Главная страница
Биография и работы
Пояснения к сайту

На этой странице представлены материалы из Основ человековедения 9-й редакции: раздел 6.1 "О реализации прикладного потенциала человековедения", подраздел 5.6.4 "Человек и проблемы его развития и разумности" и статьи из цикла 4: "Как надо жить или алгоритм жизненной необходимости" и цикла 7: "Живая вода человековедения или как научиться желать необходимое?", опубликована в №39/2009г. этико-философского журнала "Грани эпохи". Примечание: список сокращений приведен на странице: "Основы человековедения" 9-я ред. Главы 1-8.

Практические возможности человековедения

Введение

Человековедение /Чел/ - не сухая и мертвая теория или набор досужих рассуждений, - по своему назначению и содержанию оно действенно и конструктивно, вооружая знанием и ориентируя человека на достижение ВП и осуществление ЖН познания и реализации его сущности, иначе говоря, на рациональные действия для своей и общей пользы! А за этим стоят, не много ни мало, - а многовековая мечта о лучшей жизни и идеалы всего человечества, которые будут осуществляться не через восстания и революции, не на баррикадах и с помощью оружия и кровопролития, а в учебных аудиториях на лекциях и практических занятиях без даже малейшей конфронтации в доброжелательной обстановке и при взаимной помощи учащихся и учителей! Действительно, можно оттолкнуться от ОССЧ и пытаться их рационализировать, - это ли не возможность приложения Чел? Например, нормализация ОВЭИ или обеспечение необходимой нормы движения человека, разве это не полезно? А повышение эффективности СР или расширение и нормализация СВ? Или оптимизация ЖРЭ и нормализация жизненных ритмов, учет наследственных и индивидуальных особенностей человека и обеспечение свободного эффективного развития? Разве от этого кому-нибудь будет хуже? Наконец, организация и осуществление ПСП человека, за которой стоят здоровье и дело по душе, полноценная и радостная жизнь, доброжелательность и стремление к общей цели всех людей?.. Не это ли определяет возможности, необходимость и важнейшие направления конструктивного приложения Чел?

Определяя природную основу человека и его ЖН и ВП, обосновывая систему ПСП и процедуры ее организации, материал предыдущих глав не только формирует положительную жизненную перспективу и нацеливает на ее осуществление, но и в определенной степени подготавливает ее реализацию. В необходимости познания и РС, в анализе развития человека, организации социума и важнейших проблем человечества, в обосновании РЭА и определении КРС как бы исподволь закладывались главные ориентиры, ценности и макроконструкции системы сообразной сущности жизни человека. Сформулированные выше ОТ ПСП, определили его элементы и их взаимодействие, важнейшие механизмы и принципы, и подвели к необходимости и возможности обоснования прикладных аспектов его реализации и оптимизации. Однако, подвигая человека к ПСП, восприятие материала Чел, как и реализация его конструктивного потенциала могут вызвать серьезные затруднения, особенно при его недостаточных развитии и разумности. Более того, важнейшая практическая задача человека - оптимально самореализоваться, следовать своей сущности, не поддаваясь негативным внешним воздействиям и внутренним влечениям, рационально организовать свою жизнь и оптимизировать ЖРЭ - не только не каждому по силам, но еще и не осознается большинством людей.

Чел призвано и может реально помочь людям в последовательном и постепенном осознании, освоении и осуществлении ЖН в рамках природосообразной педагогики на уровне их потенциальных возможностей. Без него будет очень непросто преодолеть многообразные течения и наслоения современной жизни, понять и, тем более, решить существующие проблемы. Всесторонне обосновывая возможность другой, более совершенной, справедливой и сообразной сущности человека жизни, Чел способствует осознанию того, что не только составляет определение "человек разумный" и помогает сттановиться таким, но и повышать разумность! Показывая, как далек еще человек от своей лучшей жизни и как много еще ему нужно сделать для того, чтобы стать лучше и жить действительно по-человечески, оно дает необходимые знания, формирует высшую логику устремлений и создает организационно-технологическую основу осуществления его ЖН, которая только одна, как практическая интерпретация ВП, должна определять его жизненную ориентацию, содержание его действий и выбор способов и средств их реализации.

Современное образование никак не связывается с улучшением жизни людей, о котором не только думали и думают люди, но и пытались и пытаются это делать. И это более, чем странно... Чему только не учат людей, каким только знаниям и ведениям, и чем только они не занимаются, но, увы, далеко не всегда тем, что сообразуется с их задачами существования и имеет общезначимую пользу. По-видимому, то, что делается, не вполне адекватно их сущности и ее нужно познавать. В таком контексте не обойтись без образовательного Чел, главная задача которого - повернуть человека к своей сущности, определить ее и научить жить более разумно, сообразно ей и выражающей ее ЖН. Решение этой задачи предполагает два направления работы: теоретическое - дать знания о сущности и сообразном ей поведении, ЖН и ВП человека и практическое - научить ПСП, осваивая его в отдельных элементах и процессах. Кроме того, а процессе изучения курса Чел естественно решать и некоторые частные задачи - давать рациональный угол зрения на жизнь человека и его взаимодействие с окружающим миром, способствовать рационализации индивидуальной и социальной сфер жизни, в том числе, и на общечеловеческом уровне, позитивно влиять на интересы и устремления людей и способствовать их сближению и сотрудничеству на разумных взаимополезных началах. Впрочем, во все времена были и есть люди, коих немного, которые интуитивно или в силу благоприятных обстоятельств, а прежде всего, благодаря индивидуальным способностям и целеустремленности, организованности и трудолюбию, достигали вершин жизни и эффективно самореализовались в какой-либо одной из ее областей. Задача Чел - сделать этот процесс доступным сначала для желающих и энтузиастов, а затем и массовым, распространив его конструктивный потенциал с индивидуального на социальную и общечеловеческую сферы жизни.

Задачи прикладного и образовательного человековедения

До и после рождения человек зависит от внутренних факторов-ощущений, порождаемых его жизненными потребностями, и внешних воздействий: биохимических, механических, звуковых и т.п., в том числе информационных, позитивных и негативных. При этом, как пишет Р.Хаббард в "Дианетике", "накапливая следы негативного воздействия извне по разным каналам, человек как бы несет дополнительный груз и испытывает постоянные помехи, от которых необходимо освобождаться, очищаться". Впрочем, уважаемый автор не сообщает о том, как быть с источником помех и корнями этого груза, которые зиждятся не только в сознании человека, будучи производны его развитию и разумности, но и в окружающей действительности, снова и снова оказывающей свое негативное воздействие? Нерациональные взаимодействия духа и тела, человека и окружающего мира людей и природы порождают иногда весьма сложные и разнополюсные проблемы, с которыми без развитого разума и четких представлений о своей сущности и выражающей ее ЖН очень нелегко справиться. Индивидуальные установки и побуждения, приобретаемые социальные навыки и поведенческие схемы, многообразные внутренние и внешние процессы формируют непростую и неоднозначную жизненную практику, которая отнюдь не благоприятствует осуществлению ЖН и ПСП человека. Несоответствие жизненных целей задачам РС и достижения ВП, как и незнание или отсутствие оптимальных средств осуществления ЖН, приводят к нерациональной организации жизни и примитивизации действий людей.

Лейтмотивом современной жизни является своекорыстие, а побуждениями людей движет частный интерес, стремление к овладению и накоплению ЖРЭ, как и к чрезмерному, не вполне контролируемому потреблению, в то время, как другие составляющие жизни - прежде всего развитие и совершенствование - могут быть не обеспечены. Есть ли смысл копить, не обеспечивая жизненно необходимые элементы и сферы реализации своей сущности? Ответ очевиден, - нет ибо это неразумно прежде всего потому, что чревато проблемами для человека и его социума. Разобщение людей и социальное напряжение могли быть значительно меньшими, а материальных благ, наверное, хватило бы на всех, используй люди свои ЖРЭ рациональнее. Стоит ли повторять, что поведение людей производно их развитию и разумности, которые проявляются на всех уровнях жизни, а использование ЖРЭ человека зависит от того, как организуется и осуществляется его СВ, определяющее способ распределения ЖРЭ. Накопление внешней энергии в ущерб внутренней энергии СР делает поведение человека противоестественным и приводит к накоплению СО и разобщению с окружающим миром, лежащих в основе современных проблем. Еще раз обозначив существенные моменты и проблемы жизни современного человека, мы тем самым показали - какие практические задачи призвано решить Чел. Первая и главная его задача - помочь человеку в СП и РС для обеспечения более эффективной СР и достижения НРСВ. В контексте решения этой задачи особенно велико значение разума человека - по мере повышения разумности поведения будет улучшаться его СОРГ и повысится эффективность СР, возрастет объем и оптимизируется структура ЖРЭ, снизится СО и повысится стремление к непротиворечивому взаимодействию с окружающим миром. На этом направлении и должен реализоваться прикладной и педагогический потенциал Чел.

ОТ ПСП и его важнейшие механизмы ИЖЦ и ИХЖ, ПМ ПСП и его специальные аспекты интегрировали важнейшие положения Чел в СПСП человека, организация, управление и реализация которой собственно и составляют основу практического Чел. Оно представляет собой своеобразное связующее звено между человеком и его сущностью, разумом и действиями, проблемами жизни и знаниями о том, как их преодолеть. Проще говоря, основная задача практического Чел состоит в том, чтобы помочь человеку в осуществлении его ЖН в СП и РС и интерпретировать сложные положения и моменты СПСП. Еще одна практическая задача Чел состоит в создании стимулирующего позитивного настроя людей на развитие и совершенствование и через постепенное преодоление противоречий - единение с окружающим миром людей и природы. Выше говорилось об идеализированности Чел, примитивизации поведения людей и очевидном разрыве между его теорией и практикой жизни. Очевидно, что этот разрыв не может быть преодолен быстро ибо человек не может враз стать лучше, разумнее, а жизнь имеет свои законы и ритмы, но эта задача должна решаться всеми доступными средствами, кроме одного - насилия ибо оно противоестественно и неэффективно. Человек и его жизнь сложны и неоднозначны и в интересах всего общества развивать и изучать науку о человеке, его сущности и ВП, ЖН и ПСП, чтобы не только избежать мирового катаклизма, но понизить уровень разобщения и зла, неблагоприятности условий и опасности жизни для человека и способствовать доброму, разумному и вечному его стремлению к развитию и справедливому жизнеустройству.

Но, как извлечь максимальную пользу Чел, если теория по словам И. Гете "суха, а древо жизни вечно зеленеет"? Каким должен быть этот переход между теорией и практикой жизни, между желаниями и необходимостью или между прошлым и будущим человека? Путей и способов достижения этой цели немало - это и общее ознакомление и более глубокое изучение и практическое использование идей, положений и механизмов Чел. Самое же важное в практическом педагогическом Чел - определение сущности и ее преломление в ЖН, их живое толкование и максимально доступная интерпретация для всех людей ибо ЖН человека - наилучшее руководство к действию, путеводитель, а иногда и автопилот, познаваемые и осознаваемые разумом и реализуемые телом. Категория ЖН сформировалась не сразу, но едва возникнув, прочно вошла в материал, будучи очень емким и полезным выражением того, что необходимо желать и делать человеку. В процессе ее осуществления у человека уточняется и конкретизируется представление о ВП, которое тем совершеннее, чем он лучше осознает свою сущность и чем более природосообразно его поведение. Таким образом, основное содержание прикладного Чел - это помощь человеку в осознании и осуществлении ЖН в контексте ПСП, а его конкретное воплощение - изучение, организация и реализация СПСП.

Человек и проблемы его развития и разумности

Выстраивая изложение настоящего материала, мы, как впрочем и другие люди тоже, в рассуждениях о человека и его разуме поначалу исходили из представления о некоем усредненном потенциале разумности, одинаково понимаемого людьми без каких-либо оговорок и безотносительно индивидуальных различий в ее уровне. Однако при ближайшем рассмотрении разумность, как и физиологические особенности человека, необходимо индивидуализировать, поскольку она может иметь существенные различия от одного человека к другому, как в общем уровне, так и по ее составляющим, предопределяя необходимость их дифференциации и усложняя задачу реализации ПСП. К сожалению, пока нет массовых и репрезентативных данных об индивидуальных различиях и показателях разума человека, разве что методики определения IQ позволяют в какой-то мере восполнить их. Но самое неприятное состоит в том, что этой проблеме не уделяется должное-серьезное внимание и нередко мы сталкиваемся с примерами, если не дебилизма, то очевидной и даже массовой примитивизации поведения людей. Будучи не всегда явно связанной с качеством жизни, разумность является сложной производной негативной наследственности, необеспечения компенсации осложненного внутриутробного или раннего развития человека. Недостатки разума, будь то слабый интеллект в целом или его важнейшие составляющие: способность к умозаключению и воображение, память, рефлексия и креативность, не говоря уже об уровне СП и РС, могут не только усложнить, но быть серьезным препятствием адекватного сущности поведения, вызывая его патологию и сводя на нет решение задачи единения людей в достижении их видовых интересов или ВП. То есть последнее заключение следует рассматривать, как существенное ограничение ПСП, но прежде всего, как основание для весьма серьезных выводов о необходимости учета и введения поправки на разумность при взаимодействиях людей и их воспитании, образовании и лечении.

Отмечая неравномерность и различия в структуре составляющих разумности людей, мы не только акцентируем на этом весьма важном обстоятельстве, которому пока не придается должное значение, но и призываем к исследованию этого явления для последующей его нормализации и повышения общего уровня. Это имеет огромное практическое значение во всех сферах жизни человека и его социума ибо неравномерность или слабость разума людей делает их взаимопонимание и взаимодействие не только неоднозначными и неэффективными, но проблемными. В качестве примера можно привести сферы образования и медицины, где разночтение обучаемых и обучающего, больных и врачей вкупе с неготовностью или неспособностью к адекватности и резонансу передачи-восприятия информации может свести на нет эффект обучения и лечения, и административно-правовую сферу государства, в которой недостаточность или неравномерность разума приводит к неэффективности управления и несоответствию юридических установлений законодателей уровню развития и естественной логике взаимодействия людей, с одной стороны и неверному толкованию и исполнению либо неисполнению указаний руководителей и законов - с другой. Не поддаваясь пессимизму или, что не лучше, неприязни к людям, о которой писал замечательный русский поэт М.Ю. Лермонтов: "Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей," необходимо после глубокой проработки и обоснования отмеченного нами эффекта неравномерности и недостаточной разумности поведения человека отработать его в соответствующих поправках и положениях для повышения уровня взаимопонимания и эффективности взаимодействия людей. Учитывая недостатки разума в методиках преподавания и обучения и нормативных документах, важно, во-первых, считаться с этим обстоятельством, во-вторых, в некоторых случаях вводить дополнительную ответственность лиц, работающих с людьми, за неразумность их действий и в-третьих, всеми способами и прежде всего с помощью Чел стимулировать повышение разумности, как необходимого условия позитивного развития и совершенствования человека и всех сфер его жизни.

В связи с этим уместно вспомнить о том, что разумность является важнейшим качеством человека, для эффективного действия разума необходимы регулярная тренировка, энергия и информация, а сам процесс мышления требует значительных усилий. ПСП, как разумное поведение человека, выводя на передний план необходимость уточнения представлений о ВП и оптимизации СОРГ, балансирования взаимодействия с окружающим миром и рационализации использования ЖРЭ, будет однозначно способствовать повышению и накоплению потенциала разумности через все более эффективное использование механизмов ИЖЦ и ИХЖ и важнейших положений и понятий ОТ ПСП и Чел. Эта системная задача будет постепенно завладевать человеком и его разумом, обещая блестящую перспективу развития и совершенствования человечества и его цивилизации. Тем не менее, проводя параллели между ПСП и современной жизнью и оценивая возможности реализации СПСП, это обстоятельство нельзя ни недооценивать ни, тем более, игнорировать, чтобы не подходить к людям, как к статистическим единицам с усредненными характеристиками, выхолащивая и примитивизируя их реальные жизнь и интересы, с одной стороны и дисредитируя Чел и ОТ ПСП - с другой. Затронутая тема является весьма серьезной, даже не проблемой, а сверхпроблемой человечества, имеющей огромное теоретическое и практическое значение и предполагающей глубокую фундаментальную проработку. Ее нельзя решить быстро ибо современная жизнь является следствием и отражением объективных факторов, порождающих неравномерность и недостаточность развития и разумности людей и связанных с ними разнообразных и парадоксальных явлений и процессов, в том числе, господствующих жизненных ценностей и несправедливости в отношениях людей. Некоторые "мудрецы" называют это единством противоположностей или многообразия, выдавая за нечто самоценное, незыблемое и богоугодное... Что ж, если это так, то тем самым принижаются значение разума и духовности человека перед силой животного. При этом нельзя не видеть и того, что сходство в организации поведения многих людей так велико с животными, что непросто узреть различия и, особенно, преимущества людей... И от этого никуда не денешься. Может быть это не так важно? Пожалуй, если забыть о том, что человек разумен?..

Чел определяет разумное поведение как приведение потребностей и желаний человека в соответствие его сущности, которая задает мотивационную основу поведения человека, предопределяя ЖН и полезность его самопознания и оптимальной самореализации. Считаясь с животным происхождением человека, о чем свидетельствуют около сотни рудиментов и атавизмов в его организме, нельзя не отметить того, что в отличие от своих предшественников он способен не только сознавать себя, свои ЖН и пользу, но и влиять на свое развитие. При этом оно объективно отражает меру познания и реализации сущности, которая производна развитию и совершенству человека и его социума. Если исходить из приведенной в главе 3 стратификации развития, можно судить о неравномерности развития отдельных людей, племен, народов и стран, среди которых есть и примитивные племена, развивающиеся и высокоразвитые страны. Тем не менее, необходимость решения жизненных проблем людей и развитие Чел активизируют разум, который постепенно находит более оптимальные решения. Важными и необходимыми условиями и направлениями этого процесса являются исследование и объяснение мотивации потребностей и желаний человека под углом зрения его сущности и задач существования и рационализация воспитательно-образовательного процесса на основе Чел. Впрочем, это в теории, а на практике торжествуют процессы накопления, потребления и преобладания желаний людей над необходимостью. Что же должно произойти, чтобы изменить эту жизнь и человек становился разумнее? Прежде всего, он должен полнее и объективнее познавать и сознавать свою сущность и осуществлять ЖН. Самое же важное в задаче согласования желаний и ЖН человека состоит в том, что человека надо с раннего возраста учить желать то, что необходимо. И это важнейшая задача воспитания и обучения, практически не решаемая сейчас, за которой прорисовывается кардинальная проблема человека и его жизни - отсуствие науки разумной жизни и слабость разума в осознании ЖН. /11.09.04-03.01.12/

Цикл статей 4: "Что есть человек?"

Как надо жить или алгоритм жизненной необходимости

Введение

Чтобы знать, как жить, человеку надо познать себя и следовать своей сущности, осуществляя жизненную необходимость /ЖН/. На этом направлении только и возможно сознавать свою пользу и стремиться к высшей пользе, что и составляет логическую основу разумной жизни. А все-таки, как надо жить, - так обычно наваливаются "умники" на человека, который пытается им растолковать нечто сложное, требующее усилий разума, и затрудняется сделать это одной фразой, которая должна быть понятной им. Но он уже сказал, а они не услышали того, что надо жить сообразно своей сущности... Сложность этого вопроса относительна развития и разумности человека, который способен воспринимать свою пользу в меру представлений о ЖН, в том числе и под воздействием сложившихся жизненных ценностей.

1. Как надо жить и что есть жизненная необходимость?

Чтобы говорить о том, как надо жить, стоит посмотреть, как живут люди и их ближайшие соседи и предшественники - животные. Последние живут прежде всего потребностями тела и для себя, выполняя некоторые задачи и для рода. Люди в большинстве своем живут также, но в зависимости от развития действуют еще и, что недоступно животным, для вида. У животных это осуществляется в процессе естетственного отбора, который замечательно определил Ч. Дарвин. При этом, чтобы ни делали животное или человек, существует необходимый минимум действий, невыполнение которого денормализует их жизнь. Животное не в состоянии сознавать свою ЖН, - оно действует, следуя своим непосредственным ощущениям и инстинктам. Точно также ведет себя и новорожденный человек, но по мере развития он постепенно сознает себя и свою ЖН, а затем и следует? ей. В зависимости от возраста и обстоятельств жизни она изменяется, сохраняя некоторый постоянный набор действий для самосохранения. В изменяемой части ЖН естественно присутствут, акцентируясь или затухая, задачи образования, самореализации и продолжения рода. В процессе их решения человек развивается и взаимодействует с другими людьми и природой, а его ЖН приобретает индивидуальные, социальные и общечеловеческие составляющие. С помощью разума человек способен сознавать меру осуществления ЖН по степени полезности своих действий для развития. Идеалом полезности и разумности поведения человека является следование его высшей пользе /ВП/, которая интегрируется в задаче улучшения вида. Действуя для всего вида и осуществляя ЖН, человек в наивысшей степени полезен для всего человечества, социума и для себя. В этом случае он действует адекватно своей сущности и свободно развивается, его жизненные ресурсы и энергия стремятся к оптимуму, а пространство и продолжительность жизни к бесконечности!..

Несмотря на то, что человек живет прежде всего своим телом, он не может без разума делать это оптимально. Основой реализации разумности поведения людей является осознаваемая разумом полезность и осуществляемая телом необходимость в рационализации обмена веществ и информации с окружающим миром, нормализации жизненных ритмов и циклов, обеспечении двигательной активности и укреплении и единении духа и тела, развитии и совершенствовании, продолжении рода и единении с людьми и природой. Кардинальные проявления разумности человека - организация жизни и рационализация ее ресурсов для обеспечения его эффективного развития. Они реализуются естественно от частного к общему в направлении - от человека к социуму, человечеству и природе. При этом, именно общий видовой уровень интересов является идеальной смысловой опорой разума человека, определяющей его ВП, на которой должны выстраиваться процессы его самопознания и реализации сущности, по-крупному составляющие его ЖН. ВП, как бы пересекаясь с ЖН, отличается от нее идеальностью и абстрактностью, в то время как ЖН - более конкретна, индивидуализирована и реализуема. ВП определет общую для всех людей высшую идею, цель и смысл существования, а ЖН, имея общечеловеческую сущностную основу, конкретизируется для каждого человека, учитывая его наследственные и индивидуальные особенности, развитие и положение во времени, в пространстве, в социуме и природе. Представление о ВП определяет смысл жизни человека, который интерпретируется и осуществляется через ЖН!

2. Логика осуществления жизненной необходимости

Будучи относительно понятной по своему звучанию, ЖН человека складывается из двух взаимодополняющих элементов: познания и реализации сущности. Назвав и поставив их в таком, кажущемся естественным, порядке, следует заметить, что осуществление ЖН человеком начинается прежде всего с реализации сущности, в процессе которой, в том числе, вспомним наших детей, в играх, естественно происходит и самопознание. Как только человек научается познанию вообще, примерно в старшем дошкольном возрасте, можно начинать заниматься с ним систематическим самопознанием, благодаря которому он скорее поймет то, что для него жизненно необходимо и полезно, например, более ранние профессиональная ориентация, регулярное оздоровление и рациональное взаимодействие с окружающим миром. Что же касается реализации сущности, то это происходит само собой, как и самопознание, в процессе возникновения и удовлетворения потребностей человека. Однако, вспомнив, как ведет себя ребенок, который заигравшись, может забыть про еду или другую необходимость или, наевшись сладостей, не желать есть что-то другое, более полезное и т.д., очевидна необходимость внешнего контроля взрослых и указание в примлемой для ребенка форме на его ЖН. Собственно, процесс воспитания и развития человека должен преследовать цели осознания и осуществления ЖН, которая в части реализации воплощает две его важнейшие задачи - самосохранение, как циклическое самовосстановление и пополнение жизненной энергии за счет внешних ресурсов и метаболизма. И самореализацию, как реализацию жизненной энергии на развитие и самовыражение в некоторой деятельности, в обмен на результаты труда которой человек получит необходимые ресурсы для оптимальных самовоспроизводства и развития.

Логика взаимодействия элементов и задач ЖН в процессе ее осуществления весьма непроста и имеет циклический характер с вложенными подциклами: индивидуальным жизненным циклом человека, социальным циклом и общечеловеческим. Они естественно взаимодействуют и имеют свои особенности, например, цикл человека переменен и более короток, чем социальный и, тем более, общечеловеческий, который вмещает их и одновременно зависит от них. В зависимости от того, как сознается и осуществляется ЖН во всех циклах, находятся временные и пространственно-энергетические характеристики жизни человека. Например, чем более индивидуальные жизненные цели, реализующие ЖН, ближе к общечеловеческим, тем более они социальны, то есть не могут быть реализованы вне социума и ориентируют человека на единение с другими людьми и тем более продолжительный по времени и больший по пространству индивидуальный цикл предполагают. Из чего следует, что по мере их достижения продолжительность жизни человека и ее пространство будут возрастать, все более приближаясь к бесконечности... Надо ли говорить, что за всем этим стоит разумность человека, по мере повышения которой он, организуя свои индивидуальные жизненный цикл и хозяйство жизни, будет постепенно расширять границы его пространства и времени и стремиться к большей пользе, достижимой вместе с другими людьми. И конкретизироваться представление о пользе человека будет прежде всего в более рациональном производстве и использовании, в том числе, распределении жизненных ресурсов и энергии по всем сферам его жизни. Самое любопытное состоит в том, что механизмы индивидуальных жизненных циклов и хозяйства не придуманы, а существуют в сознании человека, как необходимый элемент самоуправления и самоорганизации. В зависимости от развития и разумности человека они более или менее выражены, помогая увязывать многие представления и зависимости в определенные схемы и алгоритмы.

3. Формирование основы алгоритма жизненной необходимости

Основу алгоритма ЖН составляет решение важнейших задач существования человека: самосохранения, продолжения рода и улучшения вида. Каждая из них имеет подзадачи и процессы, например, самосохранение представляет собой самовоспроизводство и самореализацию, которые в свою очередь могут быть также детализированы. Если сделать так по всем задачам и элементам, получится весьма сложная для понимания система жизни человека, потому обратимся к началу - жизни ребенка. В первые месяцы жизни им движут инстинкты и его ЖН состоит во внешнем обеспечения его физиологических потребностей, которые постепенно расширяются и усложняются. Задача управления поведением ребенка - помогать ему делать то, что является ЖН и полезным для его эффективного развития! Продолжая это на более старший возраст и учитывая, что развитие есть результат реализации и познания сущности человека, естественно связать их воедино в некоторой последовательности его действий. Прежде всего обеспечивается самосохранение, для чего человеку необходимы жизненные ресурсы и он должен оптимизировать процессы их производства и метаболизма. Критерием оптимума является нормальное развитие. Поскольку человек от рождения недееспособен, его необходимо обеспечивать ресурсами и воспитывать-программировать для осуществления ЖН в всех сферах жизнедеятельности. Обеспечение и воспитание являются естественным продолжением задачи продолжения рода, которая должна решаться каждым человеком, созревшим для этого физиологически и материально-духовно.

Будучи частью социума и получив от него материально-духовную поддержку, человек должен стремиться не только вернуть свой долг, чтобы восстановить ресурсно-энергетический баланс социума, но и увеличить его для обеспечения расширенного воспроизводства социума также, как это делалось для него самого. И в этом проявляется ЖН и ВП человека, когда он старается для общей пользы и тем самым улучшает себя и свою жизнь. То есть, решая основные задачи существования, человек должен выполнять дополнительные функции и обязанности. Отчасти они прозвучали выше: прежде всего - это материально-духовное обеспечение детей, а если посмотреть шире, то следует вспомнить и о пенсионерах и инвалидах. Затем - о воспитательно-образовательных функциях социума вообще, обеспечении продуктами и товарами широкого потребления, транспорте и строительстве плюс обеспечение социальных и государственных задач и т.д... Получается, что дополнительные функции и обязанности человека, определяемые его ЖН, будучи весьма многочисленными, не менее важны, поскольку без них или при их недостаточности затрудняется решение основных задач.

Самосохранение, продолжение рода и улучшение вида связывают действия людей с их сущностью и определяют высшую логику их жизни. Поскольку все люди индивидуальны, ЖН уточняется для каждого человека, принципиально или в основе своей оставаясь инвариантной. В этом смысле, чем бы ни занимался человек в своей жизни и каких вершин не достигал, какими бы стимулами ни руководствовался, ЖН для него - основной закон, стоящий над всеми вершинами жизни, пренебрежение которым выводит его из поля нормальной жизни и ведет к самоотчуждению и разобщению с окружающим миром людей и природы. Таким образом, естественно выделяются - основной функциональный блок алгоритма ЖН, реализующий задачи существования человека, самоорганизация человека и организация социума составляют его управляющий блок, а материально-духовное обеспечение ЖН - его третий обеспечивающий блок, тесно связанный с двумя первыми. Общий алгоритм осуществления ЖН реализует открытую систему жизни человека, который своим разумом способен ее контролировать и оптимизировать. Пока не сложились общепризнанные и понятные представления о ЖН, как и система общих знаний о человеке и реализации его сущности, имеет смысл опереться на то, что есть и порассуждать о реализации алгоритма ЖН.

4. О реализации жизненной необходимости человеком

Приступая к задаче реализации ЖН, естественно начать с ее изучения. Не менее важным является и готовность человека, который должен быть достаточно разумным, опираться на знания своей сущности, иметь и использовать необходимые для этого средства. А что побудит человека осуществлять ЖН и стремиться к ВП, если не повышение разумности и постепенное осознание своей все большей пользы? И этот процесс протекает объективно, хотя и не гладко, когда некоторые люди, не зная или не считаясь с законами природы, пытаются ускорить его путем восстаний и революций, а не добиваться того же разумными средствами, что означает думать и действовать для того, чтобы становился лучше каждый человек, без чего нельзя улучшить жизнь!.. Представления о ЖН, как и ее алгоритм, опираются на реальные потребности и возможности людей, которые в контексте ЖН будут осуществляться последовательно и системно. Но как это бывает: на одно - нет времени, на другое - нет сил, это - очень приятно, от того - невозможно отказаться. И так проходит вся жизнь, как вода сквозь пальцы... Пока люди будут относиться к своей жизни, как к воде, она будет оставаться такой же несовершенной и проблемной, более того, она может закончиться мировым потопом-катаклизмом, который давно предрекают хитромудрые нострадамусы.

Реализация ЖН предполагает прежде всего ее обеспечение жизненными ресурсами, затем - создание ее информационно - логической основы и организационно-технологическую подготовку, формирование программы жизни человека на определенный период и мониторинг процесса реализации ЖН. Для жизненных ситуаций, исход которых невозможно заранее предусмотреть, целесообразно продумывать их на ход-другой вперед и моделировать. Поскольку, не все люди одинаково разумны и по разному представляют свою ЖН, нужны средства, помогающие им адекватно понимать ЖН и повышать потенциал разумности. Разумеется, нужны наука и образование в области человековедения, которые помогут человеку сделать его жизнь лучше организованной и обеспеченной необходимыми ресурсами. И начинать это надо, еще только думая о своем будущем ребенке, организовав, всесторонне обеспечив и помогая ему в осуществлении ЖН. Однако, даже при очень большом желании современному человеку следовать ЖН будет очень непросто ибо она охватывает все сферы его жизни и определяет его перспективу. Тем не менее, это не означает того, что она вообще нереализуема и потому приведем несколько мыслей из человековедения, которые без сомнений будут полезны каждому, кому не лень лишний раз "пошевелить мозгами" и пытаться жить по разуму:

1) не жди, пока тебя "прижмет" болезнь или какая-то проблема, думай на ход-другой вперед и упреждай болезни и опасности

2) стремись к рационализации жизни и ресурсов не столько вовне, сколько в себе, следуя своей сущности

3) каждое твое намерение или действие должны быть обеспечены необходимыми жизненными ресурсами, которые честно заработаны

4) думай о своей ВП и делай не то, что хочется, а то, что жизненно необходимо потому, что жизнь - неповторима

5) следуй дисциплине осуществления ЖН и не допускай вреда для себя, других людей и природы

6) достижение больших целей трудно и предполагает осмысленность и постепенность - шаг за шагом в гармонии с людьми и природой

7) будь готов к сюрпризам природы и ошибкам людей, в том числе и своим собственным, не осуждай их, а исправляй и помогай другим. /29.01.07/

Цикл статей 7: "От желаний к необходимости"

Живая вода человековедения или как научиться желать необходимое?

Введение

Человек желает то, что доставляет ему удовольствие, но оно не всегда необходимо и полезно. Это означает, что он недостаточно разумен, чтобы сознавать необходимость и пользу желаний, сообразуясь со своей природой-сущностью. Впрочем, с возрастом люди в той или иной мере научаются контролировать свои желания, но это нередко оплачивается потерянным здоровьем или жизненными невзгодами. Странно, почему людей не учат желать необходимое, ведь это полезно всем? Увы, современные воспитание и образование, призванные помогать людям в этом, решают другие задачи, состоящие прежде всего в формировании у учащихся определенных деловых качеств и накоплении большего объема знаний. Что же касается адекватизации потребностей и желаний человека его сущности, то эта задача вообще не ставится, как не ясны и направления рационализации образовательного процесса. По-видимому, это проистекает из особенностей жизненной практики, которая предопределяет выбор предметов и методов преподавания, отношения учащихся к занятиям и учителям и учителей к ученикам, и в конечном счете, нелучшие качество педагогического процесса и качества людей, выходящих из этой системы. Человековедение видит важнейшие направления совершенствования образования в сближении интересов учителей и учащихся, определении и достижении общих целей на основе задачи непрерывного развития и совершенствования, когда возникает и поддерживается дух конгениальности и дружеского единомыслия. Подобное имеет место и теперь, кое-где, но это - скорее исключение, чем правило, и тому причиной - разобщение людей в силу различий и несовершенства их желаний и устремлений. Для их лучшего понимания и совершенствования естественно опереться на сущность человека и недостатки ее реализации. Развиваемое нами человековедение занимается этими вопросами и разрабатывает методы и средства познания и наилучшей реализации сущности человека для его развития и совершенствования. Рациональная педагогика должна учесть возможности человековедения и, опершись на них, помогать учащимся не только в познании мира, но и себя для наилучшей самореализации в социуме и природе.

1. Человек, его желания, разум и поведение

Являясь млекопитающим со свойственным ему инстинктами и имея развивающийся разум, человек реализует свои животные потребности и желания и по силе удовольствий и в меру разумности их оптимизирует. Задача рационализации желаний и выражающих их потребностей, естественная для человека, рождается вместе с его разумом и решается им в меру воспитания и развития. Современная же система воспитания и образования, кажется, призванная помочь ему в этом, ориентирована прежде всего на накопление общих знаний и формирование актуальных деловых качеств. Что же касается адекватизации потребностей и желаний человека его сущности, без которых невозможна рационализация поведения, то такая задача в полной мере даже не ставится, возможно, еще и потому, что у детей разные возможности их удовлетворения и прежде, чем говорить о рационализации, следует обеспечить равные условия их удовлетворения для всех. Тем не менее, балансирование желаний и потребностей людей целесообразно с валеологической точки зрения - для обеспечения здоровья и поддержания высокой работоспособности и позитивно мотивирует изучение этого предмета. Возвращаясь к исходной посылке об инстинктах и разуме, следует говорить о многообразии желаний людей, их развития и разумности, порождающих многообразие их потребностей, желаний и поведенческих схем, которые в значительной степени неоптимальны при том, что существует некий общий для всех разумный оптимум... Предпочитая то, что больше хочется и что доставляет наибольшее удовольствие, люди не вполне сознают необходимость и полезность своих желаний. При этом, наиболее приоритетны желания, определяемые потребностями тела в пище, комфорте, сексе, к которым добавляются потребности в общении и развлечениях. У немалого числа людей складывается неоптимальный комплекс потребностей и выражающих их желаний, который приводит к денормализации жизненных отправлений и социоприродных взаимодействий, вследствие чего возникают индивидуальные и социальные проблемы.

Кажется, для разумного человека было бы естественно желать то, что необходимо и полезно, но на практике этого не происходит по нескольким причинам: во-первых, в жизни самое важное для людей - стремление к удовольствиям, а не следование необходимости, во-вторых, людей не учат осмысливать и рационализировать свои желания, и в-третьих, что дает проекцию на первое и второе, люди в массе своей еще не настолько разумны, чтобы подниматься над желаниями и рационализировать их. Последнее объясняет, хотя это и не всем понятно, почему большинство людей предпочитают простые сиюминутные земные радости и удовольствия, а необходимое и полезное, духовное и высокое существуют лишь для немногих и не всегда. Самое любопытное во всем этом, - из-за ориентации на насущное и сиюминутное люди упускают массу позитивных возможностей или не реализуют то, что необходимо и полезно, - от них ускользает смысл их действий, теряются здоровье, а иногда и жизнь. И все это продолжается века, если не тысячелетия... Сознание необходимости и полезности рационализации своих желаний и поведения, к сожалению, приходит к людям, постфактум, нередко слишком поздно... Впрочем, каждый с накоплением опыта так или иначе оптимизирует свои потребности, но в массе этот процесс оставляет желать много лучшего, чему подтверждением большое число болезней людей и море проблем их существования.

Увы, задачи рационализации потребностей людей, несмотря на острую необходимость их решения, остаются вне их основных интересов и, кажется, что это - жизненная данность людей и этому никогда не будет конца, при том, что люди своим разумом способны сознавать и исправлять неоптимальность своих желаний и действий. К сожалению, весь строй жизни и принципы воспитания и образования отнюдь не способствуют повышению разумности и рационализации желаний и поведения, - культ общих знаний и стремление к индивидуальной выгоде и удовольствиям уводят людей от необходимости самопознания и совершенствования и воспроизводят животную неразумность и проблематичность существования... Коль скоро поведение человека представляет собой некую последовательность действий и условий их выполнения в социуме и природе, возможно детерминировать эту систему и ее важнейшие элементы. Очевидно выделяются индивидуальный контур взаимодействия человека и природы, социальный контур взаимодействия человека с другими людьми и природой и общечеловеческий видовой контур взаимодействия людей между собой и природой. Пока эти контура в той или иной степени рассматриваются порознь разными науками, скажем, - биологией, социологией и экологией, они не могут быть изучены и оптимизированы вполне. И только сведя их воедино, каковым и является процесс взаимодействия человека, социума и природы, возможны его познание и рационализация.

2. О современном воспитании и образовании человека

Когда ребенок рождается, с ним связывают большие надежды, но они не всегда оправдываются. Ребенку желают добра и хотят, чтобы он вырос здоровым, умным и счастливым, однако, это удается не всем и отнюдь не только из-за неблагоприятных жизненных обстоятельств, но и в результате неоптимального воспитания. Причин тому немало: и добро люди трактуют по-разному, и не приучают ребенка постоянно поддерживать здоровье, и недостаточно занимаются с ним для развития интеллекта. Самое же печальное в воспитании - это его противоестественность, когда ребенка заставляют делать то, что желательно для родителей или конъюнктурно, а не необходимо ему самому, и неэффективность, которой весьма трудно достичь, если не иметь достаточных педагогических знаний и навыков и не сообразовываться с его природой-сущностью. Разумеется, ребенок сам не может знать, что для него необходимо и полезно, и есть некий обязательный минимум правил целесообразного поведения и общежития, который он должен усвоить, и помочь ему в этом - задача воспитателей и родителей. Но ребенок - не просто губка, как иногда говорят, которая впитывает все, что ему дают, и особенно сильно то, что запрещают, он - индивидуальность со своими наклонностями и способностями, которые следует учитывать и развивать, а воспитатели или руководствуются иными критериями или недостаточно квалифицированы и терпеливы.

Как и чему теперь учат детей? Есть вещи в педагогике и образовании, которые, кажется, не нуждаются в критике, - обучение грамоте и счету, математике и языкам - родному и иностранному, изучение литературы, природоведения и обществоведения, - это нужно каждому человеку по жизни. А все ли это и нужно ли что еще и почему? В современном образовании главный критерий - практика, что вполне естественно, - требуются такие-то люди, знающие и умеющие то-то, ну, и будем давать это учащимся... Вот и выпускают средние школы так называемых зрелых людей, специальные учебные заведения специалистов, и все было бы нормально, если бы люди были заняты тем, к чему лежит душа и в жизни не было бы столько проблем.... А так ли это важно, - было бы побольше денег и все будет нормально, так многие считают. Нормально заниматься нелюбимым делом за хорошие деньги? Скорее привычно, а куда денешься? Но ведь это - нонсенс! Смотрите, - готовят специалистов для того, чтобы они занимались не своим делом, потому что для всех важнее деньги... А жизненные ценности людей разве не в этом же? Вот оно в чем дело, и это - объяснение того, как воспитывают и чему учат детей. Так, что же, все нормально и говорить не о чем, подразумевая несовершенство воспитания и недостатки образования людей? В рамках господствующих жизненных ценностей, наверное, не о чем...

А ведь за всем этим столько личных проблем и трагедий людей, опасностей в жизни и неуверенность в будущем, истощение природных ресурсов и ухудшение среды жизни... И все это нормально? Если спросить у любого разумного человека, он не согласится с этим ибо это неразумно, но терпимо, - увы, для людей сейчас важнее деньги, а не радость жизни от того, что естественно и сообразно их сущности!.. Напрашивается вывод: воспитание и образование людей, а затем и их взаимоотношения в жизни невполне разумны и совершенны. От противного, если кому-то захочется изменить и усовершенствовать это, следует прибегать не к революциям и силе ибо это бессмысленно, а подумать о том, как сделать людей более разумными! Недостатки современного учебно-воспитательного процесса проистекают из особенностей-недостатков самой жизни, являясь ее порождением и производной. Его несовершество проявляется в выборе предметов и методов преподавания, в отношении учащихся к занятиям и учителям и учителей к учащимся и занятиям, и в конечном счете, в качестве педагогического процесса и качествах людей, выходящих из этой системы в жизнь. Что же самое существенное, за неразумностью и недомыслием в подготовке человека к жизни просматривается недооценка значения и единственности этой жизни и человека в ней, идущая еще из животной и первобытной жизни... Почему? А для этого необходим разум, то самое, что отличает человека от животных и побуждает к развитию и совершенствованию...

Или забудем о разуме как ненужном рудименте и отдадимся на волю естественного отбора, жестко правящего в джунглях?.. Тогда не будем роптать о несправедливости и жестокости современной жизни и стихийности рыночных регуляторов экономики, рассуждать о разумном, добром и вечном и жить по законам джунглей?.. Но мы люди или кто? Так вот, если мы хотим быть людьми и становиться более совершенными, мы должны развивать свой разум и современная система воспитания и образования этого, увы, не делает. Пытаясь определить поведение человека, мы невольно касаемся того, что выражает его биосоциальную сущность, которая задает содержательно-смысловую основу и ресурсно-ценностные установки его поведения. В отличие от животного, цели и поведение которого жестко определяются инстинктом, человек может сознавать свою сущность и выражающие ее потребности для того, чтобы действовать со все большей пользой. Будучи способным сделать это оптимально, разум человека может быть развит лучше или хуже, а его представления о своей сущности, как и выражающих ее потребностях могут быть более или менее совершенны... Это делает адекватное сущности поведение человека весьма сложным процессом, для рационализации которого его надо всесторонне и системно изучать. И это насущная задача людей, которые по выражению Л.Н. Толстого, "начнут разрабатывать единую истинную и нужную науку, как жить". Человековедение призвано объяснить людям, что представляет их сущность и какие основания и свойства ее выражают, как они связаны между собой и как их лучше познавать и с большей пользой реализовать.

3. Живая вода человековедения или как научиться желать необходимое?

Как усовершенствовать воспитание и образование? Чтобы что-то совершенствовать, в данном случае образование, надо знать и постепенно устранять его недостатки. А их немало, впрочем, это как посмотреть... Если ассоциировать образовательный процесс с трудовой деятельностью, нетрудно увидеть много общего - и там и там немало людей занимается не своим делом и делает это без желания, иногда из под палки, и там и там целью деятельности являются не развитие и совершенствование человека, проще говоря, благо всех или общее благо, а некие частные или корпоративные устремления, не всегда сопрягаемые, а иногда и противоречащие коренным интересам членам корпорации... На этом противоречии зиждется несправедливость в социальных отношениях людяй, оно же, по-другому проявляющееся, характерно для современной системы образования, когда преподаватели и обучаемые находятся по разные стороны и не имеют выраженных общих интересов, хотя они, кажется, всегда подразумеваются... То есть важнейшее направление совершенствования образования - определение общих целей и сближение интересов учителей и учащихся. Возможно ли это и на какой основе? Или спросим по-другому: что может объединить учителя и учащегося, если не общая для тех и других задача развития и совершенствования? Но возможна ли общность интересов у столь разных по возрасту, жизненному опыту и образованию людей?

А почему и нет, чему примером коллективный японский менеджмент и позитивный социальный опыт развитых стран Европы и многих коллективов, в том числе, в сфере образования, где возникает и поддерживается дух конгениальности, дружеского и делового единомыслия. Однако, это пока не правило, и тому причиной - разобщение людей в силу несовершенства их жизненных устремлений. В таком контексте говорить о принципиальном совершенствовании образования сейчас, наверное, не имеет смысла, но можно заниматься, что и имеет место в действительности, текущим совершенствованием технического и методического обеспечения, организации и реализации учебно-воспитательного процесса, которому явно не хватает "живой воды" человековедения, чтобы объективным и актуальным знанием оживить его и сблизить доселе разобщенные и противостоящие стороны - учителей и учащихся для достижения общих целей, не формально или по указке, а реально и на обоюдном интересе в улучшении жизни за счет совершенствования людей. Как и в случае недостатков образования, для совершенствования человека естественно опереться на его сущность и несовершенство в ее реализации. Упомянутое и развиваемое нами человековедение - единственная из наук - занимается этими вопросами и обосновывает процесс познания и наилучшей реализации сущности человека для его развития и совершенствования в контексте осуществления жизненной необходимости /ЖН/ и достижения высшей пользы /ВП/. Кажется, люди живут и без такой науки и их жизнь улучшается понемногу, однако, судя по числу ее проблем, наверное, еще не скоро станут действительно лучше сами люди и справедливее их взаимоотношения между собой и природой.

Все больше узнавая об окружающем мире и расширяя свои возможности, они совершенствуются в способах обогащения и достижения власти над людьми и природой, заглядывают все дальше во вселенную и находят все меньшие субстанции вещества и до сих пор не знают - какие они, в чем состоят их сущность и предназначение? Эти самые важные для человека вопросы остаются пока без ответа и, кажется, никого это особенно не волнует, как и то, что жизнь, построенная на насилии и обмане, а такова действительность, сопряжена со множеством серьезнейших проблем... Такими должны быть контекст рационального образования и его целевая функция и человековедение призвано способствовать этому. Впрочем, чтобы жить сообразно сущности, надо познавать и осуществлять ЖН со все возрастающей пользой, действуя все более организованно и рационализируя жизненные энергию и ресурсы, эффективно развиваясь и гармонизируя свои дух и тело в их взаимодействии между собой и с людьми и природой. Столь нужная всем, впрочем, это неочевидно пока, наука разумной жизни должна определить содержание и элементы процессов самопознания и реализации сущности человека в развитии, дать обоснование рационального взаимодействия с окружающим миром, способствовать увеличению продолжительности жизни за счет повышения и реализации потенциала разумности. Человековедение призвано помочь человеку в познании себя и выборе сообразных его сущности жизненных целей и оптимальных средств их достижения, которые не должны противоречить целям и средствам других людей и законам окружающей природы, а сближать и объединять их, выражая общечеловеческие интересы в адекватно воспринимаемой и реализуемой всеми ЖН.

4. Как себя вести, чтобы лучше жить?

Чтобы лучше жить, надо знать как, и становиться лучше, разумнее и совершеннее. Коль скоро, разумное - это сообразное сущности человека поведение, принципиально необходимым и важнейшим условием адекватизации поведения является самопознание. Естественно начинать его с самого раннего возраста, закладывая рациональную основу на всю жизнь. Чтобы знать, как жить и улучшать жизнь, человеку надо следовать своей сущности, осуществляя ЖН. Потому процесс воспитания и развития человека должен преследовать цели осознания и осуществления ЖН, которая воплощает две его важнейшие задачи - самосохранение, как самозащиту и самовоспроизводство за счет внешних ресурсов и метаболизма, и реализацию сущности, как использование жизненной энергии на развитие и самовыражение в некоторой деятельности-самореализации, в обмен на результаты труда в которой человек получит необходимые ресурсы для оптимальных самосохранения и развития. Задача каждого человека, познавая себя и оставаясь самим собой, индивидуальностью, делать то, что составляет его ЖН, улучшая и гармонизируя тело и дух, что сближает его с людьми и нормализует взаимодействие с природой, что помогает формировать великие цели и желание жить все лучше и дольше и приносит непреходящую радость. Рациональная педагогика должна способствовать человеку не только в познании мира, но и себя для наилучшей рациональной самореализации в социуме и природе. С помощью человековедения она может содействовать улучшению жизни человека, помогая ему в осознании единственности и неповторимости жизни и ее зависимости от того, насколько она сообразна его сущности и разумна.

Сейчас сложился определенный, не слишком устойчивый и флюктуирующий баланс потребностей и возможностей человека в социуме и природе, который имеет более негативную, чем позитивную тенденцию к его природосообразному развитию. Самое существенное в поведении людей то, что их разум заслоняют чувства и удовольствия прежде всего тела, что уж очень напоминает животную жизнь и отдаляет разумную человеческую, равно, как и понимание актуальности человековедения. Как сказал поэт, люди "жить торопятся и чувствовать спешат", - наслаждаться и мучиться, но, увы, не думать о том, чтобы привести все это в норму. А это и является задачей педагогики и может быть нормализовано, лучше сказать подготовлено и рационализировано в процессе освоения курса человековедения. Современное образование никак не связывается с улучшением жизни людей, о котором не только думали и думают люди, но и пытались и пытаются это делать. И это более, чем странно... Чему только не учат людей и чем только они не занимаются, но, увы, не всегда тем, что сообразно их ЖН и имеет общезначимую пользу. По-видимому, то, что делается, не вполне адекватно их сущности и ее нужно познавать. В таком контексте не обойтись без человековедения, главная задача которого - повернуть человека к своей сущности, определить ее и научить жить более разумно, сообразно ей. Решение этой задачи предполагает два направления работы: теоретическое - дать знания о сущности, ЖН и ВП человека и практическое - научить природосообразному поведению, последовательно осваивая его в отдельных элементах и процессах. Кроме того, а процессе изучения курса человековедения естественно решать и некоторые частные задачи - давать рациональный угол зрения на жизнь человека и его взаимодействие с окружающим миром /1/, способствовать рационализации индивидуальной /2/ и социальной сфер жизни, в том числе, и на общечеловеческом уровне /3/, позитивно влиять на интересы и устремления людей и способствовать их сближению и сотрудничеству на разумных /сообразных сущности/ началах /4/.

Особенностью человековедения и образования на его основе является то, что оно - не обычный школьный предмет, а жизненно-необходимый процесс подготовки человека к более рациональной и общеполезной для людей жизни, в которой прежде всего должен быть заинтересован он сам. Самой важной практической задачей изучения и освоения курса человековедения и природосообразного поведения является формирование конкретного представления о ЖН и нормализация жизненных отправлений учащихся в контексте ее осуществления, - подразумеваются высокие уровни здоровья и работоспособности. Еще одним существенным направлением практических занятий человековедения является содействие каждому учащемуся в осознании, выборе и осуществлении наиболее эффективного способа самовыражения или профессиональной ориентации. Все это должно помочь в понимании весьма существенной роли человековедения в воспитании и образовании людей и его принципиально важного места и значения в учебно-воспитательном процессе. Итак, как себя вести, чтобы лучше жить? Самый общий ответ - сообразно сущности, соблюдая трм важнейших правила: 1) живи и делай не то, что хочется, но то, что необходимо и полезно; 2) чтобы жить хорошо, не вреди себе, обществу и природе, а стремись к пользе для всех; 3) чтобы тебе и всем было хорошо, надо постоянно развиваться и совершенствоваться или становиться лучше самому! Собственно, это не что иное, как ключевые положения человековедения в упрощенном виде, которые наставники или помощники должны побудить учащихся не просто запомнить, а проникнуться и освоить разумом и телом, что означает вжиться в них! Нужны ли еще слова или пора за дело? /22.07.09/

Hosted by uCoz
[AD]