Главная страница
Биография и работы
Пояснения к сайту

На странице представлены три статьи, в которых капитализм рассматривается в контексте человековедения и обретает новые измерения и очертания. Первая из них "О необходимости микро и макрокапитализма", написанная в 1997-м и переработанная в 2005 году, в своем первоначальном варианте была опубликована в 5-м выпуске за 1999 год серии "Экономика - ХХI век" изд-ва Интерсоциоинформ. Вторая и третья - статьи соответственно 2-го и 7-го циклов: "Долог ли век капитализма?" и "Частная собственность и общее благо или что придет на смену капитализма?" (2-я редакция), 1-я ред. которой опубликована в №41 этико-философского журнала "Грани эпохи"

О необходимости микро и макрокапитализма

1. Постановка задачи и исходные посылки

Чтобы ни говорили о человеческой жизни, она имеет свою внутреннюю природную основу-сущность, которая спонтанно проявляется через необходимость, и протекает во внешней среде с относительно случайным набором воздействующих факторов. При этом связывание судьбы человека с благосклонностью высших сил или положением светил гораздо более случайно, чем необходимы его усилия в умиротворении духа и тела и рационализации взаимодействия с другими людьми и окружающей природой. От того, как формируются и складываются эти взаимодействия, зависит жизнь и самого человека и окружающего его мира. Не секрет, что пока людям не вполне удалось достичь гармонии этих взаимодействий, о чем свидетельствуют многочисленные индивидуальные, социальные и экологические проблемы. Более того, в результате неоптимальных или неадекватных их сущности действий или бездействия, когда оно необходимо, люди нередко наносят явный или неявный вред себе, другим людям и природе и самоотчуждаются. Будучи производным жизни и поведения, самоотчуждение /СО/ человека проявляется на индивидуальном или микроуровне, социальном и общечеловеском - макроуровне. Если социальный уровень жизни, обеспечивающий формирование жизненных ресурсов и энергии /ЖРЭ/ человека, достаточно мотивирован и решается относительно эффективно, то микро и макроуровни использования его ЖРЭ оставляют желать лучшего, отражая степень и структуру его развития и жизненную ориентацию. Распространение процесса хозяйствования на индивидуальные психофизические и общечеловеческие ЖРЭ позволит рационализировать их использование и оптимизировать взаимодействия как между органами и системами организма человека, так и между людьми и природой. Стоит ли говорить о том, насколько это важно и необходимо и для отдельного человека и для всего человечества - капитализм должен развиваться вглубь и вширь, становиться разумнее, гуманнее и организованнее. И это не абстрактный теоретический посыл или идеализированная декларация, а направление естественного развития и совершенствования человека, который познает и реализует свою сущность и формирует все более совершенные представления о самом себе и своей высшей пользе /ВП/. В таком контексте доминирование капитализма как основного способа хозяйствования является не случайным, а необходимым и имманентным человеку и его социуму на современном этапе его развития. Поскольку человек представляет собой многоуровневую систему обмена веществ и информации, органическую и активную составную часть природы и общества, оптимизация его взаимодействий на всех уровнях существования и рационализация использования ЖРЭ является жизненно необходимой, побуждая к их микро и макрокапитализации, как важнейшему условию его развития и улучшения жизни.

2. Микрокапитализм - сущность, особенности и реализация

Микрокапитализм /МиК/, как способ вложения и преобразования индивидуальных ЖРЭ в процессе самореализации /СР/ и самовоспроизводства /СВ/ человека в рамках индивидуального хозяйства жизни /ИХЖ/, достаточно условная категория. Тем не менее, ее применение может принести людям столь большую пользу, что к ней стоит хотя бы присмотреться. Действительно, обменные процессы и действия в определенных циклах и ритмах, внутреннее взаимодействие разума и тела и внешнее с людьми и природой формируют жизненную основу человека и от того, как все это увязывается, зависит его жизнь. Рассматривая и оптимизируя эти компоненты и их взаимодействие в ИХЖ, естественно на интересе, как и в экономике, добиваться снижения издержек и повышения его эффективности. При этом в качестве хозяйствующего субъекта выступает разум человека, а объекта - его тело. Надо ли объяснять разумному человеку, что является его индивидуальным капиталом? Здоровье и высокая работоспособность организма и психики, оптимальность самовыражения и высокая эффективность СР на всех уровнях существования человека, его нормальное СВ. А во что надо вкладывать? В самопознание и развитие, оздоровление и эффективную СР, расширение СВ и совершенствование внутренних и внешних взаимодействий, то есть в то, что поможет увеличивать его индивидуальный потенциал и осуществлять жизненную необходимость /ЖН/. Но капитализм - это рынок и конкуренция. В ИХЖ она также имеет место: это и улучшение /путем их отбора/ обмена веществ и информации, выбор оптимального режима движений и активности человека, отбор лучшего способа самовыражения, выбор между ленью и трудолюбием, организованностью и беспорядочностью, наконец, это развитие или деградация, накопление или снижение СО. Поскольку человек является частью социума, его ИХЖ является структурным элементом и объектом внешнего хозяйства, которое в свою очередь может быть объектом хозяйства еще более высокого уровня и так до общемирового уровня. Механизм ИХЖ является дополнительной нагрузкой сознания и, как оптимизирующая структура жизни человека, мотивирует и организует наилучшее исполнение множества ролей одновременно: и хозяина, и рабочего, и продавца, и покупателя, и бухгалтера, и менеджера... И при этом сам человек и его организм и сознание являются и средством производства и его средой.

Основное назначение ИХЖ состоит в оптимизации индивидуальных ЖРЭ человека и увеличении внутренней энергии СР не в ущерб внешней энергии СВ. Разумные пропорции между внутренней и внешней энергией, реализующие отношение человека к своим ЖРЭ и определяющие их структуру, являются необходимым условием его нормального развития, снижения меры противоречий /повышения степени справедливости/ и гармонизации взаимодействия с людьми и природой. Недостаточность внешней энергии тормозит СВ и СР, негативно воздействуя на все уровни жизни и хозяйства человека, а ее избыток, если не используется, как в экономике, на развитие, чреваты кризисными явлениями перепроизводства /зашлаковывания и ожирения организма/ и является в конечном счете результатом недомыслия /неразумности поведения/ и неоптимального хозяйствования. То, что человек является объектом и одновременно субъектом хозяйствования, существенно отличает ИХЖ от хозяйств более высокого уровня, в которых можно заменять и ликвидировать элементы и даже объект в целом. Состояние среды и элементов ИХЖ /организма и сознания/ приобретает особое значение - их очень сложно, если вообще возможно, заменить, но можно и нужно развивать и совершенствовать! Будучи системой положительно мотивированного и рационального производства и использования индивидуальных психофизических ресурсов, необходимых для СВ, развития и совершенствования человека, МиК по своей сути разумен и его результаты напрямую соотносятся с жизненно-важными интересами человека, с его ВП. Не допуская накопления любыми средствами или чрезмерного накопления, паразитирования на капитале других и насилия над другими, игнорирования законов природы, то есть всего того, что так свойственно современному капитализму, ИХЖ обеспечивает получение результата только за счет своих ЖРЭ.

При этом прибыль ИХЖ должна не только увеличивать меру обеспеченности человека ЖРЭ, но и обеспечивать оптимальное состояние его элементов и среды. Поскольку элементы и среда ИХЖ - это отдельные органы и весь организм человека, то их состояние не менее важно, чем конечный результат хозяйствования. Из этого следует, что задача МиК состоит не только в достижении высокого результата хозяйствования, но и в оптимизации состояния элементов и среды и внутренних и внешних взаимодействий человека. Будучи средством оптимизации индивидуальных ресурсов и активизации жизненного потенциала человека, ИХЖ и МиК отличаются чистотой и естественностью своего механизма и являются проявлением и реализацией самой сущности человека. Естественно ожидать, что по мере своей реализации МиК может повлиять и на капитализм социального уровня, привнося в него элементы организованности, развития и оптимизации. Поскольку для разумного человека всегда небезразлично, куда вкладывать и как использовать свои ЖРЭ, он будет искать и находить лучшие способы и средства решения своих жизненных задач. Как человечество постепенно подошло к капитализму после феодализма, так и человек от рабовладения своим организмом и феодализма СО должен прийти к СР, определяемой исключительно его ЖН и ВП. А это предполагает более высокую разумность поведения человека и необходимость организации индивидуального жизненного цикла /ИЖЦ/.

Помня мысль Леонардо о том, что только с пользой прожитая жизнь долга, человеку естественно ставить и реализовать большие и далеко идущие цели. Увы, люди не всегда следуют его мудрости, предпочитая более простые цели и короткие циклы их достижения. В результате мы имеем то, что есть и если захотим это изменить, нам придется научиться хозяйствовать в своем ИХЖ и заниматься этим не день или даже год, а всю жизнь... И для этого потребуется организовать и осуществить продолжительный ИЖЦ, в котором будут определены важнейшие жизненные цели и задачи существования, основные параметры ИХЖ для всей или большей части жизни. Но сформировать эффективный ИЖЦ без опоры на сущность человека и адекватное ей представление о ВП или смысле жизни невозможно, как и выделить индивидуально и общезначимые жизненные цели и сформировать большой цикл осуществления ЖН. А это в свою очередь предполагает правильное рождение, образование и жизненную ориентацию человека, которые призваны подвигать его к познанию и раскрытию своих лучших природных качеств и минимизации СО. Человек так устроен, что если его мышцы или/и мысли не работают, они деградируют и это объективно. Человек так устроен, что сначала он делает то, что хочется, а потом то, что необходимо или предопределяется его природой-сущностью /это надо понять!/. Вот мы и подошли к главному: чем лучше человек познает свою сущность, чем глубже проникает в ее свойства, тем ярче выступает необходимость и существо ее реализации, совершествуется представление о ВП, тем целесообразнее его действия и тем радостнее жизнь, поскольку за реализованной ЖН стоит радость жизни или то, что называется счастьем!

Практическая реализация МиК очень непроста и прежде всего потому, что предполагает значительные усилия разума и тела. Тем не менее, он реализует естественные человеческие интерес и пользу: развиваться и совершенствоваться за счет улучшения самоорганизации и рационализации использования ЖРЭ, оптимизации внутренних и внешних взаимодействий и среды, увеличения жизненного потенциала. А на чем может быть основана высокая мотивация этого процесса? Прежде всего, на отношении собственности индивидуальными ЖРЭ, прямом интересе и выражающих его позитивных целях, последовательно растущих результатах и решении индивидуально и социально значимых жизненных задач. Показателен пример выдающихся ученых или инженеров, спортсменов или артистов, подчиняющих свою жизнь достижению высоких результатов - как непросто жить в таком режиме, но только большие усилия приносят высокий результат! Когда же надо начинать такую работу? Как можно раньше, последовательно вовлекая в сферу своего хозяйствования каждый орган тела и каждую извилину мозга, не накапливая, но повышая эффективность индивидуального психофизического капитала. Прежде всего, это функция разума и именно разум и уровень его развития являются определяющими в реализации МиК. Как и в экономике, МиК предполагает и бизнес-план, и маркетинг, и менеджмент, нацеленные на прибыльную СР и расширенное СВ в гармонии с окружающим миром людей и природы. Если человек осознает необходимость свободного и непрерывного развития и совершенствования, а в этом состоит его ВП, он придет к индивидуальному капитализму и ростки его уже есть в современной жизни. Ее логика подведет человека к МиК и, действуя в этом ключе, он изменится в лучшую сторону сначала сам, а за ним и вся жизнь. <

3. Макрокапитализм - сущность, особенности и реализация

Макрокапитализм /МаК/ в еще большей степени, чем МиК, условная категория. Впрочем, как есть индивидуальные ЖРЭ человека и ЖН их эффективного использования, так есть и общечеловеческие /мировые/ ЖРЭ и необходимость их эффективного использования для решения экологических проблем и улучшения общего пространства жизни людей. В чем суть экологических проблем? Хозяев общих ресурсов много, а никто вполне не отвечает за состояние среды и все ресурсы в целом. Ну, а если вспомнить о МиК и перенести его принцип улучшения элементов и среды на макроуровень, то может быть эту проблему можно решить? Увы, сначала надо реализовать МиК и только потом пытаться переносить его принцип на макроуровень, а это будет непросто и небыстро! Поскольку есть общие ресурсы, постольку должны быть и их хозяева, то есть речь идет о необходимости хозяйствования всего человечества или видовых интересах человека. Если линейно экстраполировать рост населения Земли, то по некоторым данным уже через 30 лет оно удвоится, а через 100 лет удесятерится, причем в основном за счет Африки и Азии. Совмещая экологические реалии начала ХХI века и естественный рост населения, нетрудно представить, что произойдет, если все будет оставаться по-прежнему. Выделение макроуровня хозяйствования и формирование механизмов повышения его эффективности - не просто теоретизирование или продолжение логики микроуровня, - жизнь практически подводит людей к объединению через международные военно-политические, национальные, социальные и экономические организации для реализации общезначимых интересов.

Создание ООН, выражая достигнутый уровень коллективного разума, и ее более чем полувековой срок существования, свидетельствуют о наличии общих интересов людей и определенных успехах в их реализации. Появление и умножение многих трансконтинентальных и международных экономических предприятий можно рассматривать, как тенденцию современности, которая определена как глобализация, и подтверждение наличия макроинтересов. Впрочем, не экологические интересы сближают пока людей, а экономические, потому-то такие организации, как "Greenpeace", вынуждены защищать окружающую среду столь решительно от тех, кто не желает терять часть своей прибыли на экологические мероприятия. Очевидно, и в решении проблем этого уровня следует уповать не на сознательность и законопослушность, а на экономический интерес, который мы и попытаемся обосновать ниже. Итак, в нашем представлении МаК - это способ эффективного использования и преобразования общечеловеческих ЖРЭ для блага всех в рамках мирового рынка природных ресурсов /МРПР/. В отличие от ИХЖ, имеющего вполне определенную структуру и специализацию, МРПР - конструкция гипотетическая, связывающая хозяйства всего мира общими ресурсами. Эти ресурсы покупаются или арендуются у хозяев ресурсов - стран или их объединений и используются по правилам, построенным на основе таких принципов, как недопущение ухудшения качества ресурса, например, воды или воздуха, или непревышение нормы использования того или иного ресурса или ограничение способов преобразования ресурса, например, радиоактивных веществ и т.п.

Что может являться капиталом МаК? Естественно, общемировые ресурсы /земля, воздух, вода, полезные ископаемые, флора и фауна/, их количество и качество. Задача МаК - наиболее эффективно использовать и улучшать, то есть поддерживать оптимальный уровень состояния пространства жизни человечества /ПЖЧ/. Есть ли место для конкуренции в МаК? Конечно, в зависимости от эффективности использования ресурса конкуренты получают разные права по объему или способу их преобразования и использования. МаК - форма хозяйствования, все участники которого должны определяться международными органами, иметь регламентированные обязанности, отчитываться в реальном времени и, конечно, иметь свою прибыль. Как и на нижних уровнях хозяйствования, на макроуровне возможно формирование сверхцели - достижение оптимума или баланса производства, потребления и накопления ЖРЭ человечества для повышения уровня и качества жизни людей. При этом оптимуму соответствует такое соотношение: обеспеченность ЖРЭ растет, а качество ни одной из характеристик пространства жизни человека не снижается. Поскольку МаК - это способ эффективного использования общемировых ресурсов для блага всех, это благо, равно как и способы эффективного использования таких ресурсов, должны быть обоснованы и приняты всеми участниками этого процесса, что предполагает наличие разума и доброй воли. Как и МиК, МаК должен строиться на разумной основе, реализуемой в конкретных механизмах капитализации общемировых ресурсов и выражаемой в оптимальных соотношениях производства и потребления энергии и состояния ресурсов и среды - ПЖЧ.

Тот факт, что МаК практическая невозможно реализовать в виде самостоятельного хозяйства, не означает его принципиальную невозможность вообще, - другое дело, что на первых порах он может существовать и уже существует /!/ в другой форме - в виде международных соглашений и государственных актов, регулирующих и регламентирующих использование общих ЖРЭ и состояние ПЖЧ. Важнейшей задачей МаК является то, что он должен стать средством решения экологических проблем через экономический интерес и способом воздействия на существующие механизмы формирования капитала и взаимодействия людей и окружающей среды по двум направлениям: через человека посредством МиК и через государство и межгосударственные организации путем развития и совершенствования новых макроэкономических механизмов. Наверное, читая эти строки, трудно избавиться от ощущения новизны и некоторой надуманности понятия и сущности МаК, но в его идее лежат важные общечеловеческие интересы, которые в том или ином виде со временем должны быть реализованы обязательно потому, что без этого не могут быть решены вполне задачи существования человека и достигнута его ВП. МаК, необходимая составляющая и мотивационная основа этого процесса на общемировом уровне, как нельзя лучше воплощает в себе его позитивные факторы и стимулы. Практическая реализация МаК, как это было отмечено выше, существенно затруднена в условиях существования национальных границ и имущественных прав, которые трудно перешагнуть. Однако в порядке развития существующих тенденций и их совершенствования для реализации, если не самого МаК, то некоторых его принципов, препятствий нет.

Будучи порождением и продуктом разума, МаК может так и остаться теоретической конструкцией, если не будет увязан с сущностью и ЖН человека и не будут найдены конкретные формы и средства ее реализации на мировом уровне. Впрочем, есть и еще один угол зрения: население Земли растет, ресурсы истощаются, окружающая среда загрязняется, используемые средства решения экологических проблем недостаточны и неэффективны. Это ли не мировая бесхозяйственность, которую можно преодолеть только экономически, через МаК? Тем более, что альтернативы материальному интересу на данном этапе развития человека и его разума - нет. Следовательно, в основе механизмов решения современных экологических проблем должен присутствовать капитализм! Только хозяин ресурсов, разумеется, в пределах, определяемых его развитием и возможностями, способен обеспечить их оптимальное использование, экономию и поддержание баланса в природе. Важнейшим условием реализации МаК является формирование экологического мониторинга, объективно и комплексно отражающего состояние и объем ресурсов окружающей среды, - только точно зная состояние среды и ее элементов, можно пытаться их сберегать и улучшать. Очевидно, защита охраны и восстановления окружающей среды, как ПЖЧ, из задачи специальной должна перейти в разряд общезначимых и стратегических, а ее реализация должна быть поставлена на экономическую основу.

4. Микро и макрокапитализм и развитие человека и общества

Современный капитализм стихиен и ориентирует человека на обогащение и достижение превосходства. Накапливая деньги и стремясь к господству, люди испытывают СО и разобщаются. Из поля их зрения, как не столь важные, ускользают задачи самопознания, развития и совершенствования, достижения гармонии в себе и во вне. И на этой почве произрастает большинство современных проблем... Чтобы их решить, надо повернуть людей к своей сущности, побудить к ее познанию и реализации. От того, как пойдет развитие человека, как он сумеет распорядиться тем, что получает при рождении и тем, что приобретает в процессе воспитания и образования, насколько будет целесообразен в своих действиях и сумеет понять свою сущность и осознать ВП, зависит будущее всего человечества. Надо ли говорить, что это наилучший путь бескровного преобразования мира и решения современных проблем, но также нетрудно видеть, как он очень не прост и не одномоментен. Такие цели невозможно достичь, благодаря агитации или принуждению, их достижение возможно только на интересе и благодаря разуму. Если жизнь не помешает людям /через нарастание СО и разобщения/ стать разумнее и лучше, то они естественно придут к МиК. Если этот процесс начнется, а ничего невозможного в этом нет, ибо он реализует сущность человека, то его будет невозможно остановить и то, что мы имеем сейчас в сравнении с возможным, будет выглядеть детскими играми и подростковыми шалостями... Вероятно, это будет нечто отличное от современного капитализма, - чтобы совершенствоваться, человеку необходимо много и эффективно трудиться - только капитализм пока может обеспечить расширенное СВ человека и рост населения Земли тому подтверждение. Но, как все большее число людей осознает и проникается необходимостью рационализации потребления ЖРЭ и преодоления последствий загрязнения внешней и зашлаковывания внутренней среды, улучшения функционирования отдельных органов и всего организма, так и МиК призван и будет способствовать решению этих задач.

МаК призван обеспечить рационализацию внешней среды жизни человека и является необходимым условием его существования во вне. Успешное осуществление принципов МаК дает надежду на лучшее будущее и вселяет оптимизм. Безусловно, МаК - перспективная категория и, чтобы перевести ее в практическую плоскость, необходимо сделать так, чтобы забота о сохранении и улучшении окружающей среды впитывалась людьми с детства, поддерживалась и поощрялась непрерывно во всем ПЖЧ, - она должна стать ЖН каждого. Как и в МиК, логика МаК нацелена на преодоление разобщения и СО людей и является необходимой составляющей процесса развития и совершенствования человека и его отношения к общим ЖРЭ. МаК - реализует общечеловеческий уровень процесса СВ человека и его стимулируют сознание конечности ЖРЭ и необходимость обеспечения их оптимального использования. Всем должно стать абсолютно ясно то, что земля и ее недра, воздух и вода - единая среда, общая для всех и что разумнее тратить деньги на сохранение среды в целом, чем на средства индивидуальной защиты, а еще лучше экономить их за счет рационализации производства и потребления ЖРЭ. Это должно привести к формированию новых взглядов на жизнь и понимания общих! интересов людей. В основе МаК лежат представления о сущности и ВП человека, без осознания которых наши построения выглядят не более, чем игра мыслей и слов, впрочем, полезная игра. ВП человека - категория всеобъемлющая и, занимаясь улучшением внешней среды, человек не может не улучшать состояние своих организма и психики, то есть процесс его совершенствования должен постепенно захватывать все уровни - от индивидуального до мирового ибо такова ЖН человека.

Человеческой жизни непрерывно сопутствуют лень, обман и примитивизация, они тормозят развитие человека через СО и разобщение с людьми и природой, препятствуют раскрытию и реализации его сущности. Нет лучшего средства преодоления лени, чем прямой интерес и материальная заинтересованность. Капитализм помог человеку развить производительные силы и поднять уровень жизни. МиК и МаК должны помочь человеку жить лучше и справедливее в опоре на знания своей сущности и выражающей ее ВП, осознание и осуществление ЖН в гармонии с окружающим миром людей и природы, благодаря самостоятельным, эффективным и природосообразным действиям.

5. Человек и капитализм

Современный капитализм адекватен развитию человека и его разума, его возможностям и потребностям. Как и все вокруг, развиваясь вслед за людьми, он постепенно изменяется. Пока трудно однозначно определить его даже ближайшие перспективы, но, опираясь на вышеизложенное, можно предвосхитить его некоторые тенденции, как отражение объективных сущностных процессов жизни человека. Попытка заменить капитализм более прогрессивным, как казалось его адептам, социализмом оказалась жестокой и грандиозной авантюрой для многих стран и народов, вынужденных возвращаться к капитализму и наверстывать упущенное, будучи уже не в силах в обозримом будущем догнать лидеров. Социализм не смог обеспечить высокой производительности труда, его основное содержание - социальная ориентация и распределение - находятся вне базовой задачи современного человека: произвести больше энергии и ресурсов, которая однозначно лучше решается капитализмом. Что же касается "высокого" уровня социальной справедливости социализма, то достаточно сравнить положение инвалидов и участников второй мировой войны в России и ФРГ, чтобы все стало ясно и не требовались дополнительные аргументы.

Говоря о коммунизме, следует прежде всего иметь в виду принципиальную невозможность достижения изобилия материальных благ, являющегося условием построения так называемой материально-технической базы, ни при социализме в силу неффективности его экономики, ни при капитализме, где изобилие просто не имеет смысла ибо от него пахнет перепроизводством и кризисом. В середине прошлого века так называемый "призрак коммунизма" бродил не по Европе, а в зашоренном представлением об отчуждении работника от продуктов его труда сознании К.Маркса и его последователей, исследовавших, но не понявших вполне капитализма, как определенной стадии развития человека и его социума, и посеявших зерна революции и разрушения. Представление о коммунизме, если о нем рассуждать глубже и под углом зрения природы человека, гораздо более сложная, а главное, идеализированная категория, чем это представляют себе коммунисты...

Но не стоит идеализировать и капитализм. Несмотря на объективность рыночного регулятора экономического взаимодействия людей, он действует стихийно и жестко, - то тут, то там, накапливаются противоречия, говорящие не столько о несовершенстве капитализма, сколько о несовершенстве самого человека. Если капитализм неэффективен или неоднороден по уровню развития или географии его распространения, если существующие демократические институты не в силах сделать его более справедливым и разумным, то таков человек и его энерго-информационные возможности, миропонимание и взаимоотношения с другими людьми и природой. Если рассматривать общие проблемы капитализма, не зависящие от места и времени, - кризисные явления в экономике и безнравственность, безработицау и преступность, милитаризацию и экологические проблемы, взаимное разобщение людей и их СО, то должны приходить мысли не о его ликвидации, а о его совершенствовании, тем более, что несколько веков существования подтверждают его необходимость и жизнеспособность. Да и менять капитализм пока не на что ибо царство Божье на Земле или коммунизм возможны настолько, насколько человек может возлюбить ближнего своего или стать ему товарищем или даже братом?! Поскольку капитализм и его проблемы - порождение человека и его сообщества, то и решение задачи совершенствования капитализма надо искать в человеке и его представлениях о себе, о жизни и ее смысле то бишь ВП, и его усилиях, которые могут быть более или менее рациональными и полезными. Во всем, что ни делает человек, есть проявление некоей высшей логики - одни считают ее волей Божьей, другие связывают ее с положением светил, третьи - с его судьбой, характером, темпераментом или наследственностью, мы связываем ее с его разумной сущностью и развитием. Но, что характерно, очень многие люди стремятся к богатству и власти над миром. И именно эти устремления людей определяют основные капиталистические ценности...

Очевидно, пока в человеке торжествует животная ипостась - сила, а его сущность реализуется на уровне потребления и накопления, то и жизнь будет строиться практически по законам джунглей. Но, разве жизнь человека - только в потребностях тела и мышц и все можно решить посредством силы? Отнюдь, но в системе богатства и власти сила - очень важный, если не решающий аргумент... Получается, что то, к чему мы стремимся, дезориентирует нас и уводит от счастья ускользающим миражом ложных ценностей и целей в СО и разобщение. Люди вредят себе и окружающим, болеют и бунтуют, делаются несчастными и неполноценными, наболевшие проблемы не решаются, будущее не вызывает оптимизма, для многих жизнь предстает в виде замкнутого порочного круга, из которого невозможно вырваться... Предположим, так было и будет? Тогда нашей жизни всегда будут сопутствовать серьезные проблемы и катаклизмы. Как же быть? Принять это как данность или может быть усомниться в истинности действующих жизненных ценностей и задуматься о жизни, сущности человека и его ЖН и ВП, как главным ориентирам жизни? Как-то сама собой приходит мысль о человеке и его разуме, его несовершенстве и возможности и необходимости его развития и совершенствования. Взглянув на человека под углом зрения его сущности и ВП, можно увидеть жизнь совсем другой, более совершенной и справедливой, если разум будет направлять его силу не на обогащение и достижение превосходства над другими, а на осуществление ЖН познания и реализации своей сущности, достижение власти над собой и увеличение внутренней энергии развития и совершенствования в гармонии с окружающим миром людей и природы. Мы рассмотрели некоторые, могущие показаться надуманными или спорными, направления и способы решения современных проблем, ждущих своего решения, уповая на разум человека, который поднял его над животным миром и силу, которая дана ему не для того, чтобы убивать или разрушать, а для того, чтобы творить добро и созидать красоту и гармонию. /19.07.1997 - 12.04.2005/

Цикл 2: "Преимущество разума"

Долог ли век капитализма?

Введение

Доминирование капитализма, как основного способа хозяйствования, не случайно, а имманентно человечеству на современном этапе его развития. Капитализму уже несколько веков и, несмотря на серьезные недостатки, он продолжает существовать возможно до тех пор, пока не истощатся хозяйственные и жизненные ресурсы и, что важнее, пока людям не надоест терпеть по-крайней мере его самые наболевшие проблемы - социальную несправедливость и безработицу, преступность и терроризм. Но что такое и почему именно капитализм, ведь процессы обогащения и достижения превосходства над другими существовали и раньше? И не противоречат ли его ценности жизненным интересам людей, коль не раз его атаковали революции? Впрочем, как бы не соотносились частная собственность и демократия, капитализм нельзя уничтожить силой ибо он производен развитию человека. Он не может исчезнуть сразу, как этого хотелось коммунистам, и со временем преобразуется в нечто другое... Возможно это будет и социализм, но не обязательно...

1. Что такое капитализм?

Определение капитализма /К/, как типа общества, основанного на частной собственности и рыночной экономике, не вполне однозначно и допускает его различные трактовки. К, как и капитал, все-таки более экономическая категория, хотя марксистское определение К, как социально-экономической формации, также имеет право на существование и возможно даже ближе к его существу потому, что экономика составляет материальный базис общества и в ней занята большая часть населения. Однако, коль скоро остается еще немалая его часть в управлении и правовом обеспечении государства, общественных институтах и науке, образовании и здравоохранении и т.д. которые, впрочем, также зависят от экономики, то определение К требует уточнения. Чтобы лучше разобраться в его сущности, обратимся к понятию капитала и значению его латинской основы - главный. Наверное, дело не в его семантике, а в значимости для экономики, которая является сферой вложения и формирования капитала, как создаваемых человеком ресурсов, используемых для производства товаров и услуг и приносящих доход. На что следует обратить внимание, и это дополнение человековедения /Чел/, - на место и роль человека, который является не только носителем и активным началом капитала, но и предопределяет ту или иную его форму и ее движение. И уже после такого уточнения можно согласиться с определением К, как типа общества, но добавив к нему, - с преобладающими корыстно-хозяйственными устремлениями людей и адекватными им общественными отношениями. Последнее позволяет выделить самое существенное в К и однозначно определить его сильные и слабые стороны. Безусловно, К является определенным этапом развития человечества с имманентными ему атрибутами экономического и социального характера, но прежде всего, и это взгляд Чел, он производен развитию человека. Коль скоро его сущность социальна, то она, как и индивидуальная составляющая, реализуется на некотором уровне с преобладающими мотивами поведения человека и его отношений с людьми и природой. Человек существо разумное и потому его индивидуальные и социальные действия следует увязывать с той или иной степенью проявления разумности.

В чем состоят сильные стороны К? Прежде всего в том, что он организует действия людей в соответствии с их доминирующими интересами, способствует развитию производительных сил и повышению уровня их жизни. С другой стороны, это происходит на непропорциональной усилиям людей имущественной основе с высоким уровнем противоречий и разобщения. Ценностная мотивация при К побуждает людей иметь больше денег и все более накапливать их и капитал является не только самоцелью, но сверхцелью, которая затмевает для человека все остальное: и слабость его здоровья, и ненормальность его взаимодействия с окружающим миром, и иссякающий оптимизм и даже возможность мирового катаклизма. И это не может не вызывать скрытого или явного недовольства людей и не формировать энергии противодействия К. К был подготовлен всем ходом исторического развития человека и является отражением процессов, происходящих в его организме, сознании и во взаимодействиях с людьми и природой. Обращаясь к пути, пройденному человеком, можно видеть, как менялись содержание и формы этих процессов, как развивались и становились разумнее люди и возрастали их возможности и свобода. Можно по-разному расставлять исторические акценты и трактовать события, но чем больше человек знает и может, чем больше он испытывает потрясений, тем лучше и отчетливее сознает неслучайность происходящего на Земле, за которой проступает его, еще далеко не познанная, сущность. И капиталистическая действительность и ее реалии - проявления сущности человека и его социума, познавая и реализуя которую, только и возможно объективно и глубоко его понимать, чтобы затем пытаться улучшать...

2. Историческая роль и проблемы капитализма

Многовековое существование К является лучшим аргументом в пользу его целесообразности. Что наиболее важно в нем? Во-первых, его объективность - К воплощает существенные потребности людей в увеличении жизненных ресурсов для их развития. Во-вторых, К является естественно-эффективным средством и механизмом активизации и реализации корыстно-хозяйственной составляющей действий людей. Во-третьих, коль скоро в основе К лежит частный интерес, возникают естественные противоречия между людьми и социальная стратификация, отражающие, как верно было отмечено Марксом, противоречие между общественным характером производства и частным характером присвоения его результатов. В-четвертых, для сглаживания возникающих противоречий идет позитивный политический процесс демократизации общества и социальной ориентации экономики. Исторический опыт, имеющий весьма большую цену для человечества, показывает, что даже очевидные противоречия не означают необходимости их немедленного преодоления ибо они имманентны К. Да, их необходимо преодолевать, но только не силой, а разумом! Противоречие есть свидетельство несовершенства процесса, скажем, капитализации, но эти процессы идут не сами по себе, как это может показаться некоторым натурфилософам, а являются производной отношений и развития людей. Почему Маркс не обратил на это внимание? Да, видимо, потому, что зациклившись на капитале и общественных отношениях, забыл о человеке, которого воспринимал, как песчинку, несомую ветром социальных перемен, вроде бы не связанных с его волей. Чего стояла эта ошибка человечеству, хорошо известно и, чтобы избежать новых, необходимо обратить свое внимание на человека, как активное начало хозяйственных и социальных процессов, которое имеет свою сущность, проявляющуюся на индивидуальном, социальном и видовом уровнях. Пора определить его сущность и закономерности ее развития, чтобы видеть социальные процессы не, как нечто независимое от сознания человека, а как его проявление. Самое важное в такой трактовке состоит в том, что К есть отражение уровня развития человека и его видения самого себя и своих жизненных необходимости /ЖН/ и пользы, а достоинства и недостатки К являются продолжением и выражением соответствующих качеств человека!

Экономический интерес и конкуренция, побуждая к постоянному совершенствованию производства, способствует не только развитию производительных сил, науки и техники, но и значительно лучшему по сравнению с предшествующими периодами развитию человека и общества. И в этом состоят важнейшие прогрессивная историческая роль К и его достоинство. Но с достоинствами тесно переплетаются и недостатки: экономический интерес легко переходит в алчность и получение прибыли любой ценой, например, с ущербом для окружающей среды и людей. Конкуренция не всегда добросовестна, а интенсификация производства ведет к стрессам и безработице. Развитие производительных сил неравномерно и потому нередки кризисы перепроизводства и депрессии. Весьма выгодным направлением развития экономики является производство оружия. Деньги не пахнут и в свободном мире в огромных масштабах существуют преступность и наркобизнес. Всегда остры социальные и демографические проблемы и, как наказание за алчность и агрессивность К, набирает силу терроризм. Накопление и концентрация капиталов безусловно стабилизируют и консервируют К, захватывая социум, его организацию и отношения. Но не противоречат ли процессы накопления капитала демократизации и улучшению жизни людей? По сути безусловно противоречат, но если бы люди были пассивной неразумной массой, а К - закрытой системой /такова в определенной степени логика Маркса/, то ее энтропия нарастала и ничего хорошего в перспективе не было бы. Однако, присутствие разума в мире капитала медленно, но верно притирает между собой власть денег и интересы общества. Примеры США, стран Европейского сообщества и не только - тому пример. Жизнь не стоит на месте и практика К говорит совсем не о том, что он находится в своей высшей или загнивающей стадии, как того хотелось коммунистам, а в развитии! И что самое главное, - оно производно развитию человека и его социума. Связывая недостатки К с несовершенством человека и думая о его перспективах, сама собой приходит мысль о человеке и его сущности и ее закономерностях, которые необходимо познавать и реализовать для пользы всех людей. В последней фразе - момент истины - осознание пользы поможет развитию и совершенствованию людей, а вместе с ними и К, как отражению их новой ЖН и большей полезности других отношений к ресурсам и организации жизни в индивидуальной и социальной сферах. Насколько и в чем они особенно важны, достаточно обратиться к недостаткам и проблемам К? Что означали попытки его уничтожения, теперь очевидно, - они вели к уничтожению людей, как носителей капиталистических отношений!.. Не имеет ли смысл взглянуть и на проблему терроризма с этой же точки зрения?

3. Капитализм, социализм и коммунизм - этапы большого пути?

Думая о перспективах К, важно увидеть его в объективном историческом процессе развития человека и его взаимодействий с социумом и природой. Обращение к предшествующим К социальным системам и их динамике позволяет отметить тенденцию к снижению зависимости человека от жизненных ресурсов и природных условий за счет повышения производительности и разделения труда, формирования и совершенствования институтов государства, раскрепощения людей и увеличения их свободы, прежде всего предпринимательской. Этому сопутствовали процессы укрупнения и повышения эффективности хозяйства, его капитализации и индустриализации, демократизации социума и социальной ориентации экономики, смягчения социальных противоречий и интернационализации экономических и политических отношений. Что наиболее существенно в этих процессах? Они не только сообразуются с сущностью человека, но и реализуют некую внутреннюю энергию ее поступательного развития и проявления. Однако, эти процессы протекают непросто и неоднозначно, поскольку современная жизнь и ее ценности не вполне способствуют свободному развитию человека, отчуждая его от самого себя и разобщая с окружающим миром. Оценивая реальное положение человека на пути от примитивного к совершенному поведению, можно заключить, что К есть отражение определенного уровня развития человека и его представлений о ЖН и пользе! Как было отмечено выше, К не является закрытой или неуправляемой системой и развивается. Однако, процесс развития К протекает спонтанно, случайно и пока не имеет последовательной и строгой научной основы. И связано это прежде всего с неоднозначным пониманием людьми их ЖН и не просто пользы, но высшей пользы /ВП/, которая выражает их главные интересы и предопределяет важнейшие устремления и действия. Будет ли это происходить на основе процессов капитализации или социализации, индустриализации или гуманизации жизни человечества должно зависеть не от случая и обстоятельств, а быть все более рациональным и зависимым от фундаментальной науки, которая способна исследовать и обосновать оптимальные направления и перспективы развития человека и социума сообразно их ЖН и ВП.

Весьма вероятно, что это будет уже и не К или другой К, адекватный развитию человека, его ЖН и отражающий более высокую степень полезности других отношений к жизненным ресурсам и организации жизни. Что особенно важно, новые отношения возникнут не в процессе силового уничтожения К, а в процессе его развития и совершенствования сообразно сущности человека. Это и предопределяет принципиальные и потенциальные направления преобразований К. При этом не должен игнорироваться и исторический опыт социализма с его идеалами социальной справедливости, свободы и равенства, восходящий к древним идеям о "золотом веке" и социальным утопиям. Он не только повлиял на К, но в определенной степени предопределяет и характер его трансформации. Однако, если коммунистическое направление социализма с государственной монополией на собственность и командно-административной системой управления дискредитировало себя, то социал-демократические теория и практика имеют целью постепенное реформирование К и уже привела к существенной трансформации капиталистического общества путем демократизации отношений власти и собственности и повышения уровня жизни большей части населения развитых стран. Процессы социализации капитализма закономерны и являются естественным проявлением ЖН людей в ее развитии. Что же касается полной замены К социализмом, то такая задача, как коммунистический императив, неразумна в своей постановке и лучше говорить о принципиальной возможности существенной социализации предпринимательства с целью и в контексте достижения ВП людей. После таких рассуждений о социализме вопрос о возможности и тем более необходимости коммунизма становится весьма неопределенным, тем не менее, не стоит вообще отбрасывать эту идею ибо она соотносится с ВП человека. Другое дело, что ВП - это весьма труднодосягаемая вершина его существования. Все дело в том, когда это возможно и что для этого нужно? На вопрос когда: ответим - еще очень нескоро... Люди пока не созрели для него и им необходимо еще долго развиваться и совершенствоваться, чтобы коммунизм стал адекватен их ЖН. Можно предположить, что в обозримом будущем, например, в 21-м веке, идеи товарищества и братства вряд ли станут доминирующими в сознании большинства населения Земли, а без их практического воплощения в жизнь не стоит и говорить пока о коммунизме. Но коммунистическая идея весьма красива и ее не стоит забывать совсем. Время и разум помогут человеку понять и оценить не только ее достоинства и недостатки, но и степень реальности...

4. Перспективы капитализма и современной цивилизации

Думая о будущем К и опираясь на историю, можно осудить социализм и критически смотреть на капитализм, - но при этом нельзя не видеть того, что капитализм сильнее экономически и противопоставляет человека окружающему миру людей и природы, а социализм - слабее экономически, но сближает людей и направлен на достижение общих, а значит и каждого, интересов людей. Никто пока в силу еще не остывшей конфронтации между социализмом и К не дал объективного и конструктивного анализа того и другого и не попытался найти их оптимум!? А жизнь продолжается и опыт социализации капитализма Германии и Швеции и капитализации социализма Китая, во-первых, наводят на определенные размышления, и во-вторых, дают основания предполагать, что в развитии экономики сейчас целесообразен капитализм, а лучше сказать, свободное предпринимательство в рыночных условиях, а для организации социума предпочтительнее социал-демократические механизмы. Есть и еще один подход к оценке перспектив К с позиций человековедения, которое выработало систему стратификации развития человека и социума. Ее важнейшими критериями являются жизненные цели и содержание ЖН человека, уровни его самоорганизации и использования жизненных ресурсов, организация социума и его взаимодействие с природой. На их основе были выделены уровни-этапы развития человека и социума: примитивный, корыстно-хозяйственный, организационный и совершенный. Связывая К с корыстно-хозяйственным уровнем-этапом развития и рассматривая его в позитивной динамике, человековедение утверждает, что К тогда начнет видоизменяться, когда повысится уровень развития и разумности человека и его корыстные устремления изменятся в направлении более полезных и организованных, оптимальных для человека, социума и природы. То есть К изживет себя сам, если люди осознают его нецелесообразность. При этом изменятся жизненные ценности и отношения людей к себе и окружающему миру.

Как скоро это может произойти? Во-первых, это нелучшая постановка вопроса, разумнее спросить, что подвинет людей к этому? Ответ лежит на поверхности и надо только его поймать и озвучить - недостатки и проблемы К. Какие? И здесь не надо особенно напрягаться, прежде всего те из них, которые больше других мешают жить и снижают полезность или смысл существования человека. Речь идет о снижении стихийности и повышении организованности К. Чем скорее люди это осознают, чем быстрее начнутся позитивные трасформации, но не революции. Более того, нет смысла вообще так ставить вопрос и говорить о том, что придет на смену К - в этом звучит какая-то неразумная революционная предпосылка. Лучше думать о том, как может измениться К, для чего уместно взглянуть на человека и социум в развитии. Будучи субъектом экономических процессов, человек одновременно является и объектом хозяйствования в своем индивидуальном хозяйстве жизни /ИХЖ/. Оно естествено и органично, противно чрезмерному накоплению и насилию, то есть тому, что еще свойственно современному капитализму. При этом прибыль ИХЖ должна не только обеспечивать высокий уровень жизненных ресурсов, но и оптимальное состояние его элементов и среды. Поскольку элементы и среда ИХЖ - это отдельные органы и весь организм человека, то их состояние не менее важно, чем конечный результат хозяйствования. Из этого следует, что задача ИХЖ человека состоит не только в достижении высокой прибыли, но и в оптимизации состояния его элементов и среды и внутренних и внешних взаимодействий...

Впрочем, это теоретическая посылка и для реализации ИХЖ людям надо вести себя намного рациональнее, чем сейчас. Можно ожидать, что реализация ИХЖ повлияет и на ход социальных процессов, привнося в них элементы организованности и рационализации. Как человечество постепенно подошло к капитализму после феодализма, так и человек от рабовладения своим организмом и феодализма самоотчуждения должен выйти на более высокий капиталистический уровень хозяйствования своим организмом и его ресурсами. А это предполагает более высокую разумность поведения человека и организацию жизни на всех уровнях. Постепенно по мере улучшения индивидуальной жизни разум человека начнет охватывать и рационализировать социальные и природные взаимодействия. Люди на пути к достижению ВП будут улучшать себя, социум и весь свой вид... Так долог ли век капитализма? Если сказать, что капитализм вечен, поскольку он существует уже несколько веков и не думает никуда исчезать, то это будет, пожалуй, преувеличением. Для этого ему не хватает разумности и равновесия, взаимопонимания и общности людей. Можно ли совместить все это в капитализме? Вряд ли, поскольку его природа противоречива и несовершенна и зиждется на разобщении собственников и трудящихся, частных и общих интересов. Наконец, она, как старая кожа змеи, становится тесна развивающимся и по-другому понимающим свою пользу и необходимость людям. Грядут изменения к лучшему... Какие? Надо изучать свою природу и, когда мы узнаем ее лучше, можно будет говорить о своей будущей жизни более определенно. /17.12.05 - 24.01.07/

Цикл 7: "От желаний к необходимости"

Частная собственность и общее благо или что придет на смену капитализма?" (2-я ред.)

Введение

Кажется, что частная собственность и общее благо противоречивы и несовместны, однако, между ними, вообще говоря, нет непреодолимой границы, если исходить из того, что общество состоит из частных лиц, взаимодействующих между собой, а общее благо производно частному. Практика развитых стран доказывает возможность достижения общего блага на основе частной собственности без социальных катаклизмов и позволяет говорить о том, что противоречия существуют между частной и общественной собственностью, а не между частной собственностью и общим благом. Из этого рассуждения следует, что представление об общем благе критично не к форме собственности, а к социальности человека и его способности сознавать необходимость и полезность более разумной и справедливой социальной организации, которую он поддерживает с помощью налогов и законопослушной деятельности. Последнее позволяет связывать представление об общем благе и его достижение с развитием людей и их социального сознания. Социализация экономики и демократизация общества отражают процессы изменения соотношения частного и общего в сознании людей в сторону общего, не умаляя при этом значения частного и давая основания для оптимистичного видения их будущего, в котором будет возрастать роль и место социального и значение общего блага.

1. Что есть частная собственность и общее благо?

Представляется естественным человеку желать и иметь частную собственность, чтобы обеспечивать свое самосохранение и продолжать род, если не принимать во внимание существование других людей - целого общества, своей зависимости от него и не связывать свою жизнь с общим благом. Но тогда также естественно говорить об отсутствии общности между людьми и различиях их желаний и интересов или о разобщении, что очевидно противоречит их сущности, в социальности которой вряд ли кто-то серьезно сомневается... Другое дело - как она-социальность человека понимается и реализуется? В преобладающем понимании частная собственность есть нечто самоценное и противопоставляемое общественной собственности с точки зрения ее качества и большей мотивированности частника в достижении конечного результата, что безусловно имеет серьезные основания. То есть в первом приближении частная собственность и общее благо на основе общественной собственности как бы противоречивы. Тем не менее, между частной собственностью и общим благом, вообще говоря, нет непреодолимой границы, если исходить из того, что общество состоит из частных лиц, взаимодействующих между сосбой, а общее благо производно частному. Практика развитых капиталистических стран, да и социалистического Китая тоже, доказывает возможность достижения общего блага на основе частной собственности без социальных катаклизмов. То есть правильнее говорить о противоречиях между частной и общественной собственностью, а не между частной собственностью и общим благом. Другое дело, что у понятия "общее благо" есть уровни, адекватные развитию человека и социума, а частная собственность - отнюдь не абсолютная и единственно возможная форма хозяйствования на все времена. Последнее очень важно и сопрягается с сущностью и разумностью человека, которые имеют позитивную динамику развития и совершенствования в социуме и природе.

Однако, как в представлениях людей о сущности человека до сих пор нет единого и объективного основания, так и в определении общего блага существуют разные подходы, связанные прежде всего с формами собственности. Если человек - эгоист-индивидуалист, то общество есть совокупность частников и общее благо по некоторым компромиссным соглашениям достигается на основе частной собственности. Если человек социален, а это еще менее вызывает сомнения ибо он во многом зависим от других, то общее благо и в этом случае формируется-складывается из усилий отдельных людей, какой бы ни была форма собственности... Получается, что общее благо достижимо на некотором уровне развития людей независимо от формы собственности за счет индивидуальных усилий людей и организационных социальных мер, реализуемых государством. Из этого рассуждения следует, что представление об общем благе критично не к форме собственности, а к социальности человека и его способности сознавать необходимость и полезность более разумной и справедливой социальной организации, которую он поддерживает с помощью налогов и законопослушной деятельности. Последнее позволяет связывать представление об общем благе и его достижение с развитием людей и их социального сознания, предопределяемого их сущностью. Не менее важным для проявления социальности людей является высокий уровень развития производительных сил и демократизации общества.

Должно быть без больших усилий понятно, что общее благо - не какая-то абстрактная, а вполне конкретная категория, которая производна частному благу людей, и что без частной собственности и индивидуального благополучия общее благо недостижимо или, иначе говоря, общее и частное блага тесно связаны и взаимодействуют между собой. На начальном этапе формирования общего блага весьма существенны частная собственность и индивидуальный успех, а по мере повышения уровня общего благосостояния роль частного снижается и повышается роль общего - социального, проявляемого в оптимальных организации экономики и взаимодействии субъектов собственности. В силу того, что общее благо складывается на основе сознательных усилий и самоограничения членов общества для блага всех, важное значение имеет собственно осознание необходимости и полезности этих вещей и их культивирование на всех этапах становления и самореализации людей. Само собой, это должно найти отражение в нравственных и юридических установлениях, в социальной организации и государственной политике.

2. Можно ли совместить частную собственность и общее благо?

Реалии современной жизни показывают возможность достижения общего блага, целесообразность частной собственности и их достаточно мирное сосуществование, впрочем, не везде и всегда. В достижении общего блага находит свое выражение логика рационального поведения человека, который для своего блага должен считаться с интересами других, во-первых, потому, что зависим от других и не все может сделать сам, во-вторых, он по природе своей - часть общности, без которой не сможет ни вполне самореализоваться, ни продолжить род. В-третьих, по мере развития человек сознает, что общее благо - гарантия стабильности и благосостояния его жизни, которую надо поддерживать в порядке осуществления жизненной необходимости и, наконец, человек разумный способен сознавать не только бо`льшую, но высшую пользу /ВП/ своих действий для блага и улучшения всего человеческого вида, которое составляет смысл жизни человека на земле. Впрочем, это сильное забегание вперед и прежде людям надо понять, что частное и общее присущи каждому, дополняя друг друга и составляя его жизненную необходимость /ЖН/. Последнее связывает человека с его сущностью, имеющей индивидуальную и социальную составляющие, которые надо сознавать и оптимально реализовать для его собственного и общего блага. Увы, это теоретический посыл или высшая логика, которая должна постигаться и реализоваться каждым человеком, но в силу различий в развитии людей и отсутствия системы воспитания и образования в природосообразном ключе, этого не происходит и между людьми возникают противоречия и противостояние. Это не означает, что человек таков вообще и будет таким всегда, а лишь говорит, что он таков сейчас, на данном этапе его развития.

Непонимание относительности свойств сущности человека его развитию, чему примером изменение интересов человека по мере взросления, усложняет адекватное восприятие сущностно-смысловых вопросов его жизни и дает основание некоторым говорить о неоднозначности и неопределенности его сущности, изначально противопоставляя частное и общее ее начала. Думая о том, почему столь противоречивы частное и общее, вследствие чего возникали восстания и революции, повлекшие множество жертв, и сравнивая их с более толерантным и относительно стабильным нынешним существованием людей, хотя бы в развитых странах, имеет смысл говорить об изменениях, происшедших в людях и их жизни, извлекших уроки истории и нашедших средства для смягчения и постепенного преодоления противоречий между частным и общим. Однако, такое происходит не везде и условия для противостояния частного и общего сохраняются там, где велико имущественное и социальное расслоение людей и недостаточно разума и воли для его преодоления в более справедливой социальной организации. Рассуждая о том, насколько противоречивы частное и общее, следует исходить из того, что это комплементарные свойства человека, которые тем более противоречивы, чем более человек эгоистичен и чем менее видит себя частью социума, чтобы сознавать необходимость и пользу взаимодействия с другими людьми. Полезно сравнение человека с животными, которые в массе своей "частники", но и среди них встречаются стайные коллективные существа с довольно сложной организацией жизни.

Противоречия между частным и общим у человека зиждятся в его разуме, способном, но не всегда сознающем необходимость и пользу совместных, общих действий с другими людьми для блага всех и себя, в том числе. Жизнь показывает, что совмещение частной собственности и общего блага возможно в определенных условиях и обстоятельствах, подразумевающих прежде всего высокие уровни развития производительных сил и демократизации общества, характерные для более высокого развития людей и социума вообще. Надо заметить, что представления об общем благе относительны и в наших рассуждениях подразумевается не общее благоденствие, а сравнительно большее число обеспеченных и меньшее - нищих и обездоленных, более развитая социальная сфера и стабильная без катаклизмов жизнь. Для достижения идеального общего блага, например, такого, каким его понимали утописты, а теперь коммунисты, многое должно быть в людях и их жизни по-другому. И прежде всего - в понимании и осуществлении ЖН, подразумевающей исполнение человеком многих обязанностей, которые теперь реализуются далеко не всеми и не вполне, надо ли говорить, что свои права мы помним и реализуем лучше, чем обязаности. А без этого какое может быть общее благо? Такое, каким мы в состоянии его обеспечить и не растащить... Основой достижения общего блага является развитие в человеке и полноценная реализация социального начала, которое, как и разум, не берется ниоткуда, а формируется долго, последовательно и постепенно, если этого хотят и добиваются.

3. О капитализме и социализме

Что такое капитализм и насколько он сообразуется с благом человека? Человековедение определяет капитализм, как тип общества с преобладающими корыстно-хозяйственными устремлениями людей и адекватными им социально-экономическими отношениями, которые строятся на основе вложения и формирования капитала, как создаваемых человеком ресурсов, используемых для производства товаров и услуг и приносящих доход. Капитализм является определенным этапом развития человечества с имманентными ему атрибутами экономического и социального характера, но прежде всего, и это взгляд человековедения, он производен развитию человека. Коль скоро его сущность социальна, то она, как и индивидуальная составляющая, реализуется на некотором уровне с преобладающими мотивами поведения и его отношений с другими людьми и природой. Человек - существо разумное и потому его индивидуальные и социальные действия следует увязывать с той или иной степенью проявления разумности. Капитализм был подготовлен всем ходом исторического развития человека и является отражением процессов, происходящих в его организме, сознании и во взаимодействиях с людьми и природой. Обращаясь к пути, пройденному человеком, можно видеть, как менялись содержание и формы этих процессов, как развивались и становились разумнее люди и возрастали их возможности и свобода. Можно по-разному расставлять исторические акценты и трактовать события, но чем больше человек знает и может, чем больше он испытывает потрясений, тем лучше и отчетливее сознает неслучайность происходящего на Земле, за которой проступает его, еще далеко не познанная, биосоциальная сущность. И капиталистическая действительность и ее реалии - проявления сущности человека и его социума, познавая которую, только и возможно объективно и глубоко понимать реальную жизнь, чтобы затем пытаться ее улучшать...

А что есть социализм и насколько он противоречит капитализму? Термин "социализм" появился во 2-й половине 19 века, однако, представления об обществе социальной справедливости возникли в глубокой древности, развиваются во многих религиях и разновидностях утопического социализма и имеют различные интерпретации. Так называемой теории научного социализма-коммунизма марксизма-ленинизма с пролетарской революцией, диктатурой и общественной собственностью вместо "загнивающего капитализма", дискредитировавшей себя в СССР и других странах, противостоит социал-демократическое учение на основе идей К. Каутского и Э. Бернштейна по постепенному реформированию капитализма в контексте достижения политической, экономической и социальной демократии и свободы, справедливости и равенства. Если ленинский социализм очевидно противоречит и неразумно противопоставляется капитализму, то социальная демократия постепенно вырастает из него без больших социальных катаклизмов и жертв. Последний созвучен человековедению, а его реальность и жизнеспособность подверждает практика развитых стран Европы и Америки. Как оценивать капитализм и социализм в контексте частного и общего? Размышляя о будущем и опираясь на историю, можно осудить жестокий и авторитарный социализм Ленина-Сталина и критически смотреть на капитализм, - но при этом нельзя не видеть того, что капитализм сильнее экономически и противопоставляет человека окружающему миру людей и природы, а социализм - слабее экономически, но сближает людей и направлен на достижение общих, а значит и каждого, интересов людей.

В отсутствие объективного и конструктивного анализа того и другого идет эмпирический процесс нахождения некоего компромисса между ними, чему подтверждением опыт социализации капитализма стран Европы и особенно Скандинавии и капитализации социализма Китая. Налицо торжество идей и достижений социал-демократии, который сопрягается с развитием и разумностью человека. Человековедение выработало систему стратификации развития человека и социума, важнейшими критериями которой являются жизненные цели и понимание ЖН, уровни саморганизации человека и использования жизненных ресурсов, формы организации социума и его взаимодействия с природой. На их основе были выделены уровни-этапы развития человека и социума: примитивный, корыстно-хозяйственный, организационный и совершенный. Связывая капитализм с корыстно-хозяйственным уровнем-этапом развития и рассматривая его в позитивной динамике, человековедение утверждает, что он тогда начнет видоизменяться, когда повысится уровень развития и разумности человека и его корыстные устремления изменятся в направлении более полезных и организованных, оптимальных для человека, социума и природы. То есть капитализм изживет себя сам, если люди осознают его нецелесообразность, и будет постепенно вытеснен более справедливой организацией социума и его экономики. При этом изменятся сами люди и их жизненные ценности, а отношения к себе, социуму и природе станут более совершенными.

4. Что за капитализмом или варианты будущего?

Идеален ли капитализм? Отнюдь, - у него есть сильные и слабые стороны. Сильные состоят прежде всего в том, что капитализм организует действия людей в соответствии с их доминирующими интересами, способствует развитию производительных сил и повышению уровня их жизни. Слабость же его - в том, что это происходит на непропорциональной усилиям людей имущественной основе с высоким уровнем противоречий и разобщения. Ценностная мотивация при капитализме побуждает людей иметь больше денег и все более накапливать их и капитал является не только самоцелью, но сверхцелью, которая затмевает для человека все остальное: и слабость его здоровья, и ненормальность его взаимодействия с окружающим миром, и иссякающий оптимизм и даже возможность мирового катаклизма. И это не может не вызывать скрытого или явного недовольства людей и не формировать энергии противодействия и реформирования капитализма, которая особенно, хотя и неявно, возрастает во время периодических кризисов. А насколько реален социализм и каковы его перспективы? Если исходить из реалий, и это наиболее ярко проявляется во время мирового кризиса финансово-экономической системы 2008/9 годов, то для всех становится более очевидной ЖН, если не социализации капитала, то его большего социального контроля, с одной стороны и его большей социальной ответственности и преобразования стихийных, что означает невполне разумных, рыночных регуляторов - с другой. Жизненная практика развитых капстран, скажем Европейских - Германии, Норвегии, Дании, позволяет не только говорить о перспективности социализма, но и констатировать большие успехи этих и других стран в социализации и улучшении жизни. Значение частного остается, но снижается, а достижение общезначимых целей из абстрактных категорий переходит в разряд реальных, формируя высшую логику государственной внутренней политики.

Необходимо отметить, что ожидать каких-то более масштабных социально-демократических мероприятий-преобразований пока не приходится, поскольку они производны развитию и совершенствованию людей в массе, которые различны и имеют свои неспешные логику и ритмы. Как уже отмечалось, это происходит на основе постепенных осмысления и разрешения возникающих противоречий, не имеющих пока системного научного отображения и связи с представлениями о сущности человека и ее развитии в социуме и природе, во времени и пространстве. Человековедение могло бы внести значительно большую ясность и определенность в изучение и понимание этих процессов и перевести их на более строгую научную основу. Каковы предпосылки и варианты будущего? Социализация экономики и демократизация общества отражают процессы изменения соотношения частного и общего в сознании людей в сторону общего, не умаляя при этом и значения частного. Пока бытие определяет сознание людей, а не наоборот, - и это печально и знаменательно. Печально потому, что люди недостаточно разумны, чтобы организовать свою жизнь более рационально, - знаменательно потому, что является отражением их развития и возможностей, которые объективны и которые необходимо познавать, чтобы затем последовательно совершенствовать. Практика развитых стран иллюстрирует позитивные тенденции развития, давая основания для оптимистичного видения их будущего, в котором будет возрастать роль и место общего-социального.

Вместе с тем, наличие большого числа развивающихся стран, не говоря о племенах, находящихся на первобытном уровне, с различными религиозными и идеологическими установками делает палитру современности, которая постепенно перейдет в будущее, весьма разнообразной и неоднозначной. Общие среда и ресурсы Земли, состояние и объем которых пропорционален развитию населяющих ее народов, вынудит более развитые помогать менее развитым без экспансии своих экономических или политических интересов ради общего будущего. Развитие человечества, протекающее непрерывно и теперь, будет ускоряться и в немалой степени благодаря усилиям наук, в частности, человековедения. Желания и действия людей будут рационализироваться в контексте осуществления ЖН и постепенно от обогащения и достижения более высокого положения в социуме - этой древнейшей и недостойной человека разумного стратегии поведения, идущей от его животных предков, люди перейдут к более полезному и общезначимому для всех - развитию и совершенствованию для достижения ВП в улучшении всего человеческого вида. Ибо такова сущность человека разумного и в общем благе состоит смысл его появления и жизни на Земле! /22.07.09-13.02.13/

Hosted by uCoz
[AD]