовавший и понимавший окружающих его людей и детей в первую очередь и помогавший им становиться лучше и счастливее. Впрочем, его усилия и достижения могли быть большими, если бы ему не мешали дискредитировавшая себя неоднозначная и авторитарная коммунистическая идеология и отсутствие научной системной природосообразной основы развития человека и формирования его личности, которую теперь дает Чел. ВАС уже нет среди нас, но, читая его многочисленные работы - для детей и взрослых, нельзя не только не сопереживать неустанным усилиям непревзойденного мастера, неповторимым движениям мысли и чувств, но и не восхищаться его мощным интеллектом и знанием жизни, глубоким пониманием детей и его искусством соединяться с их миром, "возвыситься до него", как он писал, вспоминая слова и подвиг Януша Корчака, которым восхищался. "Надо отдать им сердце", писал он. И в этом его педагогическое кредо и то, без чего не может быть педагогики вообще!..

4. Резюме

Насколько решены задачи статьи? Хочется думать, что они в основном решены, показывая, что если соединить педагогический арсенал ВАС и Чел, можно создать эффективную, соответствующую современным требованиям, педагогическую систему, у которой большое будущее. Можно об этом сказать и по-другому: то, что предлагается Чел - система природосообразного поведения с ее теорией и практикой, процедурами, алгоритмами и процессингом, технологией осуществления жизненной необходимости и достижения высшей пользы пока - в теории и непривычно для слуха и разума людей, - чтобы приблизить ее к людям и сделать более понятной, а главное, необходимой и полезной, следует оживить ее духом и буквой того, что сделал ВАС! А то, что он создал за свою жизнь, обретет еще большее значение и высокий смысл, которые поднимут его над временем и идеологиями и поставят его педагогические достижения в число самых значительных в мире наряду с тем, что сделали Песталоцци и Дистервег, Ушинский и Макаренко. Впрочем, он уже давно в одном ряду с ними!

Наверное, в нашей статье при желании можно найти недостатки, но не сказать о том, что действительность и ее ценностно-материальные обстоятельства против системы ВАС и Чел, нельзя... Кажется, как старался ВАС в нравственном воспитании учащихся на основе коммунистической идеи, и не потому, что был ярым коммунистом, как и не потому, что на него постоянно наседали чиновники от образования и науки, мешая в работе, а потому, что это было необходимо, ибо без нравственного воспитания нет педагогики... Но действительность опрокидывала его ожидания, как и было немало коммунистов, дискредитировавших коммунистическую идею в угоду своекорыстию, популизму и двурушничеству, - самое же неприятное было в том, что хорошее, положительное, боль за других, дума о Родине, а потом о себе, оборачивались невысоким уровнем жизни, дефицитами продуктов и товаров, идеологической цензурой и ограничениями свободы личности... То есть реальные жизнеустройство и отношения людей отличались от заявленных целей и ценностей, было много показушных фраз и действ и это не могло не отражаться на людях и педагогике, воплощающей общественные идеалы и реалии жизни. И автор этих строк испытал это в полной мере, веря в идеалы и стремясь быть не хуже других, сознавая ущербность происходящего и надеясь на лучшее, которое находилось более в зависимости от идеологического угодничества и политической изворотливости, чем от способностей и реальных знаний и, тем более, нравственных качеств людей. Не трудно себе представить, как было тяжело ВАС и чего стоило ему достигнутое...

И тем не менее, следует говорить о безусловной и очень большой пользе обращения к педагогической и творческой лаборатории ВАС вообще ибо это полезно любому человеку, а не только педагогу для повышения его профессионализма. Рассматривая ее под углом зрения Чел, понимаешь, что значение педагогики ВАС выходит за пределы школы, она помогает людям и, как следствие, их жизни совершенствоваться, связывая с ней лучшее будущее людей. Мы рады, что был такой замечательный человек, который не смотря на огромные трудности достиг превосходных результатов, нам близки его педагогические принципы и представления, школьная и научная деятельность, мы уважаем его героизм и самоотверженность на войне и сопереживаем его семейному горю!.. Мы преклоняемся перед великим педагогом и восхищаемся его вкладом в самое важное, что есть у людей, воспитание детей, помогая им становиться лучше, добрее и совершеннее! Без таких людей жизнь еще долго будет напоминать происходящее в джунглях несправедливостью и неравноправием, невежеством и безнравственностью, животным эгоизмом и своекорыстием. Своим трудом ВАС стремился это преодолеть, наше Чел появилось и развивается с этой же целью! А жизнь идет своим чередом, постепенно забывается неповторимый Василий Александрович Сухомлинский, человековедение по-серьезному мало кого интересует, в современной школе, как и в жизни, много проблем, - остается лишь уповать на время, - когда-нибудь, когда большинство будет сыто и миролюбиво, - глядишь и задумаются люди о том, как сделать свою жизнь лучше. И ничего лучше педагогики, о которой шла речь в данной статье, для этого не найти и не придумать!.. /24.08.10/

Природосообразное поведение человека - содержание и задачи

"Основы человековедения". 9-я ред., 2012. Глава 5. (Разделы по теме)

Примечание: список используемых сокращений приведен на странице: "Основы человековедения" 9-я ред.

5.2.1 Природосообразное поведение человека - содержание, цели и задачи

ПСП есть разумное или адекватное его сущности поведение человека, представляющее собой открытую и управляемую, эффективно организуемую систему осуществления ЖН во внутреннем РЭК'е организма и сознания и достижения ВП во внешнем РЭК'е в непротиворечивом взаимодействии с окружающим миром. Совокупность оснований и свойств, составляющих сущность человека и ЖН его СП и РС в СВ и СР, создают принципиальную основу содержания ПСП, которое опирается на них и органично включает в свою систему, как подсистемы и задачи, элементы или условия, определяющие его сложную структуру и многоцелевой характер. Жизненные цели, образующие вектора содержания и определяющие структуру СПСП человека, являются сложной производной его индивидуальных, социальных и общечеловеческих интересов и потребностей, возможностей и задач. Чем разумнее или сообразнее сущности жизненные интересы человека и чем ближе его цели к видовым, тем лучше они выражают его сущность и ВП, тем ближе его действия к ЖН и тем более его поведение природосообразно. Формирование главной цели и ее подцелей - всегда сложная проблема для любой системы и ПСП - не исключение. В СПСП должна быть сформирована иерархия целей, определяющих стратегические и оперативные задачи, отражая возрастные и индивидуальные, социальные и общечеловеческие потребности человека и весь спектр его многообразных интересов. Задача ПСП - оптимизировать достижение целей, реализуемых во внешнем и внутреннем ее контурах, которые пока невполне подконтрольны человеку, таким образом, чтобы цели обоих контуров не противоречили друг другу, учитывая и балансируя ресурсно-энергетические потребности человека, вписывая его в естественные ритмы и условия существования и увязывая психику с ее природным физиологическим базисом и его индивидуальные действия с социумом в ЖН.

Как в организме человека на разных уровнях одновременно протекает несколько процессов, на которые он не может влиять прямо и одновременно, так и на сознательном уровне человек способен организовать несколько задач, но эффективно реализовать в данный момент только одну, наиболее значимую для себя, концентрируя на ней свое внимание. Это определяет важную особенность ПСП, как организованного многоцелевого поведения с параллельной организацией и последовательным контролем процесса достижения целей-потребностей по определенным критериям в зависимости от степени их важности для человека, а управление СПСП представляет собой процесс выбора и согласования целей по их приоритетам и оптимальной организации последовательности и контроля их выполнения. На этом принципе строится работа любого системного информационно-логического или алгоритмического процесса и СПСП в этом смысле - не исключение. Рассматривая содержание ПСП, нельзя забывать о том, что до некоторого возраста человек является недееспособным или неполностью способным к реализации ЗС в силу своей психофизической незрелости. Исходя из того, что у новорожденного психика находится в зачаточном состоянии и сам он совершенно беспомощен, все сказанное о ПСП, подразумевает человека зрелого в психическом и физическом отношениях. При этом между рождением человека и его зрелостью существует довольно большой период, доходящий теперь до 20-ти и более лет, в течение которых он сам не может и не должен принимать ответственных решений. Очевидно, должны быть люди, разумеется, в первую очередь это родители, которые отвечают за то, чтобы его рождение и развитие были оптимально организованы и обеспечены необходимыми ЖРЭ.

В этой связи необходимо оговорить подготовительные период и залачи ПСП и большую ответственность взрослых за судьбу ребенка и его будущее, в которой просматриваются индивидуальный и социальный аспекты. К своей зрелости каждый человек, живущий в контексте ПСП, должен иметь подготовленную близкими и обществом и освоить в процессе общих образования и воспитания его организационную и ресурсно-энергетическую основу. Начиная с момента социально подтвержденной зрелости, человек сам работает с организационно-технологическими механизмами ПСП и несет ответственность за эффективность и соответствие своего поведения ЖН. Обращение к рождению и развитию человека необходимо еще и потому, что показывает важнейшие моменты и этапы его жизни и отражает последовательность осуществления и включения тех или иных психофизических процессов. Это дает точки отсчета для формирования функционально-реализационной основы ПСП и показывает направления практических действий человека, как бы оживляя сухие теоретические построения. Если ОВЭИ с его циклами и ритмом и развитие в движении определяют жизнь человека с момента его рождения и до последнего дня, то разумность и другие ОССЧ производны его развитию и возрасту и актуализируются на определенных жизненных этапах, отражая структуру и приоритеты интересов, реализующих ЖН, в разные периоды жизни.

Обеспечение и оптимальная организация жизни человека с первых ее дней в соответствии с его ЖН, определяют цели и задачи организации ПСП подготовительного периода людьми, ответственными за него, предвосхищая разумное и оптимальное их продолжение и развитие им самим. Логика последующей организации жизни и рационализации использования ЖРЭ человека предполагает их оптимизацию в СВ и СР и увязку в определенную систему ценностей-целей в механизмах ИЖЦ и ИХЖ. Разумный, зрелый человек потенциально способен справиться с этой непростой задачей, но для ее эффективного решения он должен быть позитивно мотивирован, хорошо подготовлен и обеспечен необходимыми средствами и ресурсами. Очевидно, что между за/рождением и зрелостью человека вместе с его развитием и совершенствованием должен проходить внешний процесс организации и рационализации его жизни, который начинается родителями и в который он постепенно вовлекается и затем продолжает самостоятельно. Задача организации ПСП в целом состоит в теоретической подготовке внешнего процессинга разума /ВПР/, обосновании организационной среды и важнейших технологических средств его реализации. Естественно процесс организации ВПР СПСП должен отрабатывать весь спектр жизненно-важных интересов-потребностей человека и его постепенное усложнение, а его реализация должна быть обеспечена не только основными, но и поддержана вспомогательными, в том числе, информационно-логическими и техническими средствами.

Для проработки и оптимизации стратегического и оперативного контуров СПСП предназначены механизмы ИЖЦ и ИХЖ, неоднократно упоминавшиеся выше, которые выступают, как организационно-технологические и информационно-логические средства формирования и достижения жизненных целей ПСП. По мере организации, проработки и реализации ИЖЦ каждый человек будет постепенно познавать и выражать свою сущность, осознавать и оптимизировать представления о ВП и определяемых ею жизненных целях и ценностях, конкретизировать и осуществлять ЖН. ИЖЦ - это индивидуальная стратегическая модель жизни человека во взаимодействии с социумом и природой, тем более совершенная, чем он более развит и разумен, и лучше представляет свои ВП и ЖН. Фактически ИЖЦ следует рассматривать, как необходимый и важнейший организующий компонент ПСП, благодаря которому оно обретает конкретность и конструктивность и освоению и использованию которого человека надо учить с детства. Важнейшими и принципиальными задачами организации ИЖЦ является обеспечение его максимальной продолжительности и функциональной полноты - чем дальше способен видеть себя во времени, пространстве и социуме человек, тем более значительные цели и задачи он способен ставить и реализовать. Максимальная полнота ИЖЦ человека - это рациональное осуществление внешнего и внутреннего РЭК'ов и формирование иерархии целей и реализующих их задач ПСП в полном объеме.

Функциональную основу ИЖЦ определяют подсистемы СВ и СР, которые должны учитывать и оптимизировать индивидуальные, социо-природные и видовые интересы и взаимодействия человека. Организуя осознание и достижение ВП и интерпретируя ее в ЖН через общие алгоритмы организации и реализации ПСП и его информационное обеспечение, механизм ИЖЦ является эффективным средством СОРГ человека и повышения природосообразности его поведения. Для рационализации использования ЖРЭ и повышения эффективности РС предназначен механизм ИХЖ. Как и ИЖЦ, он не придуман, а выделен на основе анализа поведения людей и является важнейшим механизмом оптимизации оперативной составляющей его действий. Главная задача ИХЖ - помочь человеку в оптимизации использования ЖРЭ и минимизации проблем взаимодействия с социумом и природой. Механизм ИХЖ предоставляет человеку возможность увидеть и рационализировать свою жизнь, как микроэкономический объект со специфическими интересами и ресурсами, задачами и результатами подобно тому, как это происходит в экономике. Как и в случае с ИЖЦ, использованию механизма ИХЖ человека, начиная с простейших его форм, надо учить с детства в рамках природосообразной педагогики на основе Чел. Принципиальная особенность ИХЖ состоит в том, что он включает организм и психику человека в их взаимодействии между собой и с окружающим миром людей и природы, то есть рассматривает человека в контексте его сущности как неотъемлемую часть природно-социального континуума.

Важнейшее отличие ИХЖ от социального хозяйства состоит прежде всего в том, что каждый человек независимо от своих наклонностей должен быть хозяином в нем, а его задачи наряду с экономическими включают и оптимизацию внутренней среды, ЖРЭ и внешних взаимодействий. Из этого следует, что основное назначение ИХЖ в СПСП - сделать поступки человека адекватными его ЖН, способствующими повышению эффективности его СР, нормализации СВ и гармонизации его внутренних и внешних взаимодействий. В силу различий между людьми в развитии и способностях к ведению хозяйства для повышения эффективности ИХЖ должны применяться вспомогательные организационно-технологические средства. Определение содержания ПСП человека было бы неполным без уточнения некоторых его особенностей и духовной составляющей, в частности, без которой оно выглядит, как прототип программы поведения некоей роботоподобной сущности. Человек - живое, биосоциальное и созидательное разумное существо со сложной сущностью, которую он должен познавать и последовательно реализовать во всей ее полноте и многоообразии. Собственно, этой цели и подчинено ПСП, а если мы прямо не отметили в его содержании духовность и любовь, дружественность и добро, это не означает того, что они не существенны. Рассматривая принципиальные и основополагающие аспекты жизни человека, весьма непростые и естественно связывающие его с социумом и природой в единое целое, не всегда необходимо и оправданно детализировать то, что предопределено его сущностью, подразумевается всем контекстом материала и постепенно формируется в сознании человека.

Кстати, начиная с первой главы, эти вопросы так или иначе звучали, вспомним социализацию и единение с природой, самосовершенствование человека и улучшение вида, не говоря о соотношении добра и зла в контексте развития человека или необходимости преодоления РО людей. Более того, все содержание ПСП и процесс его реализации исключительно духовны ибо подчинение человека решению задачи улучшения вида невозможно на корыстном эгоистическом интересе в принципе, предполагая примат разума - духа над телом и социализацию поведения. Разумеется, при помощи родителей, педагогов и наставников, действующих природосообразно, духовное наполнение ПСП человека может быть значительно усилено. Завершая рассмотрение содержания ПСП, стоит вернуться к КРС человека из раздела 4.6.3 и связать ее с ПСП следующим образом: ПСП - это идеальная организованная и управляемая разумом, сообразная сущности последовательность действий человека в осуществлении его ЖН, состоящей в достижении оптимума ЖРЭ и нормализации состояния среды эффективной многоуровневой РС в ИХЖ, позитивно интегрируемого в социуме и природе и организуемого в ИЖЦ, которое по мере осознания и достижения ВП социализируется, его пространство расширяется, а продолжительность жизни стремится к бесконечности. Чтобы еще лучше понять, что представляет собой ПСП, обратимся к структуре и взаимодействию ее элементов.

5.2.2. Состав и взаимодействие элементов системы ПСП

Из определения содержания ПСП следует, что оно разумно и адекватно сущности человека, выражает его ВП, представляя собой открытую, управляемую и самоорганизуемую систему осуществления ЖН. ОССЧ и ЖН СП и РС, определяют принципиальную основу содержания ПСП, которое опирается на них и органично включает их в свою систему, как подсистемы и элементы. При этом очевидное многообразие и сложность составляющих ПСП процессов являются серьезным, но со временем преодолимым препятствием их познания и оптимальной реализации в СПСП, если конкретизируется ее состав. Отвечая на вопрос: что есть система ПСП и каков ее состав, можно использовать понятие архитектуры, представляя СПСП, как статическую структуру блоков-элементов для ее изучения и оптимизации. Из чего состоит СПСП и как взаимодействуют ее элементы между собой? В самом общем виде или по-крупному - это разум и тело человека, люди и природа, как основные ее макроэлементы, среди которых выделяются субъекты - разум человека и управляющие органы социума, и объекты управления - все остальное, которое подразделяется на подсистемы, процессы и элементы. Итак, первое соотношение элементов СПСП: субъекты и объекты, второе: СП и РС = СВ + СР человека в двух РЭК`ах - процессы и подсистемы, которые и составляют макроархитектуру СПСП. Надо заметить, что такое отображение СПСП невполне отражает ее состав и его следует расширить. Подразумевается включение механизмов ИЖЦ и ИХЖ, с добавлением которых перед СП и РС /разум - ИЖЦ и ИХЖ/ укрупненная структура СПСП может рассматриваться, как ее архитектура, поскольку в составе учтены все важнейшие и необходимые элементы. Включение механизмов ИЖЦ и ИХЖ, как продолжение разума и реализация разумности человека в контексте осуществления ЖН и достижения ВП, делает СПСП относительно законченной, отображающей важнейшие процессы жизни человека.

Итак, СПСП представляется следующим образом: разум человека, используя механизмы ИЖЦ и ИХЖ, познает, организует и осуществляет РС через СП и ОССЧ, как СВ и СР, в двух РЭК`ах и трех сферах жизни. Надо заметить, что эта последовательность позволяет не только судить о составе СПСП, но и о самом общем взаимодействии ее компонентов по тому, как организуются и реализуются ИЖЦ и ИХЖ. Для его уточнения можно обратиться к материалу предыдущих глав, где это достаточно раскрыто, но лучше вспомнить о новорожденном и представить себе, с чего начинается его жизнь, что для него необходимо и полезно, как и почему это со временем меняется. Безусловно, самое важное для ребенка - метаболизм, являющийся физилогической основой СВ, контакт с близкими и развитие, нормальные условия жизни и ритм бодрствования-сна. Поскольку он неразумен и полностью зависим от внешнего мира, управление его поведением осуществляется извне родителями или воспитателями. По мере роста и развития организма ребенка возрастает время бодрствования и начинается развитие психики и его социализация, которые весьма зависят от условий жизни и качества ухода и воспитания взрослых. Если видеть в ребенке существо, которому нужны пища, в том числе, сладости, игрушки и ласка, и давать их ему в полной мере, он будет формироваться спокойным, довольным жизнью индивидуалистом без особых запросов и стремления добывать все это сам.

А, если с самого рождения видеть в ребенке человека с биосоциальной сущностью, которая реализуется в двух РЭК'ах и трех сферах жизни, то давая ли пищу и сладости, лаская и журя свое чадо, надо максимально способствовать тому, чтобы он делал то, что жизненно необходимо и развивался с максимальной пользой для себя и других. Тогда нормой его воспитания, а затем и жизни станет полноценное осуществление ЖН и ни его родителям, ни обществу, ни ему самому не придется сомневаться в успешности его настоящего и будущего потому, что все, что он ни делает будет необходимо и полезно для него и других ибо адекватно его сущности! И вот если смотреть на взаимодейстие компонентов СПСП под таким углом зрения, станет ясно, - то, чему сейчас учат детей и чем занимаются взрослые, отнюдь не природосообразно. Это - кардинальная проблема, связанная с общим уровнем развития и разумности людей, которая может помешать адекватно воспринимать логику взаимодействия составных частей СПСП и с этим надо серьезно считаться. Кстати, на примере ребенка хорошо видно, как непросто побуждать его к чему-то иному, кроме игр и развлечений, даже несмотря на то, что это необходимо и полезно для него. И в то же время, насколько легче добиться тех же целей с человеком развитым, зрелым и разумным. Очевидно, что развитие и разумность являются основой ПСП, и об этом выше говорилось не раз и не два!..

Действительно, именно разум способен отличать более необходимое от менее необходимого и более полезное от менее полезного. А это и есть то самое, что определяет логику взаимодействия компонентов СПСП - необходимость и польза, которую способен сформировать и управлять человеком в процессе их достижения и осуществления его разум. И именно разум человека, используя механизмы ИЖЦ и ИХЖ по критериям ВП и ЖН, осуществляет СП через ОССЧ и РС, как СВ и СР. Обращаясь к определению содержания ПСП, в котором жизненные цели, образующие вектора содержания и структуру СПСП человека определяются его разумом, отметим, чем разумнее жизненные интересы человека и чем ближе его цели к видовым, тем более они адекватны его сущности и ВП, тем ближе его действия к ЖН и тем более его поведение природосообразно. Эта логика определяет взаимодействие составных частей СПСП и ее алгоритм, в котором просматриваются два важнейших блока: управляющий, нацеливающий и ведущий к ВП, и исполнительный, осуществляющий ЖН в СП и РС. Вспоминая об ОССЧ и, что РС осуществляется в двух РЭК`ах и трех сферах, должно быть понятно, что, говоря об алгоритме СПСП, следует подразумевать определенный уровень его обобщения или упрощения. Из этого следует, что сформировать алгоритм СПСП в полном объеме весьма сложно, но ни невозможно, и этот процесс имеет последовательные приближения, основным критерием которых является уровень развития и разумности человека, которые в этом процессе повышаются! И это нельзя переоценить!

Прежде всего управляющий блок алгоритма ПСП включает организацию и реализацию механизма ИЖЦ. Коль скоро каждый человек индивидуален, необходима привязка к его сущности /ОССЧ/ и особенностям ее реализации. Исходя из того, что РС - есть СВ и СР в социуме, естественно иметь блок контроля реализации ЖН /или адекватизации поведения/. Поскольку СВ осуществляется в двух РЭК`ах алгоритм ПСП подразумевает блок их организационной проработки и оптимизации. Этой же цели должен быть подчинен блок контроля и оптимизации СР в ИХЖ, реализация которого представляет собой отдельный структурированный многофункциональный блок. В жизни человека происходят различные события: частные, общие и природные, которые оказывают различное влияние на его. Чтобы учесть эти воздействия, необходимо в алгоритме ПСП предусмотреть блок контроля и корректировки основных характеристик ИЖЦ и ИХЖ. И, наконец, алгоритм ПСП, как производная разумности человека, должен быть открыт для развития и совершенствования, для чего в нем должны быть предусмотрены средства его контроля и оптимизации. Все, сказанное о составе и взаимодействии ПСП, подчинено его логике и сообразуется с сущностью и ВП человека и будет вместе с ним развиваться и совершенствоваться. Стремясь к осуществлению ПСП, естественно учитывать это и видеть очевидную взаимосвязь /прямую и обратную/ между содержанием и спецификой СПСП и ее организацией и реализацией и развитием и разумностью человека!..

5.5. Система ПСП - определение, задачи и реализация

5.5.1. Система ПСП - содержание и особенности

По определению ПСП, сделанному выше, оно представляет собой открытую, управляемую и самоорганизующуюся систему познания и реализации ОССЧ. При этом ее системность как взаимозависимость элементов, не вызывает сомнений, более того ПСП - сверхсложная метасистема, включающая как подсистемы другие функционально законченные системы, например: организм человека с системами пищеварения, кровообращения, дыхания и т.д., и сознание человека, реализующее, как отдельные акты: рефлексию, мышление и память, так и цельные поведенческие процессы - СОРГ и СВР, СВ и СР, взаимодействие с социумом и природой. Функциональное многообразие СПСП предопределяет ее неоднородность, многоцелевой характер и высокую сложность организации, реализации и управления. Открытость СПСП обеспечивает активное участие разума в ее реализации и управлении и стимулирует ее развитие и оптимизацию. СПСП - многоуровневая система организации /самоорганизации/ и управления поведением человека, которая по мере углубления в нее, а на нижних уровнях это организм человека, все менее доступна для прямого управления и вмешательства разума. Из этого следует, что управление самого высокого уровня в конечном счете сказывается, но не прямо, на нижнем, а снизу вверх действует обратная связь, которая может быть положительной, если управление верхнего уровня способствует нормальному протеканию процесса или отрицательной - в противном случае. Организация СПСП /ОСПСП/ - сложнейший и многообразный процесс, который предполагает его всестороннюю обеспеченность и проработанность по всем компонентам, подготовленность и активное! участие в нем человека. Наконец, СПСП - это оптимально организуемая и управляемая разумом система жизни человека в социуме и природе, связывающая его с ними в единое целое и направленная на осуществление ЖН и достижение его ВП.

Чтобы сделать содержание СПСП более конкретным, обратимся к ее составу, структуре и взаимодействию подсистем и элементов. Исходя из того, что ПСП - это управляемая разумом последовательность адекватных сущности действий человека, акцентируем две ее важнейшие составляющие - СП и РС и две важнейшие цели - осознание и осуществление ЖН и ВП. И то и другое - выражение сущности и производные разумности и развития человека, которые являются и важнейшими условиями реализации этих составляющих и достижения целей ПСП. При этом, СП - относительно самостоятельная подсистема обучения, воспитания и образования человека, актуальная особенно в начале его жизни и становления, а РС - производная СП и его эффективности и актуализируется с наступлением зрелости. Как нам уже известно, РС человека осуществляется посредством двух взаимодополняемых процессов - СВ, который организуется в ИЖЦ, и СР соответственно в ИХЖ. Каждый из этих процессов охватывает внешний и внутренний РЭК'и и имеет свои составляющие элементы, критерии и факторы функционирования и осуществляется на индивидуальном, социальном и общечеловеческом уровнях. Кажется, в обобщенном определении СПСП не хватает чего-то очень важного, - может быть конкретности и детализации ее элементов и взаимодействий между ними? Возможно, но тогда придется определять множество ее элементов, равно как и выполнение и соблюдение критериев и условий ее функционирования. А вот с этим все обстоит очень непросто, тем более, что СПСП идеализированная, перспективная и многофакторная конструкция с более, чем сложными, организацией и технологией. Впрочем, последние будут рассматриваться ниже и это будет сделано довольно подробно.

Для лучшего понимания СПСП, попытаемся представить себе самое существенное в ней - то, что приведет ее в движение и будет поддерживать его на протяжении всей жизни человека. По-видимому, это должна быть некая внутренняя, реализующая сущность, энергия развития человека. Чтобы освобождать эту энергию жизни и развития, нужна непрерывная адекватизация поведения его сущности, а это предполагает ее познание /СП/ и эффективную реализацию /РС/, - то самое, что составляет ЖН. Однако, практика жизни современного человека показывает, что СП и РС для него - категории и процессы абстрактные и явно не самые интересные и актуальные, то есть ПСП подразумевает еще и необходимость его положительной мотивации. СПСП естественно связывает поведение человека с его сущностью и организует его, определяет цели, задачи функционирования и алгоритмы взаимодействия подсистем и элементов. А что мотивирует СП и РС, в чем состоит движущая сила СПСП? Понятно, для эффективной РС необходимо ее по/знание! Но что может побуждать и позитивно мотивировать человека к познанию своей сущности, если не выражающие ее и, что очень важно, осознаваемые им ЖН и польза? Это в самом общем виде, а если ближе к реальности и к СПСП, то, что запустит ее и заставит сначала заработать хоть как-то, а потом все лучше и лучше?

Можно предположить, что запустит ее неукротимая внутренняя энергия самосохранения и развития. Побуждать будет здоровое тело, в котором формируется удовольствие от полноценно функционирующих и эффективно развивающихся мозга и мышц, отдельных органов и систем и всего организма в целом, порождающих радость существования. А управлять - дух/разум, который способен сначала по ощущениям тела качественно, а затем и по объективным характеристикам количественно оценивать и оптимизировать потребности человека по степени необходимости/полезности, эффективности СП и РС, СР и СВ. Впрочем, кто или что заставляет ребенка просить есть, если не голос тела, а, когда подрастает, говорить сто тысяч "почему", если не голос разума, стремящегося к удовлетворению информационного голода. Благодаря разуму, человек научается различать более или менее необходимое и полезное и выходить за рамки своего эгоизма ибо такова его триединая сущность. Соответственно, и высшие цель и задача СПСП - это достижение единства индивидуальных, социальных и общечеловеческих потребностей и действий человека. Таким образом, важнейшее содержание СПСП - это осуществление ЖН в трех сферах, постепенно переходящей в позитивную видовую РС, которая выражает ВП человека ведет к повышению его разумности. А архитектуру и самые общие алгоритмы определяют СП и РС и НРСВ и СР, которые не раз рассматривались выше и теперь органично входят в СПСП человека, организуемую и управляемую его разумом и реализуемую телом. Чтобы содержание СПСП стало понятнее и конкретнее, рассмотрим важнейшие задачи ее организации и реализации.

5.5.2. Важнейшие задачи организации и реализации СПСП

Свое поведение нормальный человек, если не организует, то хотя бы как-то планирует или предвидит, - в противном случае его действия становятся неразумными и нелогичными, неверными и/или неэффективными, имеющими побочный негативный эффект или вообще непредсказуемыми. Типичными примерами и следствием нерациональных действий человека является его СО, РО с окружающим миром и весь комплекс проблем его существования. Призванная решить их, СПСП должна быть оптимально организована и реализована. Исходя из реалий, следует заметить, что сделать это будет очень непросто и не быстро, то есть в организации СПСП - ОСПСП предполагается последовательность и постепенность. Поскольку СПСП относится к разряду сверхсложных неоднородных систем и затрагивает все человечество, организовать и реализовать в подной мере, контролировать и оптимизировать ее в современных условиях практически невозможно. Тем не менее, если есть важнейший ориентир и цель СПСП - достижение ВП и осуществление ЖН человека и определены ее содержание и архитектура, то ОСПСП естественно базируется на них. Если СПСП представляет собой двухконтурную трехуровневую систему, то и ее организация должна охватывать оба контура и иметь несколько уровней! При этом нетрудно видеть, что ОСПСП человека обладает определенным своеобразием и спецификой: с одной стороны, она должна быть адекватна сущности человека, а с другой - соответствовать критериям оптимума СПСП. Последнее предъявляет высокие требования к качеству организации и управления и определяет необходимость формирования ряда критериев оптимальности СПСП, которые должны быть соотнесены с ВП и ЖН человека. Их содержание обусловливается прежде всего тем, что человек в СПСП всегда! должен знать, желать и делать то, что определяется ЖН и выражает его ВП!

Существенные место и роль в ОСПСП естественно отводится ПФ ИЖЦ и ИХЖ, с помощью которых подготавливается решение двух основных задач - организации поведения /СОРГ/ человека и рационализации производства и использования ЖРЭ. Работа с ними составляет основу ОСПСП и определяет ее существенные процедуры. Естественно видеть их во времени, как последовательность процессов начального определения, последующего расширения и регулярной оптимизации ИЖЦ и ИХЖ по сформированным критериям. ОСПСП представляет собой сложную полифункциональную систему мероприятий с большим циклом реализации, в процессе которого будет складываться определенная совокупность правил и действий - своеобразная дисциплина ОСПСП. По мере ее совершенствования ОСПСП будет оптимизироваться и упрощаться, оставаясь при этом весьма сложной. Важнейшими функциональными задачами ОСПСП являются подготовка информации и проработка ресурсно-энергетического обеспечения и реализационной структуры СПСП, формирование важнейших стратегических и оперативных характеристик и проектирование ее управляющей и исполнительной подсистем. Необходимо заметить, что основа ОСПСП должна закладываться еще до появления человека его родителями и воспитателями и затем постепенно передаваться ему по мере его развития. Важное место в ОСПСП занимает определение структуры и элементов СПСП и формирование общего алгоритма их взаимодействия. В порядке его интерпретации формируется операционная информационно-логическая среда СПСП, основу которой составляет алгоритм реализации ЖН человека.

В виду большой сложности и многофункциональости ОСПСП целесообразно использование разнообразных организационно-технологических, психофизических и программно-технических средств. Для повышения эффективности ОСПСП человека ее информационно-логическая среда /процессинг/ может быть выделена и реализована на внешнем носителе информации с микропроцессором, чтобы оперативно отражать состояние и помогать регулировать ход его важнейших жизненных процессов. Внешний процессинг /ВПР/ (более подробно см. на странице: "Вспомогательные средства рационализации поведения") СПСП человека закладывается родителями или ответственными за него людьми и в процессе воспитания и обучения передается ребенку. В силу высокой сложности СПСП ее организация предполагает обучение человека и помощь более опытных людей в реализация ПФ ИЖЦ и ИХЖ и ВПР, создании системы управления ПСП, формировании алгоритма ПСП и обеспечении ОСПСП и ее реализации. Качество ОСПСП естественно определяет эффективность реализации СПСП, для повышения которой она собственно и предназначена. Реализация СПСП предполагает подготовительные и текущие операции. Важнейшими подготовительными операциями по реализации СПСП являются подготовка ВПР СПСП и обеспечение жизни человека необходимыми ЖРЭ. Текущие операции реализуют оперативные задачи ПСП по осуществлению ЖН человека. Одной из важнейших задач реализации СПСП является мониторинг жизненно-важных процессов человека и их своевременное русурсное обеспечение. Ее решение подразумевает подготовку, контроль и учет всех фаз жизни, хода его развития и решения задач существования и их всестороннюю обеспеченность, как в части ЖРЭ, так и в отношении организации, реализации и управления ПСП. Существенную роль в реализации СПСП занимают операции контроля оптимальности ПСП и осуществления ЖН человека.

Разумеется, процесс реализации СПСП гораздо многообразнее и сложнее, чем перечисление его важнейших задач, которые для лучшего понимания следовало бы связать между собой по управлению и информации и дополнить анализом во взаимосвязи с подсистемами ОСПСП и управления. Но если делать это как следует, то потребуется немало места и времени, а главное, придется детализировать все составляющие СПСП до уровня технологических операций, рассмотрению которых посвящена глава 7 "Основ". Хочется надеяться, что приведенные в разделе сведения, тем не менее, дают общее видение важнейших задач организации и реализации СПСП, из контекста содержания которых складываются некоторые представления и о необходимых для этого многообразных средствах.

5.5.3. Средства организации и реализации СПСП

Вообще говоря, СПСП может быть реализована и без каких-либо дополнительных средств, но ее эффективная организация и реализация особенно на начальном этапе предполагают их использование. Прежде всего необходимы средства методологического и информационного обеспечения и это - Чел и теория ПСП, источники информации об окружающем мире, человеке и его организме, разуме и потребностях. Далее следуют средства хранения и обработки информации - книги и машинные носители, логические и вычислительные методы и средства, системы управления базами данных. Естественно вплетаются в СПСП средства организации поведения и деловой жизни человека - оргтехника и органайзеры, средства коммуникации и компьютеры, тренажеры и бытовая техника. Ко всему прочему, сама СПСП является многообразным средством организации, реализации и управления ПСП, дополняющим разум человека и помогающим ему в СП и РС. Необходимо отметить, что для эффективной организации и реализации СПСП, двухконтурной, трехуровневой системы СП и РС человека, недостаточно только индивидуальных средств. Нетрудно видеть, что она предполагает средства обеспечения оптимального взаимодействия человека с социумом и это не только забота самого человека, но и социума. Пока трудно представить себе, какими будут эти средства, но обратившись к ОТ ПСП и его содержанию, можно попытаться это сделать, например: в части обеспеченности ЖРЭ. Поскольку человек не может обеспечить себя необходимыми ЖРЭ самостоятельно, постольку он должен взаимодействовать с другими людьми и оптимизировать это взаимодействие. И коль скоро ПСП - не только индивидуально, но и социально значимое мероприятие, оно должно решаться по возможности оптимально для всех!

Более того, наиболее важным для реализации СПСП как в настоящее время, так и в будущем являются не столько средства, сколько позитивная мотивация, попросту стремление к ПСП, ну и достаточная разумность человека, без которой все это теряет смысл... В зависимости от уровня разумности и развития находится и потребность в тех или иных средствах: чем ниже уровень развития человека, тем в большей степени он нуждается во вспомогательных средствах ОСПСП и ее реализации. Следует заметить, что СПСП - ни в коей мере не система принуждения, а вполне осознанный и добровольный способ существования человека в социуме и природе! Из этого следует, что наиболее важным для реализации СПСП является готовность человека и социума к ПСП и благоприятное для жизни состояние природной среды или ПЖЧ. И только в случае обеспечения этих условий стоит думать о возможности ПСП и средствах его реализации. То есть ПСП предполагает подготовку, в том числе, обучение человека и помощь более опытных людей прежде всего в реализация ПФ ИЖЦ и ИХЖ, организации ВПР СПСП, создании системы управления, формировании алгоритмов ПСП и обеспечении перехода от ОСПСП к его реализации. Какие средства ОСПСП и ее реализации могут быть наиболее полезны и эффективны? Прежде всего средства информационного обеспечения ПСП ибо человек должен хорошо знать свою ЖН и процесс ее осуществления. И для этого хороши: и природосообразное воспитание и образование, и рациональное знание о ПСП и ЖРЭ, и средства оптимального ресурсного обеспечения ПСП, включающего и сами ЖРЭ со средствами контроля их качества, обеспеченности и рациональности использования. Поскольку СПСП - не искусственно и насильно реализуемая перспективная организация жизни человека, а естественное продолжение и практическое выражение его разумной сущности, ее организация и реализация должны быть обеспечены средствами моделирования и алгоритмизации.

Подразумевается, что модели и логика действий, в том или ином виде всегда присутствующие в сознании каждого человека и отражающие уровень его развития и СОРГ, должны стать постоянно привычным средством оптимизации поведения, более того, они имманентны СПСП, как системе разумного поведения. Практическим выражением средств моделирования и алгоритмизации действий человека в СПСП самого высокого уровня являются механизмы ИЖЦ и ИХЖ, а на более низком, в оперативном поле ПСП - его ВПР. Естественно для того, чтобы осуществить процесс моделирования, формирования алгоритмов и программ достижения конкретных жизненных целей в СПСП, он должен быть обеспечен техническими и программными средствами процессинга, включающего стационарные и носимые индивидуальные компьютерно-коммуникационные средства и набор необходимых программ. В первом приближении наиболее реальны модель и программа дня или модель и программа достижения некоторой цели или решения жизненной задачи человека. Состав и структура средств организации и реализации СПСП весьма многообразны, включая организационно-технологические, программные и технические средства, но самое существенное в СПСП - это разум и тело человека, - чем более они совершенны, тем меньше потребуется вспомогательных средств для обеспечения ПСП человека. Что же касается проблем со средствами организации и реализации СПСП, то и они производны развитию человека, который способен, разумеется, не сразу и сейчас, а последовательно и постепенно своим разумом, решить любую проблему своей жизни, в том числе, связанную со средствами обеспечения ПСП.

Заключение

Насколько реально осуществление СПСП? Чтобы конструктивно ответить на этот вопрос, следует обратиться к природно-смысловой основе жизни и важнейшим мотивам поведения человека и попытаться найти опору для теоретических построений СПСП. Изменяясь на протяжении жизни человека, мотивы его поведения отражают внутренние и внешние ее обстоятельства, но прежде всего они определяются его развитием, пониманием и реализацией ЖН. А в ЖН человека есть две составляющие - физиологическая, формируемая совокупностью жизненных процессов и отправлений, которая определяется его телом или животным началом, и смысловая, организующая и рационализирующая реализацию ОССЧ его разумом или духовным началом сообразно сущности. Они составляют фундамент ПСП, на который опирается в своих построениях его теория. То есть ОССЧ и разум человека с представлением о ЖН есть те самые связующие звенья между его потребностями, желаниями и действиями, теорией и СПСП, на которые можно опереться, пытаясь анализировать возможности реализации ПСП в настоящее время. Есть еще один угол зрения на проблему увязки СПСП с поведением человека - является ли она необходимой и восполняет ли какое-то недостающее звено в жизни человека? Безусловно, как и все человековедение, СПСП - его основа, организующая и реализующая познание и РС человека, формирующая совокупность правил разумного, гармонично сочетающего его индивидуальные, социальные и видовые интересы поведения.

Выделившись из животного мира и утратив жесткую программу инстинктивного поведения, человек в своем стремлении к выживанию, развитию и эффективной самореализации, нуждается в постоянном регулировании поведения во внутреннем и внешнем контурах жизни. Имея потенциальную возможность сознавать и оптимизировать свои действия, формировать критерии оптимального поведения и следовать им, он далеко не всегда ее реализует, а если и реализует, то не оптимально, чему свидетельством "Эверест" проблем его существования. Выделяются две важнейшие причины такого положения - неадекватные сущности человека критерии /1/ и неоптимальные организация и реализация /2/ поведения, за которыми стоит не какой-то внешний фактор, а слабость или неэффективность его разума и примитивно-ущербное /!/ понимание и осуществление ЖН. Если вспомнить итоговое определение ПСП, как рациональной последовательности действий человека по осуществлению его ЖН, реализуемой в ИХЖ и организуемой в ИЖЦ, можно увидеть точки соприкосновения СПСП и реальной жизни человека и осознать степень их актуальности. Выстраивая СПСП, основы его теории определили важнейшие положения и механизмы, принципиальные моменты, специальные и прикладные аспекты, подготовив возможность его осуществления.

Однако, для усиления и активизации духовного, разумного начала человека, без чего невозможна реализация СПСП, необходима серьезная позитивная мотивация. В жизни людей должно быть нечто побуждающее и стимулирующее их разум к оптимизации-совершенствованию тех или иных элементов или обстоятельств жизни, подобно тому, как это происходит сейчас в решении коммерческих, организационно-технологических и технических задач. То есть должны изменяться жизненные ценности!? И человековедение всем своим содержанием и прежде всего через понятия ВП и ЖН, механизмы ИЖЦ и ИХЖ нацеливает человека на это, оговаривая при этом недопустимость даже малейшего насилия и полагаясь на его естественное! развитие и формирование адекватных его сущности жизненных целей, ценностей и мотивов поведения. Собственно, последнее и определяет важнейшую и принципиальную особенность СПСП, благодаря которой решение проблемы их увязки с поведением современного человека приобретает почти реальные черты, впрочем, в не близкой перспективе. СПСП не придумана, она отражает и развивает существенные моменты человеческого бытия и ориентирована на позитивные проявления-компоненты поведения человека, которые должны быть поддержаны адекватной и конструктивной теорией. Впрочем, это наши, идеализированные представления по этому вопросу, которые, как и всякая теория по мнению гетевского Фауста, сухи на зеленеющем древе жизни. Но если теория отражает объективные закономерности существования человека, и она это обосновывает, тогда древо современной жизни имеет немало сухих веток-проблем и наши построения СПСП - его молодые побеги, благодаря которым оно не будет сохнуть дольше!

Знакомясь с СПСП, открытой многоцелевой системой, еще не вполне определенной в силу ее новизны и сложности, являющихся отражением всего многообразия человеческой жизни, естественно обратиться к ее важнейшим организационным механизмам и специфике их использования (см. главу 7 Основ Чел), чтобы по-возможности представить основу процесса ее организации, как обусловленную ЖН и ВП последовательность важнейших действий человека от познания его ОССЧ к осознанию ЖН и ее реализации по РЭК`кам, подсистемам и СПСП в целом. Принципиальные вопросы и задачи организации ПСП фокусируются на формировании максимально продолжительного и функционально наполненного ИЖЦ, рационального использования и оптимизации ЖРЭ в ИХЖ и гармонизации внутренних и внешних взаимодействий человека. В завершение хотелось бы еще раз уделить внимание подготовительному этапу организации СПСП, на котором закладываются его основы: функционально-ресурсная и организационно-логическая, определяются важнейшие параметры и формируются системные средства-механизмы организации СПСП - ИЖЦ и ИХЖ. В процессе их формирования определяются важнейшие элементы и структура - архитектура СПСП и постепенно складывается эскиз алгоритма их взаимодействия и система управления. Работа с ПФ ИЖЦ и ИХЖ и их оптимизация делает СПСП относительно реальной, а ее организация и реализация переходят из разряда теоретических категорий в практическую, обеспечивая человеку и его социуму потенциальную возможность постепенного выхода на качественно новый, более высокий уровень жизни. /14.10.09/

[AD]